Рефераты. Стандартизация, сертификация, аккредитация






К требованиям безопасности в стандартах относят: электобезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средствам и мероприятия по обеспечению безопасности(ограждения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и т.д.).

В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приведены такие характеристики, как класс опасности, допустимые уровни опасных и вредных факторов производства, возникающих при работе оборудования, действие вещества на человека и т.п.

Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условия о соответствии предмета договора обязательным требованиям государственных стандартов.

Соответствие продукта(услуги) другим требованиям может подтверждаться сообразно законодательным положениям о добровольной сертификации.

В некоторых случаях в стандартах могут быть установлены перспективные(предварительные) требования, которые опережают возможности традиционных технологий.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли, их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Диапазон отраслевых стандартов ограничивается предприятиями, подведомствами государству органу управления, принявшему данный стандарт. На добровольной основе возможно использование этих стандартов субъектами хозяйственной деятельности или подчинения. Контроль за выполнение обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются предприятием. Объектами стандартизации являются составляющие организации и управления производством; продукция, производимая этим предприятием; технологическая оснастка и инструменты; общие технологические нормы процесса производства этой продукции. Стандарты могут содержать требования и к различным рода услугам, внутреннего характера.

Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и др.). Эти нормативные документы разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; передовые методы испытаний, а также нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Стандарты должны быть согласованы с государства.

Правила по стандартизации(ПР) и рекомендации по стандартизации(Р) – по своему характеру соответствуют нормативным документам методологического содержания. ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями и подразделениями, подведомственными Госстандарту. Проект этих документов обсуждается с заинтересованными сторонами, утверждается и издается этими комитетами.

Технические условия(ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных промыслов и т.п.

ТУ отнесены к техническим, а нормативным документам. Принимает ТУ их разработчик(руководитель или зам. руководителя организации) без указания срока действия за исключением отдельных случаев, когда заинтересованность в этом проявляет заказчик(потребитель) продукции.

Виды стандартов. Различают несколько видов стандартов, которые отличаются спецификой объекта стандартизации:

а) основополагающие стандарты;

б) стандарты на продукцию (услуги);

в) стандарты на работы (процессы);

г) стандарты на методы контроля (испытаний, изменений, анализа.

Основополагающие стандарты разрабатывают с целью содействия взаимопониманию, техническому единству и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства этот вид нормативных документов, носящих методический характер содержит положения, направленные на то, чтобы стандарты, применяемые на различных уровнях управления не противоречили друг другу и законодательству, обеспечивали достижение общей цели и выполнение обязательных требований к продукции, процессам, услугам.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции(услуги). В отечественной практике есть две разновидности этого вида нормативных документов:

1)стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции, услуги;

2) стандарты технических условий, содержит требования к конкретной продукции (услуге).

Допускается также разработка стандартов на определенные требования к группам однородной продукции (услуги). Например, на классификацию, методы испытаний, правила хранятся и/или транспортировки и т.п. Наиболее часто отдельным объектом стандартизации являются параметры и нормы безопасности и охраны окружающей среды.

Стандарт общих технических условий обычно включает следующие разделы: классификацию, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, установке, маркировке, требования безопасности, требования охраны окружающей среды, правила приемки продукции, методы контроля, транспортирования и хранения, правила эксплуатации, ремонта, утилизации.

Наличие в содержании стандарта тех или иных разделов зависит от особенностей объекта стандартизации и характера предъявления к нему требований.

Стандарт технических условий устанавливает всесторонние требования к конкурентной продукции. Сущность этих требований не должна противоречить стандарту общих технических условий. Но стандарт технических условий содержит дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации. Стандарты ТУ на услугу могут содержать требования к ассортименту предоставляемых услуг (точность и своевременность исполнения, эстетичность, комфортность, комплексность обслуживания).

Стандарты на работы (процессы)устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных стадиях производственного цикла продукции: разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, утилизации. Особое место занимают требования безопасности для жизни и здоровья людей при осуществлении технологических процессов.

