При применении п. «и» ст. 12 Закона следует иметь в виду, что машинной команде (по перечню профессий и должностей подразд. 3 разд. XXVII Списка № 2) судов служебно-вспомогательного или портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения), пенсия может быть назначена в соответствии с п. «б» ст. 12 Закона. Нужно также учитывать, что Закон «О государственных пенсиях» дополнен Законом от 6 февраля 1992 г. ст.78, согласно которой мужчинам, имеющим 25 лет, а женщинам – 20 лет выслуги на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, может быть назначена пенсия за выслугу лет независимо от их возраста.
В таком же возрасте (50-55 лет) и при таком же общем трудовом стаже (20-25 лет), как указано выше, назначается пенсия мужчинам, трудившимся не менее 20 лет, и женщинам – не менее 15 лет в качестве:
– механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах (п. «з» ст. 12 Закона);
– водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (п. «к» ст. 12 Закона). При этом администрация транспортного предприятия должна документально подтвердить, что указанные водители были заняты именно на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Специальный трудовой стаж может быть подтвержден следующими документами:
– путевыми листами;
– приказами о назначении на работу водителем автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов. При их отсутствии -- др. документами;
– при отсутствии приказов и путевых листов — справками с предприятий с указанием документальных оснований;
– в автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения 500 тыс. человек и более, справка составляется на основании выписки из лицевых счетов (ведомости на заработную плату), поскольку водителям городских автобусов регулярных линий устанавливались повышенные часовые тарифные ставки;
– в автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения менее 500 тыс. человек, справка составляется на основании выписки из лицевых счетов (ведомости на заработную плату) и коллективных договоров, заключенных между администрацией предприятий и профсоюзной организацией[10].
Пенсионный Закон предусматривает пенсии в связи с особыми условиями труда и только для женщин. Такие пенсии устанавливаются в соответствии с п. «в» ст. 12 Закона по достижении 50 лет женщинам, которые, имея общий трудовой стаж не менее 20 лет, проработали не менее 15 лет в качестве:
– трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства;
– машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин. При определении права указанных работниц на пенсию администрация предприятия должна руководствоваться союзным классификатором «Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды». Наименование профессии и выполняемой работы должно соответствовать характеристикам Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).
По достижении 50 лет назначается пенсия женщинам, трудившимся не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (п. «г» ст. 12 Закона). Список соответствующих производств и профессий текстильной промышленности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2002 г. № 130. Согласно разъяснению Минтруда России от 15 июня 2002 г. № 6, работницам текстильной промышленности в специальный стаж для назначения пенсии включаются и те периоды работы, когда их профессии, предусмотренные Списком, имели другие наименования. Перечень наименований, применявшихся до 2002 года, приложен к данному разъяснению. Дополнительный перечень таких наименований содержится также в приложении к разъяснению Минтруда Российской Федерации от 1 февраля 2003 г. № 2.
2.2 Суммирование работ с разными условиями труда.
Нередко специальный трудовой стаж складывается из занятости на работах с особыми условиями труда, дающих право на пенсию при пониженном возрасте по разным основаниям. В этих случаях возникает вопрос о возможности и о порядке суммирования работ, предусмотренных разными пунктами ст. 12 Закона о пенсиях, и о выборе основания пенсионного обеспечения. Эти вопросы разрешаются в соответствии со ст. 13 названного Закона. Она исходит из правила, в соответствии с которым работы, дающие право на пенсию на более льготных условиях, могут суммироваться с работами, дающими право на пенсию на менее льготных условиях, но не наоборот. Так, при назначении пенсии в соответствии с п. «а» ст. 12 Закона (по Списку № 1) никакая из работ, предусмотренных последующими пунктами, во внимание не принимается. При назначении же пенсии в соответствии с пп. «б» названной статьи может быть учтена и работа, предусмотренная Списком № 1, и т.п.
Что может быть засчитано в специальный трудовой стаж, помимо работы, предусмотренной ст. 12 Закона о пенсиях! Законом от 6 февраля 2002 г. пенсионный Закон дополнен ст. 92, которая предусматривает, что при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии со ст. 12 Закона время инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание. При переводе работника, пользующегося правом на льготное пенсионное обеспечение, на другую работу по производственной необходимости или для оказания шефской помощи в проведении сельскохозяйственных, строительных и ремонтных работ в. колхозах и на других сельскохозяйственных предприятиях время такой работы в пределах одного месяца в календарном году приравнивается к непосредственно предшествующей работе по Списку № 1 или № 2 (п. 5 разъяснения Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 8 января 2002 г. № 1).
В стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включается время оплачиваемого вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе с работы, дающей право на указанную пенсию, и последующем восстановлении на этой работе (п. 8 разъяснения от 8 января 2002 г. № 1). Гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и в ссылке приравнивается к работе, которая предшествовала аресту. В специальный трудовой стаж для назначения пенсии засчитывается и время занятости реабилитированных граждан в период отбывания наказания в местах лишения свободы на работах, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда.
