Рефераты. Таможенные органы в Российской Федерации






Важным правовым требованием государственной тамо­женной службы является принятие таможенным служа­щим присяги, которую он обязан принять не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального зва­ния. Текст присяги содержится в ст. 19 Федерального за­кона РФ «О службе в таможенных органах». Порядок при­нятия присяги определяется Председателем ГТК России.

Присвоение специальных званий государственным та­моженным служащим осуществляется в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании.

Очередное специальное звание как поощрение за доб­росовестное исполнение должностных обязанностей может быть присвоено таможенному служащему и до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании, но оно не может быть выше звания соответствующего долж­ности. За особые заслуги очередное специальное звание на одну ступень выше соответствующего должности мо­жет быть присвоено по истечению срока выслуги в специ­альном звании. Очередное звание на одну ступень выше соответствующего должности (до полковника таможенной службы включительно) может быть присвоено таможен­ному служащему, имеющему ученую степень или ученое звание.

Представление к присвоению очередного звания госу­дарственного таможенного служащего, который имеет дис­циплинарное взыскание (кроме объявленного устно) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения им служебной дисциплины, не производится до снятия дис­циплинарного взыскания либо прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или окончания служебной проверки.

Начальник таможенного органа, необоснованно задер­жавший представление своего сотрудника к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность. При этом указанный сотрудник имеет право на компенсацию ему положенных видов доволь­ствия, которые он получил бы при своевременном присво­ении очередного специального звания.

1.3 ОБЩЕСЛУЖЕБНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ.

Права являются мерой возможного поведения таможен­ных служащих при прохождении ими государственной таможенной службы, а обязанности — мерой их должного поведения. А общеслужебными рассмотренные ниже права и обязанности именуются потому, что они являются общими для всех государственных таможенных служащих и не зависят от места работы и занимаемой должности.

Для успешного осуществления своей служебной дея­тельности Федеральным законом РФ «О службе в тамо­женных органах» государственному таможенному служа­щему предоставлены следующие права:

1. Право на ознакомление с документами, определяю­щими права и обязанности таможенного служащего по занимаемой должности, а также критерии оценки каче­ства прохождения таможенной службы, способствующие его продвижению по службе.

2. Право на получение в установленном порядке ин­формации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

3. Право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей любых организа­ций независимо от форм собственности.

4. Право на принятие решений и участие в подготовке и принятии решений в соответствии с должностными обя­занностями, что означает возможность участия таможен­ного служащего в обсуждении и решении вопросов дея­тельности как таможенного органа или организации та­моженной службы в целом, так и его конкретных подраз­делений, а также выступать с обоснованной критикой неправильных действий других сотрудников и вносить соответствующие предложения.

5. Право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном орга­не, что обеспечивает реализацию конституционного пра­ва граждан на равный доступ к государственной службе.

6. Право на продвижение по службе, а также на увеличение размера денежного довольствия с учетом выслу­ги лет, результатов службы и уровня квалификации.

7. Право на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотрен­ных на содержание ГТК России.

8. Право на применение физической силы, специаль­ных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных главой 61 ТК РФ.

Таможенные служащие наделены также рядом прав, сопутствующих их служебной деятельности. Это такие права как:

право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу своих объяснений;

право на проведение по его требованию служебного рас­следования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

право на пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет; право на объединение в профессио­нальные союзы и право на участие в собраниях сотрудни­ков таможенных органов.

В ч. 2 ст. 16 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах» также указано, что сотрудники та­моженных органов имеют также и другие права в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

 К общеслужебным обязанностям относятся:

1. Обязанность обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных — непреклонное требование, предъявляе­мое ко всем государственным служащим.

2. Обязанность обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан в таможенно-правовой сфере.

3. Обязанность выполнять приказы и распоряжения вы­шестоящих в порядке подчиненности руководителей, от­данные ими в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных.

4. Обязанность в пределах своей компетенции своевре­менно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также обращения государственных орга­нов, органов местного самоуправления и организаций.

5. Обязанность соблюдать установленные в таможен­ных органах правила внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной информацией, выполнять долж­ностные инструкции.

6. Обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимой для исполнения своих должностных обязан­ностей.

7. Обязанность хранить государственную и иную охра­няемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обя­занностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Конкретные обязанности (их еще можно обозначить как функциональные обязанности) государственных таможен­ных служащих зависят от занимаемой должности и опре­деляются должностными инструкциями.

Таможенный служащий должен исполнять свои обя­занности в строгом соответствии с действующим законо­дательством, присягой и контрактом. При исполнении своих служебных обязанностей таможенный служащий находится под защитой государства и никто, кроме орга­нов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его служебную дея­тельность.

1.4 ПРАВООГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖАЩИХ.

