Рефераты. Проблемы кадровой работы и пути их разрешения в муниципальных органах на примере администрации муниц...






Управление трудовым  коллективом  как  раз предполагает опору на его психологию и нацелено главным образом на  решение стоящих перед коллективом задач,  на его сплочение, обучение и воспитание.

Целенаправленная деятельность руководителя по сплочению коллектива формирует благополучную атмосферу, обеспечивающую всем членам  коллектива  условия  для  раскрытия своих сил и возможностей. Нередко такую атмосферу называют психологическим климатом.

Благоприятная обстановка в коллективе,  дух сотрудничества, поддержки и взаимной требовательности,  четкости в организации и согласованность усилий работников - вот  резервы повышения эффективности трудовой деятельности.

Глава 2.  Опыт кадровой  работы  в органах местного самоуправления  муниципального образования                  "Камышловский район".


2.1. Социально-экономическая характеристика муниципального образования "Камышловский район".



Прежде чем перейти к изложению прикладной части диплом ной работы,  хотел бы коротко остановиться на том, что представляет Камышловский район в экономическом и социальном плане, как административно-территориальная единица.

Район расположен на юго-востоке  Свердловской  области, примыкает на юге к Зауралью, граничит с Курганской областью, с Запада на восток его пересекает транссибирская  железнодорожная магистраль.   Станция  Камышлов  находится  почти  на равном удалении от Свердловска на западе и Тюмени на  востоке. С севера на юг по району проходит автомобильная дорога с асфальтовым покрытием Ирбит - Шадринск.

Камышлов, являющийся районным центром,  один из старинных городов области,  в 1998 году ему исполнится 330 лет.  В городе проживает 32 тысячи населения, имеет статус самостоятельного муниципального образования, со всеми своими органами местного самоуправления.

На 1 января 1997 года в районе насчитывалось  53  сельских населенных пункта с численностью населения в 20,3 тысячи человек.  В состав района  входит  15  сельских  советов, возглавляемых сельскими  администрациями,  являющимися структурными подразделениями районной администрации.

На начало  текущего года в районе было зарегистрировано 247 предприятий и организаций,  в т.ч.  43 сохранили статус государственных, 36  общественных,  8  со  смешанной  формой собственности, остальные частной.  Преобладает сельское  хозяйство: производством сельхозпродукции занимается 11 предприятий, 2 подсобных хозяйства и 77 крестьянских (фермерских) хозяйств. 

Социальная сфера довольна развита,  20 средних и неполносредних школ,  28 сельских домов культуры и клубов, четыре                           участковые больницы и  сеть  фельдшерских  пунктов,  детских дошкольных учреждений.  Торговой обслуживание ведут потребительская кооперация и частные предприниматели.

2.2. Становление органов самоуправления в районе, Устав муниципального образования "Камышловский район".


Местные советы   народных   депутатов,   представлявшие власть на местах,  просуществовали почти восемь десятилетий, а когда  они  были  упразднены  встал вопрос о новых органах местного самоуправления.

Начало этой  работе в Камышловском районе было положено постановлением главы администрации района от 18 октября 1995 года о проведении районного референдума с тем, чтобы определиться какое муниципальное образование мы хотим иметь. В условиях Камышловского района это был не простой вопрос.  Надо было решить существовать ли в  границах  прежнего  сельского района самостоятельно  или объединиться с городом Камышловом и выступать как единое целое муниципальное образование.

В связи с этим на референдум было вынесено два вопроса:

1. Согласны ли Вы объединиться в новое  единое  местное сообщество с  вхождением  в  него  всех населенных пунктов в границах ныне существующего района ?

2. Вы поддерживаете предлагаемую структуру самоуправления местным сообществом Камышловского района ?

На тот  и  другой вопрос подавляющая часть населения на состоявшемся 17 декабря 1995 года референдуме ответила положительно.

14 апреля 1996 года состоялись выборы в районную  Думу, на которых по мажоритарной системе был избран 21 депутат,  а 26 апреля 1996 года Думой был утвержден Устав муниципального образования "Камышловский район",  который 14 июня 1996 года был зарегистрирован управлением юстиции Свердловской области и приобрел силу Закона.

8 декабря 1996 года проведены выборы главы районной администрации.  Претендентов было четыре,  предвыборная борьба была острой,  бескомпромиссной. Подавляющее большинство голосов  получил  действующий глава администрации - Андреев Иван Иванович.

