Рефераты. Организация товариществ собственников жилья как направление реформы жилищно-коммунального хозяйства















3.2 Основные направления активизации процесса создания товариществ собственников жилья в РФ и РБ.


В настоящее время в России и в Республике Башкортостан практически весь многоквартирный городской жилищный фонд можно считать кондоминиумами. Проблема управления многоквартирны­ми домами, перешедшими в собственность нескольких до­мовладельцев, и правового регулирования отношений ме­жду сособственниками общего имущества является на се­годня актуальной для всех российских городов. Эту задачу предполагалось решить путем создания гражданами това­риществ собственников жилья (ТСЖ).

Сегодня идея организации управления жильем на осно­ве ТСЖ активно поддерживается многими организациями, объединяющими членов бывших ЖСК, ЖК и образован­ных ТСЖ. На основе положительного опыта деятельности ТСЖ, которым удалось добиться реализации предусмот­ренных законодательством правомочий. Имеется мощная общественная поддержка действий органов власти в тех регионах Российской Федерации, где местные власти спо­собствуют созданию кондоминиумов и деятельности ТСЖ.

В общей сложности, по данным Госкомстата России в настоящее время насчитывается более 4.5 тыс. товари­ществ собственников жилья, большая часть из которых пока формируется на базе жилищно-строительных коопе­ративов (ЖСК) в новом строительстве. В меньшей степени этот прирост обеспечивает создание товариществ собст­венников жилья на базе государственного, муниципального и кооперативного жилищного фонда

Таким образом, следует констатировать, что процесс создания кондоминиумов в большинстве регионов и горо­дов России идет медленными темпами. В настоящее время численность зарегистрированных кондоминиумов, управ­ляемых ТСЖ, составляет менее одного процента в общем объеме жилищного фонда, и более того, не все ТСЖ взяли на себя бремя управления принадлежащей им собственно­стью. Как правило, эти функции по договору передаются тем же ЖЭКам, трестам, МУПам, несмотря на признание эффективности управления недвижимостью в жилищной сфере объединениями домовладельцев за счет снижении затрат на ее обслуживание и повышения качества пред­ставляемых коммунальных услуг.

Серьезной причиной, сдержи­вающей развитие этой формы самоорганизации жителей, является отсутствие у граждан опыта самоуправления, пси­хологическая неготовность и боязнь взять на себя ответст­венность за будущее жилого дома, опасение возможного увеличения коммунальных платежей для членов ТСЖ и других факторов, основанных на недостаточном знании, понимании вопроса управления домовладением, а также экономической и политической нестабильностью в обще­стве.

В то же время, с правовой точки зрения никаких серь­езных препятствий для развития ТСЖ нет. Принятый 15 июня 1996 г. федеральный закон № 72-ФЗ[28] определяет порядок регистрации това­риществ, гарантирует им право на бюджетные доящий, а малообеспеченным членам ТСЖ также и право на жилищ­ные субсидии. Но на практике процедура регистрации ТСЖ, определяемая подзаконными правовыми актами ме­стного значения, часто оказывается весьма сложной и длительной. Бюджетные дотации не всегда и не в полном объеме доходят до товариществ. Возникают проблемы с пере­дачей на баланс ТСЖ жилых зданий и нежилых помеще­ний и даже с бесплатным порядком оформления земель­ных участков, входящих в состав кондоминиумов, гаран­тированным этим законом.

Так, например, чтобы за­регистрировать ТСЖ в г. Москве требуется согласовать вопрос в 22 городских комитетах и ведомствах, заполнить около 150 различных форм и документов. В результате вместо определенного законом месячного срока (со дня подачи документов на регистрацию) реальный срок всей процедуры составляет 7-9 месяцев. Обязательным услови­ем при этом является наличие поэтажного плана здания, услуга по составлению которого в БТИ обходится порядка 10 тысяч рублей. И таких документов в процессе оформле­ния оказывается великое множество.

