Рефераты. Пути укрепления финансового состояния организации ООО "Боровецкое"






Вопросами по изучению рынка занимается коммерческий отдел. Исследования проводятся по стандартной схеме: выявление проблемы, разработка путей ее решения и представление полученных результатов. Особенно детально в ОАО «Боровецкое» изучаются такие вопросы, как состояние потребительского рынка; анализ продукции поставщиков (ассортимент и качество продукции; цены; скидки и льготы, предъявляемые при оформлении заказов); степень конкурентоспособности организации, а также спрос на реализуемую продукцию.

Главный инженер возглавляет технический отдел ОАО «Боровецкое». Его работа направлена на укрепление материально-технической базы, на проведение реконструкции и текущего ремонта, на обновление торгово-технологического оборудования.

Юрисконсульт ведет работу по оформлению договоров предприятия с поставщиками, арендаторами, предоставляет защиту на судах по спорным вопросам с отделом по защите прав потребителей, а также консультирует работников ОАО «Боровецкое» по личным делам.

1.3.          Персонал


Из всей совокупности ресурсов предприятия особое место занимают трудовые ресурсы. Преобразование материальных ресурсов совершается в результате взаимодействия средств производства и труда людей, участвующих в производственной деятельности. [6, с. 189]

Люди – важнейший ресурс любой организации. Они создают новые продукты, контролируют качество, аккумулируют и используют финансовые ресурсы. Люди способны к постоянному совершенствованию и развитию. В то время как другие ресурсы ограничены, возможности и инициатива людей, человеческие ресурсы безграничны. [7, с. 16]

В рамках отдельной организации вместо термина «трудовые ресурсы» чаще всего используется термин «персонал», под которым подразумеваются люди со сложным комплексом индивидуальных качеств – социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и других, наличие которых и отличает их от вещественных факторов производств (сырья, машин, энергии, капитала).

Персонал – это основной штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. [8, с. 56]

Организация труда в ОАО «Боровецкое» направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговую и складскую площадь, оборудование и персонал магазина, создавать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.

Труд работников магазина делит их на две группы: по выполнению ими определенных функций и по квалификациям.

С учетом выполняемых ими функций весь персонал подразделяется на две категории: административно-управленческий и торгово-оперативный.

Административно-управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят руководители (генеральный директор, заместитель генерального директора), специалисты (главный бухгалтер, экономист, юрисконсульт и др.) и служащие. К числу служащих относятся: директора магазинов, заместители директоров, товароведы, заместители заведующих отделом, операторы ЭВМ, старшие кассиры.

Общее руководство магазином осуществляет директор, он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Его работа непосредственно связана с отделами организации, занимающимися вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Заместитель директора руководит коммерческой деятельностью. В его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Товароведы выполняют основные функции в области коммерческой работы. В нее входят: изучение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения, организация доставки товаров в магазин, внедрение современных методов продажи товаров и т.д.

Заместители заведующих отделом следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на ввоз товаров, принимают товары по количеству и качеству, обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей и т.п.

Старший кассир производит изъятие наличных денег в конце каждой рабочей смены и передачу их инкассаторам, составляет кассовый отчет на каждый день, ведет учет товарооборота, а также осуществляет все необходимые операции, связанные с наличностью и банковскими картами.

В зависимости от выполняемых функций в торгово-технологическом процессе торгово-оперативный персонал предприятия делится на работников торгового зала и на вспомогательных работников.

К работникам торгового зала относятся контролеры, продавцы, кассиры и администраторы, которые выполняют коммерческие функции по реализации товаров. Работники торгового зала подразделяются по разрядам: первый, второй, третий и четвертый.

К вспомогательным работникам относятся грузчики, фасовщицы, уборщицы и т.п., которые либо продолжают процесс в сфере обращения, либо обеспечивают необходимые условия для работы персонала (уборка помещений, охрана и др.). [9, с. 11]

По численному составу коллектив ОАО «Боровецкое» не является постоянной величиной: увольняются одни работники, принимаются другие. Данные по составу персонала, которые предоставил нам отдел кадров, представлены в таблице 1.


Таблица 1

Состав персонала ОАО «Боровецкое» в период с 2006 года по 2007 год

Состав персонала

2006 год

2007 год

Списочная численность работников:

на начало года

на конец года

525

515

515

506

Численность работников, уволившихся по собственному желанию за отчетный период

18

43

Численность работников, уволенных из-за нарушения трудовой дисциплины

5

2

Численность вновь принятых за отчетный период работников

13

36


Движение кадров характеризуется следующими показателями:

-                   коэффициент по выбытию кадров (КВ):

                                              КВ = ;                                                    (1)

где РУВ – численность выбывших работников за отчетный период;

 – среднесписочная численность персонала.

