Как положительный фактор можно также отметить снижение прочих операционных расходов с 2751 до 2 157 тыс.руб.
Таблица 12 Анализ затрат на производство, прибыли и рентабельности.
Наименование показателя
2006 год
2005 год
Изменение
(%)
Доходы и расходы по обычным видам деятельности.
1) Выручка от реализации услуг
724 806
561354
+29,1
2) Себестоимость реализованных услуг
649 953
495 612
+31,1
3) Коммерческие расходы
1 179
402
+193,3
4) Управленческие расходы
7 218
5 940
+21.5
5) Прибыль от продаж
66 456
59 400
+11,9
Операционные доходы и расходы;
1) Проценты к получению
81
0
2) Прочие операционные расходы
2 157
2 751
-22,6
Внереализационные доходы и расходы:
1) Внереализационные доходы
3 792
3 810
-0,01
2) Внереализационные расходы
1 200
261
+359,8
Прибыль до налогообложения
66 972
60 198
+ 11,3
Налог на прибыль
11 163
9 825
+ 13,6
Чистая прибыль
55 809
50 373
+10,8
Если же говорить о внереализационных доходах и расходах, то здесь картина относительно неблагоприятна: наблюдается снижение внереализационных доходов и увеличение внереализационных расходов.
В итоге можно сказать, что в целом складывается благоприятная картина работы ФГУП "Ижевский почтамт" за 2006 год по сравнению с 2005 годом: имеется увеличение балансовой прибыли предприятия на 11,3 %.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующей уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализ и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1) Рентабельность продаж (показатели оценки эффективности управления);
2) Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности);
Для рассматриваемого предприятия ФГУП "Ижевский почтамт" целесообразно рассмотреть два важнейших коэффициента: коэффициент рентабельности предприятия и коэффициент рентабельности реализации за 2005 и 2006 годы.
Коэффициент рентабельности предприятия рассчитывается как отношение прибыли предприятия к величине использованных средств.
Рпред=Пр/ВБср (8)
Р 05пред= (50 373/116 407,5 0* 100 % = 43,3 %
Робпред =(55 809/171 702)* 100%=32,5%
Снижение в 2006 году рентабельности предприятия по сравнению с 2005 годом объясняется уменьшением отдачи используемых средств: при значительном увеличении стоимости средств прибыль изменилась незначительно.
Коэффициент рентабельности реализации рассчитывается как отношение прибыли предприятия к валовому доходу.
Рреал=Пр/ВД (9)
Р05 прод= (20 373/561 354)* 100% = 8,97%
Р05 прод = (55 809/ 724 806)* 100 % = 7,7 %
3.4 Анализ конкурентоспособности предприятия и пути его улучшения
Одной из важных задач коммерческой деятельности предприятий является обеспечение своей конкурентоспособности. Основным способом достижения этой задачи является предложении покупателя товаров и услуг надлежащего качества, в нужном ассортименте, в необходимые сроки и на более выгодных условиях, чем у конкурентов.
Торговые предприятия должны иметь конкурентное преимущество, то есть уровень их работы с покупателями должен превышать соответствующий показатель конкурентов и они в состоянии противодействовать влиянию конкурентных сил. Ни одна торговая фирма не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов. Поэтому предприятия для повышения своей конкурентоспособности используют определенные стратегии конкуренции. В рассматриваемом случае предприятие ФГУП «Ижевский почтамт» широко использует применение таких способов достижения конкурентного преимущества, как:
· более низкие, чем у конкурентов цены;
· более удобное географическое местоположение в городе и регионе;
· оказание услуг в кратчайшие для потребителя сроки;
· обеспечение покупателям дополнительных услуг, не связанных с основной деятельностью предприятия (т.е. предоставление Интернет - услуг, оплата коммунальных услуг и мобильной связи, прокат журналов и т. д.);
· наличие хорошо известной торговой марки;
· высокая репутация предприятия ;
Стратегия конкуренции предприятия включает в себя методы ведения бизнеса, хозяйственной деятельности и методы, которые она использует для привлечении покупателей, ведения конкурентной борьбы и укрепления своей позиции на рынке. Конкурентная стратегия предприятия предусматривает как наступательные, так и оборонительные действия – в зависимости от изменения ситуации на рынке. Кроме этого, конкурентная стратегия предусматривает краткосрочные тактические действия для немедленной реакции на изменение ситуации и долгосрочное действие, от которых зависят будущие конкурентные возможности предприятия и его позиция на рынке.
Существует несколько стратегий конкуренции. Предприятие ФГУП «Ижевский почтамт» использует сфокусированную стратегию, или стратегию рыночной ниши, которая предполагает дифференциацию товарного ассортимента, - обеспечение потребителей товарами и услугами, наиболее полно отвечающими их требованиям.
Существует несколько способов защитить конкурентное преимущество. Один из них – попытка помешать конкурентам начать наступательные действия - предусматривает следующие действия:
· расширение номенклатуры предлагаемых для реализации товаров, для того, чтобы заполнить свободные рыночные ниши потенциальных конкурентов,
· закупка различных сортов товаров, имеющих характеристики, которые конкуренты имеют или могут иметь;
· предложение товаров, наиболее близких по своим характеристикам к продукции конкурентов, но по более низким ценам;
· предложение бесплатного или по низкой цене обучения пользователей;
· сохранение спроса покупателей на свою продукцию за счет:
1) предоставление специальных скидок;
2) раннего оповещения потребителей о новинках и новых услугах, или изменениях цен с тем, чтобы потенциальный покупатель не предпочел товар конкурента;
3) расположение товаров разных видов в одном ряду, чтобы предоставить покупателю возможность для экспериментальной покупки;
· увеличение объемов продаж в кредит для покупателей;
· сокращение времени поставки и обеспечение гарантийного обслуживания.