Многочисленные проблемы возникают и после регист­рации товариществ. На практике получается, что органы санэпидемконтроля, пожарного надзора и другие инспек­ционные службы, как правило, оставаясь равнодушными к нарушениям в домах муниципального жилищного фонда, сразу же начинают проявлять принципиальность в отно­шении вновь созданных ТСЖ. В результате, после образо­вания товарищества, оснащение бывшего муниципального дома в соответствии с предъявляемыми органами надзора и контроля требованиями, необходимыми на основании действующих норм и правил технической эксплуатации зданий обходится членам товариществ в значительную сумму.

Товарищества могут оказаться в тяжелом положении в случае аварии или других непредвиденных расходов, так как, в отличие от ЖЭКов, жилищных трестов они не рас­полагают ни резервными средствами, ни возможностями для их маневрирования. А в условиях отсутствия системы страхования жилых зданий любая серьезная авария может привести к финансовому краху ТСЖ.

Таким образом, создание и организация деятельности товарищества собственников жилья являются для граждан в настоящее время предприятием рискованным и дорого­стоящим. Поэтому без поддержки муниципальных властей программа широкомасштабного развития ТСЖ успеха иметь не будет.

Существенным фактором в активизации создания ТСЖ является незаинтересованность работников жилищно-коммунальных органов местной администрации в созда­нии товариществ собственников жилья в связи с тем, что в этом случае они лишаются возможностей контроля за жи­лым фондом и распоряжения бюджетными дотациями по своему усмотрению, а также создают себе конкурентов, способных наглядно доказать неэффективность централи­зованной системы управления жилищным фондом. В этих условиях существует и другая крайность, когда товарище­ствам собственников жилья пытаются спихнуть управление ветхим или старым жильем. Естественно, что добровольно в управление такие дома никто из жителей никогда не возьмет. Государство, со своей стороны, должно обеспе­чить право любого из жителей сохранить свой статус на­нимателя муниципального жилья.

Причинами, сдерживающими развитие товариществ собственников жилья в России и в Республике Башкортостан, таким образом, можно на­звать противодействие бюрократических структур; мало­численность положительных примеров; недостаточную информированность населения и низкую активность на вторичном рынке жилья.

Вместе с тем собственникам приватизированных квар­тир, пожелавшим объединиться в товарищества, должны быть предоставлены вес предусмотренные законом воз­можности, вне зависимости от интересов тех или иных должностных лиц.

В числе причин низких темпов развития товариществ собственников жилья и передачи жилищного фонда в управление товариществам сегодня можно отнести:

1. Несовершенство нормативной базы и недостаточная поддержка со стороны администраций.

Далеко не все вопросы, затрагивающие интересы жите­лей кондоминиумов, нашли постановку и разрешение в рамках закона № 72-ФЗ[28]. Это относится, прежде всего, к проблемам определения границ земельных участков, регистрации кондоминиумов как единых комплексов недвижимого имущества в госу­дарственном реестре, бюджетного финансирования созда­ния и деятельности товариществ собственников жилья.

Решение этих принципиальных вопросов, требующих единого подхода, было отдано на откуп органов власти на местах. Однако на уровне многих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований нет достаточ­ной нормативной базы для организации деятельности ТСЖ. Есть примеры, когда положения, касающиеся пре­доставления товариществам прав на получение дотаций, собственности на землю и нежилые помещения, остаются бумажными обещаниями и не выполняются на деле. В не­которых городах администрации под различными предло­гами заставляют товарищества собственников жилья за­ключать договоры на техническое обслуживание все с теми же муниципальными организациями, лишая товарищества права выбора. Зачастую органы власти, не осознав пер­спективность создания товариществ, пускают этот процесс на самотек и вообще не оказывают товариществам ника­кой поддержки. Часто препятствием к широкому станов­лению ТСЖ служит приравнивание тарифов на жилищно-коммунальные услуги для товариществ к промышленным предприятиям (юридическим лицам), которые в 3-4 раза выше тарифов для населения в муниципальном жилищном фонде.

2. Тормозит процесс создания товариществ и плохая информированность населения.

