Унификация машин, приборов и материалов позволяет:
на стадии производства – резко уменьшить время на технологическую подготовку за счёт применения стандартной переналаживаемой оснастки, создания поточных линий для создания однотипных сборочных единиц и деталей;
на стадии эксплуатации – получить большую эффективность за счёт резкого сокращения номенклатуры и количества запасных частей, инструмента и принадлежностей, сокращения сроков обслуживания, ускорения подготовки и обслуживающего персонала.
К сожалению, унификация проводится, в основном, в интересах производства, в рамках одного предприятия без учёта интересов потребителя, что приводит к удорожанию обслуживания и ремонта техники. Медленно решаются вопросы межотраслевой унификации.
Для достижения максимальной унификации необходимо провести мероприятия, направленные на:
оптимизацию типоразмеров машин, оборудования и приборов и разработку на этой основе унифицированных базовых конструкций;
существенное увеличение выпуска унифицированных изделий в общем объёме производства продукции машиностроения.
Каталогизация продукции
Переход Украины к рыночным отношениям выдвигают перед органами управления всех уровней, перед предприятиями и организациями всех форм собственности в числе множества других проблему получения информации о выпускаемой продукции.
Существовавшая ранее система централизованного распределения через Госплан, Госснаб была обеспечена системой централизованной информации посредством справочников, каталогов и т. д. В АСУ использовался общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), которые посредством 10-разрядных кодов обеспечивал идентификацию конкретных типов, марок исполненной продукции.
Сегодня после децентрализации распределения одной из актуальных проблем является проблема сбора, обработки и доведения до потребителей оперативной информации о выпускаемой товарной продукции.
Из опыта США, стран НАТО, Франции, Индии, Болгарии явствует, что наиболее эффективной является система каталогизации продукции с использованием стандартных машинно-ориентированных форм сбора информации, на основе которых создаются базы данных о продукции. Каталогизация основывается на идентификации продукции, обеспечивающая отличие изготовленных изделий друг от друга.
Создаваемая система каталогизации позволяет:
1) оценивать технический уровень продукции и её конкурентоспособность;
2) унифицировать номенклатуру основных показателей на группу однородной продукции;
3) определить взаимозаменяемую продукцию;
4) выявить продукцию с наиболее прогрессивными потребительскими характеристиками.
Опыт показывает, что наиболее точная и оперативная информация о продукции может быть получена непосредственно от предприятия-изготовителя без каких-либо посредников (головных, базовых, ведущих организаций, как было ранее).
Идентификацию объектов с помощью минимального числа знаков
Кодовое обозначение характеризуется:
- алфавитом кода;
- структурой кода;
- числом знаков – длинной кода;
- методом кодирования.
Алфавит кода состоит обычно из цифр 0-9
Структура кода представляет изображение последовательности расположения знаков кода:
Число знаков в коде определяется его структурой и зависит от количества объектов (необходимо предусмотреть резервные коды для появления новых объектов).
Методы кодирования связаны с разделением множества на подмножества и бывают двух типов:
Последовательный метод чаще всего используется при иерархическом методе классификации, когда множество разделяется на подмножества в нужной последовательности (недостаток – зависимость кода от порядка, необходимость иметь резервные коды для дополнительных объектов).
Параллельный (независимый) метод – присвоение кодов различным признакам не зависит друг от друга. Данный метод хорошо приспособлен для машинной обработки и решения технолого-экономических задач, характер которых часто меняется. Недостаток: громоздкость формул и избыточная ёмкость кодов.
Контроль кода необходим для исключения ошибок при вводе в компьютерные системы, особенно это касается кодов большой длинны (5 и более значений).
С целью недопущения в компьютерные α-ы ошибочных кодов используется контрольное число, обеспечивающее автоматический контроль вводимого кода. Контрольное число рассчитывается по определённому алгоритму на основе знаков, составляющих код, и становятся контрольной частью кодового обозначения.
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные цели и задачи каталогизации продукции?
2. Что каталогизация даёт изготовителям?
3. Что каталогизация даёт потребителям?
4. Назовите возможности системы каталогизации.
5. Каковы основные цели и задачи идентификации объектов?
6. Какие Вы знаете методы идентификации объектов?
7. Из чего состоит кодовое обозначение?
8. В чём отличия параллельного и последовательного методов кодирования?
9. Какова роль контрольного числа?
Лекция 5
Тема 9: Стандартизация в различных сферах.
Стандартизация услуг.
