Рефераты. Организация технологии работы магазина






Магазин «Перекресток» имеет следующие показатели.

План по общему объему товарооборота перевыполнен на 5,2%, или на 445 млн. руб., в том числе по розничному товаро­обороту – на 5,1%, или на 407 млн. руб. Высокими темпами растет товарообо­рот в действующих ценах и в динамике. На развитие товарообо­рота большое влияние оказало повышение продажных цен. Средний индекс продажных цен на товары в отчетном году к прошлому составил 1,27 раза. Математически и экономически правильнее пересчитывать в сопоставимые цены фактический товарообо­рот отчетного года в цены прошлого года, что позволяет точнее измерить влияние ценового фактора на его объем и изучить темпы изменения физического объема товарооборота. Иначе говоря, стоимостные показатели хозяйственной деятельности предприятий должны изучаться в ценах базисного года (перио­да). Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах равен 7,088 млн. руб. (9,002 : 1,27). Таким образом, за счет ценового фактора товарооборот универсама увели­чился на 1,914 млн. руб. (9,002 – 7,088), что составляет 27,4% к то­варообороту прошлого года (1,914 : 6,978*100). Темпы роста това­рооборота в сопоставимых ценах к прошлому году составил 1,6%; в сумме его объем возрос на 0, 11 млн. руб.

Аналогично пересчитывают товарооборот в сопоставимые цены по отдельным его видам реализации.

Анализ динамики товарооборота должен проводиться не только в сравнении с данными прошлого года, но и за ряд лет (в действующих и сопоставимых ценах). Экономисты РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья рекомендуют изучать динамику товарооборота и других показателей хозяй­ственной деятельности предприятий не менее, чем за три года. Средний индекс продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары по ассоциации универсама составил: прошлый год к предыдущему– 1,33 раза, отчетный год к предыдущему – 1,69 раза (1,33 • 1,27). Рассчита­ем фактический объем товарооборота в сопоставимых ценах:

за прошлый год  6,978 : 1,33 = 5,247 млн. руб.;

за отчетный год 9,002 : 1,69 = 5,327 млн. руб.

По сравнению с предыдущим годом общий объем товарообо­рота ассоциации универсама возрос как в действую­щих, так и в сопоставимых ценах. Однако розничный товаро­оборот в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 0, 032 млн. руб., или на 0,6%.

План розничного товарооборота предприятие вы­полнило по общему объему и составным частям. Более низкими темпами росла розничная реализация покупных товаров. В результате их доля в розничном товарообороте уменьшилась как по сравнению с планом, так и в динамике, что с положительной стороны характеризует производственно-торговую деятельность предприятия.



Организация торгово-технологического процесса в универсаме

 

 

3.1.Ознакомление организацией ТТП


Понятие торговых и технологических процессов

 

Оперативные (торгово-технологические) процессы в мага­зине – это совокупность торговых и технологических процес­сов, последовательно взаимосвязанных, целью которых явля­ется доведение товаров в широком ассортименте и надлежаще­го качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.

Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и поку­патели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, фор­мы продажи, вида и типа магазина.

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хра­нение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торго­вом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.


Принципы организации оперативных процессов

 

К данным принципам относятся

обеспечение комплексного подхода к выработке оптималь­ных вариантов продажи товаров,

обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания,

соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных тру­довых процессов,

достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения,

сохранение физико-химических свойств товаров

Организация торгового и технологического процесса в ма­газине зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи.

 

 

Рис. 1. Организация торгового

и технологического процессов в магазине

 

 

 

Рис. 2. Технологический процесс движения тары в магазине

 

 

 

Приемка товаров


Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продук­ции производственно-технического назначения и товаров на­родного потребления по количеству", "О порядке приемки про­дукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству"1, если в договорах постав­ки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров

Приемка товаров по количеству – это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транс­портная накладная). Проводят в определенные сроки, указан­ные в инструкциях Недостачу оформляют коммерческим ак­том

Приемка товаров по качеству – это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, марки­ровки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ве­теринарный сертификат) Проводят в установленные инструк­циями сроки При обнаружении недоброкачественных или не­комплектных товаров приемку приостанавливают и составля­ют коммерческий акт

Технологическая карта – это форма документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат вре­мени и труда на его выполнение Технологические карты при­емки товаров должны содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, ко­личество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара.

