Лекция I (1)
Тема 1. Мета, задачi i змiст дисциплiни «Метрологiя, стандартизацiя, сертифiкацiя й акредитацiя. Основнi термiни i визначення.
Переход Украины к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Право предприятий на самостоятельность заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.
Стандартизация, сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили интеграции нашей страны в цивилизованное экономическое пространство.
Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуг реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы.
Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для менеджеров, маркетологов и других специалистов, которые могут использовать возможности и преимущество. Стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.
Основная цель вышеназванной дисциплины - дать бедующим специалистам теоретические основы и практические рекомендации по организации планирования качества продукции и услуг на предприятиях и в организациях, ознакомить с новыми методами и принципами стандартизации продукции и услуг, ознакомить с основными метрологическими методами получения и обработки измерительной информации, ознакомить с основными требования к испытательным лабораториям и порядком их аккредитации.
Основные задачи дисциплины состоят
- в формировании у будущих специалистов системы знаний про способы выбора и разработки показателей качества для промышленности услуг;
- в выяснении роли и места стандартизации в общей системе управления экономикой;
- в освоении методов получения достоверной измерительной информации и правильном ее использовании;
- в изучении идет сертификация как важнейшего механизма управления качества;
- в получении знаний теоретических основ в области обеспечения качества и управлении качеством продукции (УКП);
- возможность получения практических рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования и усовершенствования систем качества;
- в умении знакомства с современной практикой поставщиков и заказчиков в области качества и основных нормативных документов по правовым вопросам в области качества;
- в выяснении возможностей организации и эффективного функционирования систем качества при проектировании производства, эксплуатации продукции и оказании услуг.
В «Основах метрологии» будут рассмотрены законодательные основы метрологической деятельности, измерения как объект метрологии, роль и значение достижения единства измерений в международных экономических и научно-технических связях, а деятельность по метрологии в зарубежных странах.
В разделе «Основы стандартизации» предлагается изучить правовые, организационные и методологические основы стандартизации на разных уровнях. Будет уделено внимание на нововведениях в национальную систему стандартизации, роли стандартизации в развитии ВЭД отечественных фирм и предприятий, применении международных стандартов. Стандартизация рассматривается в различных областях, что дает представление о ее широком распространении и необходимости применения как для повышения эффективности деятельности, так и взаимопонимания с зарубежными партнерами и агентами.
«Основы сертификации» посвящается организационно-методическим и правовым причинам сертификации в государстве и других странах. Непосредственно с сертификацией связаны вопросы аккредитации, относящиеся и к органам по сертификации, и к испытательным лабораториям. Предполагается рассмотреть создание в стране системы аккредитации, изучить актуальность области сертификации.
Стандартизация, сертификация и метрология неразрывно связаны между собой. Изучение их в одном учебном курсе дает более полное представление о важности каждого из этих направлений деятельности и их совокупности для становления рыночной экономики в Украине, развитие ВЭД предприятий и фирм на современной цивилизованной основе.
Основные термины:
1. Аккредитация – процедура признания выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.
2. Доаккретизация – расширение области аккредитации какой-либо организации.
3. Критерии аккредитации – требования, которые должна отвечать организация, чтобы быть аккредитованной.
4. Аттестация организации – проверка организации с целью ее соответствия критериям аккредитации.
5. Нотификация – официальное уведомление, по какому-либо международному вопросу.
6. Омологация - официальное утверждение, приемка.
7. Петля качества – схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла – от определения потребности до проектирования утилизации.
8. Рециклинг – повторное промышленное использование отходов производства и потребления.
9. Тезаурус – словарь, в котором предоставлены термины с примерами их употребления.
Лекция I (2)
Тема 2. Качество продукции и методы ее оценки.
В последнее десятилетие ХХ века произошли большие изменения в рыночной экономике, науке и технике. Новый рынок, небывалая конкуренция требует новых подходов к обеспечению качества продукции.
Привычное понятие качества трансформировалось и стало основой новой философии качества), от переход сравнивают с переходом от ньютоновской механики к теории Эйнштейна.
