Рефераты. Пенсии в связи с особыми условиями труда






Возросли затраты на льготы и компенсации за работу во вредных и тяжелых условиях труда.

199,2 тыс. человек - 55,3 процента работающих в 1999 году - получали по одной и более льготе и компенсации.

Увеличилось количество работников, получающих дополнительные отпуска за тяжелые и вредные условия труда, с 43,1 процента от общего количества работающих в 1996 году до 48,2 процента в 1999 году.

Также возросло количество работников, получающих повышенные тарифные ставки, с 15,9 процента от общего числа работающих до 21,9 процента.

В 6,2 раза возросло количество работающих во вредных и тяжелых условиях труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. При этом количество работающих, включенных в список N 1, сократилось с 3417 до 2071, а включенных в список N 2 - увеличилось с 6971 до 64116, т.е. в 9,2 раза. С 1997 года даются в отчетность и вводятся в списки работники, уходящие на пенсию на льготных основаниях за особые условия труда, установленные законодательством. В 1999 году зафиксировано 3988 таких работников. Также введены в списки 7 работников, уходящих на пенсию на льготных основаниях, установленных самим предприятием за условия труда (таблица 3).

Число пострадавших на производстве на предприятиях округа (по данным статистики по Тюменской области), несмотря на значительный спад производства, с 1995 года остается стабильным и составляет за 1995 год 1413 чел., в том числе 116 со смертельным исходом; 1996 год - 1236 чел., в т.ч. со смертельным исходом - 121 чел.; 1997 год - 1146 чел., в т.ч. со смертельным исходом - 103; 1998 год - 1245 чел., в т.ч. со смертельным исходом - 96 чел.; 1999 год - 1397 чел., в т.ч. со смертельным исходом - 80 чел. (таблица 5).

В 1995 году Государственной инспекцией труда по Ханты - Мансийскому автономному округу было расследовано 106 случаев со смертельным исходом, в 1996 году - 121, в 1997 году - 103 случая, в 1998 году - 96 случаев, а в 1999 году - 80 случаев. В отчетах указано 95, 75, 66, 75 и 66 соответственно.

Основные причины производственного травматизма в 1999 году:

- нарушение правил дорожного движения - 5 процентов;

- неудовлетворительная организация производства работ - 34 процента;

- недостаточная обученность исполнителей работ - 12 процентов;

- недостатки организации рабочих мест - 3 процента;

- нарушение технологического процесса - 4 процента;

- нарушение трудовой и производственной дисциплины - 9 процентов.

По видам происшествия, приведшие к несчастным случаям на производстве, распределились в 1999 году:

- воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей - 34 процента;

- падение, обрушение предметов, материалов - 16 процентов;

- дорожно - транспортные происшествия - 11 процентов;

- падение пострадавших с высоты - 19 процентов.

В автономном округе ежегодно уходят на пенсию вследствие производственного заболевания и травматизма более 100 человек, а всего получают пенсии по трудовым увечьям и профзаболеваниям около 1800 человек.

Каждый десятый (10,5 процента) пенсионер получает пенсию на льготных основаниях за вредные и тяжелые условия труда.

По данным экспертизы условий труда 50 процентов работающих в нефтегазодобыче относятся к спискам производств и профессий N 1 и N 2, при этом в совместных предприятиях этот показатель еще выше и составляет 54 процента, в геологии - от 34 процентов до 38 процентов, в автотранспортных организациях - 23 - 28 процентов.

При обследовании Государственной экспертизой условий труда 101 организации разных отраслей со списочной численностью 180,9 тыс. человек выявлено, что 50,9 тыс. (28,2 процента) работников заняты в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам.

Исходя из этого можно сделать вывод, что свыше 300 тыс. работающих работают в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам.

Свыше 100 тысяч работают в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию на льготных условиях.

В ходе комплексных экспертных проверок установлены нарушения в большинстве организаций, над устранением которых и необходимо работать службам охраны труда округа, муниципальных образований и организаций совместно с органами Государственного надзора и контроля, Государственной экспертизы условий труда.

Основные нарушения следующие:

- неудовлетворительное ведение документации по личным делам работающих;

- отсутствие перечней профессий и должностей работников предприятий;

- невключение в перечень профессий и должностей организациями для льготного пенсионного обеспечения по спискам N 1 и N 2 рабочих отдельных профессий;

- отсутствие списка лиц, которые с достижением возраста приобретут право на льготную пенсию в ближайший период;

- несоответствие наименований профессий, включенных в перечень организации, наименованиям и составу работ, предусмотренных классификатором профессий и ЕТКС;

- нарушение порядка предоставления рабочим и служащим дополнительных отпусков согласно списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда;

- несоблюдение продолжительности основного отпуска в 24 рабочих дня;

- нарушение порядка предоставления и оплаты льготных отпусков;

- нарушение сроков и качества аттестации рабочих мест по условиям труда;

- отсутствие доплат, предусмотренных типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядком применения отраслевых перечней работ;

- нарушение порядка бесплатной выдачи молока рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда;

- несоблюдение периодичности контрольных обследований рабочих мест;

- отсутствие разработанных и утвержденных организационно - технических и оздоровительных мероприятий;

- нарушение сроков и норм выдачи специальной одежды;

- отсутствие и несвоевременное заключение коллективных договоров (соглашений) между работниками и работодателями;

- несвоевременное внесение дополнений и изменений в коллективный договор по взаимному согласию сторон;

- нерабочее состояние и недостаточная эффективность систем вентиляции;

- неудовлетворительное состояние осветительной арматуры;

- несоответствие температурного режима в помещениях требуемым нормам.

