Рефераты. Организация и совершенствование коммерческой деятельности предприятия ФГУП "Ижевский почтамт&qu...






- рост эффективности коммерческой деятельности за счет автоматизации отдельных операций.

Коммерческую деятельность можно условно разделить на несколько этапов. Такими этапами являются:

- изучение спроса и определение потребностей в товарах;

- выявление поставщиков товаров и установление с ними хозяйственных связей;

- коммерческая работа по оптовой продаже товаров;

- формирование ассортимента и управление товарными запасами;

- рекламно-информационная деятельность;

- оказание торговых услуг.

Эффективное проведение коммерческой работы возможно лишь при, наличии полной и достоверной информации о конъюнктуре рынка, то есть социально-экономических, торгово-организационных и других условиях реализации товаров, сложившихся в определенный период времени и в конкретном месте. Для получения такой информации необходим сбор сведений как о самом товаре, так и  его производителях.

Важно так же владеть информацией о социальных, экономических, демографических и прочих факторах, определяющих спрос на товары и о покупательной способности населения. Наряду с этим необходимо иметь достоверную информацию о возможностях предполагаемых конкурентов, что позволит принять верные коммерческие решения и занять собственную нишу на рынке.

Полученная информация позволяет определить возможный объем реализации товаров на рынке обосновать ассортимент необходимых товаров, то есть рассчитать потребность в них.

Кроме того, информация о состоянии рынка способствует установлению рациональных хозяйственных связей. Для этого необходимо изучить возможных поставщиков и выбрать тех из них, которые окажутся наиболее выгодными в сложившихся условиях. При этом следует обращать внимание на размещение поставщиков, и ассортимент  и качество предлагаемых ими товаров, условия поставок, цена и т.д. на данном этапе  коммерческой деятельности заключаются договоры  с поставщиками товаров. Очень важно согласовать все условия будущего договора: хорошо составленный договор позволит не только учесть интересы партнеров, но и избежать в будущем разногласий связанных с недостаточной проработкой отдельных его положений.

После подписания договор становится обязательным для сторон. Поэтому торговые предприятия и организации должны осуществлять постоянный и действенный контроль над исполнением условий договора.

Вслед за операциями по оптовым закупкам товаров совершается целый ряд технологических операций, связанных с поступлением товаров, разгрузкой транспортных средств, приемкой товаров по количеству и качеству, их хранением и т.д.

Коммерческая деятельность торговых предприятий в условиях рыночной экономики должна осуществляться на основе маркетинговых исследований. При этом необходимо ориентироваться на интересы конечного потребителя, иначе невозможно рассчитывать на успешный коммерческий результат. Одновременно следует учитывать и то, что на коммерческую деятельность оказывают прямое или косвенное влияние многие факторы, основными из которых являются:

- уровень квалификации коммерческих работников;

- правовая база коммерческой деятельности;

- состояние материально-технической базы торговых предприятий;

- ассортимент товаров и перечень оказываемых услуг;

- уровень конкуренции на рынке;

- финансовое состояние предприятия;

- наличие развитых информационных систем и д.р.

Торговые предприятия должны учитывать степень влияния этих факторов в своей коммерческой деятельности без чего невозможно обеспечить высокую эффективность их функционирования.

Рассмотрим значение отдельных видов информации в ком­мерческой деятельности торговых предприятий.

Информация о покупателях и мотивах покупок является основой для принятия коммерческих решений. Анализ этой ин­формации позволяет принять решения, снижающие риск выпус­ка или закупки неходовых товаров, а также решения, обеспечива­ющие увеличение объемов реализации товаров, укрепление фи­нансовой устойчивости предприятия. Такой информацией может быть: численность обслуживаемого населения, его состав, уро­вень доходов; национальные и другие традиции и обычаи; типы покупателей и другое. Используя эту информацию, коммерческие структуры могут проводить более целенаправленную работу с покупателями, создавая тем самым условия для увеличения объ­емов продаж товаров и улучшения экономических показателей своей деятельности.

Информация о требованиях рынка к товару необходима для того, чтобы торговое предприятие могло осуществить правиль­ный выбор товаров и услуг, которые оно предложит покупа­телям. Поэтому коммерческие службы должны хорошо знать свойства и особенности товаров, а также то, в какой степени они отвечают запросам покупателей. Важное значение имеет информация о конкурентоспособности товара. Она определяется как совокупность характеристик то­вара, отличающих его от аналогичных товаров по степени удо­влетворения потребностей конкретного потребителя. То есть это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции.