-                    Коэффициент по приему кадров (КП):

                                               КП = ;                                                    (2)

где РП – численность принятых работников за отчетный период.

-                   Коэффициент постоянства кадров (КПОСТ):

                                          КПОСТ = ;                                               (3)

где РПОСТ – численность работников, проработавших весь отчетный период.

-                   Коэффициент текучести кадров (КТ):

                                              КТ = ;                                                    (4)

где  – численность работников, уволившихся по собственному желанию за отчетный период. [10, с. 144-146]

С помощью вышеуказанных формул, используя данные таблицы 1, рассчитаем показатели движения персонала ОАО «Боровецкое». Результаты расчетов представлены в таблице 2.


Таблица 2

Анализ движения персонала

Наименование показателя

2006 год

2007 год

Изменение

Коэффициент по выбытию кадров

0,044

0,088

0,044

Коэффициент по приему кадров

0,025

0,071

0,046

Коэффициент постоянства кадров

0,965

0,921

-0,044

Коэффициент текучести кадров

0,035

0,084

0,049


По данным таблицы 4 мы видим, что в организации в течение анализируемого времени наблюдается нестабильный состав кадров (все показатели меньше 1). Разница величин коэффициента приема и выбытия незначительна, что приводит к непостоянству в составе персонала ОАО «Боровецкое». Это обстоятельство подтверждается уменьшением значения коэффициента постоянства кадров в рассматриваемом периоде и соответственно увеличением значения коэффициента текучести персонала.

Если нестабильность в составе персонала организации будет сохраняться, то в дальнейшем это может отрицательно сказаться на показателях деятельности предприятия.


1.4.          Оплата труда


Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Роль заработной платы выражается в ее стимулирующем воздействии на человека: размер оплаты, порядок выплаты и элементы организации обычно развивают у человека личный интерес к труду. Таким образом, заработная плата выполняет двоякую роль: с одной стороны, это плата за результат труда, с другой – стимул к труду. [11, с. 276-277]

Организация заработной платы в торговле осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1)                стимулирующая функция оплаты труда. Этот принцип организации заработной платы предполагает установление относительного уровня заработной платы в зависимости от количества, качества и результатов труда;

2)                дифференциация окладов в зависимости от объемов работ, квалификации работника, условий труда. Дифференциация оплаты труда тесно связана с сегментацией рынка труда, регулирующей уровень оплаты труда различных категорий работников. [9, с. 124]

В ОАО «Боровецкое» применяется повременно-премиальная система оплаты труда. В соответствии с данной системой каждый работник сверх оплаты в зависимости от отработанного времени и тарифного оклада получает премию, размер которой устанавливается в процентах к тарифному окладу.

В структуру оплаты труда работников ОАО «Боровецкое» входят следующие элементы:

-                   основная заработная плата, которая предполагает оплату труда по тарифным окладам;

-                   дополнительная заработная плата, включающая различные виды доплат и надбавок. Назначение доплат – возмещение дополнительных затрат рабочей силы из-за объективных различий в условиях труда. [6, с. 207] К ним относятся: доплаты за неблагоприятные и вредные условия труда; за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время и т.п.

Надбавки вводятся для стимулирования высокого качества обслуживания покупателей и эффективности личного труда. К ним относят: персональные надбавки руководителям и специалистам за квалификацию; надбавки за совмещение профессий, за выполнение обязанностей отсутствующего работника и других дополнительных обязанностей.

Доплаты и надбавки обычно устанавливаются в относительных размерах согласно протокола заседания Совета трудового коллектива того или иного магазина и корректируются при изменении окладов.

-                   премии за результаты деятельности, которые выступают в качестве материального стимулирования. Инструментом материального стимулирования в торговле является система участия работников в прибыли предприятии. Она предусматривает разделение между работниками и фирмой дополнительной прибыли, которая была получена в результате повышения производительности труда, улучшения качества обслуживания покупателей. [10, с. 170] При этом рассматривается производительность как на уровне всего предприятия, так и отдельно взятого магазина.

В общем виде начисленная заработная плата работников ОАО «Боровецкое» имеет вид:

                                  З = (ЗОСН + ЗДОП + П) – Н,                                       (5)

где ЗОСН – основная заработная плата;

ЗДОП – дополнительная заработная плата;

П – приработок в виде премии, размер которой устанавливается в процентах к тарифному окладу;

Н – сумма налога на доходы физического лица.

