Содержание :
Введение
Глава I. Религия и библиотеки: грани взаимодействия
§ 1. Роль религии в жизни общества
§ 2. Взаимодействие государства и церкви в России
2.1. Государственная политика в области религии до 1917 года
2.2. Основные этапы государственной политики в области религии в советское и постсоветское время
§ 3. Роль библиотек в работе по духовно-религиозному возрождению России
3.1. Библиотеки учебных заведений, религиозных организаций и монастырей
3.2. Православная библиотека наших дней
3.3. Опыт работы государственных библиотек по проблемам религии и церкви (по материалам специальной печати)
Глава II. Основные тенденции создания библиографической информации по проблемам религии и церкви
§ 1. Обзор современного состояния библиографии религиоведения
1.1.Текущая библиографическая информация
1.2.Ретроспективные библиографические указатели
1.3.Церковное краеведение
§ 2. Новые технологии в библиографии религиоведения
§ 3. Опыт библиотек региона по библиотечно-библиографическому обслуживанию пользователей библиотек
За последние 10-15 лет в России возрос интерес к религии. Так как Россия многонациональная страна, то и религий и вероисповеданий на ее территории много, но основной все же является Православие. Оно-то и объединяет людей различных политических взглядов, возрастов и конфессий. Восстанавливаются соборы, храмы, монастыри, часовни, открываются воскресные школы при храмах и церквях. Все больше и больше возникает новых духовных учебных заведений, а также открываются факультеты в вузах России. Не остаются в стороне от этого процесса и библиотеки, как культурно-просветительные и информационные учреждения. Они способствуют процессу возрождения: формируя фонды религиозной литературы и раскрывая их пользователям, воспитывают в людях нравственность, гуманность, понимание веры и религиозную веротерпимость.
Этот процесс требует постоянного информационного обеспечения. Поэтому тема данной дипломной работы является актуальной.
Основными задачами дипломного проекта являются:
1) ознакомление с проблемами избранной темы;
2) анализ состояния библиографии религиоведения на современном этапе;
3) знакомство с опытом работы библиотек по данной тематике;
4) обобщение опыта работы библиотек Липецкой и Орловской областей;
5) создание рекомендательного указателя «Христианство 2000 лет: история и современность».
Объектом данной работы являются вопросы, связанные с информационно-библиографическим обеспечением религиоведения.
Предмет исследования — опыт работы библиотек региона и создание библиографической информации по религиоведению.
Документальной основой дипломного проекта является Конституция РФ, законы РФ по вопросам религии( ), о библиотечном деле ( ). Для написания диплома был выявлен значительный круг материалов как общего, так и специального характера учебники по религиоведению, интересные статьи по истории религии.
Для изучения опыта работы библиотек были привлечены публикации из журналов «Библиотека», «Библиография «Общество и образование». При характеристике состояния информационно-библиографического обеспечения проблем религии и церкви были использованы обзоры литературы, сведения из БРБ.
Базой исследования явилась Липецкая ОУНБ и Липецкая городская детская библиотека-филиал № 24 Городской Липецкой ЦБС.
При написании данной работы были использованы следующие методы:
- изучение и анализ документов;
- анализ библиотечной документации;
- беседа;
- анкетирование;
- статистический;
- работа с библиографическими источниками.
Автором дипломного проекта были разработаны две анкеты и были опрошены библиотекари региона и читатели г. Липецка.
В качестве экспериментальной части дипломного проекта в приложении дается библиографическое пособие — рекомендательный указатель «Христианство 2000 лет: история и современность», прилагаются две анкеты.
Работа имеет следующую структуру:
Глава I. Религия и библиотеки: грани взаимодействия (§ 1-3)
Глава II. Основные тенденции создания библиографической информации по проблемам религии и церкви (§ 1-3)
Список сокращений:
БРБ – библиография Российской библиографии;
ВГБИЛ – Всероссийская Государственная библиотека иностранной
литературы;
ГПИБ – Государственная публичная историческая библиотека;
ИНИОН РАН – институт научной информации по общественным
наукам;
ЛОУНБ – Липецкая областная универсальная научная библиотека;
ОДБ – Областная детская библиотека;
ОПБ – Областная публичная библиотека;
ОУНБ – Областная универсальная научная библиотека;
ОЮБ - Областная юношеская библиотека;
РГБ – Российская Государственная библиотека;
РНБ – Российская Национальная библиотека;
ЦБ – центральная
Глава I. Религия и библиотека: грани взаимодействия
Термин «религия» происходит от латинского religio. Наиболее признаваемыми являются варианты римского мыслителя Цицерона (106 — 43 г. до н.э.) и христианского апологиста Лактация (≈ 250 — после 325 г.). В самой общей форме можно сказать: религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, некоторое функционирующее образование людей, форма общественного или индивидуального сознания; она есть одна из сфер духовной жизни общества, групп, индивида, способ практически духовного освоения мира, одна из областей духовного производства.( )
Религиоведение — совокупность научных дисциплин, изучающих религию. Предметом религиоведения являются закономерности возникновения и функционирования религии, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Религиоведение изучает религию на уровне общества, групп и личности. В настоящее время религиоведение включает ряд разделов — философию, социальную психологию, феноменологию, историю религии.
