Рефераты. Основы герменевтики







2.       Символизм, образность, поэтичность пророческого жанра подразумевают тщательное исследование символов, образов, поэтических форм при толковании текста. Данное исследование заключается в том, чтобы искать возможности «перевести» символ, образ на язык современного читателя.


3.       При толковании предсказательных частей пророческих книг, необходимо, прежде всего, рассматривать ожидаемое пророком действие данного предсказания на слушателей[90]. Пророческие книги состоят не только из предсказаний будущего, как сказано выше, предсказания являются не целью, а средством у пророков, поэтому при толковании необходимо видеть разницу между предсказательными и назидательными частями (например, Зах. 1:1-6 - назидательная часть, Зах. 1:7-21 – предсказательная). Затем, задавая вопрос о месте предсказания в намерении пророка, мы пытаемся определить, какова цель предсказания? Каким образом должны отреагировать слушатели на данную весть пророка?


4.       Пророчество можно считать понятым тогда, когда можно более или менее определенно сказать, что именно Бог хотел сказать Своему народу через пророка.


4.  История появления и развития апокалиптической литературы.

А) История появление апокалиптической литературы.


Б) Причины появления апокалиптической литературы.


Джорж Ладд указывает на три важных аспекта в анализе причин появления жанра апокалиптической литературы: (1)  появление «праведного остатка», (2) проблема зла в жизни праведников – почему страдают те, что исполняет Закон? (3) отсутствие пророка, в то время когда он так необходим[91].


5. Основные характеристики апокалиптической литературы как жанра.


Эсхатологичность. Апокалиптика говорит о конце истории, конце мира, то есть о последних событиях, поэтому как жанр она глубоко эсхатологична, то есть сориентирована на последние события в истории мира, рассматривает все с точки зрения конца, завершения истории.

Символизм. Апокалиптическая литература в связи с условиями появления как жанра глубоко символична – и по причине своего «родства» с пророческим жанром, и по причине необходимости «зашифровать» свое послание при помощи намеков, образом, ссылок на общепринятые символы. Апокалиптический жанр также как и пророческий использует поэтические приемы, так как речь идет о глобальном и часто невыразимом при помощи обыденной речи.


Потусторонность. Используя символы, образы, апокалиптическая литература приоткрывает завесу неизвестности и указывает на события, которые невидимы простому человеку, события «по то сторону» истории, мира, существующего порядка, то, что происходит «там» справедливо, праведно, то есть противоположно существующему порядку «здесь».


Дуализм. Условия появления апокалиптической литературы повлияли и на мировоззрение жанра, которое по сути дуалистично – существует «век сей», который полон зла и греха, но грядет «век будущий», век Божиего правления, то есть век награды для праведников и наказания для грешников. Такая двойственность, конечно, давала надежду на справедливость и награду в будущем и помогала пережить настоящее.


Пессимизм в отношении настоящего. В отличие от пророческой литературы, которая направлена на изменение настоящего, апокалиптика выражает полностью отказывается от настоящего, указывая на возможность разрешения проблем только в будущем.

 

Ориентированность на ободрение. Все вышеуказанные характеристики ведут нас к главной характеристике апокалиптической литературы – ее ориентированность на ободрение праведных и верных в жестоких условиях гонений, непонимания, всеобщего отступления.

6. Принципы толкования апокалиптической литературы.

На основе характеристик, указанных выше сформулирует основные принципы толкования апокалиптической литературы:


1.       Апокалиптическая литература является очень сложным жанром, поэтому перед толкованием содержания апокалиптического текста, необходимо тщательно разобраться с жанровыми особенностями отрывка.


2.       Апокалиптический жанр также как и пророческий обусловлен исторической ситуацией, ее знание является ключом к пониманию значение текста.


3.       Символизм апокалиптической литературы должен изучаться с точки зрения контекста автора и читателя.


4.       Необходимо отличать жанровый анализ апокалиптической литературы от анализа содержания текста.


5.       Апокалиптическая литература имеет своей целью утешение, ободрение, указание на некоторых набор богословских истин, толкование текста должно ориентироваться на поиск этих истин.