Как показали результаты опроса, проведенного в ряде регионов России, большинство жильцов обычных домов ничего или почти ничего не знают о товариществах. 90% не знают, как создать товарищество и кто может помочь с регистрацией. Это свидетельствует как о пассивности лю­дей в восприятии информации о жилищной реформе, так и о низкой степени освещения этого вопроса средствами массовой информации.

3. Одной из существенных проблем, мешающих образо­ванию ТСЖ. является низкий уровень доходов граждан.

Низкие доходы заставляют людей "экономить" на расхо­дах на жилье и коммунальные услуги, оплата которых не представляется очевидной необходимостью, а неоплата не влечет не медленных санкций. Это в настоящий момент является проблемой практически всего жилищного фонда и сдерживает, не только темпы развития товариществ, но и реформы в целом. В таких условиях люди просто не хотят принимать на себя ответственность за управление жильем из-за боязни увеличения платежей за квартиру. Перейти на самоуправление мешают опасения, что местная адми­нистрация лишит их дотаций, а также положенных льгот в качестве "наказания" за проявляемую самостоятельность.

4. Негативное влияние, сдерживающее ход образования ТСЖ сложностью процедур и высокой стоимости оформ­ления товариществ и регистрации недвижимого имущества в кондоминиумах в едином государственном реестре.

Закон № 72-ФЗ[28] обязал домовладельцев в кондоминиумах проводить регистрацию кондоминиума как комплекса недвижимого имущества, однако ее порядок до сих пор не проработан. Процедура регистрации прав на различные формы совместной и сме­шанной собственности представляет значительную труд­ность для местных регистрирующих органов. Кроме того, Закон предусматривает, что регистрация кондоминиума должна предшествовать регистрации ТСЖ как юридиче­ского лица однако, если товарищество не зарегистрировано, никто не заинтересован в регистрации кондоминиума — образуется некий порочный круг. В ряде городов принят временный порядок регистрации кондоминиумов, однако, обычно эта процедура представляет собой прохождение цепочки из многих организации, и прохождение этой про­цедуры требует подготовки большого числа документов, затрат времени и значительных средств.

5. Нерешенность вопросов собственности и управления нежилыми помещениями и земельными участками — еще один сдерживающий фактор.

Собственники жилого фонда, непосредственно управ­ляющие своими домами, заинтересованы в поддержании всего комплекса недвижимости, включая объекты жилого и нежилого фонда и земельный участок. Однако вопрос о передаче прав на нежилые помещения в зданиях редко решается в пользу товариществ, даже, когда это касается помещений, законом «О товариществах собственников жилья» отнесенных к общему имуществу домовладельцев, как-то подвалов и чердаков.

Большинство товариществ испытывает трудности с оформлением прав собственности их членов на земельные участки, входящие в состав кондоминиума. Вышедшее в сентябре 1997 года Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения об определении границ и разме­ров участков в городах и иных поселениях, передаваемых в собственность домовладельцев", оставило место для со­мнений, передавать ли землю в собственность домовла­дельцам или только в аренду созданным товариществам. В ряде городов земельные участки оформляются в аренду или пользование товариществам собственников жилья. Интересы же товариществ такое решение не удовлетворяет, поскольку договоры аренды и безвозмездного пользо­вания обычно не дают им возможности зарабатывать на экономическом использовании земельных участков. Кроме того, не хватает нормативной базы на уровне субъектов Федерации, которая позволяла бы на единых условиях оп­ределить размеры и границы участков, передаваемых ТСЖ. Соответствующие методические рекомендации, изданные Госстроем России в 1998 году, на уровне субъектов феде­рации внедряются очень медленно.

6. Серьезной проблемой, требующей разрешения, явля­ется недостаток профессиональных кадров по управлению жильем (домовладением).

Рынок профессионалов в области управления и обслу­живания жилья, которые готовы предложить свои услуги товариществам, еще узок. До настоящего момента единст­венными доступными для населении управляющими ком­паниями можно назвать службы заказчика. В то же время качество услуг, предоставляемых ими, не всегда удовлетво­ряет жильцов.