Философия религии — совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объектов религии. Эти концепции многообразны, интерпретация религии осуществляется в них под различным углом зрения.
Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуры, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию.
Психология религии исследует психические и психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений).
История религии образует движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии и конфессии, страноведческой истории религий и конфессий.
Выделяют теоретическое и историческое, теоретическое и эмпирическое, конфессиальное и внеконфессиальное, сравнительное религиоведение. Главным во внеконфессиальном религиоведении является философское содержание, поскольку именно философия раскрывает глубинные, сущностные свойства религии, разрабатывает наиболее универсальные понятия и теории объекта. Однако это содержание не заполняет всего объема религиоведческих знаний: в религиоведении имеются и другие уровни понятий, теорий, интерпретаций, а также множество эмпирических данных, фактического материала.
Таким образом, мы видим, что религиоведение — многоаспектная научная дисциплина, включающая в себя историю религии как важную составную часть. Именно история религии, ее возникновение, основные этапы развития интересуют широкий круг читателей, поэтому в данной работе основное внимание уделяется историческим аспектам развития и взаимодействия религии и культуры.
Религия — это одна из сфер духовной жизни, способ практически духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Религия возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества, человечества и превращается в определенный аспект их сущности и существования.
Одним из течений религии является христианство, которое получило распространение в России в виде Православия.
Элементы и структура религии складываются и видоизменяются в ходе истории. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем определенное место и выполняет соответствующие функции. Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, культуротранслирующая и другие.
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и определенных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствие (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценка) и прочее.
Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования.
Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включая процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. В регулятивной функции большое значение имеет система норм (религиозного права и прочего) и образов (многочисленных примеров для подражания).
Для сохранения и развития духовной культуры весьма важное значение отводится культурнотранслирующей функции. Она проявляется в том, что религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоёв — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивалось сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляется передача накопленного наследия от поколения к поколению.
Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов, происходящих в окружающем мире и связанных с эволюцией человечества.
Одним из немаловажных моментов существования религии в обществе является ее взаимоотношение с государством.
§ 2. Взаимоотношение государства и церкви
2.1. Государственная политика в области религии до 1997 года
На различных этапах развития христианства предпринимались попытки усилить религиозное влияние на государственную власть ( № , с.213).
В 1455 году Константинополь захватили турки. Разрушение Византийской империи, интересы укрепления авторитета Российского государства, а также возросшее влияние Русской Православной церкви за рубежом привело к тому, что в 1599 году была создана Московская патриархия, и митрополит на поместном соборе был избран первым российским патриархом. Сделав Русского патриарха независимым от Константинопольского, собор вместе с тем поставил его в зависимость от царской власти: согласно Соборному уложению 1649 года, патриарх после избрания его на Поместном соборе, утверждался царем.
Дальнейшее укрепление власти церкви в государстве было проведено патриархом Никоном в середине XVIII века. Никон провел ряд реформ, последствием которых явился раскол в Русской православной церкви — возникло старообрядчество. Никон в своей реформаторской деятельности стремился утвердить приоритет духовной власти над светской, стремился стать над царем. Но в борьбе с самодержавием Никон потерпел поражение. В результате Поместный собор 1667 года осудил Никона, лишил его сана и подтвердил необходимость подчинения церкви государству.
В 1721 году Петр I ликвидировал патриаршество и учредил Святейший синод — коллективный орган, члены которого назначались императором( ) . Церковь была лишена самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государственного управления.( ) Главой церкви стал сам император, а Синодом должен был управлять его чиновник — обер-прокурор. Церкви вменялось в обязанность исполнение ряда функций государственной власти: запись актов гражданского состояния, руководство начальным образованием, наблюдение за политической благонадежностью граждан.
