Рефераты. Проблемы кадровой работы и пути их разрешения в муниципальных органах на примере администрации муниц...






Принципы подбора кадров должны быть нацелены на выявление наиболее  способных и добросовестных людей,  обеспечение творческой, деловой атмосферы обстановки и слаженной  работы в аппарате.

Не должно быть места субъективизму,  протекционизму,  и уж тем более взяточничеству.

На практике используются четыре организационно-правовых способа замещения должностей в государственных и муниципальных органах управления: зачисление, назначение, конкурс, выборы. В  двух первых случаях вопрос,  как правило,  решается единолично. В двух последних - коллегиально.

Зачисление производится  путем заключения трудового договора и издания приказа о приеме на работу.

Назначение осуществляет  орган вышестоящий по отношении к той организации,  где будет работать служащий. Оформляется оно приказом,  контрактом, а если вопрос решается коллективным органом - решением (постановлением).

Законодательством предусмотрено   несколько   вариантов назначения: соответствующим   органом   самостоятельно,   по  представлению (главы администрации,  руководителя учреждения и т.д.), после или с последующим утверждением.

Для избрания  характерны следующие организационные правила: выдвижение кандидата, широкая гласность при обсуждении претендента и его программы действий,  решение вопроса путем голосования (тайного или открытого).

Избрание производится на определенный срок,  по истечению которого снова проводятся выборы. Избранный должен отчитываться перед  тем кто его избрал,  он может быть досрочно отозван.

Суть конкурса - замещение должности в порядке  делового соперничества специалистов,  обеспечивающего  равные условия для всех претендентов.  Важная особенность конкурса -  самовыдвижение. Лиц,  желающих участвовать в конкурсе, не выдвигают, они сами должны подать заявление о желании участвовать в конкурсе  и  приложить  к нему необходимые документы.  Для проведения подготовительной работы создается конкурсная  комиссия, которая вырабатывает соответствующее положение.  Обсуждаются кандидатуры гласно,  вопрос  решается  тайным  или открытым голосованием  уполномоченных на то коллективом (советом, собранием уполномоченных и т.д.).

В порядке  конкурса должности замещаются,  как правило, на определенный срок. По его результатам издается приказ.

В зависимости от правового значения различают три варианта замещения должности:  1) по инициативе служащего, 2) по инициативе вышестоящих  органов,  но с согласия претендента, 3) независимо от желания лиц.

Все шире  применяется  контрактная форма поступления на службу. В таких случаях руководитель заключает с гражданином в письменной  форме  контракт,  чаще  всего  на определенный срок, в контракте уточняются права и обязанности сторон.

1.6. Прохождение службы в муниципальных органах  управления.

В процессе прохождения службы в муниципальных, да и государственных органах можно выделить ряд общих, ключевых моментов, в совокупности отражающих содержание процесса пребывания в должностях.

При назначении, избрания на должность по общему правилу в этот же день прежний руководитель утрачивает полномочия, а новый их приобретает.

Вступление в должность связано обычно с процедурой приема-сдачи дел, с определением рабочего места, представлением коллективу или ряду ответственных сотрудников, ознакомлением с правами и обязанностями.

При зачислении  и назначении с целью проверки соответствия служащего порученной ему работе может  быть  установлен испытательный срок,  который  однако не может превышать трех месяцев, если специальным законом не установлен иной срок.

Для отдельных  категорий  служащих  занятие  должностей связано с изменением их общегражданского статуса,  ограничением их личных прав,  а значит с возложением на них  обязанностей соблюдать такие ограничения. Речь идет о запретах для служащих заниматься    предпринимательской    деятельностью, участвовать в  забастовках,  ограничениях  совместительства, политической деятельности,  несовместимости службы со статусом депутата.

С началом прохождения службы в муниципальных органах  у работника приобретаются и определенные права как по должности так и личные. Среди общих личных прав служащих можно назвать такие:

·     требовать от руководителя четкого определения  круга обязанностей и прав, подведомственности дел.

·     требовать создания необходимых  условий  для  работы, соблюдения законодательства и правил охраны труда.

·     защищать свою позицию по подготовленным вопросам.

К числу  ключевых моментов прохождения службы в муниципальных органах управления следует отнести  вопрос  о  должностных инструкциях,  основном служебном документе управленца, в котором определен круг его обязанностей и прав.

