Большинство агентств предпочитает заниматься такими объектами как
квартиры в многоэтажных домах. Это объясняется простотой оформления сделки и
большим охватом потенциальных потребителей услуг риэлтера, то есть физических
лиц (владельцев квартир).
3.1 База данных риэлтерской фирмы
Любая риэлтерская фирма должна сформировать у себя базу данных, где
приводятся предлагаемые к продаже объекты недвижимости, а так же указывается
спрос на объекты недвижимости. Электронные базы данных формируются при помощи
компьютерных программ, но одновременно с этим формируется база данных на
бумажном носителе.
База данных необходима для работы с клиентом, для анализа рынка, спроса и
предложения на нем. Чем больше опыт работы риэлтерской фирмы, тем более обширна
её база данных, следовательно, клиент имеет больше шансов быстро и выгодно
совершить нужную сделку.
При поступлении новой заявки на отчуждение агент заполняет карточку с характеристиками
объекта недвижимости. Если в фирму обратится человек желающий приобрести
объект недвижимости, то ему смогут предоставить информацию, удовлетворяющую его
требованиям к предполагаемой покупке.
Так создаются листинги фирм, являющиеся первоначальным источником данных
о ценах и сделках. Многие фирмы производят и регистрацию спроса тоже. Листинги
содержат первоначальную стоимость квартир, выставленных на продажу.
Многие агентства недвижимости контактируют друг с другом, это облегчает
деятельность и позволяет поделиться накопленным опытом.
3.2 Структура риэлтерской фирмы
Для таких организаций характерна линейная структура управления и
вертикальное подчинение. Условно можно разделить фирму на два отдела
технический и юридический: в техническом отделе занимаются непосредственно
объектом недвижимости, а в юридическом всей документацией необходимой для
сделок с объектом (т.е документами физического или юридического лица,
осуществляющего сделку и документами предоставленными техническим отделом).
Отдел оценки взаимодействует с производственно техническим отделом посредством
горизонтальных связей.
Технология осуществления
риэлтерской деятельности
Технология оказания риэлтерских услуг сводится к следующим основным этапам:
I.
Получение
заявки:
а) изучение характера и объема предстоящих работ на основе анализа
заявленных заказчиком подробностей по объекту недвижимости;
б) формулирование ограничительных условий.
II.
Предварительный
осмотр объекта и заключение договора:
а) конкретизация предмета договора и подготовка его к подписанию;
б) составление плана выполнения работ по договору.
III.
Сбор
и анализ данных об объекте:
а) сбор документов об объекте недвижимости и подтверждение достоверности,
актуальности и полезности собранной информации, необходимой для проведения
конкретной сделки с недвижимостью;
б) представление заказчику отчета о проделанной работе и информирование о
степени готовности всех субъектов к оформлению сделки.
IV.
Юридическое
сопровождение сделки:
а)формирование комплекта документов, их исследование и подтверждение
юристом законности проводимой сделки;
б) определение рисков, сопутствующих сделке;
в) ознакомление заказчика с документами и материалами, представляемыми
для оформления сделки, согласование условий и техники проведения сделки.
V.
Проведение
сделки с недвижимостью и оплата услуг риэлтера:
а) проведение сделки с недвижимостью и документальное оформление ее
результатов;
б) оформление акта сдачи-приемки работ, выполненных по договору об
указании услуги;
в) оплата услуг риэлтера за выполненную работу.
Таким образом, типичная схема отношений между риэлтерской фирмой и
заказчиком выглядит следующим образом: предложение фирмой набора услуг – выбор
услуги заказчиком – заключение договора – оказание услуги – совершение сделки с
недвижимостью – оплата услуг риэлтера за выполненную работу.
При данных отношениях содержание каждой услуги достаточно жестко
формализовано и ограничено рамками представляемых фирмой услуг, а специалисты
каждого структурного подразделения риэлтерской фирмы работают по внутренним
правилам предоставления услуг соответствующего профиля. Заказчик в свою очередь
должен четко представлять содержание и результат предоставляемой услуги.
Основные направления деятельности риэлтеров:
а) Риэлтер выступает в качестве агента. В этом случае он заключает с
потребителем услуг агентский договор, в котором определяются его обязательства
осуществить в отношении указанного объекта недвижимости определенные
юридические действия от своего имени и за счет потребителя либо от имени и за
счет потребителя. Агентским договором может быть предусмотрено возложение на
риэлтера-агента обязательства осуществить юридические действия в отношении
лично потребителя услуг (приобретение или отчуждение, принятие или передача во
временное пользование объекта недвижимости). Именную лицензионную карточку
агента обязаны иметь все сотрудники юридического лица, непосредственно
работающие с заказчиками и участвующие в подготовке к заключению договора по
осуществлению гражданско-правовых сделок с объектом недвижимости.