|
Rр - общее количество познавательных реакций: Rр1 - в первом задании Rр2 - во втором задании Rр1=129, Мnр1=4,6 Rр2=134 , Мnр2=4,8 (см. таблицу 3.1)
Анализ познавательных реакций показывает, что при выполнений обоих заданий основную часть составляют ориентировочно-исследовтельские действия: при выполнении первого задания было зафиксировано 79, а при выполнения второго задания - 67 ориентировочно-исследовательских действий, что составляет 61,2% и 50% от общего количества познавательных реакций соответственно. При выполнении первого задания дети совершили в общей сложности 23 манипуляции (17,8%), то есть не все дети манипулировали с погремушкой, а те из них, кто совершал эти действия выполняли 1-2, многократно повторяя движения (например, вращали погремушку вокруг своей оси или «возили» ее по поверхности стола).
Во втором задании количество манипуляций резко возросло и составило уже 39 случаев (29,1% от общего числа познавательных реакций), что свидетельствует об увеличении активности детей при введении дополнительной характеристики предмета. Таким образом, манипуляции, занимавшие в первом задании только третье место, в результате введения звучания игрушки, переместились на второе. В связи с этим изменилась и доля зрительных реакций: произошло их смещение со второго на третье место. Хотя количественные различия при выполнении двух заданий незначительно: в задании с незвучашей игрушкой дети в 28 случаях (21,7% от общего числа познавательных реакций) зрительно реагировали на предъявленную игрушку, а в задании со звучащей игрушкой было зафиксировано 26 зрительных реакций (20,9% от общего числа зрительных реакций). Более подробный анализ познавательных реакций возможно провести, рассмотрев данные, приведенные в таблице 3.3
Таблица 3.3 Характер познавательных реакций детей при действиях с предметами, отличающимися по своей озвученности
Характеристика предмета
незвучащая игрушка
звучащая игрушка
виды реакций
количество
% отRр1
количество
% отRр2
Ориентиро
вочно-исследовательские
действия
рассматривание
16
20
9
13,4
захват
21
21,6
25
37,3
выслушивание
7
8,9
5
7,5
поглаживание
1
1,3
0
0
сжимание
1
1,3
0
0
надавливание
1
1,3
0
0
обследование частей
7
8,9
3
4,5
постукивание
3
3,8
2
3
встряхивание
14
17,7
20
29,8
приложение
1
1,3
0
0
оральное обследование
7
8,9
3
4,5
Манипуляции
неспецифические
11
47,8
24
61,5
специфические
12
51,2
15
38,5
Особенности
зрительных
реакций
не фиксированный взгляд
7
25
9
34,6
фиксированный
взгляд
21
75
17
65,4
При предъявлении детям неозвученной игрушки мы наблюдали следующие ориентировочно-исследовательские действия: рассматривание - 16 действий; захват игрушки - 21 действие; выслушивание игрушки (поднесение к уху) - 7; по 1 случаю поглаживание по поверхности ладонью или пальцами, сжимание (с силой, как резиновую игрушку), надавливание на шарик; 7 раз зафиксировано обследование частей; постукивание игрушкой по поверхности стола или пола - 3; встряхивание производилось 14 раз; действия приложения встречалось однократно; оральное обследование погремушки зафиксировано в 7 случаях.
Анализ основных ориентировочно-исследовательских действий показывает, что их большая часть приходится на захват (26,6%), рассматривание (20%), встряхивание (17,7%) - то есть на действия, направленные на общее, глобальное восприятие предмета: его формы, величины, массы и пр. Такие действия изолированно не могут дать полную картину воспринимаемого предмета и не способствуют формированию полного представления о нем, а также не побуждают ребенка к активному манипулированию с предметом.
Следующая группа ориентировочно-исследовательских действий, которые с одинаковой частотой встречались при проведении исследования, состоит из действий выслушивания, обследования частей и ротового обследования (по 8,9%).
Такие действия направлены на более детальное изучение предмета, его внешних и внутренних качеств. Однако малое использование такого рода действий детьми дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью не способствует созданию у них более полной картины воспринимаемого предмета.
Действия поглаживания, сжимания, надавливания, приложения направлены на изучение особенностей, «внутренних» характеристик предмета, таких, как фактура материала, из которого изготовлен предмет, его упругость и пр. Эти действия встречались лишь в единичных случаях и составляли всего лишь 1,3% от общего числа ориентировочно-исследовательских действий.
Таким образом, дети дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью при обследовании игрушек совершают преимущественно действия, направленные на получение самой общей, мало дифференцированной информации о предмете.
При выполнении второго задания (со звучащей игрушкой) мы зафиксировали изменения в характере и количестве познавательных решений. Так, общее количество познавательных реакций увеличилось и стало равно 134 (по сравнению со 129 в первом задании) (таблица 3.2). Общее увеличение произошло за счет манипуляций, которых стало 39, а в предыдущем задании было 23.
Количество ориентировочно-исседовательских действий уменьшилось, мы зарегистрировали 67 действий этого вида; число зрительных реакций незначительно уменьшилось (с 28 до 26). Наблюдалось также количественные и структурные изменения в ориентировочно-исследовательских действиях (таблица 3.3).
Так, по-прежнему большую группу составили действия захвата (25), встряхивания (20) и рассматривания (9).Однако теперь наметились значительные изменения в частоте проявления действий: уменьшилось количество действий захвата, они составляют 37,3% ориентировочно-исследовательских действий; встряхивание - 29,8%; рассматривание -13,4%. Это, по-видимому, обусловлено смещением акцентов ориентировочно-исследовательской деятельности, связанным со снятием элемента новизны игрушки и введением нового признака - озвученности.