Одна из  главных проблем работы с кадрами в муниципальных образованиях по моему в том и состоит,  что  должностные инструкции либо  совсем  отсутствуют  или плохо работают.  В частности:

1. В  должностных  инструкциях поверхностно фиксируются существующее разделение труда на определенный  момент  и  не учитываются происходящие в процессе работы изменения, в силу чего они теряют значение документа, регламентирующего работу данного служащего.

2.  Обязанности,  права и ответственность,  как правило, оказываются несбалансированными и несогласованными в масштабе муниципального образования.

3. Должностные инструкции носят чаще всего общий характер и  тем самым теряется организующее и регулирующее значение этого документа.

4. Не обеспечивается необходимая полнота и четкость при определении обязанностей, прав и ответственности персонала.

5. Зафиксированные  в должностной инструкции обязанности, права и ответственность работника оказываются оторванными от тех условий, которые необходимы для успешного выполнения порученного объема работы.

6. Нет  существа взаимоотношений с другими работниками и службами.

7. Пересматриваются  должностные инструкции редко и они часто не поспевают за изменениями в организации и технологии  труда.

В целях определения служебного соответствия  работников предъявляемым требованиям в муниципальных органах управления действует система аттестации.  Условно их можно разделить на общие и персональные.  Общая аттестация проводится через определенные промежутки времени (раз в 3-5 лет), как очередное мероприятие работы  с кадрами,  но могут быть и внеочередные (например, в связи с общим  упорядочением  зарплаты  или  по другим причинам).

Сущность аттестации - повышение  у  работников  чувства ответственности за порученное дело путем проверки их работы. В результате принимаются такие  решения:  соответствует,  не полностью соответствует, достоен повышения. Главный итог аттестации - оценка работы служащих. Проводится она специально созданными аттестационными комиссиями. По итогам ее издается соответствующий приказ руководителя.

Служба прекращается по основаниям,  установленным законодательством о труде, а также в случаях: достижения муниципальным служащим определенного возраста, отставка служащего. В частности, право на отставку действующим законодательством закреплено за главами администраций.

1.7. Юридическая  ответственность  и меры  поощрения служащего.

Неукоснительное соблюдение,  укрепление государственной дисциплины на порученном участке работы - одна из  важнейших обязанностей служащих. За невыполнение этих обязанностей они могут привлекаться к соответствующей юридической ответственности. В частности:

Дисциплинарная ответственность налагается за  нарушение трудового законодательства и нарушение правил трудового распорядка  ввиде:  замечания,  выговора,  строгого   выговора, увольнения. Перечень  дисциплинарных взысканий,  указанных в законе, является исчерпывающим и не подлежит  расширительному толкованию.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок,  т.е.  нарушение трудовой дисциплины. Под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на работника обязанностей.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления. В  уголовном  кодексе  особо  выделены должностные преступления: злоупотребление властью или служебным  положением, халатность,  получение взяток,  должностной подлог.  В сфере государственных и муниципальных органов власти это наиболее часто встречающиеся виды преступлений.  При этом уголовная ответственность устанавливается только судом и только на основании закона.

Административная ответственность   применяется   обычно ввиде предупреждения  и штрафа (прием на работу без паспорта и прописки,  военнообязанных,  не ставших на воинский  учет, незаконное изъятие паспортов и т.д.).

Материальная  ответственность. Если дисциплинарная, уголовная и  административная  виды ответственности носят карательный, то материальная правовосстановительный характер.

Материальная ответственность  работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием (бездействием) учреждению, организации, где они работают.

Материальная ответственность, как правило, бывает ограниченной. Служащий,  по вине которого причинен ущерб,  несет ее в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере. К материальной ответственности виновные  привлекаются  либо администрацией, либо по ее иску народным судом.

Важнейшая проблема сегодняшнего дня - обновление нормативной базы законодательства, регулирующего трудовые отношения, включая применение той или иной  ответственности,  поскольку существующее законодательство не отвечает требованиям нашего времени.

