Рефераты. АТЭС и Казахстан - проблемы и перспективы развития






Важнейшими формами деятельности АТЭС являются: саммиты глав государств и правительств (экономических лидеров), встречи министров иностранных дел, торговли и экономики, профильные встречи министров и совещания старших должностных лиц (СДЛ) экономик-участниц Форума.

Проблематикой конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются: Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и управления, Подкомитет СДЛ по экономическому и техническому сотрудничеству, подкомитеты по таможенным процедурам, стандартам и соответствию, а также рабочие группы по содействию торговле, промышленной науке и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, людским ресурсам, энергетике, по сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму.

В АТЭС действует институт страны - председателя, обязанности которого в 2001 году выполняет Китай. В 2002 году страной-председателем была Мексика, в 2003 году - Таиланд, в 2004 году-Чили.

Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат АТЭС, штаб-квартира которого находится в Сингапуре.

Деятельность АТЭС осуществляется на основе консенсуса.
Интересы предпринимательских кругов выражает Деловой консультативный совет АТЭС, в который входят по три представителя бизнеса от каждой страны, назначаемые лидерами экономик.

С 1993 года ежегодно созываются неформальные встречи глав государств и правительств стран-членов АТЭС. Первый саммит прошел в Сиэтле, США. На нем лидеры обсудили перспективы формирования сообщества стран Азиатско-Тихоокеанского региона, основанного на принципах открытости и партнерства, которое будет содействовать свободному движению товаров, услуг и инвестиций, обеспечению устойчивого экономического роста, достижению более высокого уровня жизни и стандартов образования, сохранению окружающей среды. Эти идеи получили наименование "видение АТЭС".

К встречам в верхах приурочиваются ежегодные регулярные совещания министров иностранных дел и министров, отвечающих за вопросы торговли.

На втором саммите АТЭС в Богоре (Индонезия, 1994 год) была принята "Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС", которая определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010 -2020 годам системы свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На третьем саммите в Осаке (Япония, 1995 год) лидеры АТЭС приняли Программу действий по реализации заявленных целей. Ключевым моментом Программы стала договоренность участников АТЭС подготовить индивидуальные планы действий, направленные на либерализацию торгового и инвестиционного режимов, а также коллективные планы по развитию экономического и технического сотрудничества.

В результате четвертого саммита АТЭС в Маниле (Филиппины, 1996 год) участники договорились приступить, начиная с 1997 года, к практическим шагам по продвижению процесса либерализации торговли и инвестиций. Соответственно были приняты Манильский план действий АТЭС, в основу которого положены индивидуальные планы действий стран-участниц и коллективные планы по либерализации торговли и инвестиций, а также Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития.

В ходе пятой встречи в верхах в Ванкувере (Канада, 1997 год) были утверждены критерии членства в АТЭС, решен вопрос о приеме из 11 кандидатов трех новых членов: России, Вьетнама и Перу, после чего на прием в организацию был объявлен 10-летний мораторий. Была также принята специальная Декларация, в которой выражались намерения усилить экономическое и научно-техническое сотрудничество.

В Ванкувере была согласована программа ускоренной добровольной секторальной либерализации, предусматривавшая устранение к 2010 году тарифных и нетарифных барьеров в 15 секторах торговли товарами, причем в 9 из этих секторов конкретные шаги должны были быть предприняты, начиная уже с 1999 года.

Однако на шестом саммите в Куала-Лумпуре (Малайзия, ноябрь 1998 года) было принято решение перенести рассмотрение вопроса об ускоренной добровольной секторальной либерализации во Всемирную торговую организацию. Значительное внимание участники саммита уделили поиску согласованных подходов к преодолению финансово-экономического кризиса и обеспечению общей экономической стабильности в АТР, облегчению условий торговли и инвестиций, активному развитию экономического и технического сотрудничества, обращенного в ХХI век.

В Куала-Лумпуре Россия, как и Перу и Вьетнам, стала полноправным членом АТЭС.

Основными темами седьмого саммита АТЭС в Окленде (Новая Зеландия, сентябрь 1999 года) стали уроки азиатского финансового кризиса, меры по восстановлению и поддержанию экономического роста в регионе путем укрепления функционирования рынков, роль АТЭС в упрочении системы многосторонней торговли в свете начала нового раунда переговоров в рамках Всемирной торговой организации. Были также рассмотрены итоги деятельности Форума за десять лет и обозначены перспективы развития АТЭСовского процесса в новом тысячелетии.

В центре внимания восьмого саммита АТЭС в Брунее (ноябрь 2000 года) были, прежде всего такие актуальные для мировой и региональной экономики процессы, как глобализация с присущими ей рисками и возможностями ускорения темпов экономического развития, повышения благосостояния населения, освоения новейших информационных и телекоммуникационных технологий и связанная с этим проблематика "новой экономики". Обсуждалась и проблема укрепления многосторонней торговой системы.

В саммите участвовал Президент Российской Федерации В.В. Путин, который выступил с докладом по проблеме глобализации перед представителями деловой элиты.

