Рефераты. Организация технологии работы магазина






Организация технологии работы магазина

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по предмету «Организация торговых процессов»

 

на тему:

 

«Организация технологии работы магазина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2000 г.

ПЛАН



        стр.


Введение                   


1.    Роль магазина в совершенствовании торгового                               5

обслуживания

2.    Общая организационно-экономическая

характеристика универсама                                                                 23

2.1. Понятие розничного товарооборота                                     15

2.2. Анализ товарооборота                                                           15

3.    Организация торгово-технологического процесса в

 универсаме:                                                                                 21

3.1. Ознакомление с организацией ТТП                                         21

3.2. Планирование торгового зала и торгового оборудования     23

3.3. Размещение товаров и организация

контрольно-кассовых операций                                                              30

4.  Экономическая эффективность работы магазина                          35


Выводы и предложения                                                                        42


Список используемой литературы                                                     44


Введение

 

Сегодня для любого гражданина России не секрет, что экономика его страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка.

Переход России к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов потребителя.

Торговое предприятие – основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

 В непростых условиях российской сферы обращения выживают те предприятия, которые  наилучшим образом используют имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли.  Одним из решающих факторов является  правильная организация торговых процессов.

Этому вопросу посвящена  не одна книга. Внести свою  скромную лепту в практическое использование существующих теоретических наработок в данной сфере решила и автор данной курсовой работы.

При этом основную цель данной работы можно сформулировать следующим образом:

Используя предложенную преподавателем литературу и другие источники информации, практически закрепить полученные на занятиях навыки по организации торговых процессов на примере конкретного предприятия розничной торговли.

При этом будут решены следующие задачи:

-       Определение теоретических аспектов организации торговых процессов на универсамах розничной торговли

-       Анализ торговой деятельности  конкретного универсама.

          Объектом исследования выбран супермаркет «Перекресток» (в дальнейшем по тексту работы – предприятие, универсам, магазин самообслуживания), занимающийся продажей продовольственных и сопутствующих товаров населению Москвы. Магазин расположен по адресу: Алтуфьевское шоссе, 49. Ассортимент товаров в магазине с торговой площадью 3200 м2 насчитывает около 11000 наименований. Скоропортя­щиеся товары составляют 53%, бакалейные и напитки – 42%, непродовольственные товары – 5%. Длина выкладки – 450 погонных метров. Режим работы – с 8 до 21 часов.

В работе будут рассмотрены следующие проблемы:

-       общая организационно-экономическая характеристика магазина (анализ товарооборота, показатели деятельности, состав помещений); 

-       вопросы непосредственной организации торгово-технологического процесса;

-       экономическая эффективность работы магазина.

Анализ хозяйственной деятельности осуществлен за 1998 (прошлый) – 1999 (отчетный) год.

Роль магазина в совершенствовании торгового

 обслуживания


В магазине “Перекресток” продажа товаров ведется на основе самообслуживания и через прилавок обслуживания.

Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Са­мообслуживание позволяет ускорить операции по продаже това­ров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свобод­ный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без по­мощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых кон­троллерами-кассирами. При самообслуживании изменяются тех­нологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.

Этот метод применяется при продаже большинства продо­вольственных и непродовольственных товаров. Исключение со­ставляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная ап­паратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, требующие других методов продажи, так как при выборе указанных товаров покупателям, как прави­ло, необходимы индивидуальная помощь и консультация со сто­роны продавцов. Товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок инди­видуального обслуживания.

В магазинах самообслуживания функции работников торго­вого зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи здесь состоит из следую­щих основных операций:

-       встреча покупателя и предоставление ему необходимой ин­формации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;

-       получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;

-       самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;

-       подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;

-       оплата купленных товаров;

-       упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку поку­пателя;

-       возврат инвентарной корзины или тележки для отбора това­ров на место их концентрации.

Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (его консультация, проверка исправности товаров и т. д.).

Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зала магазина самообслу­живания, предъявления приобретенных ими в других магази­нах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании поку­патель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.

Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в узел расчета. Здесь проис­ходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в мага­зинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В узле расчета покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и в случае необходи­мости, основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администра­ция магазина имеет право проводить лишь выборочную провер­ку правильности оплаты и контролировать работу кассира.

Для того, чтобы ускорить расчетные операции с покупателя­ми, в магазине рекомендуется оборудовать единый узел расче­та. Напряженность работы контролеров-кассиров в часы «пик» следует регулировать. Для расчетов с покупателями, совершив­шими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют «экспресс-кас­сы». Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассо­вых машин, а также механизированных расчетных узлов с ме­ханизмом для автоматической выдачи сдачи, конвейером для пе­ремещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями. Несмотря на существенные преимущества метода самообслуживания, в пери­од перехода к рыночным отношениям годами создававшаяся сеть магазинов самообслуживания оказалась практически полностью разрушенной. Если до начала перестройки в городах магазинов самообслуживания было более половины от общего числа, то в период перестройки осталось 5-7 процентов. Основной причиной такого сокращения этих магазинов явилась боязнь владельцами риска хищений товаров.

Продажа товаров через прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций: встреча покупателя и выявле­ние его намерения; предложение и показ товаров; помощь в вы­боре товаров и консультация; предложение сопутствующих и но­вых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.