Очень важным  принципом социального управления является стимулирование. Жизнь человека  предполагает  удовлетворение различных материальных  и  духовных потребностей,  лежащих в основе его интересов.  Стимулирование - воздействие на  потребности, интересы  человека,  а через них на волю и поведение. Стимулируя,  побуждая к более интенсивной  деятельности работника, руководители воспитывают дисциплину и инициативу, развивают заложенные в человеке способности.  Стимулирование - это все, что воздействует на волю, поведение человека.

Поощрение - положительное  стимулирование.  Оно  должно быть обоснованным,  своевременным,  разнообразным,  гласным. Служащие могут поощряться как за успешное  выполнение  должностных обязанностей, так и за иные общественно-полезные дела.

Поощрение может  быть коллективным и индивидуальным,  а по содержанию моральным,  материальным и  смешанным.  Широко используется неформальные  стимулы (похвала,  престижная командировка и т.п.).

1.8. Мотивация труда управленческого персонала.

Общество должно быть заинтересовано, чтобы служащие работали лучше,  видели служебную перспективу. Значит их нужно заинтересовать, стимулировать повышение знаний, накапливание опыта, проявление инициативы, добросовестное выполнение обязанностей, развитие чувства ответственности.

Служебная перспектива  реализуется  через  стабильность служебных отношений,  через  повышение  уровня квалификации, через продвижение по службе.  С этой же целью необходимо совершенствовать систему оплаты труда специалистов с тем, чтобы они могли повышать  свой  заработок,  не  только  двигаясь "вверх" по служебной лестнице, но и оставаясь на своем рабочем месте по мере роста знаний, стажа и т.д. Должна постоянно присутствовать у служащего мотивация труда.

Мотивация труда  -  это стремление работника удовлетворять свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.

Мотивы труда формируются, если:

·     в  распоряжении  общества  (или  субъекта управления) имеется необходимый набор  благ,  соответствующий  социально обусловленным потребностям человека.

·     для получения этих благ  необходимы  трудовые  усилия работника.

·     трудовая деятельность работника позволяет  ему  получить эти  блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.

Мотив труда  формируется  только  тогда, когда трудовая деятельность является если не единственным,  то основным условием получения благ.

Сила мотива определяется степенью актуальности той  или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе,  чем сильнее стремление его получить, тем актив нее действует работник. 

Работник с сильной мотивацией труда  обладает  самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относится к ним как к собственным нормам поведения.

К сожалению,  отечественное современное трудовое сознание характеризуется отчуждением труда.  Прежде всего это касается работы  в общественном производстве,  социально-культурной сфере.

Происходит это прежде всего потому,  что труд в общественном производстве не всегда  может  обеспечить  нормальный уровень жизни.  Это  связано как с размерами заработков,  не позволяющими выйти на уровень рациональных норм потребления, так и с уровнем цен на предметы потребления.

В сфере местного самоуправления, кроме того, отсутствует эффективная система стимулирования трудовой деятельности, т.к. в оплате труда во  многом  процветает  уравнительность, размер заработков  слабо зависит от личного трудового вклада работника.

Падение престижа труда,  особенно в общественном производстве, привело  к тому,  что значительная часть населения, не видя реальных возможностей получения благ за счет честного, добросовестного труда, предпочитает снизить уровень своих притязаний,  ограничить свои потребности (или податься  в криминальный мир), что ведет к ухудшению здоровья, смертности, снижению продолжительности жизни, уменьшению населения.

Кадровая политика  за последние годы претерпела серьезные изменения, последовал отказ от понимания работы с кадрами как  только  административной работы,  возникла необходимость более широкого учета мотивационных процессов.

Современное комплектование  кадрами,  особенно ключевых подразделений муниципальных образований,  становится  невозможным без четкого планирования этой работы, разработки концепции и реализации кадровой политики.

Планирование кадровой  работы является составной частью управления муниципальным образованием в целом,  предполагает отслеживание изменений   в  профессионально-квалификационной структуре кадров.

Необходима, прежде  всего,  разработка  стратегического плана обеспечения кадрами на 10-15 лет по основным,  ведущим группам служащих,  например, главам сельских администраций  в условиях района.

По ведущим  группам следует определить профессиональные требования, скажем, по образованию, опыту работы, срокам замещения.

