|
2221190 |
2813917 |
184083 |
389136 |
1087384 |
1223165 |
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
По данным таблицы 3.19 проведем факторный анализ рентабельности одного вида продукции (зерна), для чего используем следующую факторную модель:
Ri = Пi/Зi = VРПi*(pi – bi) - Ai/VРПi*bi + Ai;
R0 = П0/З0 = VРП0*(p0 – b0) – A0/VРП0*b0 + A0 =
= 6584*(138,7-108,3) – 383847/6584*108,3 + 383847 =
= -183693,4/1096894,2*100 = -16,7 %;
Rусл1 = Пусл1/Зусл1 = VРП1*(p0 – b0) – A0/VРП1*b0 + A0 =
= 8748*(138,7 – 108,3) – 383847/8748*108,3 + 383847 =
= -117907,8/1331255,4*100 = -8,8 %;
Rусл2 = Пусл2/Зусл2 = VРП1*(p1 – b0) – A0/VРП1*b0 + A0 =
= 8748*(194 – 108,3) – 383847/8748*108,3 + 383847 =
= 365856,6/1331255,4*100 = 27,5 %;
Rусл3 = Пусл3/Зусл3 = VРП1*(p1 – b1) – A0/VРП1*b1 + A0 =
= 8748*(194 – 110) – 383847/8748*110 + 383847 =
= 350985/1346127*100 = 26,1 %;
R1 = П1/З1 = VРП1*(p1 – b1) – A1/VРП1*b1 + A1 =
= 8748*(194 – 110) – 450522/8748*110 + 450522 =
= 284310/1412802*100 = 20,1 %.
Приведенные данные показывают, что фактический уровень рентабельности в целом выше планового на 36,8 процентных пунктов.
∆Rобщ = 20,1 – (-16,7) = 36,8 процентных пунктов.
В том числе за счет изменения:
- объема реализованной продукции:
∆Rvрп = -8,8 – (-16,7) = 7,9 процентных пунктов;
- цены реализации:
∆Rp = 27,5 – (-8,8) = 36,3 процентных пунктов;
- удельных переменных затрат:
∆Rb = 26,1 –27,5 = -1,4 процентных пунктов;
- суммы постоянных затрат:
∆RA = 20,1 –26,1 = -6 процентных пунктов.
Сравнение полученных результатов (таблица 3.20) с данными таблицы 3.18 показывает, что они значительно различаются. В приведенной первой методике объем продаж на изменение уровня рентабельности не влияет. По данной же методике за счет увеличения объема производства и реализации продукции рентабельность увеличилась на 7,9 процентных пунктов. Это более достоверные результаты, так как они показывают взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли. [41, с. 305-306].
Таблица 3.20. Результаты факторного анализа рентабельности продукции
МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» за 2004 год, %
Фактор
Зерно
Сахарная свекла
Картофель
Овощи
Мясо
Молоко
Объем продаж
7,9
14
-15,2
-2,7
-0,8
2,3
Цены на продукцию
36,3
-10,5
-18,3
34,7
26,4
36,1
Себестоимость
продукции
-7,4
1,6
6,9
-49,1
-60,1
-17,9
В том числе:
переменные затраты
-1,4
6,1
-3,3
-41
-51,1
-14
постоянные затраты
-6
-4,5
10,2
-8,1
-9
-3,9
Итого
36,8
5,1
-26,6
-17,1
-34,5
20,5
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Очень важным показателем для оценки финансовой устойчивости предприятия является запас финансовой устойчивости (ЗФУ).
Таблица 3.21. Расчет безубыточного объема продаж и запаса финансовой
устойчивости МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи»
Показатель
2003 год
2004 год
Выручка от реализации за минусом НДС, млн руб.
17012
21018
Прибыль, млн руб.
891
1053
Полная себестоимость реализованной продукции, млн руб.
16121
19965
Сумма переменных затрат, млн руб.
10479
13576
Сумма постоянных затрат, млн руб.
5642
6389
Сумма маржи покрытия, млн руб.
6533
7442
Доля маржи покрытия в выручке, %
38,4
35,4
Безубыточный объем продаж, млн руб.
14693
18048
Запас финансовой устойчивости:
млн руб.
2319
2970
%
13,6
14,1
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
ЗФУ = Выручка – Безубыточный объем продаж / Выручка * 100.
Безубыточный объем продаж = Постоянные затраты в себестоимости реализованной продукции / Доля моржи покрытия в выручке. [41, с. 518].
Моржа покрытия = Выручка – Переменные затраты или
= Прибыль + Постоянные затраты.
Как показывает расчет (таблица 3.21), в прошлом периоде нужно было реализовать продукции на сумму 14693 млн руб., чтобы покрыть постоянные затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. В отчетном периоде выручка составила 17012 млн руб., что выше критической суммы на 2319 млн руб., или на 13,6 %. Это и есть запас финансовой устойчивости, или зона безубыточности предприятия. Запас финансовой устойчивости несколько увеличился, так как снизилась доля постоянных затрат в себестоимости реализованной продукции с 35 до 32 %. Запас финансовой прочности достаточно большой. Выручка может уменьшиться еще на 14,1 % и только тогда рентабельность будет равна нулю. Если же выручка станет еще ниже, то предприятие станет убыточным, будет «поедать» собственный и заемный капитал и обанкротится. Поэтому нужно постоянно следить за ЗФУ, выяснять, насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка предприятия. Это очень важный показатель для оценки финансовой устойчивости предприятия.
