Рефераты. Разработка алгоритма и инструментария для выявления профессиональной компетентности психолога органи...






- дополнение  жизни

- интерес, самовыражение, потребность.

6. Расскажите о какой-нибудь обязанности, которую Вы выполняли с удовольствием?

7. Обсуждали ли Вы с начальником свое желание уволиться? Как он к этому отнесся?

В заключение поблагодарить претендента за беседу и попросить подождать решения о приглашении на следующий этап отбора до следующего дня.

3. Практическое исследование разработанного алгоритма и

инструментария при приеме на работу кандидатов на должность

психолога ОАО «Областной реабилитационный центр»

Рассмотрим действие программы отбора претендентов на вакансию психолога ОАО «Областной реабилитационный центр» на практике.

После первичного отбора по телефону претендентов на вакансию, было приглашено две претендентки:

1. Т. 27 лет. Замужем. Дочь 1 год. Образование высшее психологическое. Окончила Самарский институт переподготовки кадров работников образования (СИПКРО) по специальности педагог-психолог.  Опыта работы по специальности нет.

При заполнении анкеты пропущены графы самооценки характера и не дан ответ на вопрос, почему хочет работать с наркозависимыми.

Внешний вид опрятный. Поведение в беседе суетливое, не собранное. Постоянно крутит головой по сторонам. Часто переспрашивает вопросы. При оценке выраженности личностных качеств были получены следующие результаты (таблица 2):

Таблица 2

Личные качества (представлены в порядке присвоенных рангов)

Степень выраженности

«Низкая»

«Средняя»

«Высокая»

1. Умение разбираться в людях

Х



2. Эмоциональная уравновешенность

Х



3.Творческое отношение к делу


Х


4. Коммуникабельность



Х

5. Целеустремленность

Х




Данные полученные при проведении ПФСИ были подтверждены наличием показателей методики Р. Кеттелла:

Таблица 3

А

В

С

Е

F

G

Н

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

9

5

5

5

6

3

7

6

6

6

6

7

5

5

4

6


Данные показатели характеризуют претендента как человека эмоционально неустойчивого, переменчивого, беспокойного. Вызывающий недоверие, игнорирует обязанности, неорганизованный, невнимателен, неделикатен. Однако отличается самоуверенностью.

Получив отказ в приеме на вакантную должность, претендентка устроила скандал и потребовала дальнейшего проведения испытания. Было принято решение о проведении претенденткой тренингового занятия в группе.

Занятие прошло неудовлетворительно. Цель тренинга была не ясна. В конце занятия образовалась ситуация конфликта между реабилитантами и претенденткой на вакансию.

После проведения занятия претендентка приняла самостоятельное решение отказаться от вакансии.

2. Г. 29 лет. Замужем. Сын 2 года. Образование: Самарский государственный университет. Специальность преподаватель истории. Самарский институт переподготовки кадров работников образования (СИПКРО) по специальности педагог-психолог. Опыт работы педагогом в школе- интернате для трудных подростков 3 года.

Ответы на вопросы анкеты четкие, лаконичные. Пропущенных пунктов нет.

Внешний вид аккуратный. В беседе внимательна, собранна, доброжелательна. При оценке выраженности личностных качеств были получены следующие результаты (таблица 4):

Таблица 4

Личные качества (представлены в порядке присвоенных рангов)

Степень выраженности

«Низкая»

«Средняя»

«Высокая»

1. Умение разбираться в людях



Х

2. Эмоциональная уравновешенность



Х

3.Творческое отношение к делу


Х


4. Коммуникабельность


Х


5. Целеустремленность



Х


Данные полученные при проведении ПФСИ были подтверждены наличием показателей методики Р. Кеттелла:


Таблица 5

А

В

С

Е

F

G

Н

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q

6

9

7

5

6

7

5

5

6

5

6

5

4

6

7

6


Претендентка характеризуется как эмоционально уравновешенный человек. Добродушный, целеустремленный, ответственный, внимательный. Сильный характер, добросовестный, уравновешенный с выраженными лидерскими качествами.

