Рефераты. Пенсии в связи с особыми условиями труда






Занятым на работах с тяжелыми условиями труда (п. «б» ст. 12 За­кона) пенсия по старости по Списку № 2 устанавливается: мужчинам – по достижении 55, женщинам – 50 лет при общем трудовом стаже соот­ветственно не менее 25 и 20 лет и специальном – не менее 12,5 и 10 лет. По Списку № 2, как и по Списку № 1, может быть назначена пенсия при неполном специальном стаже. Согласно ч. 2 п. «б» ст. 12 Закона «О государственных пенсиях», гражданам, имеющим не менее половины требуемо­го стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия устанавлива­ется с уменьшением обычного пенсионного возраста на один год за каждые два года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам. Это означает, что мужчинам, имеющим специальный трудовой стаж 10 лет, пенсия по Списку № 2 может быть назначена в возрасте 56 лет, 9 лет – в возрасте 57 лет, не менее 6 лет 3 месяцев (т.е. не менее половины от требуемого) – в возрасте 58 лет. Женщинам пенсия по Списку № 2 назначается при 8-летнем специальном стаже в возрасте 51 год, при 6-летнем – в возрасте 52 года, не ме­нее 5 лет – в возрасте 53 года.

Если же продолжительность общего трудового стажа не достигает установленной п. «а» и «б» ст. 12 Закона либо продолжительность спе­циального составляет менее половины от требуемого, то пенсия по Спискам № 1 и № 2 не может быть назначена.

Пункты «а» и «б» ст. 12 пенсионного Закона называют работы с особыми условиями труда в укрупненном виде. Для определения права на пенсию конкретного лица выполнявшиеся им работы соотносятся не с формулировками названных правовых норм, а с весьма объемны­ми Списками № 1 и № 2. Утверждение этих Списков отнесено к компе­тенции Правительства  Министров РФ 2 октября 2001 г. принял постановление № 517 «О пенсиях на льготных условиях по ста­рости (по возрасту) и за выслугу лет». Согласно этому постановлению, при назначении пенсий в соответствии с российским пенсионным Зако­ном с 1 января 2002 г. применяются следующие Списки, утвержденные Министров РФ от 26 января 2001 г. № 10 (с изменениями и дополнениями от 23 июля 2001 г. № 497 и от 9 августа 2001 г. № 591):

Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возра­сту (по старости) на льготных условиях, и Список № 2 производств, ра­бот, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми ус­ловиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Таким образом, при назначении пенсий по Закону «О государственных пенсиях» применяются те Списки № 1 и № 2, которые были подготовлены и утверждены в соответствии с пен­сионным Законом РФ. Но поскольку такое применение санкциони­ровано российским Правительством, правоприменительными органами данные Списки именуются также Списками, утвержденными Законодательством  РФ.  В связи с этим можно отметить дело по жалобе гражданки Михеевой Е.И. на п. «в» раздела XXIV Списка № 2 рассмотренное в открытом судебном заседании Верховного Суда РФ 5 января 2001 г.

Список № 1 состоит из 24 разделов, а Список № 2 – из 34. Оба пре­дусматривают, в частности, горные работы, металлургическое произ­водство как черных, так и цветных металлов, металлообработку, хими­ческое производство, производство строительных материалов, целлюлозно-бумажное производство, полиграфическое производство, транс­порт, работы с радиоактивными веществами и др. В обоих Списках есть раздел «Общие профессии», в который включены профессии, сквозные для многих производств. Списки содержат 2,2 тыс. наимено­ваний профессий и должностей[5].

Министерству труда и Министерству социальной за­щиты населения Российской Федерации предоставлено право по согла­сованию с Пенсионным фондом и с профсоюзами давать разъяснения о порядке применения Списков № 1 и № 2. Руководителям предприятий (объединений) и организаций предписано определять с участием проф­союзов перечень рабочих мест, наименование профессий и должно­стей, работникам которых в соответствии с указанными выше Списка­ми установлено льготное пенсионное обеспечение, и знакомить с ними трудящихся.

Приказом Министерства труда и занятости населения РФ и Ми­нистерства социальной защиты населения РФ от 8 января 2002 г. утверждено разъяснение № 1 о порядке применения на территории России Списков № 1 и № 2.