3.2. Планирование торгового зала и торговое оборудование

Технико-экономические показатели здания магазина

Используются несколько показателей подобного типа.

Отношение торговой площади к общей:


K= Sm / Sо


где Sm торговая площадь;

Sо общая площадь.


Этот коэффициент показывает, какую часть общей площа­ди магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.

Общая площадь универсама «Перекресток» составляет 3200 м2, из них 1200 м2 – торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина:


К = 1200/3200 ≈0,38.


Следовательно, торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей площади, а неторговая площадь – 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена.

В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее прием­лемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина, равное соответственно 70 : 30 (в процентах), что обу­словлено функциями розничного торгового звена – реализа­ция товара и обслуживание покупателей.

Показатель рациональности расстановки оборудования (эф­фективности использования торговой площади) – устано­вочный коэффициент (К), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная пло­щадь), к общей площади торгового зала:

 

Kу= SТ.ОБ.  / SТ.З..


где SТ.ОБ – площадь, занятая торговым оборудованием;

SТ.З. – общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно состав­лять 0,3–0,32.

В универсаме становочная площадь различных видов торгового оборудова­ния (стационарного, немеханического, контейнеров, холодиль­ников и др.) – 408 м2. Находим установочный коэффициент:

 

Куст = 408/1200 = 0,34.

 

Следовательно, 34% торговой площади занято установлен­ным торговым оборудованием, а 66% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест до­полнительного обслуживания покупателей, продвижения то­варов.

 

Рабочее место в магазине

 

Рабочее место – это зона работы одного человека или груп­пы людей, ограниченная определенной площадью и оснащен­ная оборудованием, предназначенным для совершения различ­ных операций, связанных с обслуживанием покупателей (ра­бочее место продавца, кассира-контролера, продавца-консуль­танта и др.).

Требования, предъявляемые к организации и обслуживанию ра­бочих мест:

высокий уровень технического оснащения;

• соответствие оборудования требованиям эргономики (пси­хофизиологическим и антропометрическим возможностям че­ловека в процессе труда);

•размещение оборудования, инструментов, товаров, упако­вочных материалов в удобном для работы порядке;

• обеспечение безопасности труда и удобной рабочей позы;

• бесперебойное пополнение запасов товаров, упаковочных материалов;

• своевременный ремонт оборудования и инвентаря.


Виды помещений (площадей) магазина, технологическая планировка


Помещения (площади) магазинов разделяются на торговые и неторговые.

К торговым помещениям магазина относятся:

-       торговые залы;

-       залы кафетериев;

-       места для продажи соков;

-       места для игровых автоматов.

К неторговым относятся помещения, разделенные по при­знаку их назначения:

-       помещения и площади для приемки, хранения и подготов­ки товаров к продаже;

-       помещения хозяйственного обслуживания оперативных про­цессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.;

-       административно-бытовые помещения;

-       технологические помещения;

-       коридоры для перемещения товаров и движения работни­ков магазина.

Технологическая планировка магазина – это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяю­щей обеспечить рациональную организацию оперативных про­цессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.

Требования, предъявляемые к планировке магазина:

торговые залы должны быть технологически связаны с по­мещениями для подготовки товаров к продаже;

• кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;

• приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;

• помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения то­варов в торговый зал;

• планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально ко­роткий срок; предусматривать оптимальное использование пло­щадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов;

• планировка должна обеспечить легкость и простоту совер­шения покупок, создать максимальную видимость выложен­ных товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стиму­лировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.

Виды технологических планировок торгового зала (в зависи­мости от размеров и конфигурации торгового зала, ассорти­мента реализуемых товаров, форм и методов продажи):

• линейная – размещение товаров и проходов для покупа­телей в виде параллельных линий торгового оборудования, пер­пендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольной, попере­чной, смешанной;

• боксовая – торговый зал разбит на отделы, изолирован­ные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при про­даже через прилавок;

• смешанная – расстановка оборудования в магазине с ис­пользованием комбинаций линейной и боксовой планировок;

• выставочная – размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам;

• свободная – расстановка оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.

В универсаме «Перекресток» используется смешанная планировка торгового зала (рис. 3, 4).

