|
Последовательность действий участников системы "Канбан", условия и требования, которые при этом необходимо соблюдать, можно сформулировать как правила "Канбан ":
1. Последующий участок "вытягивает" изделия.
2. Предшествующий участок выпускает изделий ровно столько, сколько ранее "вытянутых".
3. Бракованная продукция не поступает на последующий участок.
4. Количество карточек "Канбан" должно быть минимальным.
5. Объем запаса изделий на складе должен быть минимальным.
6. Колебания спроса компенсируются изменением интенсивности потока карточек "Канбан".
7. Производственные мощности участков должны быть сбалансированы.
8. Дисциплина поставок не допускает нарушений.
В настоящее время разработаны различные модифицированные версии системы "Канбан". Их можно объединить в следующие типы системы "Канбан":
• поставка равными партиями при варьировании времени между поставками;
• поставка через равные промежутки времени при варьировании объема партии;
• варьирование объема партии и времени поставки в заданных пределах;
• варьирование типов заготовок в партии при многономенклатурном производстве.
Управление производственными запасами имеет огромное значение, как в технологическом, так и в финансовом аспектах. Для финансового менеджера запасы это иммобилизованные средства, т.е. средства, отвлеченные из оборота. Понятно, что без такой вынужденной иммобилизации не обойтись, однако вполне естественно желание минимизировать вызываемые этим процессом косвенные потери, с определенной долей условности численно равные доходу, который можно было бы получить, инвестировав соответствующую сумму в какой-то альтернативный проект (например, самое простое решение — положить высвобожденные деньги в банк под проценты). Кстати, эти косвенные потери при определенных обстоятельствах могут стать и прямыми — исследования показывают, что при вынужденной реализации активов, например, в случае банкротства компании, многие оборотные средства «вдруг» попадают в разряд неликвидов, а вырученная за них сумма может быть гораздо ниже учетной стоимости.
Суть проблемы оптимизации размера запасов достаточно очевидна и вербально может быть описана следующим образом. Известно, что на предприятиях существует производственный запас, например сырья и материалов, в то же время его можно не создавать, а покупать соответствующие материалы изо дня в день по мере необходимости. Почему же этого не происходит? Можно привести, по крайней мере, две причины: во-первых, предприятию, как правило, приходится платить более высокие цены за маленькие партии товаров; во-вторых, существует риск кратковременной остановки производства в случае непоставки сырья и материалов вовремя. Поэтому очень часто размер производственных запасов на предприятии, гораздо больше, чем потребность в них на текущий день. Вместе с тем предприятие несет издержки по хранению производственных запасов, связанные со складскими расходами, с порчей, а также омертвлением денежных средств, которые вложены в запасы, в то время как они могли быть инвестированы, например, в ценные бумаги, с целью получения процентного дохода.
Все приведенные модели в известной степени носят искусственный характер в силу ряда условностей. В частности, затраты по хранению обычно имеют нелинейную связь с уровнем запасов, рассчитать более или менее приемлемые значения исходных факторов в моделях довольно сложно и т.п. Основное предназначение этих моделей — помочь в понимании логики систем управления запасами.
Для экономистов УП «МЗОР» огромную роль играет и знание принципов анализа эффективности вложений в производственные запасы.
Особому контролю и ревизии подвергаются залежалые и неходовые товары, представляющие собой один из основных элементов иммобилизованных (т.е. исключенных из активного хозяйственного оборота) оборотных средств. Эта практика является обыденной не только в Белоруссии, но и в странах Запада.
При анализе недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей, не списанных с баланса в установленном порядке, необходимо изучить их состав и причины образования, постараться установить конкретных виновников для взыскания с них причиненного ущерба. Требуется также проверить: условия хранения ценностей; обеспечение их сохранности по количеству и качеству; квалификацию материально ответственных лиц; запущен ли учет товарно-материальных ценностей; соблюдаются ли правила проведения инвентаризаций и выявления их результатов.
Рассчитаем экономический эффект от внедрения новых методов управления обеспечением материальных запасов для УП «МЗОР» Расчеты будем производить на примере поставки ЗЧ-1.
Вариант 1.