Православие верой и правдой служило самодержавию в течение двух веков, вплоть до свержения династии Романовых и ликвидации монархии в результате Февральской революции 1917 года.( )
Революционная ситуация в России в начале ХХ века вынудила правительство вносить коррективы в религиозную политику. Так, царский Манифест от 26 февраля 1905 года содержал обещание даровать свободу вероисповеданий.
С этого момента начинаются новые изменении во взаимоотношениях церкви и государства.
На начальном этапе Февральской революции между церковью и Временным правительством установились взаимопонимание и тесное сотрудничество. Временное правительство для проведения своей политики нуждалось в поддержке церкви. Поэтому оно предприняло ряд шагов, направленных на установление добрых отношений. Церковь получила крупные ассигнования на содержание храмов и Клира. В свою очередь, православные священники стремились оказать поддержку Временному правительству, обосновать законный характер новой власти.
Временным правительством в порядке обеспечения свободы совести был проведен ряд реформ, основной смысл которых заключался в том, чтобы уравнять в правах все религии России, отделить школу от церкви и т.д. В школах было отменено обязательное преподавание закона Божьего, церковно-приходские школы передавались от церкви в ведомство Министерству школ. Таким образом, в управлении Русской православной церковью, а значит, и ее отношениях с государством, произошло эпохальное событие.
Первые декреты советской власти кардинально изменили положение православной церкви и других религиозных организаций. Документом, обобщившим законодательство республики в области свободы совести и отношений государства с религиозными организациями, является декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделение церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года.
В декабре 1936 года была принята Конституция СССР. Ее 124 статья гласила: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.( )Но надо отметить, что несмотря на такой важный законодательный документ, взаимоотношения церкви и государства в этот период были сложными. Ведь именно в 30-е годы были закрыты многие церкви, от репрессий пострадал целый ряд религиозных деятелей. Во многом это объяснялось общей политической обстановкой в стране и успешным насаждением атеизма. Но все-таки оставались и храмы, и священнослужители, и верующие, которые сохранили лучшие православные традиции, доказав в годы тяжелых испытаний, сто православная вера и любовь к Родине для них едины.
С первых дней Великой Отечественной войны многие главы церквей выступили с осуждением варварского нападения фашистов на нашу страну, с призывом встать на защиту Родины, организовать сбор средств фонд обороны страны. Правительство оценило эту поддержку, был принят ряд мер по расширению прав религиозных организаций. Но коренной поворот в деле нормализации государственно-церковных отношений наступил в 1943 году.
8 сентября 1943 года на Архиерейском соборе был избран патриарх Московский и Всея Руси. Постановление Совнаркома СССР предусматривало организацию Совета по делам Русской Православной церкви, открытие православного богословского института. Упорядочение государственно-церковных отношений распространялось и на другие религиозные организации, действующие в стране.
В послевоенное время продолжалась постепенная нормализация отношений между церковью и государством. В 1975 году принимается Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений в Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года, расширявший возможности религиозных организаций в удовлетворении потребностей верующих ( , с.124). В последующих документах расширялось понятие «свободы совести» и гарантировалось право исповедовать любую религию.
Следующим шагом в разработке проблемы взаимоотношений церкви и государства на уровне законодательства явилось принятие в 1977 году новой Конституции СССР.
1985 год положил начало процессу глубоких перемен в отношениях государства и церкви. Были сняты ограничения, которые на протяжении многих лет связывали деятельность религиозных организаций. Это способствовало активизации различных сфер деятельности религиозных организаций всех конфессий, действующих на территории нашей страны.
1 октября 1990 года Верховным Советом СССР был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях» ( ), который гарантировал права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, устранял многочисленные ограничения и противоречия, препятствующие практическому осуществлению свободы совести. Именно этот документ свидетельствовал о коренных изменениях в отношениях церкви и государства на официальном уровне.
Для современной России важное значение имела Конституция Российской Федерации (1993 г.), которая в законодательном порядке гарантирует гражданам свободу совести и слова, развивая и подтверждая положения, высказанные в законе 1990 года.
В главе второй этой Конституции «Права и свободы гражданина и человека» в статье 28 записано: «Каждому человеку гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Эта статья является основополагающей для построения взаимоотношений государства и церкви.
В статье 29-й оговаривается, что не допускается агитация, которая может сеять религиозную ненависть. Это очень важные положения, которыми должны руководствоваться в своей деятельности не только различные организации, но в том числе и библиотеки.
В русле развития взаимоотношений церкви и государства следует рассматривать и принятый в 1997 году новый федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ ), который еще раз подтверждает позиции государства в отношении религии, провозглашенные в Конституции России.
Закон состоит из четырех глав и 27 статей. Настоящий Федеральный Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8