Понятие вреда охватывает всякое умаление личного или имущественного блага лица, которому он причиняется. Вред может быть моральным, физическим и материальным.
Лица, которым или имуществу которых причинены убытки вследствие решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работников, вправе согласно ч. 1 ст. 15 ГК РФ и ст. 455 ТК РФ требовать полного возмещения причиненных им убытков. Ущерб (убытки и вред) возмещаются таможенными органами на общих основаниях в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При этом, согласно действующему законодательству, таможенные органы несут ответственность только за ущерб, причиненный противоправно, т. е. посредством решений, действий или бездействия, совершенных неправомерно.
Неправомерными признаются решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, противоречащие предписаниям норм действующего таможенного законодательства. Не существует правовой обязанности таможенного органа по возмещению ущерба (вреда или убытков), когда такой ущерб был причинен лицу правомерно (например, вследствие пресечения должностными лицами таможни правонарушения в сфере таможенного дела).
Материальная и иная ответственность государства в лице таможенных органов основывается на принципе объективной ответственности, т. е. при наличии причинной связи между противоправным решением, действием или бездействием таможенного органа или его должностного лица и наступлением ущерба. При этом наличие вины в действиях (бездействии) конкретного должностного лица вовсе не обязательно. Неправомерное действие или бездействие конкретного должностного лица таможенного органа может быть совершено и невинно (например, как следствие исполнения решения или прямого указания вышестоящего органа или должностного лица, которое оказалось незаконным и в результате исполнения которого был нанесен ущерб). В этом случае таможенный орган все равно несет ответственность, а вот конкретное должностное лицо - уже нет.
В соответствии с действующим законодательством ответственность таможенных органов наступает при наличии следующих условий:
а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работников;
б) наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;
в) причинной связи между неправомерным решением, действием или бездействием таможенного органа, его должностного лица или иного работника и наступившим вредом (убытками).
Как уже отмечено, непосредственно перед потерпевшим гражданско-правовую ответственность несут таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или бездействием которых либо неправомерными решениями, действиями или бездействием должностных лиц или иных работников которых был причинен ущерб. В свою очередь, таможенный орган, возместивший ущерб потерпевшему, впоследствии вправе взыскать денежную сумму, истраченную на возмещение этого ущерба, с непосредственно виновного в его нанесении должностного лица или иного своего работника.
Должностные лица таможенных органов, а также иные работники таможенных органов (и это подчеркнуто в ст. 456 ТК РФ) за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную (например, материальную) ответственность в соответствии с действующим российским законодательством.
Так, к дисциплинарной ответственности привлекаются государственные таможенные служащие за нарушение служебной дисциплины, а иные работники таможенных органов — за нарушение трудовой дисциплины. За совершение административных правонарушений указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако, как правило, за некоторым исключением (например, совершением нарушений правил дорожного движения), эти правонарушения не связаны с осуществлением таможенными служащими своих должностных обязанностей. Уголовную ответственность государственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285 УК РФ, получение взятки — ст. 290 УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ и др.). На сотрудников таможенных органов, как должностных лиц, так и иных работников, может быть возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам и их имуществу вследствие вынесенного незаконного решения или совершения ими противоправных действий (бездействия). Причем обязательным условием привлечения должностных лиц и иных работников таможенных органов к любому виду ответственности является виновность этих лиц в совершении противоправного деяния или принятии незаконного решения.
Каждый из этих видов юридической ответственности должностных лиц и иных работников таможенных органов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыскания) и существует свой порядок их применения.
Представляется в рамках рассматриваемой темы более подробно остановиться на дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов, а точнее даже — на дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих. И вот почему. Дисциплинарная ответственность иных работников таможенных органов (т. е. лиц, работающих в таможенных органов и организациях таможенной службы, но не являющихся при этом государственными таможенными служащими) регламентируется нормами трудового права, административная ответственность как государственных таможенных служащих, так и иных работников таможенных органов — нормами административного права, уголовная ответственность - нормами уголовного и уголовно-процессуального права, материальная ответственность в большинстве своем — нормами гражданского и трудового права. А вот дисциплинарная ответственность государственных таможенных служащих непосредственно входит в предмет регулирования таможенного права, а ее практическая реализация входит в компетенцию таможенных органов и ее руководителей.