Правоограничения государственных таможенных слу­жащих — это установленные Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах» запреты на осуществ­ление действий, несовместимых со статусом государствен­ного таможенного служащего:

1) запрет заниматься другой оплачиваемой деятельно­стью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) запрет совмещать таможенную службу с исполнени­ем обязанностей депутата федерального органа законода­тельной власти, органов законодательной власти субъек­тов Российской Федерации, а также органов местного са­моуправления;

3) запрет заниматься предпринимательской деятельно­стью как лично, так и через доверенных лиц;

4) запрет состоять членом органа управления коммер­ческой организации (за исключением ряда оговоренных в законе случаев);

5) запрет быть поверенным или представителем по де­лам третьих лиц в таможенных органах;

6) запрет на использование в неслужебных целях сред­ства материально-технического и информационного обес­печения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;

7) запрет на получение гонораров за публикации и вы­ступления, связанные с исполнением должностных обя­занностей;

8) запрет на получение от физических и юридических лиц подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, средств на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений, связанных с исполне­нием служебных обязанностей;

9) запрет принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, а также международных и иностранных организаций;

10) запрет выезжать в служебные командировки за пре­делы России за счет средств юридических и физических лиц за исключением служебных командировок в соответ­ствии с международными договорами Российской Феде­рации;

11) запрет на использование своего служебного поло­жения в интересах политических партий и общественных (в том числе религиозных) объединений.

Помимо указанных в Федеральном законе Российской Федерации «О службе в таможенных органах» правоограничений на государственных таможенных служащих рас­пространяется также и абсолютный для всех государствен­ных служащих запрет на организацию забастовок и на участие в их проведении.


§2 ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ.


Под прохождением государственной таможенной служ­бы следует понимать совокупность юридических фактов, характеризующих служебно-правовое положение государ­ственных таможенных служащих и его динамику. К та­ким фактам относится: поступление на таможенную служ­бу, назначение на должность, присвоение специального звания, заключение контракта, служебная аттестация, перемещение по службе и др.

Понятие «прохождение службы» следует рассматривать в двух аспектах: временном и содержательном. Времен­ной аспект прохождения службы охватывает период вре­мени, начинающийся с момента поступления на таможен­ную службу и заканчивающийся прекращением служеб­ных отношений, т. е. оставлением службы. Содержатель­ный аспект прохождения службы характеризует динами­ку служебно-правового положения таможенного служаще­го в указанный временной период, иными словами — этапы прохождения таможенной службы. Причем каждый этап прохождения службы должен быть тщательно регла­ментирован в нормативных актах. Иначе не возможно будет обеспечить высокий уровень организации таможенной службы и ее эффективность.

Правом поступления на государственную таможенную службу обладают граждане России, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уров­ню образования и состояния здоровья обеспечивать выпол­нение функций, возложенных на таможенные органы.

При поступлении на государственную таможенную службу и при ее прохождении не допускается установление, каких бы то ни было прямых или косвенных ограни­чений или преимуществ в зависимости от пола, расы, на­циональности, происхождения, имущественного и долж­ностного положения, места жительства и ряда иных об­стоятельств. Гражданин не может быть принят на госу­дарственную таможенную службу и находиться на ней лишь в следующих строго оговоренных в законе случаях:

а) признания его судом недееспособным или ограни­ченно дееспособным;

б) наличия у него неснятой или непогашенной судимо­сти, а также лишения его судом права занимать государ­ственные должности государственной службы в течение определенного срока;

в) наличия у него заболевания, препятствующего вы­полнению должностных полномочий;

г) наличия у него близкого родства или свойства с го­сударственным таможенным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому;

д) его отказа от прохождения процедуры допуска к све­дениям, составляющим государственную или иную охра­няемую законом тайну, если служба будет непосредствен­но связана с использованием таких сведений;

е) его отказа от предоставлении в органы Государствен­ной налоговой службы РФ сведений о полученных им до­ходах и об имуществе, принадлежащем ему на правах частной собственности и являющегося объектом налого­обложения.

Прохождение государственной таможенной службы осу­ществляется на контрактной основе. Контракт о службе заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом (организацией таможенной службы) в лице его начальника с соблюдени­ем установленных требований. В ряде случаев контракт заключается с вышестоящими таможенными органами. Перечень должностей государственной таможенной служ­бы, при назначении на которые контракт заключается с вышестоящими таможенными органами, определяется Председателем ГТК России. Порядок заключения контрак­та и его типовая форма также устанавливаются Председа­телем ГТК РФ. В контракте предусматривается ответствен­ность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Контракт заключается сроком на один, три, пять или де­сять лет, либо до достижения гражданином предельного возраста пребывания на государственной таможенной службе.

Замещение должностей государственной таможенной службы осуществляется путем назначения на должность, либо по результатам конкурса.

Назначение на должность государственной таможенной службы — это юридический акт компетентного должност­ного лица, определяющий момент официального возло­жения на государственного таможенного служащего осу­ществление функций, обязанностей и прав, определенных данной должностью. Путем назначения замещаются прак­тически все должности государственной таможенной служ­бы, за исключением тех из них, которые замещаются по результатам конкурса. Конкурс представляет собой фор­му замещения должностей, включающий элементы вы­борности. Он имеет целью отбор высококвалифицирован­ных кадров и комплектование ими таможенных органов и организаций таможенной службы. Перечень должнос­тей государственной таможенной службы, замещение ко­торых осуществляется на конкурсной основе, определяет­ся Председателем ГТК России.