Для того чтобы каждое товарищество собственников имело реальный выбор, управлять ли домом самостоятель­но или передать эти функции профессионалам, а также могло выбрать, с кем ему заключать договор на управление и обслуживание домов, на местах необходимо активизиро­вать работу по формированию конкурентной среды в сфе­ре управления и эксплуатации жилья. Следует налаживать подготовку специалистов, которые будут знать технологию эксплуатации здания, смогут составить технический и фи­нансовый планы организации работ, обеспечат контроль и их выполнением. Имеющийся пример г. Великого Новго­рода, Новочеркасска и др. подтверждает, что организован­ный на постоянной основе учебный процесс подготовки управляющих домами непосредственно влияет на рост числа кондоминиумов в городе.

Причинами, сдерживающими развитие товариществ собственников жилья в России, можно назвать также про­тиводействие бюрократических структур; малочисленность положительных примеров; низкую активность на вторич­ном рынке жилья.

Таким образом, оценивая, пусть небольшой, но уже на­копленный в России опыт создания и функционирования товариществ собственников жилья можно с определенно­стью утверждать, что успех деятельности каждого вновь образованного товарищества, в основном зависит от самих собственников жилья и местных администраций, пони­мающих важность и перспективность образования това­риществ, оказывающих организационную и финансовую поддержку, создавая необходимые стартовые условия для развития нового для России движения — самоуправления жильем.

Опыт показывает, что для решения названных проблем и для стимулирования развития товариществ собственни­ков жилья требуется проведение соответствующими орга­низациями мероприятий на уровне органов власти субъек­тов федерации и местного самоуправления. Прежде всего, необходимо обеспечить предоставление товариществам равных условий финансовой поддержки с муниципальным жилищным фондом. Нельзя допускать дискриминации то­вариществ в отношении предоставления им бюджетного финансирования.

Важнейшей мерой является обеспечение доступности регистрационных процедур, путем их упрощения и, по возможности, удешевления. Значительную помощь това­риществам могут оказать местные власти в форме предос­тавления льгот по оплате регистрационных взносов и по­шлин.

Информирование населения о положительном опыте товариществ собственников жилья — одна из серьезней­ших задач местных администраций. Необходимо наладить широкую информационную кампанию через все средства массовой информации города, с освещением деятельности организаций, оказывающих помощь инициативным груп­пам и правлениям товариществ, а также предоставления возможности гражданам получать консультации в органах местного самоуправления.

Кроме того, необходимо вести активную разъяснительную работу среди собственников квартир, особенно в до­мах с высоким процентом приватизации. Требует непо­средственного объяснения домовладельцам их права и обя­занности по управлению кондоминиумами,

Должно быть налажено постоянное широкое оповеще­ние населения обо всех положительных примерах деятель­ности товариществ собственников жилья и преимуществах самоуправления. Обмен опытом с представителями адми­нистраций в других регионах, а также с представителями ассоциаций и иных объединений ТСЖ также будет спо­собствовать решению этой задачи.

Важнейшим шагом на пути развития самоуправления должно стать поощрение органами власти, в сотрудничест­ве с общественными жилищными организациями, появле­ния и развития образовательных курсов и программ по те­матике управления жилищным фондом.

Необходимо продолжать формирование в регионах кон­курентной среды в сфере управления и эксплуатации жи­лья. Практика показывает, что в тех регионах России, где существует конкуренция в этой отрасли, товариществ собственников жилья действуют более успешно. В то же время спрос на эти услуги, создаваемый товариществами, активно влияет на формирование данной части рынка.

Тем не менее, хотелось бы подчеркнуть, что проблема создания кондоминиумов в России, развития деятельности товариществ собственников жилья является исключительно важной для формирования института реальных собственников жилищного фонда, эффективного управления недвижимостью, снижения бюджетных затрат по строительству, содержанию и эксплуатации жилья. Но проблем создания ТСЖ нельзя рассматривать как существенную альтернативу сегодняшней системе управления жильем в России, Необходимы другие инструменты формирования активного собственника жилья.