На весь объем производства станков С необходимо 10000 ЗЧ-1. Поставка ЗЧ-1осуществляется в три этапа по 3334 шт. Такой вид поставки был выбран из – за того что при хранении ЗЧ-1 наблюдается убыль в размере – 3%. И Экономисты опасались, что если увеличить количество поставляемых ЗЧ-1 за одну поставку, то убыль его увеличится, хотя при покупке сразу более 5000 шт. предприятием поставщиком делается скидка в размере 5% от стоимости.
Найдем суммарные затраты по поддержанию запасов:
Ct = Cc + Co
где Сс – затраты по хранению, принимаются равными 250 тыс руб. на весь срок производства;
Со – затраты по размещению и выполнению заказа. Транспортные затраты равняются 120 тыс руб. за одну поездку. Затраты на переговоры принимаются постоянными – 30 тыс руб.
Ct = 250 + 120*3 + 30 = 640 тыс руб.
Найдем затраты на приобретение проката:
Cк = К * Ц * Уб
где Ск - стоимость проката;
К – количество необходимого запаса на весь срок производства, К = 10000 шт.;
Ц – цена кг, Ц = 120 руб.
Уб – процент убыли при хранении, Уб = 1,03
Ск = 10000 * 120 * 1,3 = 1560 тыс руб.
Суммарная стоимость затрат связанная:
åC = Ct + Cк
åC = 640 + 1560 = 2200 тыс руб.
Вариант 2
В этом варианте экономистам УП «МЗОР» предлагается использовать эффект оптовых закупок и делать поставку проката в 2 этапа. Получая при этом оптовую скидку в размере 5% от его стоимости и сокращая транспортные затраты. По прогнозу убыль увеличится до 4%
Найдем суммарные затраты по поддержанию запасов:
Сt = 250 + 120*2 + 30 = 520 тыс руб.
Найдем затраты на приобретение:
Ск = 10000 * 120 * 1,04 * 0,95 = 1185,6 тыс руб.
Суммарная стоимость затрат:
åC = 520 + 1185,6 = 1705,6 тыс руб.
Экономическая эффективность при использовании второго варианта будет равняться:
Э = 2200 – 1705,6 = 494,4 тыс руб.
Для наглядности представления экономического эффекта построим диаграмму затрат (рис.3.4)
Рис 3.4. Динамика материальных затрат при различных моделях управления
Изучение конкретных условий производственно-хозяйственной деятельности УП «МЗОР» позволяет сделать выводы о том, что такие возможности на предприятии есть. В частности, имеются все условия для внедрения в производственный процесс комплекса организационно-технических мероприятий и мероприятий по новой технике, позволяющих обеспечить сокращение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и, в конечном счете, экономию материальных ресурсов. Необходимо внедрить на предприятии следующие мероприятия:
1. Дальнейшее повышение технического уровня производства
2. Внедрение новой прогрессивной технологии, механизация и автоматизация ведения производства
3. Изменение конструкций и технологических характеристик изделий
4. Улучшение организации производства и труда
5. Улучшение организации и обслуживания производства
6. Ввести дежурное отопление в выходные и праздничные дни
7. Улучшение материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов
Перечисленные мероприятия отражают лишь потенциальные возможности экономии материалов. Реальным же резервом экономии является практическая реализация намеченных мероприятий. Так, проведение указанных инновационных мероприятий обусловит экономию сырья и материалов на 12,4 млн. р., топлива и энергии - на 40,7 млн. р. Общий резерв экономии материальных ресурсов на предприятии составляет 57,1 млн. р. (12,4+ 40,7). Выявленные потенциальные возможности экономии материальных ресурсов должны быть учтены при разработке планов оргтехмероприятии и внедрения новой техники, а также при планировании соответствующих показателей на предстоящий год.
3.4. Мероприятия по повышению финансовой устойчивости
В 2007 году предприятие планирует продолжать работу по наращиванию объемов производства с предприятиями Республики Беларусь, такими как МАЗ, МТЗ, БеЛАЗ, Белкард и другие и стать полноправным участником программы технического перевооружения ведущих предприятий Республики Беларусь.
Предприятие предусматривает наращивание объемов производства, увеличение поставок на экспорт и значительное улучшение финансово-экономических показателей. Разработаны мероприятия по выходу на безубыточную работу, издан приказ по сокращению издержек производства.