7. Примеры толкования текстов ВЗ и НЗ.


а) Пример толкования текста пророческого жанра – Исайя 5.


Рассмотрим текста на наличие основных характеристик жанра:


Историческая обусловленность налицо, так как текст описывает конкретные грехи Израиля и ясно, что пророк обращается к народу в конкретный исторический момент, описывая конкретную историческую ситуацию, когда все упоминаемые им грехи присутствуют в жизни народа. 


Символизм, образность, поэтичность пророчества в данном тексте проявляется в том, что автор использует и притчу, и символ виноградника, и различные поэтические приемы (параллелизм, сравнение, метафора и др.).


Указание на будущее настолько туманно и не детально, что не возникает сомнения в том, что это предсказание имеет целью действие на настоящее слушателей, которые находятся в грехе и предсказанное будущее должно побудить слушателей к изменению настоящего. 


Дальнейшее толкование текста будет идти по следующей схеме:


1.       Определить исторический контекст пророчества.

2.       «Расшифровать» все символы, образы, поэтические приемы в изучаемом тексте.

3.       Попытаться сформулировать намерение автора в данном тексте, что Бог хотел сказать Своему народу через пророка в изучаемом тексте.


б) Пример толкования текста апокалиптического жанра – Откровение 17.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Рассмотрим текста на наличие основных характеристик жанра:


Эсхатологичность данного текста налицо – речь идет о конце времен, когда «блудница Вавилон» будет уничтожена, хотя речь скорее всего идет о Риме, автор Откровения уверен в том, что с падением Рима история подойдет к концу.


Символизм также явно присутствует в данном тексте – сложно представить себе буквально сидящую на семи холмах женщину, которая в то же время сидит и на семи головах странного животного и т.д. – только ум человека, который заражен «буквализмом» может буквально принимать все эти символы – тем более, что автор сам приоткрывает нам их значение.

 

Потусторонность и дуализм явно не видны в данном тексте, так как речь идет о земных делах, но другие части Откровения не оставляют нам сомнения в том, что все, что описывается происходит «на небесах». Мы смотрим на события с двух точек зрения – происходящего на земле и происходящего на небесах.


Пессимизм, и следующий из него детерминизм видны из стихов11-18 – события излагают без условий, так будет и все, потому что Бог так определил, не может быть и речи об обличении и попытках исправить положение.


Ободрение проявляется в каждом слове этого текста – зло погибнет, добро восторжествует.


Дальнейшее толкование текста будет идти по следующей схеме:


1)       Обратить внимание на исторический контекст написания книги (текста).

2)       Внимательно исследовать образы, символы, намеки автора с точки зрения исторического контекста.

3)       Увидеть разницу между предсказанием будущего как целью и предсказанием как средством ободрения и утешения.

4)       Соотнести изучаемый текст с общим восприятием пророческой и апокалиптический литературы.

5)       Постараться понять, что именно автор хотел сообщить читателям посредством изучаемого текста – в чем цель текста?


4. Притча.


1. Определение притчи, типы притч, роль притч в учении Христа.


Важность изучения притч не нужно доказывать – почти третья часть учения Христа изложена в при помощи притч. Исследование истоков притчи как жанра ведет нас к еврейскому «машалу» – мудрому, емкому изречению, которое затем усложнялось и приобретало разные формы – поговорки, загадки, краткие изречения, и затем притчи. Для того, чтобы понять суть причти, просто необходимо понять роль «машала» в еврейской литературе мудрости.


а) Определение притчи.


Для того, чтобы понять что такое причта, необходимо вернуться к рассмотрению сравнения и метафоры. Сравнение - признаки одного объекта сравниваются с признаками другого («сильный как бык», «упрямый как осел»), метафора же также указывает на сходство, но уже не прямо, а косвенно («сильный бык», «упрямый осел», но речь идет о человеке). Причта собирает в себя все эти изобразительные средства и, в зависимости от количества средства, формируются различные типа притч.