Кроме того, как показывает практика, применение механизмов и положений законодательства о кондоминиумах и ТСЖ целесообразно и эффективно в различных сферах деятельности, помимо жилищно-коммунального хозяйства в:

- строительстве, финансируемом за счет долевого инве­стирования нескольких инвесторов - будущих собствен­ников с соответствующей долей, имущества;

- санации градообразующих предприятий (промышлен­ные кондоминиумы);

- управлении недвижимостью и других.

В то же время, как отмечалось выше, реформирование жилищной сферы не может быть обеспечено без поддерж­ки государства и местной власти. Поэтому к основным ус­ловиям, способствующим развитию товариществ собствен­ников жилья на местах, следует отнести:

- включение в программы экономического развития, разрабатываемые администрациями городов и субъектов Российской Федерации, вопросов, направленных на под­держку товариществ собственников жилья;

- разработку и внедрение процедур, облегчающих реги­страцию кондоминиумов и товариществ собственников жилья, в том числе в новом строительстве;

- разработку пакета примерных учредительных докумен­тов по ТСЖ:

- передачу товариществам собственников жилья уста­новленных дотаций на техническое обслуживание жилья и коммунальные услуги;

- компенсации товариществам предоставляемых льгот и перечисление субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг;

- передачу товариществам прав на нежилые (неисполь­зуемые) помещения в здании или перечисление товарище­ствам части арендной платы за помещения в доме, при­надлежащие муниципалитету:

- передачу членам товариществ прав на земельные уча­стки под домом и придомовую территорию;

- установление налоговых льгот для товариществ собственников жилья;

- формирование системы договорных отношений в ЖКХ;

- содействие в обучении управляющих кондоминиума­ми и в создании объединений собственников жилья.

Особенно актуальным это становится в условиях, когда существующие жилищные организации не могут реализо­вать рыночные принципы управления не принадлежащей им жилищной собственностью. Это ведь не только переход на безубыточное функционирование за счет полной опла­ты населением стоимости жилищных услуг. В первую оче­редь нужно решить задачи по перспективному развитию жилищного фонда с учетом изучения спроса на жилищные услуги в зависимости от демографической ситуации в ре­гионе, динамики доходов различных групп населения, тех­нического состояния строений, экономической целесооб­разности их модернизации и многого другого.






Заключение.

Изучение нормативно – законодательной базы показало, что товарищества собственников жилья  в РФ и РБ создаются и функционируют в соответствии с федеральным законом РФ №72 «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 года, в котором дается понятие товарищества и кондоминиума, отношений собственности, права и обязанностей членов товарищества, принципов и порядка регистрации, перечень деятельности, которые может осуществлять товарищество, а также примерный устав товарищества. Кроме того, рассматриваемые вопросы регулируются также законом РФ от 24.12.92 № 4218 -1 «Об основах жилищной политики», Гражданским кодексом РФ, а также рядом постановлений и распоряжений на местном уровне. Наряду с указанными нормативными актами в Республике Башкортостан, было принято постановление Кабинет Министров Республики Башкортостан «О мерах по созданию и активизации деятельности товариществ собственников жилья» от 31.08.99 г. № 274, а также ряд постановлений администраций городов и районов о поддержке создания товарищества собственников жилья.   

Изучение зарубежного опыта управления жилым фондом, на примере Германии, показало, что полностью перенятие этого опыта невозможно по ряду причин: во-первых, частная собственность в европейских странах складывалась веками, а в России только недавно начался переход к частной собственности; во-вторых, в Германии имеется пустующее жилье (примерно 10%) и поэтому жители имеют возможность более свободно выбирать где им жить; в-третьих, большинство жителей не являются собственниками, а арендуют жилье.