Пришедший в магазин покупатель должен встретить приве­тливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Вы­явление намерения покупателей заключается в определении их отношения к моделям, фасонам и другим признакам товаров. Эта операция должна выполняться торговым персоналом нена­вязчиво, в вежливой форме.

После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутству­ющих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю, ко­торая может включать сведения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления, соответствии предлага­емых товаров современной моде и т. д. Консультация должна способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию у потре­бителей эстетических вкусов. Для проведения консультаций в крупных магазинах приглашают специалистов промышленных предприятий, производящих товары народного потребления, мо­дельеров, врачей-косметологов и других специалистов. В обязан­ности продавца входит и предложение покупателю сопутствую­щих товаров.

На выполнение технологических операций, связанных с на­резкой, взвешиванием, отмериванием, затрачивается много тру­да и времени. На качество их выполнения, а следовательно, и на уровень обслуживания покупателей существенно влияет квали­фикация торгового персонала, а также огранизация и обслужи­вание рабочего места продавца.

Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и вы­дачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем месте продавца или контролера-кассира.

При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить покупателю.

Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора то­варов и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно вы­ставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически слож­ных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки. Этим методом осуществляют продажу бытовых холодильников, стиральных машин, осветительных, отопительных и нагрева­тельных приборов, швейных машин, телевизоров, радиоприем­ников, музыкальных инструментов, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, мебели, тканей и других товаров.

Выставленные в торговом зале образцы товаров должны быть снабжены четко оформленными ярлыками; в которых указыва­ют наименование товара, артикул, сорт, наименование изгото­вителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают по­купателям консультативную помощь.

Продажу крупногабаритных товаров по образцам сочетают с доставкой их покупателям на дом со складов магазина, оптовых баз или промышленных предприятий-изготовителей. Это позво­ляет сократить потребность розничных торговых предприятий в складских помещениях, уменьшить совокупные транспортные расходы и избавить покупателей от хлопот, связанных с достав­кой приобретенных товаров.

При продаже товаров с открытой выкладкой покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выклады­вают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупате­лей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими това­ров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, уста­новленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Про­дажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенны­ми образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на вы­полнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет уско­рить операции по продаже товаров, увеличить пропускную спо­собность магазина и повысить производительность труда про­давцов. Обычно этот метод применяется при продаже тех то­варов, реализация которых в магазинах самообслуживания осу­ществляется через прилавки обслуживания (тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи, школь­но-письменных товаров, посудо-хозяйственных и других непро­довольственных и некоторых продовольственных товаров).

При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Мелкие предметы выкладывают насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары располагают стопками на прилавке. Выкладывая товары, их группируют по видам и ценам. Выложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять их между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячей­кам кассет специальными зажимами.

Торговля по предварительным заказам удобна для покупате­лей, так как позволяет им экономить время на приобретение то­варов. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные това­ры сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в мага­зине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магази­на или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные то­вары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные товары должны быть выполнены в течение 4-8 час. По непродовольственным това­рам срок выполнения заказа устанавливается в зависимости от вида товаров и возможностей его исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей небольших населен­ных пунктов, которые через магазины «Товары повседневного спроса» или автомагазины могут заказать технически сложные товары или другие товары длительного пользования, не теряя при этом время на поездки в другие населенные пункты для их приобретения.

Независимо от применяемого метода продажи товаров работ­ники магазинов должны строго соблюдать правила торговли, содержащиеся в основных правилах работы магазина, правилах розничной торговли отдельными продовольственными и непро­довольственными товарами и в других документах (санитарных правилах для продовольственных магазинов, правилах пользо­вания мерами и измерительными приборами и т. д.)

Помимо рассмотренных выше методов розничной продажи товаров в зарубежной практике получили и другие, достаточ­но эффективные методы продажи товаров. Растущая тенденция на Западе – приближение розничного обслуживания к потре­бителю – нашла свое выражение в торговле через автоматы. Наибольшее распространение она получила в США, где через автоматы ежегодно реализуется свыше 1,5% розничного товаро­оборота. Здесь с помощью автоматов продаются, кроме табач­ных и кондитерских изделий, книги, аптекарские и косметиче­ские товары, канцелярские принадлежности и предметы домаш­него обихода. Имеются полностью автоматизированные магази­ны, где торговля производится круглосуточно.

Торговля по почте – особая форма универсальной торго­вли без магазина. Посылочная торговля получила большое рас­пространение в высокоразвитых капиталистических странах. В Великобритании эту форму торговли используют 18 млн. чело­век – почти треть населения страны.

В Германии с помощью посылочной торговли осуществляется свыше 5% объема розничного товарооборота. Главное удобство посылочной торговли для населения – это продажа товаров в кредит с рассрочкой платежа. При покупке товара покупатель обязан уплатить 5% стоимости товара (товар высылается на седьмой день после оформления заказа), а остальная сумма по­гашается в течение 5-9 месяцев в зависимости от вида товара. Торговля по почте особенно популярна среди работающих за­мужних женщин, а также в районах, где недостаточно развита розничная торговая сеть.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.