Стандартизации подлежит предельно допустимые нормы различного рода воздействий технологий на природную среду. Эти воздействия могут носить химический (выбор вредных химикатов), физический (радиационное излучение), биологический (заражение микроорганизмами) и механический (разрушение памятников архитектуры) характер опасный в экологическом аспекте. Экологические требования могут касаться применения материалов и сырья, работы очистного оборудования, правил аварийных выбросов, ликвидации их последствий, предельно допустимых норм сбросов веществ и вод.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Главный критерий объективности метода контроля – воспроиводимость и сопоставимость результатов. Необходимо пользоваться стандартизованными методами контроля, т.к. о них базируется на международном опыте и передовых достижениях.

Стандарт обычно рекомендует несколько методик контроля применительно к одному показателю качества продукта.

В 1996г. внесено измение в основополагающий стандарт, согласно которому к перечню нормативных документов добавляется технический регламент. В ЕС технический регламент стандарта обязательным документам, если на него есть ссылка в соответствующей Директиве.

Технический регламент содержит технические требования, опираясь на требования государственного стандарта.

Применение нормативных документов и характер их требований.

Руководство 2 ИСО/МЕК рекомендует два основных способа применение нормативного документа:

1)                                               непосредственное использование в соответствующей области (производстве, испытаниях, сертификации и т.д.);

2)                                         введение его в другой нормативный документ .

Например, международное правило (норма) вводится в национальный стандарт, который может применятся непосредственно на предприятии, либо правила (нормы), содержащиеся в этом национальном стандарте, включается в стандарт предприятия.

Применение международного стандарта может быть прямым и косвенным. Прямое – не связано с его применением в нормативном документе, действующем в национальной стандартизации. Косвенное – посредством включения стандарта в национальный нормативным документ.

Характер требований нормативных документов.

Нормативные документы могут содержать: обязательные требования и альтернативные требования и положения. Инструкции обычно излагаются в повелительном наклонении, рекомендации – в сослагательные требования содержат критерии, которые должны быть соблюдены.

Альтернативные требования представляются в форме выборочных либо дополнительных норм.

В сущности положение – обобщающее понятие. Оно может быть изложено в форме сообщение, инструкции, рекомендации или требования.

Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов.

В зарубежной практике требования стандартов обязательны для выполнения в соответствии с общим законом, либо на этот стандарт имеется обязательная ссылка.

В регламентах (технических) ссылки могут носить разный характер:

-ссылка с твердой идентификацией;

-ссылка со скользящей идентификацией;

-ссылка общего характера.

Ответственность существует за нарушение стандарта, на которую имеется обязательная ссылка.

Технический регламент может иметь индикативную ссылку. В этих ссылках соблюдение стандарта рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента. Ответственность за нарушение стандарта несут предприятия (юридические лица) и физические, органы государственного управления. Ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора.

Специальная уголовная ответственность установлена за обман покупателей в отношении качества товара, а также за производство и реализацию товаров и услуг, не соответствие требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к количеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

Контрольные вопросы.


1.                 Назовите основные цели стандартизации?

2.                 Какие органы осуществляют деятельность по стандартизации?

3.                 Какие категории стандартов вы знаете.

4.                 Перечислите методы применения стандартов.

5.                 Лекция 4

Тема 5. Державна система стандартизацiï Украïни. Унiфiкация. Нормоконтроль технологiï документацiï.

За точку отсчета возникновения стандартизации в нашем государстве можно взять

 1555г. – царствование Ивана Грозного (стандарты на военное снаряжение и строительство, например, храм Василия Блаженного)

1911г. – создание общества по стандартизации

1923г. – Комитет эталонов и стандартов (КЭС)

1925г. – Комитет по стандартизации при  Совете Труда и обороны – создание государственной системы стандартизации.

1930г. – Всесоюзный комитет стандартизации (ВКС)

1954 – Комитет стандартов, мер и измерительных приборов (Госстандарт СССР)

1992 – Постоянная комиссия по стандартизации, качеству и сертификации – межгосударственный орган СНГ

2001 – Закон Украины : Про стандартизацию.

Этот закон оговаривает общие правовые и организационные органы стандартизации в Украине и направленный на обеспечение единой технической политики в сфере стандартизации.

Раздел 1

Общие положения

Статья 1. Основные термины и определение.

Статья 2. Сфера действия Закона.

