Рефераты. Методика проведения работы по сенсорному воспитанию в СДУ (специальное дошкольное учреждение)
Программой
воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста
предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения
различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов
строительных наборов по форме, величине, расположению[14] . Особое внимание рекомендуется
уделить обучению умственно отсталых детей умению обследовать предмет,
анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения
являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности
и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.
В процессе
формирования изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с
нарушением интеллекта в подготовительном периоде обучения предлагается
использовать специальные дидактические игры, направленные на упражнение детей
в восприятии различных свойств предметов, а также игры по развитию зрительно-двигательной
координации. В процессе проведения занятий по предметному рисованию и лепке с натуры
детей учат специальному рассматриванию, наблюдению, в ходе которого происходит
восприятие свойств предмета. Особое место в работе занимает обучение
обследованию, включающее в себя: целостное восприятие предмета; выделение
основных частей; анализ формы, цвета, расположения и относительной величины частей;
повторное целостное восприятие предмета. Правильность восприятия формы
предмета обеспечивается проведением индивидуальной работы по формированию
моделирующих движений (обводка предметов по контуру перед рисованием, ощупывание
перед лепкой) на занятиях учителя-дефектолога (О.П.Гаврилушкина).
В качестве
важного условия развития сенсорной сферы выдвигается необходимость
использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор
программных задач в соответствии с требованиями сенсорного развития, вне
зависимости от уровня речевого развития ребенка; повседневное оформление и
закрепление собственного речевого опыта ребенка в слове, создание образов
представлений, которые могут быть актуализированы по слову. В систему
сенсорного воспитания должна включаться специальная работа по овладению всеми
способами усвоения сенсорного опыта - пониманием жестовой инструкции,
подражанием, анализом образца, самостоятельным анализом задачи, действие по
словесной инструкции или по словесному описанию.
Анализ
сложившейся практики показывает, что внедрение системы сенсорного воспитания в
практику работы специальных детских дошкольных учреждений позволило педагогам
организовать систематическое целенправленное воздействие на развитие сенсорной
сферы умственно отсталых детей, а в конечном счете сделать более эффективным
обучение рисованию, конструированию и другим видам детской деятельности.
Немногочисленность
исследований по проблеме сенсорно-перцептивного развития детей с выраженной
интеллектуальной недостаточностью выдвигает задачу по дальнейшей разработке
проблемы воспитания данной категории детей. Обобщение опыта практической работы
в этой области привело к созданию ряда программ сенсорного развития.
Представляет
интерес система дидактических и обучающих игр, предложенная М.Б.Медведевой и
Т.П.Бабич. Данная система ставит своей целью развить у глубоко умственно
отсталых учащихся вспомогательной школы «целенаправленное восприятие цвета,
формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве,
зрительное внимание, аналитико-синтетическую деятельность...»[15] и представляет собой
достаточно четкую и обоснованную последовательность работы. Так, формирование
представлений о величине предметов авторы предлагают проводить следующим
образом: соотнесение предметов по величине, по общему объему (матрешки,
пирамидки); словесное обозначение предметов по величине: покажи длинную,
короткую дорожку; раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания;
локализация величины; развитие глазомера; чувство ритма; игры и упражнения на
развитие зрительного внимания.
Однако,
разрабатывая последовательность формирования представлений глубоко умственно
отсталых детей о величине предметов, авторы не указали на особенности
использования различных методов и приемов педагогического воздействия. Кроме
того, дидактическая игра является важной, но не единственной формой работы по
сенсорному воспитанию ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Тем не менее,
по мнению исследователей, одним из важнейших подходов к определению
социально-трудового прогноза при выраженной умственной отсталости является
способность к пространственной, временной и сенсорной ориентировке
(Н.Ф.Дементьева, Н.М.Доценко, Э.В.Устинова). Вследствие этого во все
существующие программы и методические рекомендации, касающихся работы с
детьми, имеющими выраженную интеллектуальную недостаточность, включены задачи
развития сенсорно-перцептивной сферы. Рекомендовано проводить работу по
сенсорному воспитанию в процессе развития предметно-практической (Г.В.Цикото),
изобразительной (А.А.Еремина), игровой (А.Р.Маллер) и элементарной трудовой
деятельности. Основной формой работы в этом направлении является упражнение и
дидактическая игра.
В заключение теоретического анализа можно сделать следующие выводы:
1. Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорно-перцептивного развития
и сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нормальным и дефицитарным
развитием показывает, что в настоящее время восприятие рассматривается как
особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и
операционально-технический компонент.