Но в то же время некоторые аспекты зарубежного опыта можно применить в Российской действительности:

-                     введение конкуренции в области обслуживания жилого фонда;

-                     введение жесткого контроля за предприятиями - естественными монополистами (газ, вода, электроэнергия, и т.д.);

Изучение и анализ создания и функционирования товариществ собственников жилья в РФ показал, что сегодня идея организации управления жильем в РФ на осно­ве товариществ собственников жилья активно поддерживается многими организациями, объединяющими членов бывших ЖСК, ЖК и образован­ных товариществ собственников жилья. На основе положительного опыта деятельности товариществ, которым удалось добиться реализации предусмот­ренных законодательством правомочий видно, что это стало возможным в результате активной общественной поддержки, а также целенаправленных действий органов власти отдельных регионов Российской Федерации и местных властей, которые спо­собствуют созданию кондоминиумов и деятельности ТСЖ.

В общей сложности, по данным Госкомстата России в 2001 году в России насчитывалось более 4.5 тыс. товари­ществ собственников жилья, большая часть из которых пока формируется на базе жилищно-строительных коопе­ративов (ЖСК) в новом строительстве. В меньшей степени этот прирост обеспечивает создание товариществ собст­венников жилья на базе государственного, муниципального и кооперативного жилищного фонда.

Таким образом, приходится констатировать, что процесс создания кондоминиумов в большинстве регионов и горо­дов России идет медленными темпами. В настоящее время численность зарегистрированных кондоминиумов, товариществ собственников жилья, составляет менее одного процента в общем объеме жилищного фонда, и более того, не все товарищества взяли на себя бремя управления принадлежащей им собственно­стью. Как правило, эти функции по договору передаются тем же ЖЭКам, трестам, МУПам, несмотря на признание эффективности управления недвижимостью в жилищной сфере объединениями домовладельцев за счет снижения затрат на ее обслуживание и повышения качества пред­ставляемых коммунальных услуг.

Анализ показывает, что серьезной причиной, сдержи­вающей развитие этой формы самоорганизации жителей, является отсутствие у граждан опыта самоуправления, пси­хологическая их неготовность и боязнь взять на себя ответст­венность за будущее жилого дома и другие факторы основанные на недостаточном знании, понимании вопроса управления домовладением, а также экономической и политической нестабильностью в обще­стве.

Анализ создания и функционирования товариществ собственников жилья в РБ показал, что сегодня в республике создано 64 товарищества собственников жилья, в том числе в городах Уфе, Стерлитамаке, Нефтекамске, Агидели, Туймазах, Октябрьском, Дюртюли, Ишимбае, п. Уптино Уфимского района, и Приютово Белебеевского района, п.Раевка Альшеевского района. На их обслуживании находится дома общей площадью 1167,6 тыс. кв. метров.

В настоящее время товарищества собственников жилья становятся основной формой управления в домах-новостройках, где большая часть квартир принадлежит частным лицам, в домах ведомственного фонда и ЖСК, члены которых полностью выплатили пай за квартиру.

Анализ функционирования Уфимского товарищества собственников жилья показал, что на сегодняшний день товарищество является убыточным, так как техническое обслуживание лифтов, уборка лестничных клеток, освещение мест общего пользования, вывоз и сбор мусора, и д.р. все это не может оплачиваться жильцами в полном объеме, а значит, это ложиться убытком на товарищество. Поэтому необходимо искать другие источники финансирования, за счет которых можно будет покрыть эти убытки. Как например введенная в действие в конце прошлого года платная охраняемая стоянка для жильцов и ночная охрана придомовой территории, можно также ввести собственную диспетчерскую лифтовую службу, которая будет выполнять мелкие неполадки лифтов. Эти мероприятия позволят не только сократить расходы товарищества но и снизить дотации которые выплачивает государство.

Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены следующие проблемы создания и неэффективного функционирования товариществ собственников жилья:

-          слабая информированность граждан;

-          сложность процедур и высокая стоимость оформ­ления товариществ и регистрации недвижимого имущества в кондоминиумах в едином государственном реестре;

-          несовершенство нормативной базы и недостаточная поддержка со стороны администраций городов и районов;

-          недостаток профессиональных кадров по управлению жильем (домовладением).