Таблица 3.4. Прогнозные показатели на 2007 год с учетом оказанной финансовой помощи с республиканского бюджета
№
пп
Показатели
Единица
измерения
Прогноз с учетом финансовой помощи с республиканского бюджета
1
2
3
4
5
Темп роста объема производства ТП
Выручка в т.ч рост выручки за счет субсидии
Темп роста производительности труда
Рентабельность реализованной продукции
Удельный вес новой продукции в ТП
%
млн.руб.
-«»-
%
%
%
112
19000
2760
121
10
42
При оказании финансовой помощи с республиканского бюджета предприятие сумму высвободившихся средств будет направлять на закупку комплектующих для производства станков, что приведет к увеличению: объемов производства, валютных поступлений, прибыли от реализации и росту производительности труда.
Для повышения эффективности деятельности в области маркетинга ОАО «ЗСЖБ» рекомендуется следующее:
I. Сегментация рынка
1) По виду потребителя
3) По географическому критерию - концентрация усилий на дальнейшее расширение присутствия на рынке Беларуси.
4) По ценовому критерию — ориентироваться на низком и среднем ценовых сегментах, также используя стратегию широкой концентрации по товару.
2. Позиционирование продукции
Поскольку УП «МЗОР» обладает наилучшим соотношением показателя «цена/качество» по сравнению с другими представителями рынка стройматериалов, рекомендуется повышать имидж предприятия путем позиционирования его как «крупная компания европейского типа, выпускающая высококачественные надежные железобетонные изделия», а также разработать миссию предприятия и рекламный слоган (фраза, которая представляет компанию в рекламном ролике, на рекламном щите и т.д.), которые стали бы визитной карточкой и лицом предприятия.
3. Стратегия маркетинга. Рекомендуется активизировать действия предприятия в направлении стратегии лидерства по издержкам. При этом частично придерживаться стратегии дифференциации, то есть осваивать новую продукцию и расширять производство и продвижение ранее выпускаемой, одновременно совершенствуя потребительские свойства существующей продукции.
4. Продвижение по маркетинговым коммуникациям. При продвижении продукции рекомендуется ориентироваться на следующие коммуникационные стратегии:
Проталкивающая коммуникационная стратегия (направлена на посредников);
Притягивающая коммуникационная стратегия (направлена на Щ конечного потребителя);
Интерактивная коммуникационная стратегия.
5. Товаропроводящая сеть. Для расширения существующей товаропроводящей сети будут разработаны и реализованы мероприятия, которые позволят начать поставки продукции за рубеж, а также расширить прямые каналы сбыта; открыв представительства в странах СНГ.
Главная задача предприятия – повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции по показателям цена – качество – сроки поставки и на этой основе расширить рынки сбыта.
В 2007 году УП «МЗОР» планирует наращивать объемы производства как с белорусскими заказчиками, участвуя в программе техперевооружения ведущих промышленных предприятий РБ, так и увеличивать экспорт продукции в Россию, на Украину и в другие страны ближнего и дальнего зарубежья. Учитывая длительный цикл изготовления станков (от 6 до 18 месяцев), а также то, что окончательный расчет заказчик производит только после подписания приемо-сдаточного акта на выполненную работу, предприятию при увеличении объемов производства необходимо увеличивать объем оборотных средств, направляемых на приобретение сырья. Материалов и комплектующих изделий.
Основные направления в работе предприятия для решения главной задачи:
- обновление продукции, в том числе расширение номенклатуры, создание и освоение новых видов оборудования для различных отраслей промышленности, которое соответствует все возрастающим требованиям потребителя;
- повышение качества выпускаемой продукции;
- сохранение и развитие научно-технического и производственного потенциала предприятия;
- оптимизация технологии производства и снижение производственных затрат.
Для выполнения этих задач необходимы значительные средства. Часть из них финансируется заказчиками оборудования, а для поддержания и модернизации технологии производства используются собственные средства, инновационный фонд, государственная поддержка в виде субсидии.
Таблица 3.5 . Список инвестиций УП «МЗОР»
Наименование показателя
Инвестиции, полученные от резидентов РБ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.