|
64,4 |
60,6 |
94,1 |
-5,9 |
|
Сахарная свекла |
90,1 |
100 |
111 |
+11 |
|
Картофель |
45,7 |
16,8 |
36,8 |
-63,2 |
|
Овощи |
54,8 |
64,6 |
117,9 |
+17,9 |
|
Итого по растениеводству |
76,4 |
64,9 |
84,9 |
-15,1 |
|
Мясо |
79,9 |
84,2 |
105,4 |
+5,4 |
|
Молоко |
92,3 |
93,7 |
101,5 |
+1,5 |
|
Итого по животноводству |
82,4 |
88,6 |
107,5 |
+7,5 |
|
Всего по агрокомбинату |
78,4 |
70,9 |
90,4 |
-9,6 |
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Следует заметить, что в МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» есть возможности дальнейшего повышения уровня товарности за счет более рационального использования продукции на производственные нужды, т.е. экономного расходования, сокращения потерь при хранении. И, следовательно, эти возможности необходимо использовать для более эффективного хозяйствования.
В процессе последующего анализа необходимо обязательно изучить выполнение плана по рынкам сбыта продукции, по срокам реализации и по качеству реализованной продукции, т.к. от этого во многом зависят финансовые результаты организации. [38, с. 231]. Основными рынками сбыта продукции в МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» являются следующие:
- продажа государству;
- реализация на рынке;
- прочие каналы реализации (работникам организации);
- продажа за пределы республики (приложение Ю, Я, 1).
Основную часть товарной продукции организация реализует государству в порядке выполнения плана государственного заказа. Выполнение плана продажи по госзакупкам является главной задачей для каждого предприятия, так как от этого зависит обеспечение потребностей населения в продуктах питания, а промышленности – в сельскохозяйственном сырье, а также получение собственного дохода. Кроме того, часть продукции сельскохозяйственные предприятия реализуют рабочим, выдают в счет оплаты труда, отпускают на общественное питание, продают на рынке. [44, с. 220]. В таблице 3.6 приведены показатели выполнения плана по рынкам сбыта продукции.
Таблица 3.6. Показатели выполнения плана по рынкам сбыта продукции
МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» за 2004 год
Рынки сбыта
Объем реализации, т
Отклонение, +,-
Выполнение плана по объему реализации, %
план
факт
ЗЕРНО
Государству
2741
4472
+1731
163,2
Прочим потребителям
3635
3921
+286
107,9
Работникам организации
208
355
+147
170,7
Итого
6584
8748
+2164
132,9
САХАРНАЯ СВЕКЛА
Государству
7945
10750
+2805
135,9
Итого
7945
10750
+2805
135,3
КАРТОФЕЛЬ
За пределы республики
567
495
-72
87,3
Прочим потребителям
1278
646
-632
50,5
Работникам организации
-
7
+7
-
Итого
1845
1148
-697
62,2
ОВОЩИ
За пределы республики
3005
2502
-503
83,3
Прочим потребителям
6253
6180
-73
98,8
Работникам организации
450
463
+13
102,9
Итого
9708
9145
-563
94,2
МЯСО
Государству
281
284
+3
101,1
Прочим потребителям
76
63
-13
82,9
Работникам организации
17
16
-1
94,1
Итого
374
363
-11
97,1
МОЛОКО
Государству
8676
9378
+702
108,1
Прочим потребителям
44
59
+15
134,1
Работникам организации
7
1
-6
14,3
Итого
8727
9438
+711
108,1
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Из таблицы 3.6 видно, что по продаже прочим потребителям зерна и молока план перевыполнен на 7,9 % и 34,1 %, а вот по картофелю, овощам и мясу, напротив, недовыполнение плана на 49,5 %, 1,2 %, и 17,1 % соответственно. Значительное недовыполнение плана наблюдается по продаже работникам организации молока - на 85,7 % и мяса - на 5,9 %. Овощи и картофель реализуются, кроме того, за пределы республики (г. Москва), но в 2004 году по ним план не выполнен на 16,7 % и 12,7 % соответственно.
В общем, по каналам реализации план по зерну, сахарной свекле и молоку перевыполнен. Недовыполнение же плана наблюдается по картофелю (на 37,8 %), овощам (на 5,8 %) и мясу (на 2,9 %). Это говорит о возможности наличия в организации резервов повышения объемов реализации продукции за счет данного источника, а, следовательно, и увеличение размера прибыли.
Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Оно оказывает большое влияние на объем реализации.