В рыночных отношениях обеспечение высокого качества становится условием существования, важнейшим фактором повышения уровня жизни, гарантией социальной, экономической и экологической безопасности.
Качество стало интегрирующим понятием, затрагивающим интересы всех участников общественного производства.
Для производителей качество - решающий фактор обеспечения конкурентоспособности и выживания в цепом.
Для потребителей повышение качества – это наиболее действенная мера по удовлетворению потребностей и защиты их прав.
Для органов власти обеспечение качества жизни граждан – одна из приоритетных государственных задач.
Определение качества стало применяться к предприятию в целом, к его способности удовлетворять потребности и ожидания заказчика, обеспечить минимальный риск при заключении контракта.
Резюмируя вышеизложенное можно переобозначить направление конца ХХ века и начала ХХI; от качества продукции к качеству фирмы в новое направление, добавив «к качеству жизни».
Категория качества впервые была проанализирована Аристотелем. Гегель рассматривал качество, как начальную ступень познания вещей и становления мира. Он писал: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определённость».
Сейчас распространено такое определение: «Под качеством продукта его свойство (способность) удовлетворять потребности и ожидания конкретного потребителя».
В международном стандарте ISO 8402: 1994 под «качеством» понимается «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».
Европейская организация по качеству (ЕОК) даёт такое определение: «качество есть степень, до которой оно удовлетворяет требования потребителей». Для промышленной продукции выделяется качество проекта и качество изготовления.
Качество может быть достигнуто, когда создаётся равновесие между требованиями и свойствами: Требования – свойства. Когда речь идет о качестве продукции просто имеются в виду готовые изделия. В настоящие время понятие «продукция» стало намного шире. В соответствии с ISO 8402: 1994 под «продукцией» понимается «результат деятельности или процессов». Продукция может включать услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или комбинации из них. Услуги – итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя. Предоставление услуги – деятельность поставщика необходимых для обеспечения услуги. Качество продукции будет зависеть от различных факторов на всех этапах жизненного цикла. Следует учитывать, что затраты на корректировку при переводе от одной стадии к другой возрастают в десятикратном размере. Это изменение расходов на качество известно, как правило 10-ти кратных затрат.
В японских компаниях основные изменения вносят на начальных стадиях проектирования и незначительную часть – на последующих. В Японии говорят: «Нужно не исправлять брак, а не делать брака». Вот почему многие японские товары завоевали весь мир не только высоким качеством, но и относительно низкой ценой. Японцы не работают без менеджера по качеству. И еще они говорят: «Качества надо не контролировать, а создавать».
рис. 2.1. Правило 10-кратных затрат.
С учетом современных философских воззрений можно определить категорию «качество» как объективную, существенную, относительно устойчивую внутреннюю определенность целостности предметов и явлений, а также специфических групп предметов, коллективов, систем, абстрактных представлений.
Если философское определение качества распространяется на материальный мир и охватывает всю совокупность свойств продукции, то приводимое в действующих нормативно-методических документах (Стандарт ИСО 8402-94 Качество. Словарь. и ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения) определение качества, как совокупности свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности, ориентировано только на его применение по отношению к продукции.
Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку :
- установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться: то, что вчера нас удовлетворяло – сегодня может быть неприемлемым;
- понятие качества может быть применено к любому этапу или ряду этапов «спирали качества», что также приводит к его относительности;
- относительный характер носит и понятие «уровень качества продукции», которое используется для количественной характеристики качества и значение которого определяется путем сравнения показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества базового образца.
Поэтому при создании систем качества необходимо исходить из целей, которые ставятся при ее создании, и конкретизировать понятие качества. При этом обязательно нужно учитывать требования общества.
Качество, как совокупность характеристик объекта, может рассматриваться с разных точек зрения.
Можно назвать следующие основные характеристики для изделий:
1) функциональные характеристики;
2) надёжность – количество ремонтопригодных отказов за срок;
3) долговечность (срок службы) – показатель, связанный с надёжностью;
4) бездефектность – количество обнаруженных покупателями дефектов;
5) эстетические свойства;
6) экологичность;
7) безопасность.