Необходимо иметь в виду, что цена на товар имеет непосред­ственную связь с его качеством. Часто потребители полагают, что высокие цены означают высокое качество товара и, нао­борот, низкие цены — низкое качество. Поэтому коммерческие службы торгового предприятия должны располагать информа­цией о том, что цены на товары должным образом отражают их качество. При этом следует также учитывать и престижность товара, которая определяется степенью его признания на рынке, положительным общественным мнением о нем. В связи с этим существует еще и понятие престижных цен, когда определенная категория покупателей не приобретает товары и услуги по це­нам, которые считают слишком низкими, полагая, что при низ­ких ценах качество товара не соответствует их требованиям, и они по-своему общественному положению не могут покупать данные товары. Поэтому, устанавливая цены на товары и услу­ги, предприятие должно располагать информацией о верхних и нижних пределах цен, которые устраивают конкретные группы потребителей.

Изучая информацию о требованиях рынка к товару, особое внимание следует уделить упаковке и рекламному оформлению товара. Они должны подчеркивать преимущества товара, спо­собствовать ускорению его реализации.

Учитывая обширность и многосторонность информации о товаре, коммерческие службы предприятий должны комплексно подходить к ее изучению и анализу.

Информация о конъюнктуре рынка дает возможность ком­мерческим службам исследовать спрос и предложение на рынке и его сегментах, емкость и характер рынка, уровень цен, усло­вия рыночной конкуренции и другие аспекты с целью принятия необходимых коммерческих решений.

Информацией о спросе населения являются сведения, харак­теризующие объем, структуру, закономерности и тенденции его развития. Сюда же относится информация о причинах изменения спроса, особенностях его формирования и развития. Все это является базой для обоснования потребности в товарах как по общему объему, так и в ассортиментном разрезе.

Определить товарное предложение можно с помощью инфор­мации об объемах, структуре и динамике производства, о товар­ных запасах, о товарах-новинках.

Изучая информацию о спросе и предложении, коммерческие службы должны иметь в виду, что несоответствие между ними вызывает нарушение нормальных условий реализации товаров. При превышении спроса над предложением возникает неудовлетворенный спрос, при чрезмерном превышении предложения над спросом накапливаются излишние товарные запасы, что приводит к увеличению издержек, связанных с их хранением и реализацией.

Среди другой информации о конъюнктуре рынка важное зна­чение имеет информация о географическом положении и место­расположении рынка, его границах и региональных различиях, емкости и степени открытости, степени насыщенности товарами и уровне цен.

Информация о конкурентной среде позволяет коммерческим структурам объективно оценить их реальное положение на рынке, так как в условиях рыночной экономики, высокой насыщенности рынка товарами конкуренция создает предпосылки для приведения рыночных цен в соответствие с действительной сто­имостью и качеством товаров. Поэтому, изучая конкурентов-поставщиков товаров, следует выявить их позицию на рынке, изучить характеристику предлагаемых ими товаров, их финансовое положение, надежность и гарантии при выполнении до­говорных обязательств и другую информацию. Не менее тща­тельным должно быть изучение конкурентов-покупателей това­ров, при котором следует выделить их сильные и слабые стороны и объективно оценить позицию своего предприятия на рынке.

Информация о потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности необходима для оценки сильных и слабых сторон его деятельности с тем, что­бы можно было правильно определить направления развития предприятия, обеспечивающие его устойчивое экономическое по­ложение. С этой целью анализируются показатели, характеризу­ющие экономический потенциал и хозяйственную деятельность предприятия.

При оценке конкурентоспособности предприятия учитывают использование передовой технологии и новой техники, наличие конкурентоспособного товара и услуг, финансовую устойчивость и имидж предприятия. Все это позволяет определить потенци­альные возможности предприятия и выработать мероприятия по укреплению его конкурентных позиций на рынке.

На основе анализа коммерческой информации пред­приятия принимают коммерческие решения, то есть управлен­ческие решения, связанные с куплей-продажей товаров. Коммерческая деятельность – это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который владея какими-либо материальными ценностями использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества.


2.2. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятии.


Формирование ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли, в отличие от предприятий оптовой торговли, имеет свою специфику. При этом необходимо  учитывать влияние многих факторов. На построение ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях оказывают влияние  следующие   факторы:

- тип и размер предприятия и его техническая оснащенность;

-  условия товароснабжения  розничной торговой сети (в первую очередь обильных источников);

- численность обслуживаемого населения;

- транспортные условия; наличие сети магазинов-конкурентов.

Для того чтобы обеспечить постоянное наличие в продаже определенных товаров, необходимо, чтобы предприятие снабжалось ими из стабильных источников и желательно в централизован­ном порядке.

На формирование ассортимента товаров в розничных торго­вых предприятиях сильное влияние оказывают социальный со­став обслуживаемого населения и характер его трудовой дея­тельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов населения. Весьма существенным фактором является уровень цен на товары. Кроме этого, следует учиты­вать половозрастной, профессиональный и национальный состав населения, его традиции и обычаи, а также количество и струк­туру обслуживаемых семей.

При формировании ассортимента товаров нельзя не учиты­вать наличие сети предприятий-конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов про­дажи, предлагаемых услуг.