Вскоре была определена структура районной администрации и произведены кадровые назначения в ее аппарате.

Сельские администрации  стали  структурной частью администрации района и,  в связи с этим, были приказом главы районной администрации назначены главы сельских администраций.

В настоящее время органы местного самоуправления  муниципального образования  "Камышловский район" полностью сформированы и они отображены на схеме (прилож. №1).

По сравнению с  советским  периодом,  когда  избирались всенародно и  депутаты сельских советов,  а те,  в свою очередь, избирали исполком и его председателя, нынешняя система образования  самоуправления выглядит менее демократичной, но и прошлая заорганизованность и формализм  на  выборах  на уровне сельских  советов тоже,  по-моему,  не лучший вариант демократии.


2.3. Общие и частные проблемы кадровой работы и пути их разрешения в  органах местного самоуправления муниципального образования "Камышловский район" .


В ходе  ознакомления  с работой районной администрации, одной из важных кадровых проблем в органах местного  самоуправления мне представляется несовершенство кадровых структур муниципальных образований.

В настоящее время нормативы штатной численности органов самоуправления для решения вопросов местного значения  определяются в соответствии с областным законом "О временных государственных минимальных стандартах Свердловской области".

Однако, согласно федеральным законам,  органы  местного самоуправления наделены  довольно  большим  числом государственных полномочий,  но вопросы содержания персонала для  их исполнения до конца не решены.

На сельские администрации,  например, возложено ведение воинского учета,  записи актов гражданского  состояния,  они совершают нотариальные действия,  ведут похозяйственные книги, выполняют другие полномочия государственных органов.

Никто не  считал  сколько для этой работы надо дополнительных должностей,  в какую сумму расходов выльется их  содержание. Четких решений на этот счет нет. На практике, кроме того,  трудно различить где кончаются полномочия того или другого органа  местного  самоуправления  и начинаются функции государственной службы.

Прежде, когда  местные органы были фактически вмонтированы в систему государственного управления, таких проблем  не возникало.

Значительная часть  работников бывшего районного отдела народного образования  занималась  инспектированием  школ  и контролем за  организацией  учебного  процесса.  Сейчас  эта функция передана государственным органам -  в  администрации Ирбитского округа создается инспекция по делам образования.

Такое же положение со здравоохранением,  отделом  социальной защиты  населения.  Трудно смириться с мыслью,  что в сельском районе,  каким является Камышловский Район, нет органа, ведающего сельским хозяйством, базовой отраслью в экономике этой территории.  Районное управление  сельского  хозяйства подчинено  теперь  администрации  округа в г. Ирбите, никакого отношения к администрации района не  имеет,  более того, его персонал к категории муниципальных служащих не относится.

Вообще образование  территориальных  округов  в области оценивается неоднозначно, а в среде работников управленческих структур, да и значительной части населения,  как мне кажется, преобладает негативное отношение.

     Какое, скажем,  дело рядовому сельскому жителю, крестьянину до того,  где проходит граница между государственной и муниципальной службой ? Ему трудно понять почему для решения того или другого вопроса по его пенсии, устранению недоразумений по школе, где учатся его дети, наконец, упорядочения каких-то чисто хлеборобских проблем ему надо поехать так далеко в  округ  за 100 километров в г. Ирбит,  а не решить их на месте, в администрации своего муниципального  образования  в Камышлове, куда всю жизнь он привык обращаться.

Говоря о структуре и численности служащих в местном самоуправлении не могу не коснуться еще одной проблемы, касающейся исключительно Камышловского района. В поселении именуемом официально   "почтовое  отделение  Порошино"  проживают семьи военнослужащих вышедших в отставку офицеров, вольнонаемные, люди по разным причинам утратившие давно связь с расположенной рядом войсковой частью.

В поселке "Восточный",  в другом конце района, дислоцируются учреждения,  где отбывают наказания осужденные.  Помимо людей за колючей проволокой здесь  проживает  население  так или иначе связанное с обслуживанием осужденных и администрации колонии, плюс коренные местные жители.

Население Порошино и Восточного (около 8 тыс.  человек) по ранее заведенному порядку не включается госстатистикой  в отчетность, а  следовательно  не учитывается при определении на основании государственных минимальных стандартов  бюджетных ассигнований  по району,  численности персонала местного самоуправления, других важных  показателей.  Таким  образом, район недополучает  до 25%  причитающихся денежных и материальных ресурсов.

