Рефераты. Правоведение






1.  По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от граж­данского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнитель­ной государственной власти и судебной государствен­ной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы .принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (все­народный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всена­родным голосованием была принята Конституция Рос­сийской Федерации

2.  По социальному назначению и роли в правовой системе: нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила по­ведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обес­печительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), кол­лизионные   (нормы-арбитры),   оперативные   (нормы-инструменты) (см. схему на с. 277).


Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отноше­ний, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономическо­го и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и пара­метры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходи­мое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям обществен­ного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. На­пример, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Рос­сийской Федерации, гласит: «Человек, его права и сво­боды являются высшей ценностью. Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависи­мости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: упра-вомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных по­ложительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, кото­рые определены законом как правонарушения). Особен­ность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий ха­рактер. В частности, нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закреп­ляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство.

Охранительные нормы фиксируют меры государст­венного принуждения, которые применяются за наруше­ние правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в со­ответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с исте­чением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направ­лены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, га­рантирующие осуществление субъективных прав и обя­занностей в процессе правового регулирования. Соци­альная ценность их зависит от того, насколько эффек­тивно они способствуют созданию механизмов и кон­струкций беспрепятственной реализации права Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностран­ной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11—18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.

Декларативные нормы обычно включают в себя по­ложения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов обществен­ных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равно­значны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия пре­ступления в уголовном законодательстве, сделки в граж­данском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникаю­щие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постанов­ления Правительства Российской Федерации настояще­му Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступле­ния нормативного акта в силу, прекращения его дей­ствия и т. п.

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, ад­министративного,  трудового и  иных  отраслей  права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материаль­ные  и  процессуальные. Первые являются правилами поведения   субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, власт­но-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный харак­тер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реа­лизации субъективных прав и обязанностей или исполь­зовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосу­дарственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и  наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории госу­дарства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обу­словленные территориальными, временными, субъектны­ми факторами. Это нормы, издаваемые высшими органа­ми власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представитель­ных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рам­ках отдельных государственных, общественных или част­ных структур.

6.  Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространя­ются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужа­щих, железнодорожников и т. п.).

 Структура правовой нормы

Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную струк­туру.

Во-первых, названная структура — идеальная логи­ческая конструкция, призванная регулировать взаимоот­ношения между людьми. Это своеобразная модель воз­можного поведения, сформировавшаяся в ходе общест­венного развития, отражающая стремление людей со­здать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности. Тра­диционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обсто­ятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипоте­зу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, со­гласно которому должны действовать участники право­отношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтерна­тивная диспозиция дает возможность участникам право­отношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содер­жит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции пра­вовой нормы. По степени определенности санкции под­разделяются на абсолютно определенные (точно ука­занный размер Щтрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).

Во-вторых, структура юридической нормы есть объективированнвгй-результат отражения в норме опреде­ленного общественного отношения. Фактическое обще­ственное отношение, подлежащее правовому оформле­нию, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внут­реннему строению. Оно достаточно жестко предопреде­ляет характер связи и количество структурных элемен­тов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отно­шения. Следует также иметь в виду сложность логичес­ких связей между субъектами отношения, количествен­ные характеристики субъектов и объектов, распростра­ненность и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное об­щественное отношение.  Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в право­вой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству уголовных отно­шений соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, требующих консти­туционного оформления, зачастую достаточно констата­ции в праве их наличия. В структуре многих консти­туционных норм реально проявляется обычно один элемент.

Таким образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отно­шения определенного вида и выступает как законо­мерная реальность правовой системы конкретного об­щества.

В-третьих, структуру правовой нормы нужно рассмат­ривать как единство идеальной и реальной структуры.

Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных эле­ментов, обусловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имею­щая изначально потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но, изменя­ясь, сохраняется в своем результате. Это происходит благодаря тому, что она, как и реальная структура нормы, включает в себя столько элементов, сколько логически необходимо для регулирования определенно­го вида общественных отношений в нужном для законо­дателя направлении.

Реальная структура нормы права отражает в из­вестной степени результат правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное общественно-властное или государ­ственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элемен­тов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особеннос­тями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.

В-четвертых, структуру правовой нормы можно пред­ставить как систему диалектически взаимосвязанных эле­ментов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указан­ные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложив­шимися общественными отношениями, а также специфи­ческими особенностями самих элементов. При этом, конечно, следует учитывать и волевое воздействие зако­нодателя, который формирует направленность структур­ных элементов, связывает их действие с какими-либо юридическими фактами.

Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутренне строение, обусловленное фактическими общ. Отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.


5.Понятие источников права, виды.


Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значе­ния термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реа­гирует на потребности общества, развитие обществен­ных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также при­знать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкцио­нированный обычай и договор. В отдельные историчес­кие периоды источниками права признавали правосо­знание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источни­ком права тогда, когда он закрепляет уже давно сложив­шиеся отношения, одобряемые населением. В рабовла­дельческих и феодальных обществах обычаи санкциони­ровались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в при­дании нормативного характера решению суда по кон­кретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосак­сонской правовой системе, «ratio de,cidendi». Из преце­дента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке пре­цедент как источник права оценивался только отрицатель­но, однако в последнее время тон критических высказы­ваний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную док­трину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспо­римых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относи­тельно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осу­ществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание   правовых   норм,   что   помогает   проводить единую политику, не допускать произвольного толкова­ния и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений норма­тивных актов нарушители преследуются и наказывают­ся на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграниче­ния юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие прави­ла поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государ­ства имеет разветвленную структуру органов с опреде­ленными правотворческими полномочиями и значитель­ным   объемом   иных   функций,   которые   реализуются с помощью издания юридических актов;

б)  иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разно­великой  юридической  силы  актов,  в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы  по  предмету  регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и пре­цеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определен­ный, правовой режим.

Итак, нормативный акт — это официальный доку­мент, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).


6.Конституция РФ как основной закон


В Российском государстве, в сущности, единствен­ным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Прави­тельства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют: а) международные догово­ры России; б) нормативные акты органов государствен­ной власти субъектов Федерации.

Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верхо­венство ее в системе нормативных актов Российского го­сударства определяется следующим: 1) Конституция при­нята на референдуме в результате свободного волеизъяв­ления всего народа; 2) Конституция устанавливает основ­ные начала, принципы, нормы общественного и государ­ственного строя; 3) Конституция содержит перечень ос­новных прав человека и фиксирует структуру и компетен­цию высших органов государственной власти и управле­ния; 4) Конституция принимается, изменяется в результа­те соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содер­жит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основ­ного закона, определяющие компетенцию высших орга­нов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных зако­нов (ст. 104—108), и некоторые другие.

Федеральные законы принимаются в Российской Фе­дерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосова­ло более половины от общего числа членов этой палаты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.