Представляется, что для разрешения выше указанных проблем необходимо провести следующие мероприятия:

-   через средства массовой информации провести разъяснительную работу среди населения о том, как создаются и функционируют товарищества собственников жилья, в чем их преимущества и какие имеются недостатки их деятельности, а также освещение положительного опыта действующих товариществ собственников жилья, акцентируя при этом внимание на преимуществах альтернативного управления жилым фондом;

-   на уровне муниципальных образований необходимо провести упрощение процедуры регистрации товариществ собственников жилья, и предусмотреть уменьшение налогообложения с товариществ собственников жилья;

организовать централизованное обучение профессиональных кадров в области управления жилищным фондом, которые будут знать технологию эксплуатации зданий, смогут составлять технические и фи­нансовые планы организации работ и обеспечат контроль за их выполнением.





Список использованной литературы:



НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:

1.     Конституция Российской Федерации. М.: Юридичекая литература, 1994

2.     Конституция Республики Башкортостан. //Ведомости Верховного Совета и правительства РБ. Уфа, 1994 №4

3.     Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ

4.     О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития РФ: Федеральный закон от 20 июня 1995 г. №115-ФЗ

5.     О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения. Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Постановление Правительства РФ от 2 августа 1999 г.№ 887

6.     О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год: Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2001 г. № 804

7.     Об установлении республиканских стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год: Постановление Правительства РБ от 27 сентября 2001 г. № 249

8.     О финансовых основах местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ

9.     Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г., №1180 «О жилищных кредитах»

10. О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса» РФ федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы: Постановление правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 797

11. Закон « Об основах федеральной жилищной политики» 1992 года

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.1992 г. № 34. По вопросам регулирования жилищных право­отношений

13. О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов: Указ Президента РФ от 29 марта 1996 № 432

14. Об упорядочении системы оплаты жилья  и коммунальных услуг: Постановление Правительства РФ от 18 июня 1996 г. №707

15. Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов: Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 г.

16. О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса: Указ Президента РФ от 18 сентября 1992 г. № 1091.

17. Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию: Постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. №121

18. Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ: Постановление Правительства РФ от 31 октября 1999 г. № 1202

19. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ: Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. №41-ФЗ

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.1992 г. № 34. По вопросам регулирования жилищных право­отношений

21. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от  7 марта 1995 г. №239

22. О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуги порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жиль и коммунальных услуг: Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 936 // Экономика и жизнь.-1993. - №41.

23. Жилищный кодекс Республики Башкортостан от 2 марта 1994 года

24. Гражданский кодекс Ч.1.Офиц. изд. – М.: Юрид. лит., 1994

25. Жилищный Кодекс РСФСР от 24 июня 1983 года

26. Гражданский кодекс РФ Ч.2.Офиц. изд. – М.: ИНФРА-М, 1996

27. Закон Российской Федерации от 24.12.92 г. N 4218-1 "Об основах Федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона №9-ФЗ)

28. Закон Российской Федерации от 15.06.96г. № 72-ФЗ " О товариществах собственников жилья"

29. Указ Президента " О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" 28.08.97г. № 425, раздел "Стимулирование создания товариществ собственников жилья"

30. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.97г. № 1223 " Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах"

31. Постановление Конституционного суда РФ от 3 апреля 1998 г. № 10-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального Закона от 15 июня 1996 г. "О товариществах собственников жилья"

32. Закон РФ от 04.07.91 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

33. Постановление Кабинет Министров Республики Башкортостан «О мерах по созданию и активизации деятельности товариществ собственников жилья» от 31.08.99 г. № 274.

34. Указ Президента РФ от 23.12.93 № 2275 "Об утверж­дении Временного положения о кондоминиуме".

35. Бессонов С.Э. Опыт социального партнерства в жилищной сфере // ЖКХ. - 2000. - №11, с.85-94.

36. Бобович Р.Е. Объединения жителей многоквартирных домов. - М.: Ассоциация ТСЖ "Центр", 2001. - 237 с.