Отметим, что качество продукции – это совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Чем выше качество продукции, тем выше зачетная масса и цены, и наоборот, организации, которые реализуют продукцию низкого качества, много теряют в зачетной массе и, соответственно, в прибыли. Чтобы установить влияние данного фактора на объем реализации продукции государству, необходимо ее фактическую физическую массу сопоставить с зачетной и определить потери или выигрыш организации (таблица 3.21). За реализацию государству молока высокого качества выигрыш агрокомбината составил 739 тонн. По зерну и сахарной свекле потери составили 87 тонн и 1670 тонн соответственно. В процессе последующего анализа эти данные будут рассмотрены как резерв получения прибыли агрокомбинатом за счет увеличения объема реализации продукции.
3.2. Факторный анализ объема реализации продукции
Основным результирующим показателем деятельности организации является объем реализации продукции. От величины объема реализации зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности. По этому показателю судят о значимости предприятия на рынке. В США, например, ежегодно публикуются данные об объемах продаж 1000 крупнейших компаний. [23, с. 140].
Выполнение обязательств по реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе и продажа ее государству, зависит как от выполнения плана валового производства любого вида продукции, так и от ее фактического использования на внутрихозяйственные нужды. Если наблюдается факт перевыполнения плана производства валовой продукции, то, естественно, должен возрасти и объем ее реализации.
В процессе анализа следует детально изучить динамику и выполнение плана реализации продукции по каждому виду, по отраслям и в целом по организации. Для этого фактические данные о реализации каждого вида продукции сравниваем с плановыми и данными прошлых лет и определяем абсолютные и относительные отклонения.
В таблице 3.7 приведены показатели выполнения плана по объему реализации основных видов продукции, по отраслям и в целом по организации.
Таблица 3.7. Показатели выполнения плана по объему реализации
МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» за 2004 год
Показатели
Объем реализации, т
Уровень
выполнения плана, %
Отклонение, +,-
по плану
фактически
Зерно
6584
8748
132,9
+32,9
Сахарная свекла
7945
10750
135,3
+35,3
Картофель
1845
1148
62,2
-37,8
Овощи
9708
9145
94,2
-5,8
Итого по растениеводству, млн руб.
8466
11154
131,8
+31,8
Мясо
374
363
97,1
-2,9
Молоко
8727
9438
108,1
+8,1
Итого по животноводству, млн руб.
4512
5175
114,7
+14,7
Всего, млн руб.
18600
27037
145,4
+45,4
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Из данных таблицы 3.7 мы видим, что по картофелю, овощам и мясу план реализации не выполнен на 37,8 %, 5,8 % и 2,9 % соответственно. По зерну, сахарной свекле и молоку план перевыполнен на 32,9 %, 35,3 % и 8,1 % соответственно.
Если анализировать данный показатель по отраслям и в целом по организации, то объем реализации продукции необходимо брать в стоимостном выражении. В результате получим перевыполнение плана как по отрасли растениеводства и животноводства (на 31,8 % и 14,7 % соответственно), так и в целом по агрокомбинату (на 45,4 %).
В процессе последующего анализа рассмотрим показатели динамики объема реализации основных видов продукции МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» (таблица 3.8), используя данные формы № 7-АПК «Реализация продукции» (приложение Ш, Щ, Э).
Таблица 3.8. Показатели динамики объема реализации продукции
МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи»
Год
Зерно
Сахарная свекла
Картофель
Объем реализации, т
Индекс
Объем реализации, т
Индекс
Объем реализации, т
Индекс
базисный
цепной
базисный
цепной
базисный
цепной
2001
2216
-
-
6041
-
-
1423
-
-
2002
2285
1,03
1,03
1175
0,19
0,19
387
0,27
0,27
2003
6584
2,97
2,88
7945
1,32
6,76
1845
1,3
4,77
2004
8748
3,95
1,33
10750
1,78
1,35
1148
0,81
0,62
Окончание таблицы 3.8
Год
Овощи
Мясо
Молоко
Объем реализации, т
Индекс
Объем реализации, т
Индекс
Объем реализации, т
Индекс
базисный
цепной
базисный
цепной
базис-
ный
цепной
2001
9333
-
-
323
-
-
3229
-
-
2002
7494
0,8
0,8
153
0,47
0,47
5189
1,61
1,61
2003
9708
1,04
1,3
374
1,16
2,44
8727
2,70
1,68
2004
9145
0,98
0,94
363
1,12
0,97
9438
2,92
1,08
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Из данных таблицы 3.8 видно, что за последние 4 года наблюдается такая ситуация:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.