1.
У детей раннего и
дошкольного возраста с нормальным и нарушенным
интеллектом
имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных
анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено,
что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального
освоения ребенком человеческого опыта.
3. Развитие
восприятия осуществляется в процессе сенсорного воспитания понимаемого в
широком педагогическом смысле - как целенаправленного процесса, который
осуществляется под руководством педагога и включает в себя все виды учебных
занятий и специально проводимой воспитательной работы
4. В
педагогике имеется система сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного
возраста, однако применительно к дошкольникам с выраженной интеллектуальной
недостаточностью это направление воспитания является малоразработанным.
3. Экспериментальное исследование сенсорно-перцептивной сферы детей
дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью
3.1 Задачи и методика эксперимента
Основной
задачей данного исследования являлось изучение актуального уровня развития
сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной интеллектуальной
недостаточностью и создание на этой основе методической системы сенсорного
воспитания. Для достижения этой цели предполагалось решить ряд задач.
Во-первых, получить возможно более полную картину сенсорного развития детей
дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Во-вторых, определить потенциальные возможности сенсорно-перцептивного развития
детей этой категории.
Изучение
особенностей сенсорно-перцептивной деятельности детей с глубоким нарушением
интеллекта проводилось в 2007 году на базе….
В исследовании
принимало участие 28 детей (16 мальчиков и 12 девочек) в возрасте от 4 до 8
лет, в том числе.
Все дети имеют
умственную отсталость. В том числе: умственная отсталость в степени легкой
имбецильности зафиксирована у 10 человек, умственная отсталость в степени
имбецильности - у 14 человек, умственная отсталость в степени выраженной
имбецильности - у 4 человек.
Мы приняли
следующий порядок эксперимента: на первом этапе особенности
сенсорно-перцептивного развития изучались на основе наблюдения за детьми в ходе
занятий, свободной деятельности и в процессе проведения режимных моментов.
Второй этап предполагал проведение индивидуального психолого - педагогического
эксперимента.
Наблюдение за
свободной деятельностью детей проводилось в игровом уголке в процессе их
деятельности с сюжетными и дидактическими игрушками. Задачей наблюдения
являлось:
а) выявление
наличия самостоятельной деятельности детей;
б) выявление
уровня развития действий с игрушками.
Предпринятое
наблюдение за деятельностью детей в процессе проведения режимных моментов, на
занятиях и в ходе самостоятельной деятельности позволило определить оптимальное
содержание и условия проведения психолого-педагогического эксперимента.
Изучение
особенностей сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста на
втором этапе проводилось в ходе индивидуального психолого-педагогического
эксперимента.
Эксперимент
включал задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей
по обследованию игрушек.
Эксперимент проводился
индивидуально в привычной для ребенка обстановке групповой комнаты. Каждый день
перед началом эксперимента ребенку была предоставлена возможность «поиграть» с
понравившейся игрушкой (мяч, колокольчик, воздушные шары, электро-музыкальная
игрушка) в течение непродолжительного времени.
Были предложены
задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по
обследованию игрушек.
Данные задания
представляют собой адаптированный вариант методики исследования восприятия
детей раннего возраста Г.А.Урунтаевой. В предлагаемых заданиях особенности
восприятия и обследовательские действия были изучены в ходе специфических и
неспецифических манипуляций, производимых ребенком.
Материал для
исследования. Для исследования подбирались две одинаковые игрушки: погремушки
(шарики на ручке); пластмассовые машинки, отличающиеся по цвету (белая и
красная); резиновые игрушки-кенгуру, отличающиеся по размеру (соотношение 1:3).
Задание 1.
Ребенку показывали погремушку на расстоянии 30 см от его глаз. Целью данного
задания являлось выявление реакции ребенка на зрительно воспринимаемый объект
и осуществляемые при этом действия ребенка.
Если ребенок не
захватывал игрушку, то её вкладывали в правую руку ребенка с целью изучения
обследовательских действий детей дошкольного возраста с выраженной
интеллектуальной недостаточностью и установлении роли моторного компонента в
активизации обследовательских действий.
В случае
отсутствия реакции ребёнка взрослый медленно перемещал неозвученную погремушку
на уровне глаз ребенка и на расстоянии 30 см от них от одного края стола до
другого со скоростью примерно 5 сантиметров в секунду для изучения реакций
детей на движущийся объект.
Задание 2.