После проведенного собеседования претендентке было предложено провести тренинговое занятие с группой. Занятие прошло удовлетворительно. Четко поставлена цель. Реабилитантами в конце занятия была дана положительная обратная связь.

В итоге принято решение о принятии на вакансию психолога данной претендентки. Она работает по настоящее время психологом организации весьма успешно.

Заключение

 

Исходя из цели настоящей работы на теоретическом уровне были изучены различные способы получения информации о человеке. 

Наиболее распространенными способами получения информации о претенденте являются:

- заявление: из него  обычно становятся известными первые сведения, его  польза  будет  зависеть  от  того, как оно составлено.

 - анализ анкетных данных: предполагает, что биография человека является достаточно надежным индикатором его потенциала успешно выполнять определенные производственные функции.

- тестирование - метод психологической диагно­стики, при котором используются стандартизирован­ные вопросы и задачи (тесты), имеющие определен­ную шкалу значений. Существует несколько видов тестов. Их можно разделить на несколько групп: 1) Тесты на определение способностей (тесты интеллекта, тесты определяющие технические и творческие способности и т.д.); 2) Квалификационные тесты; 3) Личностные опросники (16- факторный личностный опросник Р. Кеттелла, методика Г. Айзенка, ММРI и т.д.); 4) Тесты для отбора группы.

Преимущества тестирования состоят в возможности оценки сегодняшнего  состояния кандидата с учетом особенностей организации и будущей должности. Недостатки этого метода первичного отбора – высокие издержки, часто необходимость сторонней помощи, условность и ограниченность тестов, не дающих полного представления о кандидате.

Кроме того, существуют дополнительные, альтернативные методы получения информации: 1) Экспертиза почерка; 2) Проверка честности; 3) Оценка коллег; 4) Самооценивание; 5) Астрология; 6) Рекомендации.

Однако на сегодняшний день одним из самых важных элементов процесса отбора персонала является собеседование (интервью). Существует несколько видов интервью: 1) Стандартизированное (структурированное); 2) Нестандартизированное интервью; 3) Интервью с полуформализованной схемой (ПФСИ). Причем последнее является наиболее надежным и информативным.

Подводя итоги теоретической части, можно сказать что, выбор методов отбора определяется в каждой конкретной ситуации характером вакантной должности, ее важности для организации, традициями и финансовым состоянием последней, а также квалификацией сотрудников, занятых процессом отбора.

В дальнейшем, исходя из цели настоящей работы, с помощью данных профессиограммы разработана программа для выявления профессиональной компетентности психолога ОАО «ОРЦ».

Программа состоит из шести этапов:

1) Первичный отбор претендентов по телефону;

2) Заполнение биографической анкеты. Данные анкеты анализируются заведующим отделения.

3) Беседа с заведующим отделения психологической реабилитации. Беседа проводится в форме полуформализованного интервью. Для проведения ПФСИ составлена программа вопросов, отображенная  в пункте 2.2, настоящего исследования.

4) Уточнение данных полученных в результате ПФСИ с помощью методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№187).

5) Тест на профессиональное выполнение работ. В ОАО «ОРЦ» чаще всего претендентам на вакансию предлагается провести тренинговое занятие с группой.

6) Заключительная беседа с главным врачом ОАО «Областной реабилитационный центр».

В третьей главе рассмотрено действие программы отбора претендентов на вакансию психолога ОАО «Областной реабилитационный центр» на практике, на примере двух претендентов.

В заключение еще раз хочется отметить что тщательная и планомерная подготовка процедуры отбора персонала – в будущем залог успеха функционирования персонала организации.

Список использованных источников

1.

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

2.

Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. 3-е издание. – М.: Дело, 2003. –

3.

Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения. – М.: Эксмо, 2006. – 304 с.

4.

Гринберг Д. Управление стрессом / Пер с англ. Л. Гительман., М. Потапова. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 496с.

5.

Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нефтельев А.И. Психология труда и инженерная психология. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 134 с.

5.

Должностная инструкция психолога ОАО Областной реабилитационный центр»

7.

Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1999. – 624 с.

8.

Журавлев П.В., Карташов С.А. Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Экзамен, 1999. – 576 с.

9.

Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности: Учеб. – метод. пособие для студентов фак. псих. гос. ун-тов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 94 с.