Что же такое притча? Можно сказать, что притча - это расширенная метафора, но будет ошибочным сказать, что притча должна быть историей, рассказом о каких-то событиях, читая Евангелия, мы видим, что притчи бывают разными. Для того, чтобы понять суть причти, необходимо понять суть метафоры, ее роль в языке. Традиционно ссылаются на Аристотеля в определении сравнения и метафоры: «Сравнение есть также метафора, так как между тем и другим существует лишь незначительная разница. Так, когда поэт говорит об Ахилле: «Он ринулся, как лев» - это сравнение. Когда же он говорит: «Лев ринулся» – это есть метафора, так как оба (и Ахилл, и лев) обладают храбростью, то поэт, пользуясь метафорой, назвал Ахилла львом»[92]. Метафора, по Аристотелю, может использоваться в поэзии для украшения речи, но ее далеко не просто правильно употреблять, так как она требует умения находить сходства между предметами: «Метафоры нужно заимствовать, как мы это сказали и раньше, из области предметов сходных, но не явно сходных, подобно тому, как и в философии считается свойством меткого ума видеть сходство и в вещах, далеко отстоящих одни от других…»[93]


Метафор, сравнивая вещи, объекты, идеи и др., сохраняет между ними трение, сравнение же смягчает трение, шок от совмещения несовместимого. Метафора призвана не просто уподоблять вещи, объекты, события и др., но приоткрывать нечто ранее неизвестное, нечто, что нельзя сообщить без метафоры, прямо. Причта как расширенная метафора, как некоторое предположение сходства между идеями, событиями, умозаключениями, прежде всего, предназначена не для иллюстрирования или разъяснения идеи, но для представления ее в новом виде, в открытии новых граней утверждения, истолкования или понятия.


Является ли притча аллегорией? Сложно однозначно ответить на этот вопрос, так как само понятие «притча» подразумевает не строго очерченный литературный прием - притчи бывают различных типов, среди них есть и сложные и по содержанию, и по форме притчи, которые можно назвать аллегориями, есть верно определить, что такое аллегория. В ответе на поставленный вопрос не следует торопиться, так как именно аллегорическое истолкование притч в прошлом «закрыло» многие из них для понимания.


б) Типы притч, роль притч в учении Христа.


Если рассматривать типы притч, то лучше начать с простых и затем перейти к сложным формам. Самыми простыми притчами можно назвать короткие мысли, истории, которые не сложны по содержанию и выражают одну определенную идея. Например, история о потерянной драхме, или пастух и заблудшая овца. Далее можно указать на более сложные типы притч, которые могут иметь главную и второстепенные мысль, могут быть сложными, с сюжетной точки зрения, с богословской точки зрения и т.д.


1.       Пословица – Лук. 4:23 – «врач, исцели самого себя».

2.       Сравнения – Матф. 10:16 – «вот, я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры как змии, и просты как голуби».

3.       Расширенные сравнения – Лук. 5:36-38 – ветхая одежда – новая заплата; старые мехи – новое вино.

4.       Повествовательные притчи – Матф. 25:1-13 – притча о десяти девах.

5.       Иллюстративные причти – Лук. 10:29-37 – притча о добром самарянине.

6.       Аллегорические причти – Марк 4:1-9, 13-20 – притча о сеятеле.

  

Роль притч в учении Христа обсуждалась и обсуждается до сих пор, поскольку существует много мнений относительно того, для чего Иисус говорил к народу притчами. Тот факт, что он очень часто использовал причти в своем учении, если не сказать всегда (Марк 4:33-34), заставляет нас задуматься над ролью притчи.


Рассмотрим Марк 4:10-12 – на основании этого текста можно предположить, что Христос использовал притчи для того, чтобы

а) скрыть от некоторых слушателей смысл сказанного,

б) проиллюстрировать некоторые их своих идей,

с) сказать что-либо своим слушателям, но не прямо, а косвенно (Марк 12:12).


2. Основные характеристики притчи как жанра.