Китайская Народная Республика, приступив к исполнению обязанностей страны-председателя в 2001 году, выдвинула в качестве основной темы Форума: "Навстречу новым вызовам наступившего столетия - достижение общего процветания на основе участия и сотрудничества". Деятельность в АТЭС в текущем году направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

1)     Достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере, изучаются возможности расширения применения цифровых технологий и обеспечения их доступности для всех стран, развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления.

2)     Продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли, ведется работа по улучшению инвестиционного климата в регионе, принимаются меры по поддержке многосторонней торговой системы и подготовке нового раунда торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации, сокращению сроков достижения целей Богорской декларации по либерализации торговли к 2010 и 2020 годам.

3)     Поддержание устойчивого экономического роста.

Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической политике для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран региона, содействие структурным реформам в интересах развития конкурентоспособных отраслей промышленности.

В последнее время активизировалось участие России в деятельности АТЭС.

Разработана и одобрена Президентом Российской Федерации концепция участия России в АТЭС, определяющая стратегические цели страны на этом направлении и пути их достижения.

В 1998 году учреждена Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам участия в Форуме "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество", которую возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Клебанов.

Российские представители участвуют в работе Делового консультативного совета АТЭС, в мае 2001 года в Москве проведено одно из его заседаний.

Россия выступила с инициативой проведение VII Инвестиционного симпозиума и III Инвестиционной ярмарки в 2002 году во Владивостоке.

Об этом, в частности, свидетельствует опыт, накопленный Фондом сотрудничества Россия - АСЕАН в процессе длительного общения с правительственными организациями и бизнесменами из стран АТЭС. Фонд, выполняя функции национального организатора, обеспечил участие представителей государственных и частных структур Российской Федерации в бизнес-саммитах АТЭС в Куала-Лумпуре (1998 г.) и Шанхае (2001 г.), III и IV выставках-ярмарках АТЭС в Куала-Лумпуре (1998 г.) и Джакарте (2000 г.), I и II форумах "Рынок инвестиций АТЭС" в Сеуле (1999 г.) и Янтае, КНР (2001 г.), III и IV форумах "Рынок технологий АТЭС" в Голд Косте, Австралия (1999 г.) и Сучжоу, КНР (2001 г.). Установленные обширные контакты с зарубежными партнерами и достигнутые практические результаты, свидетельствуют о наличии реальных возможностей расширения делового сотрудничества с государствами АТР в различных сферах.

Список использованной литературы


I. Работы общетеоретического характера

1.                              Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, Онер, 1996.- 288 с.

2.                              Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996. -624с.

3.                              Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. – Москва: Фонд содействия развитию социальных наук, 1997. – 480 с.

4.                              Назарбаев Н.А., Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы: Онер, 1997. – 270 с.

5.                              Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы: Атамура, 1999. – 296 с.

6.                              Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождения европейской цивилизации. – Москва: Экономика, 2000. - 544 с.

7.                              Назарбаев Н.А. Эпицентр мира. – Алматы: Елорда, 2001. – 294 с.

8.                              Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество // Казахстанская правда. - 2002. - 7 февраля.

9.                              Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана Астана, апрель 2002 г.// Казахстанская правда. - 2002. - 2 мая.

10.                         Назарбаев Н. А. Критическое  десятилетие.  - Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр.

11.                         Токаев К.К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий. // Казахстан и мировое сообщество. - 1995, №2

12.                         Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. -Алматы: Бiлiм, 1997.- 736 с.

13.                         Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией Токаева К.К. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет - 1998 г., 450 с.

14.                         Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. –Алматы: Сак, 2000. - 584 с.

15.                         Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстана. –Алматы: Елорда, 2001. - 552 с.

II. Источники

1.                              Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

2.                              Выступление А.В. Козырева перед учеными-международниками и представителями деловых и политических кругов Японии 14 апр 1993 // Москва: Дипломатический вестник, 1993, № 9-10

3.                              Выступление И. Иванова на 53-й сессии ГА ООН 22 сентября 1998 года // Москва: Дипломатический вестник, 1998, № 10. – с. 5-9

4.                              Отношения Советского Союза с Народной Кореей 1945-1980. Документы и материалы. – Москва: Наука, 1981. – 457 с.</O:P></SPAN>

5.                              Сборник   важнейших документов по международному праву. М. 1996-1997гг.

6.                              Экспорт и импорт  Всемирной Торговой Организации (ВТО).



III. Монографии и статьи

1.                              Арыстанбекова А.Х. Объединенные нации и Казахстан. – А.: Дайджест-Пресс, 2002 г. – 432 с.

2.                              Бельчук А. Международный финансовый кризис: новый этап. -М.: РАН ИМЭМО, 1999.

3.                              Богатуров А. Без перемен не обойтись. // Азия и Африка сегодня, №3, 1991.

4.                              Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Социология, политика международных отношений. – М.

5.                              Бутрос Бутрос-Гали. Укрепление потенциала Организации Объединенных Наций. // Мировая экономика и международные отношения. – 1993 г., №4, с. 5-15.