10.

Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. – СПб.: Питер, 2003. – 240 с.

11.

Методы исследования в психофизиологии: Учеб. пособие / Дорошенко В.А., Кануников И.Е., Смирнов А.Г. и др.; Под ред. Батуева А.С. – СПб.: Издательство С-Петербургского университета, 1994. – 144с.

12.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. В.Д. Балина, В.К. Гайда, В.К. Гербачевского. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.

13.

Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2001. – 24

14.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

15.

Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. – 672.с.

16.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М.: Апрель-Пресс, изд-во Института Психотерапии, 2004. – 224 с.

17.

Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты, “ИНФРА – М”,  М.- 1996.

18.

Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента - М.: «Дело», 1995

19.

Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 560 с.

20.

Физиогномика. /Сост. Г.М. Новоселова. – М.: Библиополис, 1993. –

21.

Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно – практическое пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Интел-Синтез, 2000. – 368 с.

22.

Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., Ростов-на Дону: «Феникс», 1996. – 544 с.

23.

Психографология.

24.

Методы исследования профпсихологии.

 

Приложение А

 

Аналитическая профессиограмма психолога ОАО «ОРЦ»

 

I. Описательные характеристики деятельности

1.1 Параметрическое описание:

Организация: ОАО «Областной реабилитационный центр». Общество является коммерческой организацией. ОАО «Областной реабилитационный центр» является открытым акционерным обществом.

Цели и предмет деятельности: Целями деятельности общества является реинтеграция в общество больных наркоманией посредством расширения рынка медицинских товаров и услуг, также извлечение прибыли.

Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, в том числе общество: 1) осуществляет медицинскую деятельность; 2) реализует на практике научно обоснованный комплекс медицинских, психологических и социальных мероприятий по реабилитации больных, страдающих наркоманией; 3) организует работу по пропаганде здорового образа жизни среди населения; 4) занимается лечением хронического алкоголизма и токсикомании; 5) занимается образовательной деятельностью; 6) проводит психологические исследования; 7) занимается фармацевтической деятельностью;

8) осуществляет внешнеэкономическую и другие виды деятельности, не запрещенные законом.

В структуре Центра действуют следующие подразделения:

- администрация - аппарат управления Центром;

 - бухгалтерия;

- кадровая служба;

- юридическая служба;

- хозяйственная служба;

-амбулаторно-поликлиническое отделение;

-отделение ранней постабстинентной реабилитации;

- социально-педагогическое отделение;

-отделение психологической реабилитации;

- отделение немедикаментозных методов лечения;

- научно-методический центр.

Полная организационная схема отображена в приложении Д (рис. Д 2).

Цель труда работников организации преобразующая.

1.2 Морфологическое описание.

В работе психолога применяются внутренние функциональные средства труда:

а) речь: эмоциональная, выразительная;

б) поведение: эмоциональное, выразительное;

в) интеллектуальные средства.

Рабочее место: отделение психологической реабилитации.

Цели работы отделения психологической реабилитации:

 - Осуществление комплекса психодиагностических и психокоррекционных мероприятий, направленных на восстановление психического здоровья реабилитантов, а также нарушений в семьях реабилитантов.

- проведение работы с сотрудниками ОРЦ с целью повышения компетентности в области психологии, психологической оптимизации лечебной среды в стационаре, -     - разрешения конфликтных ситуаций, разрешения психологических профессиональных проблем сотрудников.

Задачи:

- Обучение навыкам диагностики (распознания) и борьбы с психическим влечением к наркотику («тягой»).

- Выработка способов здорового поведения, умения избегать ситуаций, в которых существует опасность приема наркотиков (соблюдение «границ безопасности»), а также умения справляться с ними («инструменты трезвости»)

- Помощь в достижении реабилитантом психологической зрелости:

- умение самостоятельно принимать решения, основанные на правильном понимании реальности, а также нести ответственность за последствия своих действий).

- умение планировать свою жизнь и осуществлять планы.

- понимание своих психологических проблем и навыки их решения.

- умение устанавливать и поддерживать здоровые  конструктивные отношения с окружающими.