Под дисциплинарной ответственностью государственных таможенных служащих следует понимать применение мер дисциплинарного воздействия к государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Основанием для привлечения государственного таможенного служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок (нарушение служебной дисциплины), т. е. виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей.
Правовую основу дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих составляют, прежде всего, Таможенный кодекс РФ, а также федеральные законы «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах Российской Федерации». А вот порядок ее реализации закреплен в утвержденном Указом Президента РФ Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации. Ведомственными нормативно-правовыми актами ГТК России определены права начальников таможенных органов по применению мер дисциплинарного воздействия, порядок организации и проведения служебных проверок и ряд других вопросов, касающихся практической реализации дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на таможенных служащих за нарушение служебной дисциплины могут быть наложены следующие виды взысканий, именуемых дисциплинарными: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии (по результатам аттестации), увольнение из таможенных органов.
Правом наложения дисциплинарного взыскания на государственного таможенного служащего обладает начальник таможенного органа или организации таможенной службы, в котором этот таможенный служащий проходит службу. Исключение составляют случаи увольнения из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания, правом наложения которого обладают лишь начальники таможенных органов, имеющие право назначения на эту должность. Так, например, уволить из таможенных органов начальника таможенного поста за нарушение им служебной дисциплины может только начальник регионального таможенного управления, поскольку именно его приказами назначаются на должность начальники таможенных постов. Начальник таможни, в структуру которого входит возглавляемый провинившимся начальником таможенный пост, таким правом не обладает.
Увольнение из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания нуждается еще в некоторых комментариях. Так, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 ст. 48 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник может быть уволен с государственной таможенной службы за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или за ее систематические нарушения.
К грубым нарушениям служебной дисциплины согласно Дисциплинарному уставу таможенной службы относятся:
1. Невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 ст. 17 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», т. е. обязанностей обеспечивать соблюдение Конституции РФ и федеральных законов, выполнять отданные в пределах их должностных полномочий приказа и распоряжения начальников таможенных органов и хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.
2. Утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия.
3. Прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин.
4. Появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
5. Несоблюдение ограничений, установленных для государственных таможенных служащих статьей 7 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (перечень этих ограничений довольно велик, рассматривался нами выше и нет необходимости его здесь повторять).
Систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение дисциплинарного проступка в течение года государственным таможенным служащим, имеющим дисциплинарное взыскание.
При наложении того или иного дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых совершен этот проступок, а также предшествующие служба и поведение привлекаемого к дисциплинарной ответственности таможенного служащего. В этой связи привлечение таможенного служащего к дисциплинарной ответственности производится, как правило, по результатам служебной проверки, проводимой в целях установления обстоятельств, причин и условий нарушения служебной дисциплины либо чрезвычайного происшествия в таможенном органе или организации таможенной службы и подтверждающей виновность тех или иных должностных лиц в совершении ими дисциплинарных проступков.
Если же в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник, в отношении которого она проводится, совершил деяние, указывающее на признаки преступления, руководитель таможенного органа (организации таможенной службы) обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания и предварительного следствия.
Для исправления возможных ошибок, допущенных при наложении дисциплинарных взысканий, и устранения у таможенных служащих сомнений в правомерности привлечения их к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарным уставом таможенной службы предусмотрена возможность обжалования решений о привлечении к дисциплинарной ответственности в вышестоящий таможенный орган или в суд. Судебное обжалование обоснованности привлечения таможенных служащих к дисциплинарной ответственности касается, как правило, случаев их увольнения из таможенных органов за нарушение служебной дисциплины и осуществляется по правила рассмотрения трудовых споров. В остальных случаях жалобы обычно подаются начальнику вышестоящего таможенного органа.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
- таможенные органы РФ являются неотъемлемой частью экономической политики государства. Особенно важна их роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной. Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, происходивших в стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ. Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующее постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта. Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.