6.                              Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ) N113. 2000. 28 сентября. С. 12-13.

7.                              Государственные, национальные, классовые институты во внешней политике. // Мировая экономика и международные отношения. – 1989 г., №2

8.                              Джозеф С.  Най (младший). Взаимозависимость и изменяющаяся международная политика. // Мировая экономика и международные отношения. – 1989 г., №12, с. 73-81.

9.                              7. Каукин И. Основные черты межкорейского экономического сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2002, № 1. - 122-123 с.

10.                         Козырев А.В. ООН против тоталитаризма. // Международная жизнь, 1990 г. -№12

11.                         Куколка Ю. Проблемы теории международных отношений. – М., 1980.<SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; mso-bidi-font-size: 7.5pt">

12.                         Ли Д. Х. Сравнительный анализ политики СССР и РФ по отношению к СВА и двум корейским государствам. Автореферат кандидатской диссертации на соискание ученой степени канд. полит наук. -  Москва: ИДВ РАН, 1999. – 31 с.

13.                         Ли В.Ф. Россия и Корея в геополитике евразийского Востока. Москва: Инфра,2000. – 364 с.

14.                         Мадиярова Д.М. Стратегия формирования внешнеэкономической деятельности - Алматы: Экономика, 1999. -184.

15.                         Матюхин Г. Пора перестать искать внешние причины наших бед.// «Международный финансовый кризис», -М.: РАН ИМЭМО.,1999.

16.                         Мен Д. Сеул-Пхеньян: реалии, перспективы сотрудничества проблемы. // Алматы: Саясат, 2002, №8.- с. 47-52.

17.                         Мясников В.С. Положение в сфере безопасности в СВА. – Москва: Инфра, 1999. – 312 с.

16.                         Симонов В. В. Кредитная система и государственное регулирование.- М.: Деньги и кредит, 1992, № 4.

17.                         Федоровский А. Китай и восточноазиатский кризис., -М.:РАН ИМЭМОД999.

18.                         Хонг В.С. Геостратегия России и Северо-Восточная Азия. – Москва: Инфра,1998. – 321 с.

19.                         Цыганков П.А. Теория международных отношений. - Москва: Гардарики, 2003. - 590 с.<SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; mso-bidi-font-size: 7.5pt">

20.                         Чой С.А.. Эволюция отношений России с государствами Северо-Восточной Азии. – М: Наука, 1998 – 263 с.

1. Мишель Пебро. Международные экономические, валютные и финансовые отношения - М., 1994.

4. П. X. Линдерт. Экономика мирохозяйственных связей.- М., 1992.

ВВП по странам СНГ // Экспресс-информация. - 09.12.2000. - Агентство РК по статистике. Статистический ежегодник Казахстана: Статистический сборник / Под ред. А.А.Смаилова. - Алматы: Агентство РК по статистике, 2000. - 466 с. (с.210). Republic of Kazakhstan / Emerging Markets Research. - Merrill Lynch, March 1998. З.Каримова, А.Садиев. Энергетические ресурсы мира и Казахстана в 1998 году. // Экономика и статистика, № 2, 2000. - с. 91. Coal Information 2000. З.Каримова, А.Садиев. О производстве и потреблении угля в мире и Республике Казахстан в 1999 - 2000 гг. // Экономика и статистика, № 1, 2001. - с. 85. З.Каримова. Экономика Казахстана в 20 веке: основные этапы и итоги развития. // Экономика и статистика, № 4, 2000. - с. 73. Ж.Давильбекова. Рынок железной руды // АльПари, № 4, 1997. - с.59. Ю.Адно. Металлургия: азиатский кризис и антидемпинг // МЭиМО, № 8, 1999. - с.56. Ж.Айгазин, З.Коканбаева. Современное положение на мировых рынках сырья и готовой продукции // Экономика и статистика, № 3-4, 1999. - с. 83-87. С.Касымов, О.Ельцова. Тенденции мирового рынка зерна // Транзитная экономика, № 1, 1999. - с. 109. А.Реутов. Рынок зерна и зернопродуктов в Казахстане. // Экономика и статистика, № 4, 2000. - с. 27

21.                          

2. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М., 1999.

4. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1990.

7. Kennedy P. Preparing for the Twenty-First Century. L., 1994, p.344-345.



[1] Абазов Р. АТР в новых условиях. Мировая экономика и международные отношения. 1995, №8. стр. 151

[2] Цыганов Е.  Республика Корея и Китай в интеграционных процессах Мировой экономики. // Мировая эконо­мика и международные отношения. 1995, №5. стр.121

[3] Мальцева 0. Семенов Е. Экономическая интеграция в АТР. //  Мировая экономика и международные отно­шения. 1995, №9. стр.71

[4] Источники: экспорт и импорт  Всемирной Торговой Организации (ВТО);

[5] По паритету покупательной способности валют.

[6] Бруней — 2001 г., Канада — 1999, Китай — 2001 г.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.