Недавно принято  решение районной Думы о признании т.н. "почтового отделения" поселком,  все материалы направляются в областные инстанции, упорядочится статотчетность и последуют желаемые для района изменения, в т.ч. увеличение численности управленческого персонала.

К числу нерешенных кадровых проблем в муниципальном образовании "Камышловский район" я отнес бы и отсутствие в управленческой структуре комитета по работе с молодежью. Некоторое время назад,  правда,  обсуждался вопрос объединения в одно структурное подразделение отдела культуры,  райспорткомитета  с возложением на него и обязанностей по работе среди молодежи. Думается, что такое объединение не совсем логично, хотя бы потому, что, скажем, культура не только и не столько сфера молодежи, но людей более старшего возраста. Ну а у работы с молодежью все-таки своя специфика.  Раньше этим с успехом занимался комсомол,  а сейчас,  наверное, без комитета по делам молодежи или подобной структуры на уровне района не обойтись и решать этот вопрос придется.

Чтобы создать  более  совершенную,  отвечающую времени, организационную модель местного самоуправления предстоит еще много приложить усилий.

Естественно, организационная кадровая структура органов местного самоуправления  не  может быть раз и навсегда установленной. Она будет перестраиваться в зависимости от  перемен в объектах управления.  от внешней среды, от других факторов. Но с другой стороны, организационную структуру, штаты входящих в нее учреждений нельзя подвергать частой и тем более не мотивированной ломке.

Работники районной администрации рассказывали мне,  что еще в период перестройки, да и в последующие годы реформ аппарат постоянно лихорадило от разговоров будут местные органы власти  района  и города Камышлова существовать самостоятельно или их объединят по образцу и подобию соседних Богдановича, Сухого  Лога  и других территорий.  Существовала для значительного числа аппарата постоянная угроза остаться  без работы. Конец  этому ненормальному состоянию положил кажется районный референдум,  в ходе которого население  высказалось за самостоятельное муниципальное образование.

Думается, что в нынешних условиях усилия  руководителей муниципального образования должны быть сосредоточены на поддержании стабильности в подведомственных  учреждениях,  уверенности работников в завтрашнем дне.

Каждый служащий должен хорошо представлять  организационную структуру  местного самоуправления,  знать свою роль и место своего учреждения в этой структуре, обеспечивать взаимосвязь своей работы с задачами других.

Обязанности каждого работника должны быть четко  отграничены от обязанностей другого, каждый работник должен хорошо знать и понимать свои обязанности.

В соответствии со ст.  26 Устава муниципального образования "Камышловский район" должностные инструкции  для  сотрудников отделов и управлений администрации утверждаются руководителями этих отделов и  управлений  по  согласованию  с главой администрации или его заместителем.

Общепризнанно, что должностные инструкции в  любом  учрежденческом коллективе  являются важным организующим и регламентирующим документом.

В ходе  ознакомления  с работой Камышловской районной и сельских администраций я пришел к выводу, что в ряде случаев должностные инструкции разработаны поверхностно, сделаны для формальности, на случай какой-либо  проверки,  отдельные  из них не отражают сути и содержания конкретной работы того или иного служащего.

Считаю, что эта проблема  существенна,  но  без  особых усилий и затрат решаема.  Можно было бы ее рассмотреть, скажем, на коллегии при главе районной администрации (есть  такой совещательный орган в Камышловской администрации),  куда входят заместители главы администрации и главы сельских  администраций.

По рекомендации коллегии можно было бы издать соответствующее распоряжение главы района, установить сроки упорядочения названных документов, может после предварительной проверки заслушать  на коллегии отчеты по этому вопросу руководителей структурных подразделений районной  администрации  и глав сельских администраций.

Федеральными органами издан ряд важных документов, направленных на  укрепление  органов самоуправления и повышение эффективности их работы.  В частности, постановлением правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 года № 1251 утверждена Федеральная программа  государственной  поддержки местного самоуправления, в которой важное место отведено работе с кадрами.

Одним из основных направлений является создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного  управления, определены базовые учебные заведения для подготовки и переподготовки муниципальных служащих с  создание  консультационных центров в субъектах федерации, намечено разработать и осуществить конкретные  меры  по  созданию  системы подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.