В области охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе проведена определенная работа:

- разработан и принят Закон Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе";

- в округе осуществляет свою деятельность Государственная инспекция труда по Ханты - Мансийскому автономному округу численностью 51 работник;

- работают специалисты по охране труда в 17 муниципальных образованиях из 22;

- ежегодно проводятся окружные, городские, районные семинары - совещания работников служб по охране труда органов местного самоуправления предприятий с участием Государственной инспекции труда по Ханты - Мансийскому автономному округу;

- выданы разрешения на право проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и организаций 34 учебным центрам в 13 населенных пунктах округа. В этих учебных центрах в 1999 году прошел обучение и проверку знаний по охране труда 3341 руководитель и специалист организаций;

- службами охраны труда органов местного самоуправления подготовлены и приняты 30 документов по охране труда;

- в автономном округе обследовано состояние и условия труда в 581 предприятии с численностью работающих 100379 человек.

Основными направлениями в работе Управления по труду как органа государственного управления охраной труда в Ханты - Мансийском автономном округе являются:

- создание системы управления охраной труда на окружном, муниципальном уровнях и в организациях;

- правовое и нормативное обеспечение безопасных условий труда и сохранения здоровья работающих, разработка и введение в действие Закона Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе", разработка и принятие Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в округе;

- организация обучения охране и безопасности труда и подготовке специалистов по охране труда;

- анализ состояния условий и охраны труда в организациях автономного округа;

- организация и содействие аттестации рабочих мест и сертификация производственных объектов условиям безопасности;

- информирование работодателей о требованиях и ответственности в области охраны и условий труда в начальный период становления организации:

а) при регистрации, перерегистрации организации;

б) при получении лицензии на лицензируемый вид деятельности.

Общие положения

    Программа подготовлена в целях реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", федеральной целевой Программы улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы, а также Закона Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе", в котором одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда определено комплексное решение задач по охране труда на основе разработки и реализации соответствующих программ.

Уровень обеспечения безопасности и охраны здоровья работающего населения, социально - экономическое развитие округа, качество жизни и благополучие трудящихся тесно взаимосвязаны друг с другом. Охрана труда и здоровья работающих являются важнейшим фактором устойчивого социально - экономического развития округа, которое должно дать возможность работающему населению вести здоровую и продуктивную жизнь как на протяжении активной трудовой деятельности, так и после нее.

Поэтому Программа направлена на реализацию основного права работающего: ни одному работнику не должен быть нанесен ущерб его здоровью или его функциональным возможностям.

В основу Программы закладываются три основных положения:

- деятельность, при которой работающий подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна организации, обществу в целом;

- каждый работающий, осознавая тот факт, что любая производственная деятельность связана с определенным риском для здоровья, добровольно соглашается на наличие в его работе риска, не превышающего чрезмерного уровня;

- должны быть предприняты все возможные меры для защиты каждого работающего от риска.

    Основные направления Программы

   Главной задачей Программы является приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности, главной задачей Программы является предупреждение несчастных случаев и сохранение здоровья в процессе работы, сведение к минимуму причин опасностей, свойственных производственной среде.

Программа базируется на семи основных принципах обеспечения безопасности труда и сохранения здоровья работающих:

- защита здоровья от вредных факторов производства (принцип защиты и профилактики);

- приспособление производства и производственной среды к физическим и психологическим возможностям работающих (принцип адаптации);

- улучшение физического, умственного здоровья и социального благополучия рабочих (принцип улучшения здоровья);

- снижение последствий вредных факторов производства, несчастных случаев, травм, связанных с работой (принцип лечения и реабилитации);

- обеспечение общим лечением и профилактическим медицинским обслуживанием работающих (принцип общего медицинского обслуживания);

- ответственность работодателя за проведение в жизнь законодательства по охране труда и соблюдение норм и правил по безопасности и гигиене труда, а также за проведение мероприятий по сохранению здоровья работающих (принцип ответственности);

- обязанность работника соблюдать установленные правила безопасности и надлежащим образом использовать все оснащение, представляемое работодателем для его защиты от неблагоприятного воздействия производственных факторов (принцип самозащиты).

Система программных мероприятий имеет межотраслевой характер и направлена на повышение общего уровня условий и охраны труда на территории Ханты - Мансийского автономного округа. Система включает следующие наиболее важные направления по улучшению условий и охраны труда:

- правовое и нормативное обеспечение охраны труда;

- организационно - техническое обеспечение охраны труда;

- совершенствование государственной системы управления охраной труда;

- обучение работников, подготовка специалистов по охране труда, информационное обеспечение охраны труда;

- научно - техническое обеспечение условий и охраны труда;

- обеспечение мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний, предупреждению травматизма работающих и улучшению условий труда женщин и подростков.