Основными характеристиками для услуг будут следующие:
1) надёжность;
2) гарантированность;
3) доступность;
4) взаимосвязь;
5) отзывчивость;
6) вежливость;
7) наличие симпатий;
8) ощутимость.
2.2. Показатели качества и их классификация
Необходимо помнить, что качество продукции закладывается в процессе разработки проекта, а оценивается при эксплуатации (рис. 2.1). Степень качества изделий оценивается с помощью количественных показателей качества (параметров).
Параметры качества могут иметь количественные выражения (литры, км/час, см) и качественные (цвет, вкус, запах).
Показатели качества могут быть обобщены в следующие группы:
1) По характеризуемым свойствам:
а) – показатели назначения;
б) – показатели надёжности;
в) – показатели технологичности;
г) – эстетические показатели;
д) – эргономические показатели;
е) – показатели стандартизации и унификации;
ж) – экологические показатели;
з) – показатели безопасности;
и) – патентно-правовые показатели.
2) По способу выражения:
а) – показатели выражения в натуральных единицах (кг, м и т.д.);
б) – показатели, выраженные в безразмерных (баллах) единицах;
в) – показатели, выраженные в стоимостных единицах.
3) По количеству характеризуемых свойств:
а) – обобщающие (охватывают все единичные показатели качества);
б) – единичные (показатели назначения надёжности и др.);
в) – комплексные (характеризующие несколько свойств изделия)
4) По применению для оценки качества:
а) – базовые ;
б) – относительные;
Показатель, который выступает основным по определяющим. Показатели качества закрепляются в нормативно-технической документации и становятся основной для формирования требований к качеству изделий.
Вся информация о продукции вносится в карту технического уровня и качества продукции.
2.3. Основные факторы, влияющие на качество продукции
К основным факторам, влияющим на качество продукции, относят:
-производственные (сырье, материалы, комплектующие, оборудование, инструменты технологии);
-человеческие (навыки и знания, организованность и дисциплинированность работников);
-экономические (системы стимулирования, определение оптимальной себестоимости).
На качество влияют различные факторы: при проектировании, в процессе производства и эксплуатации.
На проектно-конструкторском этапе основные факторы следующие: а) тщательное маркетинговое исследование предполагаемых изделий; б) глубокая предпроектная разработка продукции; в) технико-экономическое обоснование продукции и эксплуатационных характеристик; г) использование стандартизированных и унифицированных деталей, узлов; д) сокращение топливных и горюче-смазочных материалов на единицу изделия и т. д.
На производственном этапе к основным факторам можно отнести: а) уровень технического перевооружения и реконструкции предприятий; б) комплексная механизация и автоматизация процессов; в) стандартизация и унификация; г) эффективный входной контроль сырья и материалов и т.д.
На стадии эксплуатации решающими факторами будут: а) строгое соблюдение режимов использования, предусмотренных технической документацией; б) максимальная загрузка с учётом номинальной мощности и т.д.
Все вышеуказанные факторы действуют в определённых условиях. К ним можно отнести формы организации труда, производственных процессов и т.д.
Факторы, влияющие на качество продукции, могут подразделяться на объективные (технический уровень производства, оборудование, уровень технологии и др.) и субъективные (личная заинтересованность в результатах труда, уровень образования, профмастерство и др).
Эволюция качества и систем управления качеством
Эволюция качества развивалась одновременно с возникновением товара и услуг. По мере развития производственных процессов, изменялось и отношение к качеству. В средние века мастерские ремесленников объединялись в цехи. Каждый из них имел свой устав, по которому продукция должна изготавливаться по определённому образцу, из хорошего сырья. За изготовление некачественной продукции в разных странах предусматривались различные меры наказания.
В Англии назначался (по закону о гильдиях) надзиратель за качеством, который имел право наказывать виновных за плохую работу. В соответствии с кодексом Хаммурапи за брак в строительстве, если это привело к гибели господина или членов его семьи, то подобная участь постигала строителей и их родственников. В России суровые методы наказания за изготовление и поставку некачественных изделий были введены при Петре I. Ниже приводится текст Закона о штрафах, действовавшего в период его царствования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10