 

Рис. 3. Планировка помещений универсама (схема):

1 – торговый зал; 2 – отдел заказов; 3 – кафетерий; 4 – кладо­вая продовольственных товаров; 5 – охлаждаемые камеры; 6 – кладовые непродовольственных товаров; 7 – помещение для хранения тары; 8 – служебно-бытовые помещения; 9 – разгру­зочная; 10 – технические помещения; 11 – пункт приема посу­ды от населения

 

 

 

Рис. 4. Торговый зал универсама (схема). Смешанная (комбинированная планировка)

 

Дизайн универсама

 

Дизайн универсама, включающий планировку и распределение площадей, – неотъемлемая часть организации торгового процесса, которая создает среду функционирования.

Принципы дизайна в магазине:

-       обеспечение в торговом зале свободного передвижения лю­дей, товаров и оборудования;

-       создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания;

-       создание привлекательного интерьера магазина путем осна­щения его соответствующей мебелью, торговым оборудовани­ем, инвентарем, подбора цветового решения, светового осве­щения. При принятии решения о размещении отделов в магазине необходимо учитывать следующие факторы величина площа­ди магазина, конфигурация помещении, специфические осо­бенности покупательского контингента, навыки и привычки покупателей, специфика и широта ассортимента, ценность пло­щади, которой располагает магазин, этажность здания магази­на, возможность привлечь максимальное количество покупа­телей и предложить им для осмотра и выбора максимальное количество товара.


В «Перекрестке) вы­деляют 4 зоны, различающиеся ценностью или объемом това­рооборота, приходящегося на 1 м2 торговой площади в зоне, непосредственно примыкающей к передней фасадной стене ма­газина, реализуется примерно 40% всего товарооборота мага­зина, зона, примыкающая к противоположной от входа стене зала, дает 30% товарооборота, остальные зоны дают соответст­венно 20 и 10% товарооборота

При размещении отделов принимают во внимание специ­фические особенности товаров, входящих в их ассортимент. Товары импульсивного спроса, полуфабрикаты и другие това­ры, предоставляющие покупателям дополнительные удобства, располагаются в тех местах, где покупательские потоки наибо­лее интенсивны (поскольку покупатели не будут специально искать эти товары в торговом зале).

 

Виды торгово-технологического оборудования

 

Существует несколько видов торгово-технологического обо­рудования магазинов:

мебель, которая классифицируется по:

месту применения (для торговых залов, подсобных помеще­ний);

назначению (для приемки товаров, подготовки и продажи, показа товара, выкладки и продажи, транспортировки и про­дажи, расчетов с покупателями, обслуживания покупателей);

товарному профилю (универсальная, специализированная);

конструкции (неразборная, сборно-разборная).

К мебели предъявляются следующие требования:

эксплуатационно-технические (стандартная, универсальная, емкая, с большой площадью экспозиции, прочная, устойчи­вая, надежная), экономические (недорогая, экономичная в эксплуатации, возможность массового производства на основе современной технологии),

эргономические (основные размерные соотношения мебели должны устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека, обеспечивать снижение утомляемости до минимума, хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним),

эстетические (форма, пропорции и цвет должны соответст­вовать своему функциональному назначению, интерьеру тор­гового зала),

санитарно-гигиенические (устройство мебели, материалы, ис­пользуемые для изготовления, не должны затруднять ее чистку);

торговый инвентарь – приспособления, инструменты, при­боры, применяемые для показа и обработки товаров в процес­се обслуживания покупателей, а также различных вспомога­тельных и хозяйственных операций

Торговый инвентарь классифицируется по месту использования (для складских и подсобных помеще­ний, торговых залов),

назначению (для вскрытия тары и упаковки, проверки раз­меров и качества товаров, подготовки к продаже, отпуска, вы­кладки и рекламы, счетный, вспомогательный, санитарно-гигиенический, противопожарный),

торговое холодильное оборудование – охлаждаемые устрой­ства, предназначенные для кратковременного хранения, вы­кладки и продажи скоропортящихся товаров. Классифициру­ется по:

назначению (для хранения товаров, показа и продажи това­ров, демонстрации товара),

температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости (низкотемпературное, обычное).

Существуют следующие виды оборудования:

холодильные камеры – имеют сборно-разборную конструк­цию, предназначены для складских помещений магазина,

холодильные шкафы – используются на рабочем месте про­давца, имеют холодильные агрегаты,

холодильные витрины – используются для показа и прода­жи охлажденных и замороженных продуктов,

холодильные прилавки – используются для хранения, де­монстрации и продажи охлажденных гастрономических про­дуктов в универсамах;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.