Мероприятия, этапы реализации целевой Программы по улучшению условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе на 2000 - 2002 годы указаны в приложении.

Правовое и нормативное обеспечение охраны труда

     Одним из важнейших элементов Программы по обеспечению безопасной для здоровья работы является создание развитой нормативно - правовой базы. Исходя из этого предусматривается подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы федерального и окружного уровня, регламентирующих условия и охрану труда работающих. Планируется подготовить положения:

- о порядке проведения аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях по условиям труда;

- о порядке сертификации производственных объектов на соответствие нормативным требованиям в области условий и охраны труда.

Это направление в настоящее время является особенно актуальным, так как реализация системы сертификации (как и аттестации рабочих мест) позволит, во-первых, определить качественный уровень состояния условий и охраны труда в организациях, а во-вторых, даст возможность классифицировать организации по степени профессионального риска и обеспечить реализацию Закона Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Также предусмотрена подготовка рекомендаций о содержании раздела охраны труда в коллективных договорах и соглашениях и др.

Реализация данного направления укрепит нормативную правовую базу, приведет ее в соответствие с новыми социально - экономическими отношениями, укрепит права работников, повысит ответственность работодателей, улучшит эффективность государственного управления охраной труда, надзора и контроля за состоянием условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе.

          Организационно - техническое обеспечение охраны труда

       Для реализации требований нормативных правовых актов в области условий и охраны труда необходимо в первую очередь создать необходимые условия для возможности эффективной реализации государственного управления охраной труда, надзора и контроля за состоянием условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе.

Так, предусматривается развитие органов управления, надзора и контроля в области условий труда. Планируется создать полноценный орган государственной экспертизы условий труда в составе Управления по труду с работниками, находящимися на территории округа в местах наибольшего сосредоточения предприятий и организаций отраслей материального производства. Функции государственной экспертизы условий труда определены в статье 17 Закона Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе". В настоящее время создание полноценного органа государственной экспертизы охраны труда особенно актуально в связи с принятием Закона Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Согласно этому Закону размер страхового взноса для каждого предприятия будет зависеть от фактического состояния условий и охраны труда, определять которое и будет государственная экспертиза условий труда по результатам аттестации рабочих мест.

Одной из важных составляющих механизма улучшения условий и охраны труда является информированность участников производственного процесса. Контроль за качеством обучения в области охраны труда учебными заведениями, имеющими разрешение Управления по труду на право обучения руководителей и специалистов организаций в области охраны труда и оказание методической помощи этим учебным заведениям, будет осуществлять отдел организации обучения и методического обеспечения охраны труда Управления по труду. Также необходимо наладить полноценную работу центра охраны труда при Управлении по труду, который будет обеспечивать предприятия и организации округа нормативной и методической литературой по охране труда, информацией о предприятиях - изготовителях средств коллективной и индивидуальной защиты, проводить обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, оказывать помощь предприятиям в проведении аттестации рабочих мест на соответствие требованиям в области условий и охраны труда. Услуги предприятиям и организациям по мере становления центр охраны труда будет осуществлять на платной основе, то есть в будущем центр будет на частичном самофинансировании.

В целях оказания помощи предприятиям в проведении аттестации рабочих мест на соответствие требованиям в области условий и охраны труда для центра охраны труда Ханты - Мансийского автономного округа необходимо приобрести 4 передвижных специальных исследовательских лаборатории по измерению параметров вредных и опасных факторов производственной среды, без которых невозможно проведение аттестации рабочих мест.

Для размещения окружных органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля в области условий и охраны труда планируется строительство здания для Управления по труду, Государственной инспекции труда по Ханты - Мансийскому автономному округу, центра охраны труда.

Реализация данного направления позволит окончательно сформировать органы государственного управления охраной труда, надзора и контроля за улучшением условий и охраны труда, укрепит их материально - техническую базу.

Совершенствование государственной системы управления охраной труда.

Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных правовых актов, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам сохранение здоровья и безопасные условия труда, а также в осуществлении надзора и контроля за выполнением требований в области условий и охраны труда.

В Ханты - Мансийском автономном округе государственное управление охраной труда осуществляется Управлением по труду Ханты - Мансийского автономного округа в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1995 года N 109-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 года N 843, а также Законом Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе". Органы по труду муниципальных образований в соответствии с Законом Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе" участвуют в управлении охраной труда на уровне соответствующих муниципальных образований. Контроль за состоянием условий труда осуществляет Государственная экспертиза условий труда Управления по труду Ханты - Мансийского автономного округа. Надзор и контроль за выполнением требований в области охраны труда в округе осуществляет Государственная инспекция труда по Ханты - Мансийскому автономному округу. Центр охраны труда будет оказывать помощь работодателям в улучшении условий и охраны труда на предприятиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.