- Помощь в реконструкции семейных отношений, необходимых для создания в семье благоприятного психологического климата и закрепления результатов психологической реабилитации.

II. Степень проблемности трудовых операций

Высокая. Часто встречаются новые, сложные ситуации, требующие творческой активности и нестандартного подхода.

III. Социально-психологические параметры

1. Степень коллективности процесса: высокая.

2. Степень самостоятельности и организации работы: организатор собственной деятельности.

3. Особенности трудового взаимодействия: многочисленные контакты с постоянными сотрудниками и постоянно меняющимися клиентами и группами.

IV. Эмоционально-волевые параметры

1. Повышенная моральная ответственность.

2. Работа в помещении.

3. Факторы вызывающие психологическую напряженность: общение с правонарушителями, психически больными людьми.

V. Психограмма

1. Личные особенности.

Психолог ОАО «ОРЦ» должен обладать: а) достаточным жизненным опытом, предпочтительный возраст от 30 лет; б) желательно состоящим в устойчивом браке не менее 3 лет, без социально-психологических проблем, в) заниматься спортом; г) иметь обширный круг интересов ( литература, искусство, творчество и т. д.).

Психолог не должен иметь проблем с правоохранительными органами, не злоупотреблять любыми психоактивными веществами  (наркотики, алкоголь, табак). Не иметь пристрастий к любым другим видам патологических аддикций (азартные игры и т д.).

Предпочитаемые личные качества:

а) Моральные: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, честность, порядочность, принципиальность, справедливость, воспитанность, скромность, жизнерадостность, терпимость, способность воспринимать критику.

б) Деловые: исполнительность, трудолюбие, целеустремленность, организованность, коммуникабельность, дисциплинированность, умение доводить порученное до конца, умение слушать людей, широта кругозора, организаторские способности.

в) Тип личности: экстраверт – направленность на внешний мир.

г) Темперамент: предпочтительно сангвиник или холерик (с отработанными показателями агрессивности).

Уровень интеллекта: средний.

2. Сенсорно-перцептивные свойства.

Предпочитается полинезависимый тип восприятия, с преобладанием зрительного и слухового видов. Отличный и хороший уровень внимания по показателям: устойчивость, концентрация, распределение и переключение.

3. Особенности мышления и памяти.

Предпочитается комбинированный тип памяти. Отличный уровень понятийного и творческого мышления. Высокие требования к быстроте и гибкости.

4. Моторные свойства.

Требования к речевой функции: лаконичность и четкость.

 

Приложение Б

 

Анкета

1. Ф.И.О_____________________________________________________________________

2. Дата и место рождения_______________________________________________________

3. Адрес и телефон_____________________________________________________________

4. Семейное положение______________, дети (возраст)______________________________

5. Цель _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Почему вы хотите работать с наркозависимыми?__________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Опыт работы (укажите даты и места работы, занимаемых должностей, выполняемых функций и профессиональных достижений)__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Образование (укажите даты, учебные заведения, полученные специальности и присвоенные квалификации)_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Полезные навыки (для данной специальности)____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Дополнительная информация:

а) владение навыками работы на компьютере (желательно с указанием применяемых программных средств)____________________________________________________________

б) владение иностранными языками: «свободно», «в совершенстве», «читаю и перевожу со словарем» (подчеркнуть нужное);

в) увлечения на досуге__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

г) вредные привычки___________________________________________________________

д) личные характеристики (укажите ваши отрицательные и положительные черты характера)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

е) какие черты характера помогут вам при работе в данной должности _________________

Приложение В

 

Модель ситуации:

Внимательно прослушайте ситуацию и выскажите первые пришедшие в голову фразы:

«Ваша хорошая подруга уже давно потеряла работу, денег ее семье явно не хватает. И вот в организации, глее вы работаете, появилась вакансия. Очень неплохие деньги платят за элементарную работу, с которой подруга легко бы справилась. Вы переговорили с начальником, рекомендовали подругу как добросовестную, исполнительную женщину. Начальник пригласил вас на собеседование в 12 часов

В 12 у дверей кабинета начальника подруги не было. Она не пришла и в 15 минут первого. в половине первого появляется подруга, и вы ей говорите:…»

 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.