Конкурентоспособность предприятия является мерой прибыли предприятий- изготовителей или исполнителей так как увеличение конкурентоспособности обуславливает возрастание объема продаж. Поэтому оценка конкурентоспособности играет важную роль в определении и достижении запланированной прибыли как одной из целей предприятия.
Существует несколько методик оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.
Параметрическая оценка конкурентоспособности предприятия.
Уровень конкурентоспособности предприятия определяется через отношение показателя конкурентоспособности предприятия к аналогичным показателям предприятия конкурента.
К=Кнаш/Кконк (10)
Если К≥1 – уровень конкурентоспособности нашей продукции превосходит по всем характеристикам продукцию конкурента. При оценке конкурентоспособности предприятия можно сравнить его с конкурентами по аналогичным товарам, услугам, для которых также было проведено сравнение и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности.
Параметрическая оценка осуществляется в несколько этапов:
Потребительские параметры предприятия как товара распределяются по степени их значимости. При этом каждому параметру присваивается весовой коэффициент, например, оказания услуг конкурента « Информпечати».
Таблица 13
Сравнительный анализ потребительских параметров конкурирующих предприятий.
Потребительские параметры
Весовой коэффициент, коэффициент значимости
Бальная оценка потребительских характеристик собственного товара и товара конкурента
Бальная оценка с учетом весового коэффициента
Информ печать
Почтамт
1) качество обслуживания покупателей
0,3
7
9
2,1
2,7
2)дополнительные услуги, предлагаемый ассортимент
0,2
6
8
1,2
1,6
3) цена, стоимость предлагаемых товаров/услуг
0,5
3
4,5
ИТОГО
1
19
26
6,3
8,8
Из данных табл. 13 видно, что «Информпечать» по отношению к ФГУП «Ижевский почтамт» проигрывает в предлагаемом ассортименте, в предложении дополнительных услуг, в ассортименте, в цене по аналогичным товарам.
Оценку конкурентоспособности можно также провести и другим способом, например, по шкале значимости (лучевая диаграмма). Оценка многоугольника конкурентоспособности по каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов. На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест.
режим работы специализация местоположение
100 100 100
атмосфера методы
100 продажи
персонал цена
100 ассортимент 100 100
- «Информпечать»
- ФГУП «Ижевский почтамт»
Рис. 2 Шкала значимости или лучевая диаграмма.
Предприятие работает в среде с наличием конкурентов, поэтому в условиях конкурентного рынка главное – удовлетворить покупателей лучше, чем это делают конкуренты, создав принципиально новый товар или уникальную, принципиально новую услугу. С этой целью для улучшения коммерческой деятельности предприятия предлагается создание кафе (бара, буфета при условии невысоких цен) на предприятии ФГУП «Ижевский почтамт» для целевых потребителей с целью улучшения атмосферы, обстановки и расширения услуг, то есть воспользоваться стратегией «диверсификация».
Создание буфета для потребителя связано со следующими факторами:
- большое число посетителей пользуются только услугами оплаты за коммунальную и сотовую связь, ожидая своей очереди, возможно, продолжительное время, особенно ближе к 17 – 18 часам вечера после работы;
- рядом с ФГУП «Ижевский почтамт» имеется небольшое количество продовольственных магазинов;
- поблизости нет подобных кафе, буфетов.
Проанализировав конкурентоспособность предприятия предлагаются следующие мероприятия, а также методы, которые помогут предприятию контролировать степень удовлетворенности потребителя:
· Обеспечение достаточной профессиональной подготовки персонала
( операторов связи, менеджеров);
· Обучение персонала культуре общения и деловой этике для приобретения умения вызывать интерес, убеждать и формировать позитивное отношение к товарам, услугам предприятия;
· Усовершенствование системы сбора жалоб и предложений по работе предприятия, в частности в отделе «Мир открыток»;
- ящики для предложений;
- бланки для комментариев;
- «горячая линия» для связи с потребителями, внесения предложений или подачи жалоб.
Как правило, такие информационные потоки приносят предприятиям большое количество новых идей, позволяют оперативно решать возникающие проблемы.
· Проведение опросов о степени удовлетворенности потребителей в предлагаемых товарах/услугах ОСП «Ижевский почтамт», а также не лишней окажется и оценка покупателями предприятий конкурентов.
· Организовать базу данных о потребителях, предприятиях, контактах, частоте покупки и удовлетворенности индивидуальных покупателей и обеспечить доступ к ней.
· Упростить покупателям доступ к соответствующим работникам предприятия для выражения своих потребностей, восприятия, жалоб.
· Внедрить программы поощрения лучших работников.
Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг, связанные экономическими критериями: уменьшение торговых надбавок на товары и снижение тарифов на услуги за счет использования внутренних резервов, экономии затрат на процессы обслуживания без снижения уровня его качества, что позволит установить более низкие цены при реализации товаров и оказании услуг.
Ограничение активного воздействия на повышение конкурентоспособности товаров и услуг в сфере обслуживания требует обоснованного отбора и применения методов обеспечения конкурентоспособности, которые необходимо рассматривать как наиболее эффективные пути повышения конкурентоспособности.,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10