- Таможенная политика зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Её сущность проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.
- реализация таможенной политики осуществляется в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Необходимость четкой правовой регламентации таможенной политики обусловлена, прежде всего, тем, что инструменты ее осуществления прямо или косвенно вторгаются в сферу частного бизнеса, императивно регулируя те или иные направления предпринимательской деятельности.
- Таможенно-правовые нормы устанавливаются государством, которые определяют правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно-правовых норм составляет комплексную отрасль российского законодательства.
- источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила в таможенном деле. Таким образом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. К основным элементам системы источников таможенного права России относятся:
а) внутреннее таможенное законодательство;
б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов»
Комплексный характер таможенного законодательства предполагает использование отдельных норм, содержащихся в источниках других отраслей права - Уголовном кодексе (уголовно наказуемая контрабанда, валютные преступления), Гражданском кодексе (права и обязанности сторон по договору хранения и перевозки при регулировании правоотношений, возникающих в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и складе временного хранения и т.д.), Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и т.д.
- Основными видами подзаконных актов, регулирующих таможенные отношения, являются:
1. Указы Президента РФ. Активизация нормотворческой деятельности главы государства пришлась на период, предшествовавший принятию ТК. В то время президентские указы выполняли, по существу, роль основных правовых регуляторов таможенных отношений.
2. Постановления Правительства РФ. Ими обычно регулируются наиболее важные вопросы таможенной политики и таможенного права (постановление Правительства РФ от 2 ноября 1993 года "О либерализации внешнеэкономической деятельности", постановление Правительства РФ от 14 апреля 1994 года "Вопросы таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономических связей", постановление от 23 декабря 1993 года "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности", постановление от 10 марта 1994 года "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" и др.). Предписания нормативных актов Правительства РФ по таможенным вопросам лежат в основе издания других нормативных актов в таможенной сфере (приказов ГТК, МЮС и др.). Постановлением Правительства РФ могут утверждаться различные акты (постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 года "Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации").
Издаваемые Президентом РФ и Правительством РФ распоряжения по таможенным вопросам, как правило, не содержат норм права и исчерпываются однократным применением.
3. Подзаконные акты, принимаемые совместно несколькими государственными органами. Примером может служить Инструкция Банка России и ГТК от 12 октября 1993 года "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров". Другой нормативный акт - "Порядок представления документов для освобождения от уплаты экспортных таможенных пошлин изделий и материалов, поставляемых для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов за рубежом, осуществляемых при техническом содействии Российской Федерации" - утвердили Министерство экономики, Министерство финансов, МВЭС и ГТК.
4. Нормативные акты ГТК. Согласно ст. 11 ТК в пределах своей компетенции ГТК издает нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.
В ТК закреплен порядок вступления в силу нормативных актов, издаваемых ГТК (ч. 2 ст. 11). Нормативные акты общего характера вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования, за исключением случаев, когда эти акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют, или если акты российского законодательства обязывают ГТК ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки.
- В пределах своей компетенции правовые акты могут издавать таможенные органы на местах. Эти акты обычно носят индивидуальный характер. Однако в отдельных случаях в них могут быть включены локальные правовые нормы (правила пользования таможенным складом, внутренний распорядок таможни и т.д.).
- Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере развивается по трем основным направлениям:
1) взаимодействие со странами СНГ;
2) сотрудничество со странами "дальнего зарубежья";
3) сотрудничество в рамках международных организаций.
- Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства. TK (ст. 3) при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории: "Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними". В соответствии с TK российская таможенная территория включает в себя находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10