37. Вишневский Ю.А. Выполнение первого этапа программы реформирования ЖКХ Пятигорска // ЖКХ. - 2000. - No2, с. 15-20.

38. Долгушина О.В. Порядок формирования ТСЖ в период строительства // ЖКХ. - 2000. - №1, с. 32-40.

39. Жилищный альманах No2. Кондоминиум и власть. - М.: Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК "Центр", ТСЖ ВСК "Новослободская 36/1", 1999. - 209 с.

40. Жилищный альманах №3. Правовые и организационные отношения в товариществах собственников жилья и кондоминиумах. - М.: Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК "Центр", Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК "Юго-Запад", 1999. - 264 с.

41. Жилищный альманах №4. Жилищно-арендная кооперация. Опыт новой экономической политики и возможность его применения в современной России. - М.: Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК "Центр", Институт развития Москвы - центр "Муниципалитет", 1999. - 181 с.

42. Иваненко В. Жилищно-коммунальная реформа //Экономика и жизнь. – 2001. - №25

43. Ильин И. Условия осуществления жилищной реформы // Экономист. – 2000. - №5

44. Кравченко А.В. ТСЖ - оптимальная форма управления жильем // ЖКХ. - 1999. - №6, с.15-19.

45. Кутакова Т.Б. Опыт создания кондоминиумов за рубежом // ЖКХ. - 1999. - №4, с.18-25.

46. Ломтев Г.А. Что делать для создания системы самоуправления в жилищной сфере // ЖКХ. - 2000. - №3, с. 40-47.

47. Ломтев Г.А. Самоуправление в многоквартирных домах // ЖКХ. - 2000. - №7, с. 45-50.

48. Матеров Л.Н. Кондоминиум. Как зарегистрировать Товарищество собственников жилья в городе Москве. - М.:ГЦЖС-ПРЕСС, 1998. - 268 с.

49. Матеров Л.Н. Кондоминиум и власть //ЖКХ. – 1998. - №6

50. Матеров Л.Н. Организация ТСЖ: советы практика // ЖКХ. - 2000. - №3, с. 52-69.

51. Московское Правительство и ассоциации ТСЖ. Два подхода к самоуправлению в жилищной сфере. - М.: Городская жилищная палата: ассоциации ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК "Центр", "Юго-Запад", "Запад", "Юго-Восток", "Юг", "Северо-Запад", 2001. - 282 с.

52. О положительном опыте создания и деятельности товариществ собственников жилья. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2000. - 63 с.

53. Румянцева М.С. Товарищества собственников жилья: опыт Новочеркасска // ЖКХ. - 2000. - №2, с.10-14.

54. Тасенко Т.Н. Товарищества собственников жилья // ЖКХ. - 2001. - №3, с.42-47.

55. Тренинг. Первый курс: самоуправление в кондоминиуме. - М.: Жилищная палата г. Москвы: Ассоциации ТСЖ, ЖСК,, ЖК, МЖК "Центр", "Юго-Запад", "Юго-Восток", "Юг", "Северо-Запад", 2000. - 150 с.

56. Трусевич В.П. Вовлечение населения в управление жилищным фондом в Красноярском крае // ЖКХ - 2000. - №3, с.24-28.

57. Филимонов С.Л. Правоотношения собственности в многоквартирном доме // ЖКХ. - 2000. - №7, с.15-22.

58. Филимонов С.Л. Справочник по организации деятельности правления ЖСК, ЖК, ТСЖ; М.:ДИАЛОГ. МИФИ - 2000, ч.2. - 208 с.

59. Филимонов С.Л. ТСЖ: практика правоотношений и изменения в законодательном регулировании // ЖКХ. - 2001. - №5, с.14-21.

60. Филимонов С.Л. ТСЖ: проблемы и перспективы // ЖКХ. - 2000. -№11, с.72-79.

61. Чернышов Л.Н. О ходе и перспективах реформирования жилищно-коммунальной сферы // ЖКХ. - 2001. - №4, с.38-44.

62. Чернышов Л.Н. Жилищно-коммунальная реформа в России. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.