Рефераты. Роль финансовой математики в финансах государства






Долг в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.

Долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов – держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важных для экономики России. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировой практике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и доходами от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум – через год).

Долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

Реструктуризация долга. Этот способ регулирования задолженности весьма распространен в современных условиях. Под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Многие из описных приемов нашли применение при выводе России из дефолта 1998 г. В частности, можно упомянуть о таких методах, как: реструктуризация облигационных займов в облигации с более поздним сроком погашения; ведение переговоров с кредиторами с целью отсрочки платежей; использование различных схем взаимозачетов для снижения задолженности по займам; привлечение кредитов банков для платежей по облигациям; прием облигаций в счет налоговых платежей, в обмен на жилищные сертификаты и т. п.; выкуп своих обязательств с дисконтом; досрочный выкуп своих обязательств.

Воспользовавшись низким уровнем цен на свои обязательства и ростом доходов своих бюджетов, процедуру выкупа еврооблигаций осуществили Москва и Санкт-Петербург. Так, в 1999-2000 гг. Москва выкупила еврооблигации с погашением в 2000 г. на сумму 220 млн. долл., Санкт-Петербург также произвел досрочный выкуп своих еврооблигаций на сумму 80 млн. долл., а в 2001 г. – на сумму 100 млн. долл.

Российское законодательство, в частности Бюджетный кодекс РФ, предусматривает ряд организационных методов управления государственным долгом. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации или от ее имени – Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Право осуществлять государственные внешние заимствования первоначально имели и субъекты РФ, бюджеты которых не получали финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. На данный момент введен запрет на внешние заимствования для субъектов РФ (для муниципалитетов они и не были предусмотрены) – соответствующая поправка к Бюджетному кодексу вступила в действие 1 января 2002 г. Внешние заимствования разрешены лишь регионам, уже имеющим внешнюю задолженность, для ее рефинансирования в пределах финансового года.

В настоящее время определяются предельные объемы долга и заимствований различных бюджетных уровней. Так, предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не долен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

В качестве инструмента управления долгом предлагаются программы внешних и внутренних заимствований, предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов, с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема займов или предоставленных кредитов.

В стране вводится единая система учета и регистрации государственных заимствований. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ. Обязанность по ведению государственных книг внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная долговая книга Российской Федерации) возложена на Минфин России. Все названные инструменты и методы призваны обеспечить эффективное управление государственным долгом Российской Федерации.

2. Примеры применения инструментов финансовой математики в

финансах государства.


Задача 1.

Правительство РФ получило кредит от некой кредитной организации на один год в размере 15 млн. руб. с условием возврата 20 млн. руб. Рассчитать процентную и дисконтную ставки.

Решение.

r = FV-PV/PV

r = 20 млн. руб.-15 млн. руб./15 млн. руб. = 0,33

d = FV-PV/FV

d = 20 млн. руб.-15 млн. руб./20 млн. руб. = 0,25

Ответ: r = 33 %, d = 25 %.

Задача 2.

Казначейский вексель стоимостью 50 000 тыс. руб. со сроком погашения 17.09.2000 учтен 23.07.2000 по  учетной ставке 18 %. Определить дисконтированную величину векселя и дисконт.

Решение.

PV = FV*(1-n*d) = FV*(1-n*T/k)

PV = 50 000 руб.*(1-0,18*56/360) = 48 600 руб.

D = FV-PV

D = 50 000 руб.-48 600 руб. = 1 400 руб.

Ответ: PV = 48 600 руб., D = 1 400 руб.

Задача 3.

Россия выдала кредит США на сумму 4 млн. долл., срок кредитной операции – 3 года 250 дней, процентная ставка 17 % годовых. Сколько Россия получит денег от США по окончании кредитной операции?

Решение.

Метод сложных процентов:

                       n

FV = PV*(1+r)


                                            3*365+250/365

FV = 4 млн. долл.*(1+0,17)                = 7,13 млн. долл.

Смешанный метод:

                        n1

FV = PV*(1+r)*(1+r*n2)

                                            3

FV = 4 млн. долл.*(1+0,17)*(1+0,17*250/365) = 7,15 млн. долл.

Ответ: по методу сложных процентов – 7,13 млн. долл., по смешанному методу – 7,15 млн. долл.

Задача 4.

Какой величины достигнет долг США в 2 млн. долл. через 2 года при росте по сложной ставке 16 %? Проценты начисляются каждые полгода.

Решение.

                           n*k

FV = PV*(1+i/k)

                                                2*2

FV = 2 млн. долл.*(1+0,16/2)   = 2,72 млн. долл.

Ответ: FV = 2,72 млн. долл.

Задача 5.