По мнению экспертов для услуг в мировой торговле составляет >25%,а к 2005году объем торговли услугами превысит объем торговли товарами. На сегодняшний день самые крупные экспортеры услуг-США и страны Западной Европы, однако по ежегодному приросту экспорта услуг такие азиатские страны, как Китай и Таиланд занимают первое место в мире (в основном, за счет телекоммуникаций и передачи информации). Благодаря электронной связи растут постоянно услуги по кредитованию под залог, страхованию, обмену валют, брокерским операциям и т.д. В соответствие с законом Украины «О защите прав потребителей» (от 15.12.93г.). В Украине начато поэтапное введение обязательной сертификации услуг. Сертификация услуг невозможна без их стандартизации, которая должна обеспечить защиту интересов потребителей в аспектах безопасности для жизни и здоровья человека и экологии. В мировой практике стандартизация полностью охватывает гостиничное хозяйство, туризм, пассажирские и грузовые перевозки, связь, образование, банковское дело.
Услуга, как объект стандартизации, представляет определенную трудность, поскольку не все ее характеристики могут быть выражены количественно. В этом же состоит и особенность сертификации услуг, тем не менее мировой опыт в этой области стандартизации достаточен, чтобы быть базой международной стандартизации. Так ИСО занимается разработкой международных стандартов для услуг банков и химчисток, другие международные и региональные организации работают над стандартизацией услуг в своих областях (автотуризм, железные дороги, туризм, электросвязь и др.)
Весьма актуальна стандартизация услуг по послепродажному обслуживанию, которое является одним из факторов конкурентоспособности товара.
В 1995году вступило в силу Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), которое касается практически всех видов услуг, являющихся предметом международной торговли и обслуживающих такие отрасли экономики, как банковское дело, страхование, туризм, архитектура и проектирование, телекоммуникации, бухгалтерский учёт, консультирование по различным вопросам, транспорт и многие другие услуги.
Генеральное соглашение о торговле услугами направлено на либерализацию и устранение барьеров в получении лицензии сервисным фирмам и ограничении иностранных инвестиций.
Подписавшие соглашение страны должны выполнять определённые обязанности, чтобы нормативные документы не превратились в технические барьеры.
Отечественные проблемы в области стандартизации услуг связаны с отсутствием наработок с одной стороны и увеличением предоставляемых услуг – с другой. Например, в условиях рыночной экономики возникла потребность в оценке недвижимости. В общем объёме услуг населению доля бытовых услуг составляет более трети и по стандартизации использования выглядит в следующем порядке:
1) Услуги бань и парикмахерских;
2) Ремонт и обслуживание радио и электробытовой техники;
3) Ремонт и пошив изделий и головных уборов;
4) Химчистки и прачечные;
5) Техобслуживание и ремонт автомототехники;
6) Ремонт, пошив и окраска обуви;
7) Ремонт и строительство жилья;
8) Услуги фотоателье и фотокинолабораторий;
9) Изготовление и ремонт мебели;
Большая работа предстоит по созданию методов контроля и оценки качества услуг, а с этим связана ещё одна задача – установление показателей качества как самих услуг, так и обслуживания. Главный аспект сертификации услуг – их безопасность. Например, парикмахерские, доля которых по услугам наиболее высока, таят в себе много опасностей для клиента (использование химикатов, отсутствие стерилизаторов для маникюрных инструментов и не менее опасны для потребителей услуги химчистки. Например, остатки растворителя вызывают аллергические заболевания кожи, печени и др.) Поэтому стандарты устанавливают требования и нормы безопасности, а также методы контроля за их выполнением.
Наряду со стандартизацией самих услуг проводится и стандартизация систем обеспечения качества услуг, что необходимо для сертификации отдельных видов услуг.
Петля качества услуг включает такие составляющие, как маркетинговые условия рынка услуг; организация технологического процесса и контроля; предоставление услуги; результат услуги; оценка исполнителем и заказчиком. Нормативное обеспечение петли качества составляет как государственные стандарты, так и стандарты предприятия (технические условия), которые конкретизируют требования сообразно виду услуги и возможностям организации, представляющей их.
Рис. Общая структура фонда нормативных документов, действующих в сфере услуг.
2. Стандартизация и экология
Стандартизация в области экологии начинает играть заметную роль и всё чаще стандарты являются средством регулирования отношений в сфере охраны природы и использования ресурсов. То есть стандарты – средство управления качеством окружающей среды.