При временном переводе женщин с работы, предусмотренной Списками № 1 и № 2, на другую работу в связи с беременностью и кормлением ребенка грудью время такой работы приравнивается к предшествовавшей работе. В таком же порядке засчитывается в специальный стаж время, когда женщина в связи с беременностью или кормлением ребенка грудью не работала до решения вопроса о ее рациональном трудоустройстве в связи с медицинским заключением. В отличие от ранее действовавшего законодательства отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора и до трех лет засчитываются в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях, т.е. период нахождения в таких отпусках в настоящее время должен исключаться из специального стажа при определении права на пенсию в связи с особыми условиями труда.
При исчислении продолжительности специального трудового стажа следует учитывать правила ст. 94 Закона о пенсиях, предусматривающие исчисление некоторых периодов работы (службы) в льготном порядке, в том числе и при подсчете трудового стажа, указанного в ст. 12 этого Закона. Так, если работа, предусмотренная каким-либо из пунктов ст. 12 Закона, протекала в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к этим районам, она в соответствии со ст. 94 Закона о пенсиях должна засчитываться в специальный трудовой стаж в полуторном размере. Особо следует остановиться на вопросе о том, включается ли в специальный трудовой стаж, с учетом которого устанавливается пенсия по старости, время работы, ранее дававшей право на пенсию на льготных условиях. Ответ на этот вопрос содержится в ст. 133 Закона «О государственных пенсиях». Согласно этой статье, время выполняемых до 1 января 2002 г. подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дававших до этой даты право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости, наравне с работами, указанными соответственно в пп. «а» и «б» ст. 12 Закона.
Размеры трудовых пенсий по старости. С 1 февраля 2000 г.вступил в силу Федеральный закон от 21.07.04г. №113-«О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»в котором содержится новая редакция ст.7 Закона РФ от 20.11.02г. №340-1. В соответствии с ней размер пенсии для неработающих пенсионеров может исчисляться с применением индивидуального коэффициента. Однако прежнее законодательство не отменено, оба метода расчета пенсий действуют параллельно. Поэтому неработающий пенсионер может сам выбрать наиболее выгодный для него механизм исчисления пенсии. Работающие пенсионеры продолжают получать пенсии, назначенные без применения индивидуального коэффициента.
По закону РФ от 20.11.20г. №340-1 трудовая пенсия определяется в размере 55%от среднемесячного заработка и увеличивается на 1%заработка за каждый полный год общего или специального трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. При этом размер пенсии не может превышать 75% заработка.
Работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, пенсия рассчитывается в размере 75% заработка.
При определении индивидуального коэффициента размер пенсии по старасти в связи с особыми условиями труда по ст.12 Закона РФ №340-1,а также в связи с работой на крайнем Севере по ст.14 устанавливается без увеличения на 1% за каждый полный год СТС сверх необходимого. Как уже отмечалось, увеличение пенсии на 1% при ее расчете на базе индивидуального коэффициента производится только с учетом продолжительности ОТС. При неполном ОТС размер пенсии определяется пропорционально имеющемуся стажу следующим образом: исчисляется полная пенсия; полученная сумма делится на число месяцев требуемого стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося стажа. При этом период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней не учитывается.
Законом РФ №340-1 установлены минимальной и максимальный размеры трудовой пенсии по старости. Минимальная пенсия при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, не может быть ниже минимальной размеры оплаты труда. Это правило не распространяется на пенсию при неполном стаже. Федеральным законом №113- ФЗ предусматривается четырехразовое повышение минимального размера пенсии по старости с 1февраля, 1мая, 1августа и 1ноября на индексе роста среднемесячной заработной платы в стране за соответствующий квартал.
По закону РФ №340-1 максимальная пенсия при наличии необходимого ОТС- не может превышать трех минимальных размеров пенсии, а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работа с вредными условиями труда и в горячих целях 3-х с половиной размеров. И минимальная, и максимальная пенсия повышается на 1% за каждый полный год ОТС сверх требуемого, но не более чем на 20%.
В соответствии с Федеральным законом №113-ФЗ размер пенсии, исчисленной с применением индивидуального коэффициента, ограничению максимальным размером не подлежит. Максимальный предел устанавливается косвенно, через ограничение соотношения среднемесячной заработной платы пенсионера со среднемесячной заработной платой в стране не свыше 1,2. С 01.01.98г это соотношение установлено на уровне 0,7.
3.ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА В ХМАО.
Конституцией Российской Федерации установлено, что высшей ценностью является человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Охрана здоровья трудящихся, обеспечение здоровых и безопасных условий труда должны составлять одну из главных обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления. Эта функция государства закреплена в пункте 3, статьи 37 Конституции Российской Федерации, где признается право каждого гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право граждан закреплено также в Законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", других нормативных правовых актах.