Однако эксперименты без денег,  как правило, становятся прожектами. Кто и за чей счет будет обучать сотни тысяч  муниципальных служащих  из положений закона не ясно.  В Камышловском районе например,  изучалось предложение организовать обучение кадров  с  помощью специалистов института повышения квалификации, но денег у администрации на эти цели не оказалось. Правда  районная  администрация  по договору с высшими учебными заведениями платит за обучение  нескольких  студентов, в  том числе и Уральской Академии государственной службы. Но вот парадокс: окончившая весной этого года выпускница академии по  свободному  набору  предложила свои услуги трем наиболее крупным отделам районной администрации - финансовому, внутренних  дел,  социальной  защиты и получила вежливый отказ, никто не проявил интереса к этому  специалисту  и  на перспективу.

Мне думается,  что в решении этих проблем можно было бы использовать отдельные  моменты из нашего недалекого прошлого, о которых мне доводилось слышать.

Высшее учебное заведение продолжает интересоваться своими выпускниками  и после окончания ВУЗа,  его трудоустройством, первыми успехами и неудачами.  С другой стороны  такое общение дало бы возможность ВУЗу исправить недостатки, имеющиеся в подготовке специалистов. Наверное все-таки непорядок, когда затраченные  средства на обучение специалиста оказываются выброшенными на ветер.

На районном  уровне  существовали так называемые "школы советского строительства".  Сейчас можно было  бы  именовать школами муниципального управления.  В число слушателей таких школ включить глав сельских администраций и их заместителей, зав. отделами и  ведущих специалистов районной администрации. К чтению лекций привлечь специалистов государственной службы (суда, прокуратуры,  ОВД,  и др.), из вновь создаваемого общества "Знание",  а в отдельных случаях прибегать к  услугам лекторов на  платной основе.  Организовать выступления самих слушателей по проблемам муниципальной службы.

Все эти  вопросы можно было бы предусмотреть в районной программе развития муниципальной службы,  которую,  к стати, предложено всем муниципальным образованиям разработать в соответствии с областным Законом  "О  муниципальной  службе  в Свердловской области"  от 13 марта 1996 года и которой в Камышловском районе пока нет.

Все это очень актуально еще и потому,  что по моим наблюдениям кадровую основу органов самоуправления района  составляют бывшие  советские  работники  или молодежь,  недавно пришедшая на службу.  И тем и другим  совершенно  необходимы знания и  тем  и  другим неведомы законы рыночной экономики, законы, по которым идет развитие  общественных  отношений  в современных условиях.

По состоянию на 1 апреля 1997 года кадровый состав  муниципальных  служащих в районе представляет следующую картину (см. прилож. № 2).

Вакантных мест  в  аппарате районной администрации нет. При нынешней безработице и дефиците рабочих мест это  вполне закономерное явление.

Значительный удельный  вес  среди  служащих  составляют женщины, их около 55%.  Среди начальников управлений и заведующих отделом женщин еще больше - шесть из девяти,  а  глав сельских администраций ровно одна треть.

Почти половина  служащих  администрации  муниципального образования работают мене трех лет, со стажем от пяти до десяти лет около 25%, свыше десяти лет всего трое.

До 40%  от общего числа служащих имеют высшее образование, среди них шесть инженеров,  четыре агронома, пять педагогов и только один экономист.  Удивительно,  что двое среди заведующих отделами  и двое среди 15 глав сельских администраций имеют образование только в объеме средней  общеобразовательной школы.

Учится заочно один человек -  зав. отделом  потребительского рынка,  на пятом курсе Московкого университета кооперативной торговли.

Среди девяти  начальников управлений и заведующих отделами четверо в пенсионном возрасте.

Между тем  кадрового  резерва  в администрации нет,  по крайней мере списка служащих рекомендованных  на  выдвижение, не имеется. Работа в этом направлении не ведется.

Анализ показывает, что в работе с кадрами в администрации немало вопросов требующих решения.

Среди множества проблем кадровой работы мне представляется очень важной, например, организация обмена опытом работы муниципальной службы.

В этой  связи заслуживает внимания периодический выпуск администрацией губернатора Свердловской области информационно-методического сборника "Опыт", с содержанием которого я с удовольствием познакомился в ходе работы над темой  диплома. Многие публикации  в сборнике представляют несомненный интерес для практической работы служащих  местного  самоуправления.

Могла бы сыграть роль проводника хорошего практического опыта в разрешении проблем местного самоуправления  периодическая печать.  В  местной  газете "Камышловские известия" в каждом номере в четырех-пяти строках в рубрике "Новости  без подробностей" сообщается о важнейших событиях местной жизни, не проходит незамеченным ни одно заседание Думы, еженедельно публикуются информации о работе администрации города и района.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.