Российские органы социальной защиты населения при назначении пенсий по Спискам № 1 и № 2 от руководителей предприятий, учреждений, организаций, представляющих своих работников к назначению пенсии, не требуют в подтверждение права на пенсию данные о резуль­татах аттестации рабочих мест, заключение органов государственной экспертизы условий труда, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на конкретном рабочем месте. Право на пенсию определяется на основании записей в трудовой книжке, а если в Списках указываются дополнительные показатели или условия, при которых может быть назначена пенсия (например, класс опасности получаемых или применяемых вредных веществ, заня­тость на горячих участках и т.п.), такие сведения должны быть под­тверждены уточняющими справками с места работы со ссылками на соответствующие документы.

Списки применяются независимо от ведомственного подчинения и используемых форм собственности на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах. Право на пенсию по Спискам № 1 и № 2 имеют работники, посто­янно в течение полного рабочего дня занятые выполнением работ, предусмотренных названными Списками. Под занятостью в течение полного рабочего дня понимается выполнение таких работ в течение не менее 80% рабочего времени. Подготовительные, вспомогательные, текущие ремонтные работы, а также работы вне своего рабочего мес­та, но в целях обеспечения исполнения работником его трудовых функ­ций, включаются в указанное рабочее время. При одновременной заня­тости на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Спи­сками № 1 и № 2, пенсия назначается по Списку № 2. Если совмещае­мые работы как предусмотрены, так и не предусмотрены Списком, то при занятости на работах, предусмотренных соответствующим Спи­ском, менее 80% рабочего времени периоды выполнения совмещаемых работ в специальный стаж не засчитываются ( п. 2 и 3 разъяснения Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 8 января 2002 г. № 1).

      В Списках № 1 и 2 профессии и должно­сти соответствуют Единому тарифно-ква­лификационному справочнику работ и про­фессий рабочих (ЕТКС), введенному в дей­ствие в2001-2003 гг., а также Квалифика­ционному справочнику должностей руково­дителей, специалистов и служащих. Они обязательны для применения на предприятиях и в организациях всех от­раслей экономики Российской Федера­ции независимо от форм собственности. ЕТКС состоит из 72 выпусков, включаю­щимися к ним тарифно-квалификационными характеристиками работ (ТКХ) помещены в соответствующих разделах выпусков ЕТКС.  Во всех случаях тарифицировать рабо­чего и присваивать ему наименование про­фессии следует по тому разделу ЕТКС, в котором предусмотрены соответствующие производства и выполняемые им работы.

При этом тарифицируемая конкретная работа, которая практически выполняет­ся рабочим, сопоставляется с соответст­вующими работами, описанными в ТКХ, а также с типовыми примерами работ, по­мещенными в справочнике или в допол­нительных перечнях примеров работ. Некоторые категории работающих – работники локомотивных бригад, летного состава, плавсостава, горноспасатель­ной и газоспасательной служб, военизи­рованной службы по предупреждению возникновения и по ликвидации откры­тых газовых и нефтяных фонтанов, военизированной охраны – по ЕТКС не та­рифицируются. Их права и обязанности регламентируются уставами и специаль­ными положениями.

Следует отметить, что изданный в 2003 году Общероссийский классифика­тор не пригоден для его использования при организации работы по льготному пенсионному обеспечению, т.к. его раз­работчики не учли практику применения пятизначных кодов Общесоюзного клас­сификатора, взятого за основу при раз­работке Списков № 1 и 2. Часто при рассмотрении пенсионных дел обнаруживается, что в трудовую книжку рабочего записаны устаревшие наименова­ния профессий, которые в дальнейшем бы­ли изменены в связи с неблагозвучностью или унификацией (объединением несколь­ких родственных профессий в одну). В свя­зи с этим требуется правильно определить новое наименование профессии работника и установить его право на льготное пенси­онное обеспечение по Спискам № 1 и 2. В данном случае для определения действую­щего (нового) наименования профессии или должности исходя из ранее действо­вавшего (старого) наименования и наобо­рот служат 67-й и 68-й выпуски ЕТКС, кото­рые являются сборниками таблиц прямого и обратного поиска наименований профес­сий[6].

При сопоставлении выполняемой работы со Списками № 1 и № 2 и ЕТКС зачастую возникает проблема несоответствия названий профессий. Это бывает в тех случаях, если на отдельных предпри­ятиях допускается местное (произволь­ное) наименование профессий. В этом случае тождественность ме­стного наименования профессии и на­именования, предусмотренного ЕТКС и Списками № 1 и 2, устанавливается пу­тем сравнения характера фактически выполняемой работы с характеристи­ками работ по профессиям действовав­ших в то время ТКС или ЕТКС.