Такую же, но озвученную, погремушку взрослый показывал ребенку как и в первом
задании, но через каждые 30 секунд встряхивал ее
по 5 секунд. Целью данного
задания является выявление влияния подключения дополнительного анализатора (в
данном случае - слухового) на интенсивность и качество ориентировочных
действий.
В том случае,
если введение дополнительного признака не побуждало ребенка к реагированию,
задание продолжалось аналогично второй части первого задания, но с озвученной
игрушкой. При этом первые 5 секунд взрослый проводил пассивные движения правой
рукой ребенка с целью заставить звучать игрушку. Эта часть задания имела своей
целью выявить значение комплексных воздействий для побуждения дошкольника с
выраженной интеллектуальной недостаточностью к совершению обследовательских
действий.
Задание 3.
Ребенку показывали 2 пластмассовые машинки одновременно, расстояние между
машинками - 5 см. Цель задания - выявление возможности самостоятельного
фиксирования различий предметов по величине. Предполагалось, что дети могут
установить различие предметов по цвету путем приближения предметов друг к
другу, и, возможно, укажут на различие по цвету экспериментатору.
3.2 Анализ полученных результатов
Наблюдения
показали, что даже в пределах одной возрастной группы имеются значительные
расхождения в степени зрелости потребностно-мо-тивационной стороны
сенсорно-перцептивной деятельности и резкие различия в уровне сформированности
операционально-технической стороны совершаемых детьми перцептивных, игровых и
бытовых действий.
В ходе
наблюдения за режимными моментами было установлено, что большинству детей (25)
доступны продуктивные контакты и они способны включиться в целенаправленную
деятельность. Однако контакт зачастую является поверхностным, ситуативным,
малоэмоциональным, а действия детей требуют постоянного контроля со стороны
взрослого, как для поддержания их целенаправленности, так и для оказания
помощи при совершении конкретных действий.
1). С детьми
дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью в
подавляющем большинстве случаев возможно установить продуктивный контакт и
включить их под руководством педагога в специально организованную деятельность.
2). Дети
способны выполнить элементарные действия по подражанию, образцу, а в некоторых
случаях - по жестовой инструкции. Реже - по словесной инструкции.
3). Крайне
недостаточен уровень развития действий, направленных на обследование предметов,
выявление их внешних свойств, в процессе занятий, игр, выполнения режимных
моментов.
4). Дети
дошкольного возраста практически игнорируют внешние признаки предметов, включенных
в деятельность; учет этих признаков является или случайным, или зафиксированным
в ходе многократного повторения действий.
5).
Взаимодействия между детьми являются редкими, чаще всего носят невербальный
характер и отрицательную эмоциональную окраску. Отсутствуют элементы
сотрудничества между детьми, общение строится преимущественно со взрослым и по
его инициативе.
6). Мотивом для
осуществления ориентировочно-исследовательской деятельности может служить
новизна предмета, крупные размеры, яркая окраска, совершаемые с этим предметом
необычные действия, а также прямые указания взрослого.
В результате
предпринятого наблюдения были выявлены не только некоторые общие особенности
сенсорно-перцептивной деятельности детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной
недостаточностью, но и определены оптимальные условия проведения, а также
содержание констатирующего индивидуального психолого-педагогического
эксперимента. Продолжая изучение особенностей сенсорно-перцептивной деятельности
этой категории детей, мы предложили детям ряд заданий, направленных на
изучение реакции на предметы, отличающиеся по ряду признаков.
Приступая к
анализу результатов эксперимента, необходимо отметить, что предложенные
задания были посильны для всех детей, привлекательны и интересны для них.
Результаты
выполнения испытуемыми заданий представлены в таблицах 3.1 – 3. 6. В таблице 3.
1 представлены количественные данные, отражающие различные виды реакций детей
с выраженной интеллектуальной недостаточностью на предметы, отличающиеся
наличием или отсутствием звучания.
Таблица 3.1. Особенности реакции детей с выраженной
интеллектуальной недостаточностью на предметы, отличающиеся по своей
озвученности
Виды реакций
Характеристика
предмета
Познавательные
реакции
Эмоциональные
реакции
Речевые реакции
Общее
кол-личе-ство Rр
% от R
Мпр
Общее
кол-
личе-
ство
Кр
% от R
Мnе
Общее кол-личе-ство Ку
% от R
Мnv
незвучащая игрушка
(1)
129
63,2
4,6
28
13,7
1
47
23
1,7
звучащая игрушка
(2)
134
76,1
4,8
30
17
1Д
12
6,8
0,4