Рефераты. Таможенные органы в Российской Федерации






Таможенные органы в Российской Федерации

Министерство образования и науки РФ.

НОУ СПО «Гуманитарный техникум»

г. Омска











Курсовая работа

по дисциплине: Система Государственного Управления (СГУ)

Тема: «Таможенные органы в Российской Федерации»


 







 

 

Омск – 2008 г.


Содержание

Введение. .

Глава 1. Организация, система и структура таможенных органов

§1. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция.

1.1. Единая система таможенных органов РФ

1.2 Основные функции таможенных органов РФ.

§2. Таможенные органы РФ, система, структура, правовой статус 

2.1. Государственный таможенный комитет РФ;

2.2. Региональное таможенное управление;

2.3. Таможня, таможенный пост.

Глава 2. Должностные лица таможенных органов РФ.

§1. Правовой статус должностных лиц таможенных органов РФ

1.1. Понятие государственного таможенного служащего.

1.2. Должности и специальные звания в таможенных органах. .

1.3. Общеслужебные права и обязанности должностных лиц таможенных органов.

1.4. Правоограничения государственных таможенных служащих.

§2. Прохождение службы в таможенных органах.

§3. Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов

§4. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц

Заключение

Приложения

Используемая литература.


Введение


Тема данной курсовой работы «Таможенные органы Российской Федерации».

Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.

В курсовой работе для более полного освещения темы будут рассмотрены: организация, система и структура государственных таможенных органов, а также правовой статус должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах.

Выбранный мной материал для исследования я считаю актуальным, потому что таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему таможенной политики, направленную на регулирование экономической и внешнеторговой деятельности в Российской Федерации; рассмотреть правовой статус должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах РФ.

Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

 - содействие проведению структурной перестройки;

 - обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

 - обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

 - участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

 - стимулирование развития национальной экономики;

 - содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России.

Таможенный Кодекс РФ регулируют компетенцию таможенных органов, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможен­ную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных плате­жей, таможенного оформления, таможенный контроль и др.

В федеративных государствах таможенные органы составляют, как правило, компетенцию федеральной власти. Конституция РФ относит таможенное регу­лирование к ведению федеральных органов (п. "ж" ст. 71). Этот важнейший принцип таможенного права напрямую связан со ст. 8 Конституции РФ, закреп­ляющей единство экономического пространства, свободное перемещение това­ров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.

Одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и фи­нансовых средств является отсутствие внутренних таможенных границ. Консти­туция РФ (ч. 1 ст. 74) закрепляет: "На территории Российской Федерации не до­пускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств". Таким образом, Основной закон гарантирует основы конституционного строя (в данном случае - единство экономического пространства) через установление конкретных ограничений в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного само­управления, правовой статус которых содержит полномочия по установлению таможенных границ, пошлин и сборов (пп. "ж", "з" ст. 71, п. "и" ч. 1 ст. 72, ст. 73 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Обложение пошлинами и сборами товаров при перемещении между раз­личными территориями России активно использовалось субъектами вплоть до принятия ныне действующей Конституции РФ в целях защиты местного товар­ного рынка. Статья 74 Конституции сделала невозможным принятие подобных решений органов государственной власти субъектов РФ в будущем.

Отнесение таможенного дела к ведению федеральных органов государст­венной власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. В соответствии с п. "в" ст. 106 Конституции РФ такие нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов та­моженного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.

Глава 1. Организация, система и структура таможенных органов


§1 Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция


Таможенные органы России — это государственные орга­ны, регулирующие правоотношения, возникающие, изме­няющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

Эмблема таможенных органов представляет собой факел и кадуцей золо­тистого цвета, расположенные накрест в поле ярко-зеленого геральдического щита. Щит изображается на фоне золотистого цвета, орла, Государственного герба Российской Федерации.

Флаг таможенных органов символизирует государственную принадлеж­ность морских и речных судов, плавающих под ним. На судне, находящемся в кампании (плавании), поднимается вымпел, который носится постоянно, в тече­ние всей кампании, в любую погоду, на ходу и на якоре.

Эмблема таможенных органов может размещаться на зданиях и сооруже­ниях таможенных органов, на автотранспортных средствах, морских, речных и воздушных судах таможенных органов, в залах заседания коллегий (советов) та­моженных органов, в рабочих кабинетах руководителей таможенных органов.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. Таможенные органы яв­ляются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структурa федеральных органов исполнительной власти опреде­лена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. и ут­верждена в новой редакции Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г.

Исходя из понимания федеральной исполнительной вла­сти как деятельности, состоящей в практической реали­зации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что та­моженные органы осуществляют исполнительную и распо­рядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической орга­низации и осуществлении таможенного дела в стране.

Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов испол­нительной власти, является то, что действующим законо­дательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Однако, это отдельная тема курса и она будет рассмотрена нами позднее.

Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.

Компетенция таможенных органов — это система влас­тных полномочий, функций и задач, возлагаемых госу­дарством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным орга­нам определенные полномочия для выполнения возложен­ных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объек­там и обязанностей перед личностью, обществом и госу­дарством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компе­тенции таможенных органов.

Реализация компетенции таможенных органов осуществ­ляется в различных правовых формах — путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правопри­менения и правоохраны. Остановимся на этом подробнее.

Таможенные органы во исполнение возложенных на них функций и решения, поставленных перед ними за­дач имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обя­зательные для исполнения всеми субъектами-участника­ми правоотношений, урегулированных нормами таможен­ного права (государственными и муниципальными орга­нами, организациями и учреждениями, юридическими и физическими лицами — как российскими, так и инос­транными).

Правоприменение в деятельности таможенных органов — это властно-регулятивные действия должностных лиц та­моженных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, уста­навливающих процедуру правоприменительной деятельно­сти, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы. Правоприменительная деятельность с на­рушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридичес­кой ответственности (вплоть до уголовной).

Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия.

1.1            ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональ­ной общностью совокупность самостоятельных звеньев, ха­рактеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вы­шестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет опре­деленную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные орга­ны в целом.

Эта система имеет четыре звена: ГТК России, регио­нальные таможенные управления, таможни и таможен­ные посты. Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что таможенные посты за редким исключением не явля­ются юридическими лицами и, следовательно, не облада­ют правоспособностью в полном объеме. А раз так, то их, на наш взгляд, не следовало бы выделять в качестве са­мостоятельного звена системы таможенных органов. В то же время, четырехзвенная структура системы таможен­ных органов имеет законодательное закрепление и отра­жена в ст. 8 ТК РФ.

Взаимоотношения в системе таможенных органов ос­новываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности ниже­стоящих органов системы таможенных органов вышесто­ящим. Децентрализация проявляется в наличии у каж­дого таможенного органа строго определенной компетен­ции по осуществлению таможенного дела на подведом­ственной ему территории и сочетании единого централи­зованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возло­женных на них функций.

Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные орга­ны и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воз­душные суда — опознавательный знак (эмблему таможен­ных органов).

Деятельность таможенных органов должна осуществ­ляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, рос­сийскими законами и международными договорами Рос­сийской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие сво­их должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации таможен­ной службы несут ответственность как юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1068), если иное прямо не предусмотрено международным дого­вором, нормы которого нарушены. А непосредственно ви­новные в этом таможенные служащие несут дисципли­нарную, административную, уголовную или иную ответ­ственность в соответствии с законодательством Российс­кой Федерации.

1.2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


Деятельность таможенных органов как органов испол­нительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.

Под функциями органа исполнительной власти следу­ет понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене ин­формацией организационно-правовых воздействий орга­на, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, эконо­мической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направ­ленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отража­ют материальное содержание управленческой деятельнос­ти, перечень их содержится в актах, регулирующих пра­вовое положение органа в общей системе государствен­ных органов.

Классификация функций управления в научной и учеб­ной литературе проводится различными авторами не од­нозначно. Основными критериями классификации явля­ются объект и субъект управления.

Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направлен­ные на защиту экономического суверенитета и экономи­ческой безопасности России, активизацию связей россий­ской экономики с мировым хозяйством, обеспечение за­щиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и госу­дарственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Субъектами управления в сфере таможенного дела яв­ляются таможенные органы России, составляющие еди­ную систему, в которую входят:

• Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России);

• региональные таможенные управления Российской Федерации;

• таможни Российской Федерации;

• таможенные посты Российской Федерации.

Единство системы таможенных органов определяется единством их целей и задач по осуществлению единой таможенной политики на единой таможенной территории Российской Федерации.

Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечиваю­щие (функциональные).

Основные функции таможенных органов России (их двадцать) изложены в ст. 10 ТК РФ. Среди них:

• участие в разработке и реализации таможенной по­литики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, переме­щаемых через российскую границу;

• защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопаснос­ти государства, являющейся экономической основой су­веренитета России;

• содействие осуществлению мер по защите государ­ственной безопасности, общественного порядка, нравствен­ности населения, жизни и здоровья человека, защите ин­тересов российских потребителей ввозимых товаров;

• применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, обеспе­чение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

• осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;

• ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики; ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

• осуществление валютного контроля в пределах сво­ей компетенции;

• борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Рос­сии; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, историчес­кого и археологического достояния народов России и за­рубежных стран, объектов интеллектуальной собственно­сти, исчезающих видов животных и растений; содействие в борьбе с международным терроризмом;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.