При поступлении гражданина на государственную та­моженную службу может устанавливаться испытание сро­ком до шести месяцев в зависимости от уровня его про­фессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. Цель испытания — проверка профессиональ­ной пригодности. В этом случае гражданин назначается на должность стажером без присвоения ему специального звания. Продолжительность испытательного срока указы­вается в контракте и приказе о назначение на должность. По решению начальника таможенного органа испытатель­ный срок может быть сокращен. Во время испытательно­го срока стажер выполняет обязанности и пользуется пра­вами таможенного служащего в соответствии с занимае­мой им должностью и условиями контракта.

Прохождение государственной таможенной службы свя­зано с периодической аттестацией таможенных служащих, а также с повышением их квалификации в специально созданных учебных заведениях — Российской таможен­ной академии и ее филиалах.

Аттестация проводится для определения уровня про­фессиональной подготовки и соответствия государствен­ного таможенного служащего занимаемой им должности, либо для решения вопроса о представлении таможенного служащего к государственной награде Российской Феде­рации. Аттестация таможенных служащих должна про­водиться не чаще одного раза в два года, но и не реже одного раза в четыре года. Досрочная аттестация сотруд­ника может быть проведена только по согласованию с на­чальником вышестоящего таможенного органа. Для про­ведения аттестации таможенных служащих в таможен­ных органах и организациях таможенной службы созда­ются аттестационные комиссии.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, который наряду с другими документами, характе­ризующими служебную деятельность, хранится в личном деле таможенного служащего. По результатам аттестации аттестационная комиссия может вносить рекомендации о поощрении таможенного служащего за достигнутые им успехи в службе, об установлении, изменении или отмене ему надбавки к должностному окладу, о включении атте­стуемого сотрудника в резерв на выдвижение, о пониже­нии его в должности, и ряд иных предложений. Итоги аттестации оформляются в приказе по таможенному орга­ну с учетом оценок и рекомендаций аттестационной ко­миссии.

Неотъемлемым условием прохождения гражданином го­сударственной таможенной службы является возможность перемещения его по службе.

Перемещение таможенного служащего по службе производится следующим образом:

• на высшую должность — в порядке продвижения по службе с согласия самого таможенного служащего;

• на равнозначную должность — с согласия таможен­ного служащего либо для более целесообразного его ис­пользования с учетом деловых, личных качеств и профес­сиональной подготовки, а также по семейным обстоятель­ствам, состоянию здоровья или возрасту;

• на другую должность в том же таможенном органе или организации таможенной службы, в другой таможен­ный орган в той же местности или на службу в другую местность (перевод по службе) — по инициативе началь­ника таможенного органа с согласия таможенного служа­щего, если иное не оговорено в контракте;

• на нижестоящую должность — при сокращении шта­тов, в случае невозможности перемещения на равнознач­ную должность с согласия таможенного служащего, а так­же по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, по личной просьбе, либо по служебному несоответствию в аттестационном порядке с согласия та­моженного служащего;

• при поступлении на учебу с освобождением от зани­маемой должности, а также при назначении на должность после окончания учебы;

• при привлечении таможенного служащего к выпол­нению специального задания, а также в порядке прико­мандирования его к органу государственной власти Рос­сийской Федерации и иным организациям.

Перемещение по службе всегда оформляется приказом начальника соответствующего таможенного органа с ука­занием основания перемещения. Во всех случаях переме­щения таможенного служащего по службе ему обеспечи­вается работа по основной или родственной специальнос­ти либо в соответствии имеющимся опытом, а при необ­ходимости его использования на должности по новой для него специальности перемещению должна предшествовать его профессиональная переподготовка.

Необходимым условием прохождения государственной таможенной службы является служебная дисциплина, которая сводится к строгому и неуклонному соблюдению государственными таможенными служащими установлен­ных нормативно-правовыми актами порядка и правил осуществления полномочий должностных лиц таможен­ных органов. Центральное место среди этих правовых актов занимает Дисциплинарный устав таможенной службы, утвержденный Указом Президента РФ № 1396 от 16 но­ября 1998 г. Ответственность за состояние служебной дис­циплины среди подчиненных возлагается на начальника таможенного органа (организации таможенной службы).

Нарушение таможенными служащими служебной дис­циплины влечет за собой применение к ним мер дисцип­линарного взыскания. За добросовестное же исполнение таможенными служащими служебных обязанностей, на­оборот, применяются меры их поощрения. Виды дисцип­линарных взысканий и поощрений, применяемых к госу­дарственным таможенным служащим, а также порядок их применения установлен уже упомянутым Дисципли­нарным уставом таможенной службы.

К условиям прохождения государственной таможенной службы относятся также внутренний распорядок, продол­жительность служебного времени, отпуска, денежное и материальное обеспечение, государственное личное и до­полнительное социальное страхование, льготы, гарантии и компенсации таможенным служащим. Все эти условия подробно оговорены в главе 5 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.