Вторую группу ориентировочно-исследовательских действий по-прежнему составляют действия выслушивания (5), обследования частей (3) и оральное обследование (3). Однако, как видно из таблицы 3.3, количество этих действий уменьшилось почти вдвое по сравнению с предыдущим заданием и составляет только 7,5%, 4,5% и 4,5% соответственно. Количество действий постукивания игрушкой по поверхности пола или стола изменилось минимально и составило 3% от общего количества (2 случая).
Группа наиболее редко встречающихся действий, зарегистрированных при выполнении первого задания, в которую входили действия поглаживания, сжимания, надавливания, приложения, во втором задании не встретились.
При ведении дополнительного признака, звучания игрушки, произошло изменение соотношения между количеством специфических и неспецифических манипуляций. Количество неспецифических манипуляций возросло более чем вдвое и составило 24 случая, а специфических - 15 случаев. Процентное выражение от общего количества манипуляций составляет 61,5% и 38,5% соответственно (в результате выполнения первого задания мы видели обратную картину, хотя различия были не столь ярко выражены: 47,8% и 51,2% соответственно). Таким образом, наметившийся рост числа манипуляций произошел преимущественно за счет неспецифических действий.
Изменения зрительных реакций не столь значительны, однако необходимо отметить увеличение количества нефиксированных зрительных реакций (с 7 до 9) и уменьшение количества случаев с фиксированным взглядом (с 21 до 17). Это коррелирует с количеством действий рассматривания, число которых при выполнении второго задания сократить с 16 до 9.
Таким образом, анализ данных, полученных при выполнении заданий эксперимента, позволяет нам сделать вывод о том, что введение дополнительного признака предмета (звучания) приводит к количественному и качественному изменению реакций детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. При общем уменьшении числа реакций, происходит увеличение познавательных реакций, относительно увеличивается число эмоциональных реакций, сокращается число речевых реакций.
В таблице 3.4 представлены данные об особенностях реакции детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью на предметы, отличающиеся по цвету, форме, величине.
Таблица 3.4. Особенности реакций детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью на предметы, различающиеся по своим внешним характеристикам
Виды реакций
Познавательные реакции
Эмоциональные реакции
Речевые реакции
Общее
кол-
личе-
ство
Rр
%
от
R
Мnр
Об-
щее
кол-
личе-
ство
Rе
%
от
R
Мnе
Об-
щее
кол-
личе-
ство
Rv
%
от
R
Мnv
Характеристика предмета
цвет (3)
165
62,7
5,9
28
10,2
1
70
26,6
2,5
форма (4)
173
79,4
6,2
15
6,9
0,51
30
13,8
1,1
величина (5)
145
76,3
5,2
18
9,5
0,6
27
14,2
0,96
R- суммарное количество познавательных, эмоциональных и речевых реакций:
R=Rр+Rе+Rv, R3=165+28+70=263
R4=173+15+30=218
R5=145+18+27=190,где
Rр- общее количество познавательных реакций
Rе- общее количество эмоциональных реакций
Rv- общее количество речевых реакций
RЗ- реакции при предъявлении предметов разного цвета
R4- реакции при предъявлении предметов разной формы
R5 - реакции при предъявлении предметов разной величины
Мn- средняя арифметическая, где Мnр от Rр
Мnе от Rе
Мnv от Rv
МnЗ=263:28=9,4 Мn4=218:28=7,8 Мn5=190:28=6,8 , где МnЗ - среднее число реакций детей при предъявлении предметов разного цвета
Мn4 - среднее число реакций детей при предъявлении предметов разной формы
Мn5 - среднее число реакций детей при предъявлении предметов разной величины
В ходе выполнения 3 задания (при предъявлении предметов, отличающихся по цвету) было зафиксировано 263 реакции (см. таблицу 3.4), в том числе: 165 познавательных реакций, 28 эмоциональных реакций, 70 речевых реакций. При этом ведущее место принадлежит познавательным реакциям, их доля составляет 62,7% от общего количества реакций, на втором месте - речевые реакции, на долю которых приходится 26,6%, на третьем - эмоциональные реакции -10,7%.
При предъявлении предметов, отличающихся формой, зафиксировано 218 реакций. Из них 173 реакции - познавательных, 15 эмоциональных и 30 речевых. И в этом случае большая доля приходится на познавательные реакции - 79,4%, речевые реакции занимают вторую позицию и их количество составляет 13,8%, доля эмоциональных реакций лишь 6,9%. При предъявлении предметов, отличающихся по величине, мы зафиксировали 190 реакции. Как и в предыдущих двух заданиях наибольшее количество реакции приходилось на долю познавательных и их численность была равна 145. Количество речевых и эмоциональных реакций было значительно меньше: 27 и 18 соответственно. Процентное соотношение видов реакции было следующим: познавательные реакции составляют 76,3% от общего числа реакций, речевые реакции составляют 14,2%, эмоциональные - 9,5%.
Таким образом, во всех заданиях при предъявлении предметов, различающихся по цвету, форме, величине, преобладали познавательные реакции, значительно опережая по численности речевые и эмоциональные. Следует отметить, что наибольший разрыв между показателями наблюдался при предъявлении предметов разной формы.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.