Центральный банк выдал кредит в 1 млн. руб. с 20 января по 5 октября включительно под 18 % годовых. Какую сумму получит Центробанк в конце срока при начислении простых процентов (проценты точные с точным числом дней ссуды)?

FV = PV*(1+i*n)

FV = 1 млн. руб.*(1+0,18*258/365) = 1,127 млн. руб.

Ответ: FV = 1,127 млн. руб.


II. Финансовые таблицы.

Процентные ставки от 1% до 20 % годовых, сложные проценты начисляются каждые полгода.

 

1%

2%

3%

4%

5%

6%

7%

8%

9%

10%

11%

12%

13%

14%

15%

16%

17%

18%

19%

20%

1

0,99

0,98

0,97

0,96

0,95

0,94

0,93

0,92

0,92

0,91

0,9

0,89

0,88

0,87

0,87

0,86

0,85

0,84

0,83

0,83

2

0,98

0,96

0,94

0,92

0,91

0,89

0,87

0,85

0,84

0,82

0,81

0,79

0,78

0,76

0,75

0,74

0,72

0,71

0,7

0,68

3

0,97

0,94

0,91

0,89

0,86

0,84

0,81

0,79

0,77

0,75

0,73

0,7

0,69

0,67

0,65

0,63

0,61

0,6

0,58

0,56

4

0,96

0,92

0,89

0,85

0,82

0,79

0,76

0,73

0,7

0,68

0,65

0,63

0,6

0,58

0,56

0,54

0,52

0,5

0,48

0,47

5

0,95

0,91

0,86

0,82

0,78

0,74

0,71

0,68

0,64

0,61

0,59

0,56

0,53

0,51

0,49

0,46

0,44

0,42

0,4

0,39

6

0,94

0,89

0,84

0,79

0,74

0,7

0,66

0,62

0,59

0,56

0,53

0,5

0,47

0,44

0,42

0,4

0,38

0,36

0,34

0,32

7

0,93

0,87

0,81

0,76

0,71

0,66

0,62

0,58

0,54

0,51

0,47

0,44

0,41

0,39

0,36

0,34

0,32

0,3

0,28

0,26

8

0,92

0,85

0,79

0,73

0,67

0,62

0,58

0,53

0,49

0,46

0,42

0,39

0,37

0,34

0,31

0,29

0,27

0,25

0,23

0,22

9

0,91

0,84

0,76

0,7

0,64

0,59

0,54

0,49

0,45

0,42

0,38

0,35

0,32

0,3

0,27

0,25

0,23

0,21

0,2

0,18

10

0,91

0,82

0,74

0,67

0,61

0,55

0,5

0,46

0,41

0,38

0,34

0,31

0,28

0,26

0,24

0,21

0,2

0,18

0,16

0,15

11

0,9

0,8

0,72

0,65

0,58

0,52

0,47

0,42

0,38

0,34

0,31

0,28

0,25

0,23

0,2

0,18

0,17

0,15

0,14

0,12

12

0,89

0,79

0,7

0,62

0,55

0,49

0,44

0,39

0,35

0,31

0,28

0,25

0,22

0,2

0,18

0,16

0,14

0,13

0,11

0,1

13

0,88

0,77

0,68

0,6

0,53

0,46

0,41

0,36

0,32

0,28

0,25

0,22

0,19

0,17

0,15

0,14

0,12

0,11

0,09

0,08

14

0,87

0,76

0,66

0,57

0,5

0,44

0,38

0,33

0,29

0,26

0,22

0,2

0,17

0,15

0,13

0,12

0,1

0,09

0,08

0,07

15

0,86

0,74

0,64

0,55

0,48

0,41

0,36

0,31

0,27

0,23

0,2

0,17

0,15

0,13

0,11

0,1

0,09

0,08

0,07

0,06

16

0,85

0,73

0,62

0,53

0,45

0,39

0,33

0,29

0,24

0,21

0,18

0,15

0,13

0,11

0,1

0,09

0,07

0,06

0,05

0,05

17

0,84

0,71

0,6

0,51

0,43

0,37

0,31

0,26

0,22

0,19

0,16

0,14

0,12

0,1

0,09

0,07

0,06

0,05

0,05

0,04

18

0,84

0,7

0,59

0,49

0,41

0,35

0,29

0,24

0,21

0,17

0,15

0,12

0,1

0,09

0,07

0,06

0,05

0,04

0,04

0,03

19

0,83

0,69

0,57

0,47

0,39

0,33

0,27

0,23

0,19

0,16

0,13

0,11

0,09

0,08

0,06

0,05

0,05

0,04

0,03

0,03

20

0,82

0,67

0,55

0,45

0,37

0,31

0,25

0,21

0,17

0,14

0,12

0,1

0,08

0,07

0,06

0,05

0,04

0,03

0,03

0,02

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.