Процесс формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети можно условно разделить на три этапа.

На первом этапе устанавливается групповой ассорти­мент товаров, то есть определяется ассортиментный профиль предприятий. Эта работа проводится с учетом действующих принци­пов размещения розничной торговой сети и на основании мар­кетинговых исследований в области целевого рынка. С учетом этого определяется место и роль предприятия в общей системе тор­гового обслуживания города, района.

Второй этап предусматривает установление количествен­ного соотношения отдельных групп товаров на предприятии, то есть рассчитывается структура группового ассортимента.

На третьем этапе определяется внутригрупповой ассор­тимент, то есть осуществляется подбор конкретных разновидно­стей товаров каждой группы по различным признакам. При этом на каждом предприятии должно быть обеспечено соответствие пред­лагаемого ассортимента товаров спросу населения. Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента товаров в каждом конкретном розничном торговом предприятии.

Таким образом, формирование ассортимента товаров на предприятии должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, то есть долж­на быть обеспечена достаточная полнота ассортимента то­варов, хорошо известных населению, комплексность их предло­жения. Кроме того, должна быть обеспечена прибыльная работа предприятия.

Реализации на предприятии должны подлежать товары надлежа­щего качества.

Следует учитывать, что ассортимент товаров постоянно об­новляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-тех­нического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и дру­гих факторов. Поэтому на розничных торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ас­сортимент. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответ­ствующих товаров, например, в магазине «Мир открыток» ФГУП «Ижевский почтамт»расширение ассортимента поздравительных открыток. При этом покупателей надо проинформиро­вать о появлении новых товаров.

Рассмотрим особенности формирования ассортимента това­ров на предприятиях некоторых типов.

Необходимо иметь в виду, что процесс формирования ассор­тимента товаров в различных типах розничных торговых пред­приятий имеет определенные особенности и существенно отли­чается по сложности. Так, например, в московских гипермаркетах «Рамстор» на торговой площади 5000 м2 размещается 50 тыс. наименований товаров, в том числе 20 тыс. наименований продовольственных товаров, а также такие непродовольствен­ные товары, как косметика, чистящие и моющие средства, тек­стиль, обувь, белье, игрушки, спортивный инвентарь, подарки, кухонная утварь, электронная бытовая техника. В то же время, небольшие сельские магазины торговой площадью 100 — 150 м2 торгуют товарами повседневного спроса, представленны­ми несколькими десятками наименований. Поэтому при форми­ровании ассортимента товаров на небольших предприятиях, прежде всего, сле­дует учитывать их тип и размер торговой площади.

 При построении ассортимента товаров на предприятиях, торгующих непродовольственными товарами, исходят из деления всей номенклатуры товаров на комплексы, микрокомплексы и наименования, а на предприятиях, торгующих продо­вольственными товарами, и в магазинах «Товары повседневно­го спроса» — на товарные группы и наименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным ко­личеством его разновидностей в зависимости от глубины ассор­тимента товаров.

В соответствии с действующими Правилами продажи от­дельных видов товаров, утвержденными Постановлением Прави­тельства Российской Федерации в январе 1998 года, ассортимент предлагаемых к продаже товаров и перечень оказываемых услуг определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности. Принимая во внимание необходимость постоянного регу­лирования ассортимента товаров с учетом изменений конъюнк­туры рынка и других факторов, на предприятиях розничной торговли, как и на пред­приятиях оптовой торговли, могут быть использованы ассортиментные перечни товаров, которые устанавливают для каждого конкретного предприятия в зависимости от его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность. Под полнотой ассортимента пони­мают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью — постоянное наличие товара соответству­ющего вида в продаже. Они могут быть определены с помощью I-   коэффициентов полноты и стабильности ассортимента. Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле 


                                                                                                  (1)


где Qф — фактическое количество разновидностей товаров в мо­мент обследования (проверки); Qn — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимен­та (Ку) определяется по формуле

                                                                  (2)


где QФ1  QФ2…QФn  — фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

  QП — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

   п — число проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).

В условиях перехода к рыночным отношениям работа по фор­мированию ассортимента на предприятиях значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во мно­гом зависят от квалификации работников предприятия и коммер­ческих служб торговых фирм и организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, ис­точниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необ­ходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует, поддержа­ния на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

По своему назначению товарные запасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на товарные запа­сы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.

Основную массу всех запасов торгового предприятия соста­вляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем пе­риоде. Их необходимо постоянно пополнять.

Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производ­ством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предпри­ятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров.

Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном выражении или размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном дви­жении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление.

Основным назначением товарных запасов в оптовом звене является обслуживание потребностей в товарах оптовых поку­пателей, в розничном — обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям. Таким образом, ассортимент товаров в каждом из звеньев товарного обращения является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.

Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими.

Управление товарными запасами предполагает их норми­рование, оперативный учет и контроль, а также регулирова­ние.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.