Далее определяется наименование профессии, которое следовало бы уста­новить рабочему за выполняемую им ра­боту. В данном случае тождественность профессий определяется на основании документов, подтверждающих характер выполняемой работы и ее соответствие характеристике, предусмотренной ука­занными справочниками. Но бывают ситуации, когда в трудовой книжке указана профессия, которая со­держится в ЕТКС, то есть она уже юриди­чески существует и права на пенсию по Спискам № 1 и 2 не дает.

Однако предприятие настаивает на том, что это наименование профессии ус­тановлено работнику неправильно, ссылается на характер выполняемых им работ и просит установить ему наименование про­фессии, которое содержится в Списке № 1 или 2 и, по мнению предприятия, тождест­венно записанному в трудовой книжке. В данном случае тождественность на­именований профессий не может устана­вливаться.

В тех случаях, когда рабочий выполня­ет работы разных профессий, наимено­вание профессии устанавливается по ос­новной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых работ[7].

Решение этих вопросов возложено в настоящее время на Государственную экспертизу условий труда. В своих действиях она руководствуется Методичес­кими рекомендациями государствен­ному эксперту для проведения экспертизы условий труда, утвержденными заместителем министра труда РФ 30 августа 2001 года. Круг ее полномочий таков:

– сопоставить утвержденный пред­приятием Перечень рабочих мест, наи­менования профессий и должностей, работникам которых положена льгот­ная пенсия, со Списками производств, работ, профессий, должностей и пока­зателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

– сравнить тождественность наиме­нования профессии рабочих и должно­стей руководителей, специалистов и служащих по данным первичного уче­та предприятий и организаций и записи в трудовых книжках с наименования­ми, предусмотренными ЕТКС и КС. При необходимости проверить соот­ветствие состава работ, предусмотрен­ных по соответствующим профессиям и должностям в первичных документах (нормах, нарядах, рапортах, должност­ных инструкциях и т. п.), составу работ по ЕТКС и КС;

– проверить документы, направляе­мые предприятием в органы социаль­ного обеспечения для назначения льготных пенсий, на соответствие их результатам аттестации рабочих мест и спискам производств, работ, профес­сий, должностей и показателей, по ко­торым устанавливаются льготные пенсии, правильность их оформления.

В случаях, когда в представленных организацией документах для назначе­ния льготных пенсий нет полных дан­ных о характере и условиях труда ра­ботников конкретных должностей и профессий, определяющих их право на эту пенсию, в соответствии с разъяснением Минтруда № 58-ЕК «О назначении работникам льготных пенсий» от 15.11. г. во внимание принимаются экспертные заключения органов Госу­дарственной экспертизы условий труда Российской Федерации.

При возникновении спорных вопро­сов об обоснованности экспертных за­ключений решение по ним принимает департамент охраны труда Министер­ства труда Российской Федерации, вы­полняющий и функции Всероссийской государственной экспертизы условий труда.  Тем не менее, на практике все еще возникают проблемы, связанные с тем, что Пенсионный фонд находит возможным оспаривать отдельные заключения Госэкпертизы[8], зачастую ее решения не принимаются во внимание органами социальной защиты. По таким случаям очень четкую позицию занял Верховный Суд РФ, который письмом от 02.08.02 г. № 4164-5/общ. довел до сведения нижестоящих судов разъяс­нение Минтруда России № 58-ЕК и ре­комендовал использовать его при рас­смотрении споров, связанных с вопро­сами льготного пенсионного обеспече­ния.

2.ПЕНСИИ ЗА ИНЫЕ РАБОТЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА.


2.1 Перечень профессий с особыми условиями труда.


Пенсия в связи с особыми условиями труда назначается мужчинам по достижении 55 лет при наличии не менее 25 лет общего трудового стажа и женщинам по достижении 50 лет и при наличии не менее 20 лет общего трудового стажа, если они не менее половины требуемого ста­жа (т.е. соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет) трудились:

– в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных ка­тегорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, – по Списку профессий и должностей (п. «д» ст. 12 За­кона). Список таких профессий и должностей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 272. Он действует с учетом разъяснения Минтруда Российской Федерации от 11 июня 2002 г. .№ 5а. К последнему приложен Перечень ранее приме­нявшихся наименований профессий и должностей работников железно­дорожного транспорта и метрополитена, работа в которых дает право на пенсионное обеспечение по п. «д» ст. 12 Закона;

– в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы ( п. «д» ст. 12 Закона);

