Министерство внутренних дел Российской Федерации
по теме : «Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам»
рядовой милиции
Ловин В.А.
Вступительная часть
1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ.
2. Понятие, задачи и организация государственного и частного нотариата в РФ.
3. Понятие, задачи и принципы организации адвокатуры.
Заключительная часть (подведение итогов).
Литература:
Основная:
1. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. – М., Зерцало. 1998. Гл. 16.
2.Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк.2004. Гл. 13, 16, 17.
3.Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. –М., Щит-М. 2003. Гл.2. параграф 7-8.
4.Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность / Серия “Учебники и учебные пособия”.- Ростов н/Д.Феникс.1999 . Раздел 5. Гл. 5.
5.Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2000.
1.Конституци РФ. М. 1993.
2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от17.12.1997 //СЗ РФ. 22.12. 1997. № 51. Ст. 5712.
3. Федеральный закон № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05. 2002. //Собрание законодательства РФ. 10.06.2002, N 23, Ст. 2102. (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2005).
4. «Основы законодательства о нотариате» 1993. // Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993. № 10, ст. 357. Изменения, внесенные Федеральным законом от 01.07.2005 N 78-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2006 года.
5. «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ». Указ Президента РФ от 28 июля 1998г. // СЗ.1998 . №31. Ст. 3841.
Введение.
Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является министерство юстиции Российской Федерации.
Возложенные на эту систему задачи выполняются как непосредственно самим министерством, так и посредством органов юстиции, а именно: министерства (управления) юстиции субъектов федерации.
Помимо органов юстиции в РФ юридическую помощь гражданам оказывают государственный и частный нотариат, а также адвокатура.
Нотариат – это правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, посредством совершения нотариальных действий[1].
Значение нотариата в современной России подчеркивается необходимостью укрепления правовых начал государственности, усиление борьбы с коррупцией. Президент Российской Федерации В.В.Путин не случайно подчеркнул, что во Французской системе если нотариус поставил печать, то это не просто закон, но «железобетонное решение».[2]
Деятельность нотариусов служит также решению задач повышения юридической грамотности населения, поскольку в процессе своей работы нотариус разъясняет смысл каждого положения сделки и последствия их применения.
Адвокатура – это самоуправляемая общественная организация, призванная оказывать населению и организациям квалифицированную юридическую помощь посредством консультаций, составления различных документов и деловых бумаг, а также осуществлять представительство.
Цели и задачи, которые стоят перед адвокатами и их объединениями, определяются объективной необходимостью профессиональной защиты естественных и благоприятных прав граждан и юридических лиц. В связи с этим можно сказать, что цели и задачи, стоящие перед адвокатурой, ставят не сами адвокаты, а общество. Адвокатура удовлетворяет запросы общества, обеспечивает его дальнейшего развитие.
На лекции мы рассмотрим понятие, задачи органов юстиции, нотариата и адвокатуры в РФ.
Вопрос 1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ
Административная реформа распределила разнородные государственные функции между различными видами федеральных органов исполнительной власти (министерствами, службами и агентствами). Это позволило оптимизировать их структуру и сконцентрироваться на задачах соответствующего уровня, тем самым, повышая эффективность государственного управления. На основе ряда подразделений Министерства юстиции были созданы подведомственные ему федеральные службы: судебных приставов, исполнения наказаний и регистрационная.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере юстиции. Правовое положение Минюста России определяется Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, которое утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004г. № 1313 (далее — Положение о Минюсте России)1.
В соответствии с Положением о Минюсте России на него возложены следующие функции.
Выработка и реализация государственной политики в сфере юстиции и нормативно-правовое регулирование в данной сфере деятельности. Для реализации данной функции Минюст России наделен полномочиями:
1. вносить Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проекты плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста РФ и подведомственных ему федеральных служб;
2. обеспечивать исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также международных договоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
3. обобщать практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывать на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;
4. участвовать в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;
5. проводить в установленном законодательством РФ по рядке конкурсы и заключать государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Минюста России, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России;
6. разрабатывать и представлять в Правительство РФ по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства РФ, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ;
7. обобщать практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществлять методическое обеспечение их подготовки;
8. координировать работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ и при необходимости давать правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;
9. осуществлять государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
10. осуществлять государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ;
11. организовывать государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
12. осуществлять и другие полномочия, предусмотренные Положением о Минюсте России.