В случае недостачи, растрат или хищений имущества к работникам торговли применяется система материальной ответственности. Она выражается в уменьшении заработной платы на сумму, установленную в соответствии с коллективным договором.

К отдельным работникам на основании трудового договора в случае нарушений или невыполнения ими своих обязанностей в процессе деятельности также применяется система материальной ответственности. Она выражается в виде лишений премии или невыплаты заработной платы.

1.5.          Внешнее окружение и маркетинг в организации

Результаты деятельности предприятия в значительной степени определяются внешней его средой. Поэтому необходимы знания этой среды, и умение реагировать на ее изменения и воздействия на внутренние структуры предприятия.

Само же предприятие, как открытая система, зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поэтому предприятия вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность и конкурентоспособность. [6, с. 28]

Понятие окружающей (внешней) среды является одним из ключевых понятий маркетинга. Окружающая маркетинговая среда представляет собой совокупность субъектов и сил (факторов), активно действующих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга.

Многочисленные факторы внешнего окружения влияют на деятельность предприятия с разной степенью интенсивности. [12, с. 116]

Основными характеристиками внешней среды являются взаимосвязанность ее факторов, сложность, подвижность и неопределенность.

Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды. Согласно этой характерной особенности внешней среды рассмотрение факторов среды не может производиться изолированно, а только во взаимосвязи с другими и с учетом динамики их изменений.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые производственная система обязана реагировать в целях своего выживания, а также уровень вариаций каждого фактора.

Подвижность (или динамичность) среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи утверждают, что окружение производственных систем изменяется с нарастающей скоростью. Однако при этом, что эта тенденция является общей, в различных отраслях скорость изменения среды существенно отличается.

Неопределенность внешней среды является функцией от количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функцией уверенности в точности располагаемой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. [6, с. 28]

Факторы внешней среды подразделяются на: факторы макро- и микросреды.

Внешняя микросреда представлена силами, имеющим непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры. К факторам микросреды предприятия относятся: покупатели, поставщики, конкуренты, посредники, контактные аудитории, собственники и инвесторы. Важнейшими элементами микросреды ОАО «Боровецкое» являются покупатели, поставщики, посредники и конкуренты.

Покупатели. При работе на рынке предприятие должно ориентироваться на однородную группу потребителей (целевой сегмент), в соответствии с потребностями которой формируется ассортимент товаров, предлагается необходимый уровень обслуживания, ценовая и коммуникативная политика. [12, с. 116,119]

Согласно информации газеты «Челнинские известия» в ходе исследования, проводимого в городе о посещаемости людей продуктовых торговых точек, было выявлено, что в основном люди пожилого возраста из всех опрошенных посещают городские мелкооптовые продуктовые базы. А остальные опрошенные заявили, что предпочитают ходить за продуктами в магазины. Это говорит о покупательской способности населения города со средним уровнем достатка.

Наблюдения непосредственно самой организации показывают, что ее магазины посещают, в основном, люди рабочих профессий. И это не случайно, поскольку магазины ОАО «Боровецкое» расположены в «спальных» районах.

Любое предприятие в своей деятельности сталкивается с различными конкурентами. ОАО «Боровецкое», будучи специализированной организацией по продаже продовольственных товаров, безусловно не исключение.

По оценкам экспертов, в качестве которых выступили директора магазинов и некоторые руководящие работники ОАО «Боровецкое», наиболее эффективными и успешно функционирующими предприятиями на рынке продуктов питания города Набережные Челны признаны ТД «Камилла», ТД «Челны-Хлеб», «Народный», гипермаркет «Эссен». Причем последние из них были открыты сравнительно недавно и заинтересовали покупателей довольно низкими ценами.

Самую серьезную опасность для ОАО «Боровецкое» представляет ТД «Камилла» в силу своего географического расположения (непосредственная близость к ОАО «Боровецкое»). На сегодняшний день ТД «Камилла» включает 8 магазинов. «Неуклонно растущие показатели экономической деятельности, прямые поставки и закупки, позволяющие поддерживать приемлемый уровень цен, эксклюзивный дизайн, лучшие продавцы, отобранные в результате тщательного конкурса», – так было охарактеризовано данное предприятие в газете «Вечерние Челны» от 23 января 2005 года. И на наш взгляд данное предприятие хорошо держит свои позиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.