Обусловленность литературным контекстом. Притчи, в отличие от других жанров, не может функционировать как нечто совершенно отдельное, конечно, притча является неким законченным целым, но цель ее лежит вне самой себя, т.е. цель обусловлена контекстом, привязана к событиям, изложенным в тексте.

 

Простота в изложении. Данная характеристика притчи указывает как на простоту по форме - простое изложение фактов, событий, идеи, так и простоту по содержанию - использование обычных слов, образов, понятных примеров, ясных сюжетов. Так как целью притчи является косвенное сообщение определенных истин, ничто не должно мешать рассказчику создать метафору, выразить основные идеи через притчу.


Метафоричность. Как было сказано выше, притча, как расширенная метафора стремится к указанию на сходство идей, событий, понятий, но в то же самое время указывает и на различие для создания определенного трения, сомнения, шока. Например, сочетание «добрый самарянин» должно было шокировать слушателей, но история о его поступках настолько необычна, что заставляет задуматься, поразмыслить над сказанным.


Ориентированность на размышление. Данная характеристика основывается на остальных, в конце концов, слушатель должен задуматься над предметом, сюжетом, событиями, идеями, выраженными в притче, иначе она и не нужна вовсе.


3. Принципы толкования притч.


Причта как жанр является, возможно, самым сложным жанром для истолкования, и не только потому, что мы практически не используем его в современной литературе, и поэтому не знакомы с ним именно как с жанром, но и потому, что существует много подходов к пониманию того, что такое притча, а, следовательно, и подходов к толкованию. Попробуем очертить основные принципы толкования, применимые при рассмотрении притчи на элементарном уровне.


1.       Понимание притчи напрямую зависит от понимания как ее литературного (положение в тексте), так и повествовательного (Sitz im Leben) контекста.

2.       Понимание притчи зависит от анализа ее структуры.

3.       Так как дидактическая цель/цели притчи скрыта, для ее верного понимания необходимо попытаться ответить на вопрос: «Чего именно пытается достичь автор/рассказчик при помощи притчи?».

4.       Соотнесение основной мысли/мыслей с учением Христа о Царствии Божьем может помочь понять смысл притчи.


4. Пример толкования притчи.


Матф. 13:24-30 - причта о пшенице и плевелах.


·        Литературный и повествовательный контекста притчи. Притча помещена у Матфея вместе с другими притчами, поэтому можно предположить, что все эти притчи могли быть сказаны в разное время. С точки зрения литературного контекста, эта притча относится к группе притч о Царстве, причем Иисус сам истолковывает и притчу о сеятеле, и притчу о пшенице и плевелах. Повествовательный контекст рассматриваемой притчи говорит нам о том, что она была сказана не как пример к какому-либо событию, не является иллюстрацией к чьему-либо поведению. Иным словами, рассмотрение литературного и повествовательного контекста мало чем помогают нам в истолковании притчи, хотя изучение ситуации подсказывает, что Иисус мог иметь в виду желание некоторых поскорее «разобраться» с грешниками, которые связывали служение Христа со скорой реализацией своих планов (зилоты).


·        Анализ структуры причти. Анализ структуры дает нам возможность увидеть, что она имеет три части, соответственно ее трем основным элементам – Бог, добро и зло – 1) человек сеет пшеницу, 2) враг сеет плевелы, 3) всходят и пшеница и плевелы, тогда человек решает ждать до жатвы, и после жатвы отделить пшеницу от плевел.


образы в притче[94]

-           сеяние и рост растений уже в ВЗ завете ассоциировалось с праведным поведением – Осия 10:12; Иер.4:3-4; Ис. 55:10

-           жатва была стандартной метафорой для суда

     

·        Дидактическая цель. Хотя существует несколько мнений относительно того, можно ли считать эту причту «чистой» или она все-таки является аллегорической притчей, то есть имеет несколько дидактических целей, обобщить значение притчи можно следующим образом – Бог допускает существование в мире и праведных, и злых, и только в «кончину века» злые будут уничтожены, а праведные получать награду. Важно в данном случае не путать значение притчи, то есть дидактическую цель притчи и ее значимость, то есть весь спектр возможных применений цели притчи в различных ситуациях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.