 Этот Закон регулирует отношения, связанные с применением ее результатов и распространять на хозяйственные субъекты независимо от форм собственности и видов деятельности, органов исполнительной власти, а также на общественные организации и союз.

Действие этого Закона не распространяется на фармацевтическую продукцию, ядерные материалы, стандарты медицинского обслуживания, образования, бухучета и другие социальные стандарты, сфера действия которых устанавливается другими законами .

Статья 3. Законодательство в сфере стандартизации

Оно состоит из этого Закона и других нормативно-правовых актов, которые не противоречат этому Закону.

Статья 4. Объекты стандартизации

Статья 5. Цель и основные принципы государственной политики в сфере стандартизации.

Раздел 2

Организация стандартизации

Статья 6. Субъекты стандартизации

Субъектами стандартизации являются:

1)                национальный орган стандартизации Украины;

2)                Совет стандартизации;

3)                Технические комитеты стандартизации;

4)                Другие органы, которые занимаются стандартизацией.

Статья 7. Национальный орган стандартизации Украины.

Национальным органом стандартизации Украины является специальный уполномоченный орган центральной исполнительной власти, который организует, координирует и проводит деятельность относительно разработки, утверждения, принятия, пересмотра и отмены национальных стандартов.

Статья 8. Совет стандартизации.

Совет является консультативным органом правления Кабинета Министров Украины. Основной целью Совета является развитие диалога между изготовителями, потребителями продукции и органами исполнительной власти, содействию развития стандартизации.

Стандарты применяются на добровольной основе: непосредственно или путем ссылки на них в других документах. Применение стандартов или их отдельных положений становится обязательным:

1)                для всех субъектов хозяйственной деятельности, если на стандарты есть ссылка в технических регламентах или других нормативно-правовых актах;

2)                для участников соглашения относительно разработки, изготовления или поставки продукции, если в нем есть ссылка на определенный стандарт;

3)                для изготовителя или поставщика продукции, если он составил декларацию про соответствие продукции определенным стандартом или применил значение этих стандартов в маркировке;

4)                для изготовителя или поставщика, если его продукция сертифицирована относительно требований стандарта.

Стандарты, примененные во время изготовления продукции, должны сберегаться у производителя в течении 10 лет после выпуска последнего изделия. Международные, региональные и стандарты других стран, если они не противоречат законодательству, могут применяться в Украине в установленном порядке.

Статья 9. Технические комитеты стандартизации.

Национальный орган стандартизации создает технические комитеты стандартизации, предназначенные и согласовать международные, региональные и национальные стандарты.

Технические комитеты стандартизации могут иметь статус юридического лица.

Статья 10. Другие органы по стандартизации.

Имеют право разрабатывать и принимать статуса соответствующих уровней.

Раздел 3

Стандарты и их применение.

Статья 11.Разработка и принятие стандартов

В зависимости от уровня органа, который принимает или утверждает стандарты, их делят на:

1) национальные стандарты и своды правил, принятые или утвержденные национальными органами стандартизации Украины;

2) стандарты, своды правил и технические условия, принятые или утвержденные другими органами стандартизации;

Национальные стандарты разрабатываются техническими категориями стандартизации, а в случае их отсутствия – другими организациями, которые имеют для этого соответствующий научно-технический потенциал.

Статья 12. Порядок применения стандартов

Статья 13. Применение стандартов в технических регламентах и других нормативно-правовых актах

Технические регламенты и другие нормативно-правовые акты, которые устанавливают обязательные требования относительно:                а) защиты жизни, здоровья и имущества людей;

б) охраны окружающей среды;

в) безопасности продукции, процессов и услуг;

г) предупреждения введения в обман относительно предназначения и безопасности продукции;

д) устранения угрозы для национальной безопасности.

Статья 14. Знаки соответствия национальным стандартам .

Раздел 4

Информационное обеспечение

Статья 15. Издание и распространение нормативных документов.

Статья 16. Предоставление информационных услуг.

Раздел 5

Международное сотрудничество.

Раздел 6

Финансирование работ по стандартизации.

Раздел 7

Концевые положения

Роль унификации в промышленном производстве

Максимальная унификация узлов, деталей, материалов, конструктивных элементов является одним из важнейших рычагов повышения эффективности деятельности отраслей промышленности и отдельных предприятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.