Мировое сообщество проводит немалую работу по защите окружающей среды. Так, в ЕС принято около сотни директив в области экологии: это касается охраны окружающей среды, качество воды и воздуха, промышленных рисков и биотехнологии, отходов, шума и т.д. (Пример, в Швеции было запрещено использовать «Волгу»)
В ЕС введена экомаркировка специальным знаком в целях достоверного информирования потребителей об экологичности приобретаемого продукта. Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат опасные вещества и препараты, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зелёным, голубым, чёрным на белом фоне, белым на чёрном фоне. Для получения права использовать экознак, изготовитель должен представить продукт для оценки его экологичности, чем обычно занимаются органы по сертификации. Один из важных аспектов экологической стандартизации – утилизация отходов производства и потребления. Специалисты подсчитали, что за всю историю своего существования человечество использовало исходное сырьё по назначению меньше, чем 5%, около 20% уходит на промышленные выбросы (сбросы) и более 70% - другие отходы.
В следующей таблице приводятся законы, действующие в области охраны окружающей среды зарубежных государств.
Страна
Год принятия
Наименование закона
США
Англия
Франция
Япония
Швеция
ФРГ
Канада
Греция
Нидерланды
1970
1972, 1980, 1984
1980, 1986
1976, 1980, 1984
1972, 1975, 1978
1976
1974
1972
1977
1967
1971, 1976
1973
1969, 1981
1980
1975
1952
1962, 1975
О нацполитике в области охраны окружающей среды
Об охране, использовании морской среды и о морских заповедниках (Закон о сбросах в океан)
О принятии всеобъемлющих мер по охране окружающей среды, выплате компенсаций и ответственности.
О переработке и сохранении сырьевых ресурсов.
Об инсектицидах, фунгицидах и радиотицидах.
О контроле за токсичными веществами
О контроле за загрязнением
О хранении ядовитых отходов
Об охране природы
О контроле за химическими продуктами
Основной закон о борьбе с загрязнением окружающей среды
Об удалении отходов
Об испытании и регулировании производства химических веществ
Об охране окружающей среды
О продуктах, опасных для здоровья человека и окружающей среды
Об уничтожении отходов
Об охране опасных химических веществ
О веществах, загрязняющих окружающую среду
О контроле за использованием пестицидов
О контроле за с/х химикатами
О пестицидах
В Росси проблема утилизации отходов производства и потребления отражена в следующих законах: 1) «Об охране окружающей и природной среды»;2) «Об экологической экспертизе»;3) «Об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;4) «О недрах»;5) «О плате за землю»;6) «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;7) «О защите прав потребителя»;8) «О стандартизации»;9) «О сертификации продукции и услуг»;10) «Об инвестиционной деятельности»;11) «О конверсии оборонной промышленности»;12) «Об обороне».
Утилизация отходов привела к появлению «второй геологии», поскольку часть отходов считается ресурсосодержащими (пример, об использовании отвального шлака).Мировой опыт по утилизации отходов включает рециклинг (10-20%), складирование на полигонах (до 80%) и уничтожение. Поэтому разработка стандартов по утилизации отходов довольно актуальна.
В зарубежных странах действуют стандарты, устанавливающие нормы и возможности переработки токсичных отходов по определенной технологии, стандарты по обезвреживанию, уничтожению, захоронению и конкретным мерам переработки отходов. Установлена юридическая ответственность производителя отходов за безопасность работы с ними.
Утилизация отходов - заключительная составляющая петли качества. Но нормативные требования к ней разрабатываются и контролируются на допроизводственной стадии выпускаемой продукции. В США это делает Агентство по защите окружающей среды. В бывшем СССР не было создано нормативной базы по утилизации отходов, хотя эти вопросы обсуждались Госснабом с 1975г.
Важную роль в экостандартизации играло международные стандарты по охране окружающей среды. Так ИСО разработала стандарты серии 14000: 14001 и 14004.
Основополагающий стандарт ИСО 14001 «Системы управления в области охраны окружающей среды. Руководство по применению» и стандарт ИСО 14004 «Системы управления в области охраны окружающей среды. Общее руководство по принципам, системам и сопутствующим технологиям».Эти стандарты универсальны: их можно применять в сфере производства и обслуживания, а способы управления охраной окружающей среды могут варьировать и жестко не регламентировать.
3. Стандартизация и кодирование информации о товаре
Идея штрихового кодирования зародилась в 30-е годы в Гарвардской школе бизнеса США. Впервые с помощью штрихкода в США в 60-е годы были идентифицированы ж/д вагоны. Благодаря развитию микропроцессорной техники в 70-е годы стало возможным широко использовать штрихкодирование товаров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10