– в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непос­редственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (п. «е» ст. 12 Закона). Право на пенсию имеют все руководители, специалисты и рабочие, не­зависимо от наименования профессий и должностей, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных и иных работах, предусмот­ренных п. «е» ст. 12 Закона. К ним не относятся, например, работники служб обеспечения: повара, водители автотранспорта, работники снаб­жения и т.п. Период работы непосредственно в полевых условиях от полугода до года учитывается за год работы, менее полугода – по фактической продолжительности. За год работы засчитывается также работа в те­чение полного сезона на полевых лесоустроительных работах;

– в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредствен­но на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования – по Списку профессий, должностей и производств (п. «ж» ст. 12 Закона). Соответствующий Список утвержден постановле­нием Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 2732. Приведенный в нем перечень профессий и должностей распространя­ется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесо­заготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности. Согласно разъяснению Минтруда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 53, в специальный стаж для назначения пенсии в соответствии с п. "ж" ст. 12 Закона включают­ся также периоды работы, когда профессии рабочих, занятых непос­редственно на лесозаготовках и лесосплаве, имели другие наименова­ния. Перечень ранее применявшихся наименований приведен в Прило­жении к этому разъяснению.

Работа на лесозаготовках и лесосплаве в течение полного сезона засчитывается в общий и специальный стаж за год работы, если она предусмотрена Перечнем сезонных работ и сезонных отраслей про­мышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезо­на засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы.

Некоторые работники, чьи про­фессии и должности включены в Список, пользуются правом на пен­сионные льготы при условии их за­нятости только на лесосеках, лесо­погрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах. К ним от­носятся: машинисты-крановщики, навальщики-свальщики лесомате­риалов, слесари по ремонту лесоза­готовительного оборудования, шта-белевщики древесины, а также мас­тера и старшие мастера. Поэтому необходимо знать, где находится их рабочее место.

Лесосека — это часть спелого лес­ного массива, выделенная для лесо­заготовок на определенный год.

Лесопогрузочным пунктом явля­ется верхний лесопогрузочный склад, на котором временно разме­щаются деревья, хлысты, сортимен­ты и осуществляется их погрузка на транспортные средства. К верхнему и промежуточному лесопромышленным складам соответственно относятся склады, расположенные у лесо­возной дорога, а также предназна­ченные для размещения запаса дере­вьев и хлыстов.  Такие рабочие, как лебедчики на трелевке леса, машинисты трелевочных машин, раскряжевщики, обрубщики сучьев, пользуются правом на пенсионные льготы независимо от того, где они работают.

Работа на лесосплаве (сброска древесины в воду, сплотка и выкатка древесины из воды, первичный и плотовой лесосплав) относится к се­зонным работам. Поэтому время вы­полняемых машинистами сплавоч­ных (сортировочных) машин, сорти­ровщиками древесины на воде, сплотчиками,  формировщиками плотов в течение полного сезона за­считывается в специальный трудовой стаж за один год работы.

Под лесозаготовками следует по­нимать процесс заготовки древесно­го сырья, включая лесосечные рабо­ты, вывозку и работы на лесопромы­шленных складах.

К первичной обработке древесного сырья относится: очистка деревьев от сучьев и корневой части, раскря­жевка хлыстов, разделка долготья, окорка и сортировка круглых лесо­материалов.

Лесосплав – вид транспортирова­ния леса. Правом на пенсионные льготы пользуются работники, осу­ществляющие лесозаготовительные и лесосплавные работы на постоянно действующих лесопунктах и лесни­чествах, на лесозаготовительных уча­стках независимо от ведомственной подчиненности[9].

– в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригород­ного и внутригородского сообщения) (п. «и» ст. 12 Закона). При этом не требуется соответствия профессий и должностей плавсостава како­му-либо списку или перечню. Для назначения пенсии достаточно уточ­няющей справки с места работы о том, что данная профессия или дол­жность относится к плавсоставу, а судно не приписано к портовым, по­стоянно работающим на акватории порта, и к другим из перечислен­ных в п. «и» ст. 12 Закона, работа на которых не засчитывается в спе­циальный стаж. Основанием для выдачи такой справки является при­каз (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписа­ние или схема должностных окладов. При этом под плавсоставом следу­ет понимать экипаж судна, который состоит из капитана, других лиц ко­мандного состава и судовой коман­ды. Что касается медицинских работ­ников, то судовой врач (фельдшер) относится к командному составу, а другие – к судовой команде.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.