Другой функцией, которая возложена на Минюст России, считается выработка и реализация государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Выполнение данной функции на Минюст России возложено в конце 1990-х гг. В соответствии с реализацией данной функции в структуре Минюста России создана. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН РФ)1, которая непосредственно и осуществляет деятельность по реализации данной функции.
Еще одна функция, которая традиционно возлагается на Минюст России — выработка и реализация государственной политики адвокатуры и нотариата. В соответствии с Положением о Минюсте России, реализуя данную функцию, Минюст России осуществляет полномочия:
· утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей;
· осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством РФ о нотариате;
· определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ;
· утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;
Новой функцией, которой наделен Минюст России, считается обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. Выполнение данной функции возложено на Федеральную службу судебных приставов (ФССП РФ)2 Минюста России.
Следующая функция, которую осуществляет Минюст России — регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также регистрация общественных объединений, религиозных организаций и политических партий. Осуществление данной функции поручено Федеральной регистрационной службе (Росрегистрации)3 Минюста России.
Традиционно на Министерство юстиции РФ возлагается функция по организации и руководству судебно-экспертными учреждениями. Минюст России осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений, которые ему подведомственны.
Кроме того, на Минюст России возложена функция, которая связана с осуществлением международного сотрудничества. Так, Минюст России в сфере международного сотрудничества наделен полномочиями:
1. представлять в соответствии с законодательством РФ предложения о заключении и выполнении международных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
2. согласовывать в установленном законодательством РФ порядке предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения международных договоров РФ;
3. вносить в соответствии с законодательством РФ предложения о заключении международных договоров РФ, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ;
4. давать заключения о соответствии положений международного договора РФ законодательству РФ и их юридической силе в РФ, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора, если это предусмотрено международным договором РФ или является необходимым условием вступления его в силу;
5. получать в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
6. взаимодействовать в установленном законодательством РФ порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществлению обмена правовой информацией с иностранными государствами.
Структура Министерства юстиции Российской Федерации
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ.
Возглавляет Минюст России министр юстиции РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр юстиции может иметь двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Система Минюста России состоит из центрального аппарата, территориальных органов, а также федеральных государственных учреждений, которые созданы для реализации задач в установленной сфере деятельности Минюста России.
Структурными подразделениями центрального аппарата Минюста России являются девять департаментов по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы. Кроме того, в центральном аппарате Минюста России имеется экспедиция, архив, бухгалтерия. Возглавляют департаменты и отделы начальники, которые имеют заместителей.
В Минюсте России образуется коллегия в составе: министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей подведомственных Минюсту России Федеральных служб, входящих в нее по должности, а также других лиц.
Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ. Коллегия Минюста России рассматривает наиболее важные вопросы деятельности органов юстиции. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов. На основании решений коллегии при необходимости могут издаваться приказы Минюста России.
В Минюсте России образуется научно-консультативный совет. Состав совета и положения о них утверждаются министром юстиции РФ.
При Минюсте России создаются как образовательные учреждения (Российская правовая академия Минюста России), так и судебно-экспертные учреждения Минюста России. Федеральную систему экспертных учреждений Минюста России составляют:
· российский Федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ);
· региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ);
· центральные лаборатории и лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ);
Российский Федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) — головное учреждение системы Минюста России. В данном судебно-экспертном учреждении наряду с теоретическими и методическими разработками выполняют все роды криминалистических, биологических, автотехнических экспертиз; бухгалтерские, планово-экономические и инженерно-технические экспертизы, в том числе повторные и сложные, которые не могут выполниться в других учреждениях по каким-либо причинам. РФЦСЭ являются юридическими лицами, имеющий бюджетный и иные, в том числе валютный, счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей деятельности.
Региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), Центральные лаборатории (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛЦЭ) являются государственными учреждениями, выполняющими экспертные исследования для судов и правоохранительных органов. Свою деятельность ЦЛСЭ и ЛЦЭ регулируют на основании приказа Минюста России от 17 января 1995г. № 19-01-7—95 «Положение о лабораториях судебной экспертизы и центральных лабораториях судебной экспертизы системы Министерства юстиции РФ». Лаборатории являются юридическими лицами, имеющими бюджетные и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей деятельности. Лабораторию возглавляет начальник, назначаемый на должность министром юстиции РФ. Кроме этого, в лабораториях создаются отделы и специализированные группы (в том числе вне места нахождения лаборатории), действующие в соответствии с положениями о них, утверждаемыми начальником лаборатории.
Страницы: 1, 2, 3, 4