3.4. Резервы увеличения объема реализации продукции и
улучшения финансовых результатов
Основными источниками резервов увеличения объема реализации продукции могут быть:
- использование резервов увеличения производства продукции;
- повышение качества товарной продукции;
- экономное использование продукции на производственные нужды;
- недопущение потерь и порчи продукции.
На основании данных работы МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» за отчетный 2004 год, основных экономических показателей производственной деятельности организации нами были подсчитаны резервы повышения объема производства основных видов продукции за счет всех возможных источников (таблица 3.22, 3.23), расчет представлен в приложении 27.
Таблица 3.22. Резервы увеличения производства продукции
растениеводства МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи», т
Источник резервов
Зерно
Сахарна свекла
Картофель
Овощи
Расширение посевной площади
180
140
10
45
Улучшение структуры посевов
20
-
-
-
Дополнительное внесение удобрений в почву
350
290
40
90
Повышение эффективности удобрений
90
170
280
170
Использование более урожайных сортов культур
30
35
145
330
Уборка урожая в оптимальные сроки (недопущение потерь при уборке урожая)
25
20
340
270
Другие мероприятия
20
10
55
385
Итого
715
665
870
1290
К фактическому объему производства продукции, %
4,9
6,6
12,8
9,1
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Таблица 3.23. Резервы увеличения производства продукции
животноводства МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи», т
Источник резервов
Мясо
Молоко
Рост поголовья животных
4
-
Повышение: уровня кормления животных
12
220
эффективности использования кормов
6
130
Улучшение: породного состава стада
3
30
возрастного состава стада
-
70
Сокращение: яловости
-
110
падежа животных
5
-
Итого
30
560
К фактическому объему производства продукции, %
7
5,6
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Используя эти данные, мы смогли определить резервы увеличения объема реализации продукции за счет увеличения ее производства умножением предварительно выявленного резерва повышения производства продукции (РВП) растениеводства и животноводства на возможный уровень товарности (УТв). РРП = РВП* УТв.
Таблица 3.24. Резерв увеличения объема реализации продукции за счет
качества товарной продукции в 2004 году
Вид продукции
Реализовано государству, т
Потери (-), выигрыш (+)
физическая масса
зачетная
масса
т
%
Зерно
4472
4385
-87
-1,95
Сахарная свекла
10750
9080
-1670
-15,53
Мясо
284
284
-
-
Молоко
9378
10117
+739
+7,88
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Резервами увеличения объема реализации продукции за счет повышения качества товарной продукции считаются фактические потери в зачетной массе от продажи низкокачественной продукции (таблица 3.24). Из проведенного расчета следует, что по зерну и сахарной свекле в связи с ухудшением их качественных параметров по сравнению с нормами зачетная масса оказалась ниже фактической, физической массы, т.е. сказалось уменьшение доли реализации скота с высокой кондицией упитанности. Данные отклонения (по зерну 87 т и по сахарной свекле 1670 т) следует рассматривать как резерв увеличения объема реализации продукции за счет повышения ее качества.
Экономное использование продукции на производственные цели является очень важным источником резервов увеличения объема реализации. Оно включает в себя недопущение перерасхода семян на 1 га посева по сравнению с нормой высева, повышение эффективности использования кормов, предотвращение потерь продукции в процессе хранения.
Что касается эффективности использования кормов, то из таблицы 3.4 мы видим, что расход молока на выпойку телят повысился на 65 т, в том числе на выпойку одного теленка он увеличился на 0,012 т, потому что фактическое поголовье увеличилось на 99 голов. Следовательно, молоко на выпойку телят использовалось эффективно.
Следующим источником резерва увеличения реализации продукции является недопущение потерь и порчи продукции. Как видно из таблицы 3.1 МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» располагает резервом по этому источнику. По зерну он составляет 2 т, по картофелю - 711 т, по овощам – 2708 т. Следует отметить, что эти резервы (при их освоении) были бы реализованы государству, что принесло бы организации дополнительный размер прибыли. Обобщение этих резервов приведено в таблице 3.25.
Таблица 3.25. Обобщение резервов увеличения объема реализации
продукции МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» за 2004 г.
Источник резервов
Зерно
Сахарная свекла
Картофель
Овощи
Мясо
Молоко
1. Увеличение объема производства, т
715
665
870
1290
30
560
2. Повышение качества товарной продукции, т
87
1670
-
-
-
-
3. Экономное использование на внутрихозяйственные нужды, т
-
-
-
-
-
65
4. Недопущение потерь и порчи продукции, т
2
-
711
2708
-
-
ИТОГО
804
2335
1581
3998
30
625
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Если агрокомбинат освоит выявленные резервы, то это даст ему возможность увеличить объем реализации продукции и повысить уровень товарности.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Их основными источниками являются:
- увеличение объема реализации продукции,
- снижение ее себестоимости,
- повышение качества товарной продукции,
- реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т. д. (рис. 8).
Рисунок 8. Структурно-логическая схема поиска резервов увеличения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.