Система использования сотрудников должна  быть  такова, чтобы они  могли  давать  наибольшую отдачу на своем рабочем месте. Это можно обеспечить наиболее эффективно только в том случае, если способности и склонности сотрудника максимально совпадают с требованиями,  предъявляемыми к нему  на  данном рабочем месте.  Целенаправленное обучение и повышение квалификации способствует необходимому соответствию  квалификации данного работника рабочему месту.

1.9. Психологические аспекты кадровой работы.

Главный объекта управления это личность,  человек. Личность, прежде  всего,  явление  социальное.  Ее социальность заключается в том, что она есть продукт общения людей. Человек формирует свою картину мира в общении с другими людьми.

Хотя личность и ее социальный статус - это  единое  целое, тем не менее выделяются и то и другое. Когда мы говорим о личности, то в первую очередь задаем вопрос, что она собой представляет ?  Если  же  речь идет о статусе работника,  то преследуется цель определить ценность этой личности во  мнении других.  Социальный статус органически вплетен в систему общественных отношений. Он создает работнику уважение, престиж, репутацию.

Человеку присуще большое многообразие потребностей. При этом обычно различают материальные и духовные потребности. К материальным относят потребности в пище, сне, одежде и т.д., к духовным потребность в познании,  общественной деятельности, труде, общении, творчестве.

Замечено, что в процессе целеустремленного управленческого воздействия вполне возможно  повлиять  на  всю  систему потребностей личности, а через потребность - на ее интересы, идеалы, установки и, конечно, на характер, а характер - одна из главнейших  психологических черт личности.  Определенному типу характера, как правило, соответствует определенный темперамент.

История мировой и советской психологии  свидетельствует о том, что оценка людей по свойствам темперамента дает руководителю надежную методику изучения подчиненных и  повышения эффективности управленческой деятельности.

Специфическое социально-психологическое     образование представляет собой трудовой коллектив.  Каждый трудовой коллектив кроме формальной структуры (управление,  отдел, участок) объединяет  ряд  неформальных социально-психологических образований (микрогрупп), формирующихся на основе самых различных психологических факторов,  но главным образом на базе симпатий - антипатий.

Неформальные группы  в  коллективе возникают в процессе взаимодействия членов коллектива между собой. Люди при решении стоящих перед коллективом задач вступают на основе предписаний и указаний в должностные контакты.  На ряду  с  этим они вступают и в неофициальные контакты.

Взаимоотношения на неформальном уровне постепенно начинают восприниматься людьми как значимые и желанные.  Эмоциональный накал неформальных взаимоотношений нередко достигает такого уровня,  что они расцениваются людьми ка более значимые, нежели  взаимоотношения,  основанные на базе выполнения официальных предписаний.

Длительные наблюдения  за  деятельностью различных коллективов показывают, что здесь мы имеем дело с определенными закономерностями.

Наиболее часты случаи образования неформальных групп в составе диад,  триад, и квартетов. Значительно реже встречаются неформальные структуры более крупных размеров, хотя отмечены устойчивые группы и в 6-7 человек.

Неформальная структура трудового коллектива  характеризуется наличием в каждой образовавшейся группе своего лидера.

Наличие неформальных групп влияет  на  профессиональную деятельность трудового коллектива:  разобщенность дезорганизует коллективные действия,  сплоченность же организует  их. Единение и  разобщение являются отзвуком межличностных отношений, как последствие - межличностные конфликты.

Часто межличностные трения и напряженность являются результатом отклонения от норм поведения самого руководителя.

Среди основных  объектов  управления коллектив занимает центральное место.  Это связано с тем,  что коллектив представляет  собой социальную среду любой организации,  учреждения.

Право называться коллективом обретает социальная группа при условии,  если она обладает рядом присущих ей признаков: общественно полезная цель, идейность , сплоченность, наличие органов управления.

Духовная сторона  жизни  трудового коллектива - это его идеология и психология. Идеология включает совокупность идей и взглядов,  отражающих  особенности  общественных отношений членов коллектива.

Психология коллектива  -  это совокупность определенных социально-психологических явлений, среди которых выделяются: социально-психологические факторы,  возникающие из  практики взаимоотношений людей (взаимные оценки,  требования, авторитет и т.д.);  общественное мнение (коллективные взгляды, установки, суждения);  социальные  чувства и коллективные привычки, обычаи, традиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.