Принятие Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в июле 1999 года взамен действовавших Основ законодательства Российской Федерации об охране труда - важное событие в России, в законодательстве о труде, в защите социальных гарантий работающих на безопасные условия труда. Основы содержат ряд конкретных норм, требований и механизмов исполнения их отдельных статей. Так, Законом установлено, что в организациях с численностью свыше 100 человек создается служба охраны труда или принимается специалист по охране труда. Установлен нижний предел затрат на мероприятия по охране труда в организациях, разделена компетенция органов власти различных уровней, надзора и контроля.
Но в то же время, по мнению многих практических работников в области охраны труда, еще недостаточно выработан механизм реализации существующих законодательных и других нормативных правовых актов. Недостаточно налажено взаимодействие между различными органами управления, надзора и контроля, их взаимодействие между собой и субъектами хозяйствования, зачастую отсутствует планомерность и системность в этой работе. Из-за отсутствия финансовых, материально - технических ресурсов, квалифицированных специалистов далеко не во всех сферах экономики проводится работа по охране труда и право граждан на здоровые и безопасные условия труда на практике реально не обеспечивается.
При переходе к рыночной экономике была основательно разрушена существовавшая в то время система охраны труда, а новая - до настоящего времени в достаточной мере не создана. На многих предприятиях службы охраны труда до сих пор не восстановлены. Также на существующее состояние охраны труда на предприятиях оказывает значительное негативное воздействие существенный износ основных фондов, отсутствие финансовых средств на проведение соответствующих мероприятий.
Острота проблемы в настоящее время усугубляется процессами, происходящими в экономике России, Ханты - Мансийского автономного округа. Реформирование экономики обусловило изменение форм собственности и привело к изменению трудовых отношений. Ликвидация государственного монополизма, акционирование предприятий и производств, развитие малого бизнеса и частного предпринимательства сформировало новый слой работодателей и наемных работников. Интересы последних в сфере безопасности часто не соблюдаются. В стране еще не создан экономический и правовой механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. На многих предприятиях различных форм собственности игнорируются требования безопасности и гигиены труда. Работодатель экономит на охране труда, работники рискуют своей жизнью и здоровьем.
Если раньше, в советский период, существовала ведомственная вертикаль управления и методического обеспечения охраны труда, то в настоящее время эти функции в полной мере должны взять на себя государственные органы власти.
С целью усиления социальной защиты работников Ханты - Мансийского автономного округа в начале 1998 года принят Закон Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе", который содержит правовые нормы, позволяющие решить важнейшие проблемы охраны труда. Способы решения этих проблем и предусматривает целевая Программа первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе на 2000 - 2002 годы.
Программа подготовлена в целях реализации Закона Российской Федерации "Об основах охраны труда в Российской Федерации", федеральной целевой Программы улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы, а также Закона Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе", в котором одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда определено комплексное решение задач по охране труда на основе разработки и реализации соответствующих программ.
Программа направлена на реализацию государственной политики в области охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях округа, создание условий, обеспечивающих охрану здоровья работников, повышение уровня правовой и социальной защиты работников и, в конечном итоге, повышение качества жизни работающих в округе.
Необходимость разработки целевой Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе на 2000 - 2002 годы (далее - Программа) обосновывается анализом состояния условий и охраны труда в организациях автономного округа, свидетельствующим о том, что на промышленных предприятиях, в строительстве, связи, на транспорте, в сельскохозяйственном производстве округа свыше 150 тысяч человек работали в неблагоприятных условиях труда с их негативными последствиями для здоровья работающих. В 1999 году количество работающих во вредных условиях труда составило уже около 200 тысяч. Более восьми тысяч человек заняты тяжелым физическим трудом, по данным 1998 года. В 1999 году это количество увеличилось до 14 тысяч человек. Ежегодно травмируется на производстве около 1400 работников, из них 80 - 100 человек - со смертельным исходом. Свыше ста человек становятся инвалидами вследствие травм, 30 - 40 человек получают профессиональные заболевания (система учета профессиональных заболеваний крайне несовершенна, при ее совершенствовании количество профессиональных заболеваний возрастет предположительно на порядок и более), свыше 1600 человек в округе получают пенсионное обеспечение вследствие производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Анализ условий и охраны труда в автономном округе проводится на основании статистической отчетности по формам: 7Т - производственный травматизм, 1Т - условия труда - и методом экспертной оценки на основании данных государственной экспертизы условий труда, данных Управления социальной защиты населения автономного округа, Государственной инспекции труда по Ханты - Мансийскому автономному округу, центра Госсанэпиднадзора в части профзаболеваний.
К сожалению, статистика не охватывает весь круг организаций, в том числе и организаций производственной сферы. Так, по форме 1Т - условия труда в 1999 году отчиталась только часть организаций с общей численностью 360,5 тыс. человек, что составляет 50% работающих в округе. По форме 7Т - травматизм в 1996 году отчитались 648 организаций с численностью 394 тыс., за 1997 год - 726 организаций с численностью 441,9 тыс. работающих, за 1998 год - 889 организаций с численностью 446,0 тыс. работающих, а за 1999 год - 1203 организации с численностью 518,2 тыс. работающих (таблица 1).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7