Рефераты. Таможенные органы в Российской Федерации






Понятие вреда охватывает всякое умаление личного или имущественного блага лица, которому он причиняется. Вред может быть моральным, физическим и материальным.

Лица, которым или имуществу которых причинены убытки вследствие решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работ­ников, вправе согласно ч. 1 ст. 15 ГК РФ и ст. 455 ТК РФ требовать полного возмещения причиненных им убытков. Ущерб (убытки и вред) возмещаются таможенными орга­нами на общих основаниях в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При этом, согласно дей­ствующему законодательству, таможенные органы несут ответственность только за ущерб, причиненный противо­правно, т. е. посредством решений, действий или бездей­ствия, совершенных неправомерно.

Неправомерными признаются решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, противоречащие предписаниям норм действующего тамо­женного законодательства. Не существует правовой обя­занности таможенного органа по возмещению ущерба (вре­да или убытков), когда такой ущерб был причинен лицу правомерно (например, вследствие пресечения должност­ными лицами таможни правонарушения в сфере таможен­ного дела).

Материальная и иная ответственность государства в лице таможенных органов основывается на принципе объективной ответственности, т. е. при наличии причин­ной связи между противоправным решением, действием или бездействием таможенного органа или его должност­ного лица и наступлением ущерба. При этом наличие вины в действиях (бездействии) конкретного должностного лица вовсе не обязательно. Неправомерное действие или без­действие конкретного должностного лица таможенного органа может быть совершено и невинно (например, как следствие исполнения решения или прямого указания вы­шестоящего органа или должностного лица, которое ока­залось незаконным и в результате исполнения которого был нанесен ущерб). В этом случае таможенный орган все равно несет ответственность, а вот конкретное должност­ное лицо - уже нет.

В соответствии с действующим законо­дательством ответственность таможенных органов насту­пает при наличии следующих условий:

а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работ­ников;

б) наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;

в) причинной связи между неправомерным решением, действием или бездействием таможенного органа, его дол­жностного лица или иного работника и наступившим вре­дом (убытками).

Как уже отмечено, непосредственно перед потерпевшим гражданско-правовую ответственность несут таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или без­действием которых либо неправомерными решениями, действиями или бездействием должностных лиц или иных работников которых был причинен ущерб. В свою оче­редь, таможенный орган, возместивший ущерб потерпев­шему, впоследствии вправе взыскать денежную сумму, истраченную на возмещение этого ущерба, с непосредствен­но виновного в его нанесении должностного лица или иного своего работника.

Должностные лица таможенных органов, а также иные работники таможенных органов (и это подчеркнуто в ст. 456 ТК РФ) за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административ­ную, уголовную и иную (например, материальную) ответ­ственность в соответствии с действующим российским за­конодательством.

Так, к дисциплинарной ответственности привлекают­ся государственные таможенные служащие за нарушение служебной дисциплины, а иные работники таможенных органов — за нарушение трудовой дисциплины. За совер­шение административных правонарушений указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако, как правило, за некоторым исключением (например, совершением нарушений правил до­рожного движения), эти правонарушения не связаны с осуществлением таможенными служащими своих долж­ностных обязанностей. Уголовную ответственность госу­дарственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотребление должностны­ми полномочиями - ст. 285 УК РФ, получение взятки — ст. 290 УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ и др.). На сотрудников таможенных органов, как должностных лиц, так и иных работников, может быть возложена мате­риальная ответственность за ущерб, причиненный физи­ческим или юридическим лицам и их имуществу вслед­ствие вынесенного незаконного решения или совершения ими противоправных действий (бездействия). Причем обя­зательным условием привлечения должностных лиц и иных работников таможенных органов к любому виду ответствен­ности является виновность этих лиц в совершении проти­воправного деяния или принятии незаконного решения.

Каждый из этих видов юридической ответственности должностных лиц и иных работников таможенных орга­нов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыска­ния) и существует свой порядок их применения.

Представляется в рамках рассматриваемой темы более подробно остановиться на дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов, а точнее даже — на дисциплинарной ответственности государственных тамо­женных служащих. И вот почему. Дисциплинарная от­ветственность иных работников таможенных органов (т. е. лиц, работающих в таможенных органов и организаци­ях таможенной службы, но не являющихся при этом го­сударственными таможенными служащими) регламенти­руется нормами трудового права, административная от­ветственность как государственных таможенных служа­щих, так и иных работников таможенных органов — норма­ми административного права, уголовная ответственность - нормами уголовного и уголовно-процессуального права, материальная ответственность в большинстве своем — нор­мами гражданского и трудового права. А вот дисципли­нарная ответственность государственных таможенных слу­жащих непосредственно входит в предмет регулирования таможенного права, а ее практическая реализация входит в компетенцию таможенных органов и ее руководителей.

Под дисциплинарной ответственностью государствен­ных таможенных служащих следует понимать примене­ние мер дисциплинарного воздействия к государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Основанием для привлечения государ­ственного таможенного служащего к дисциплинарной от­ветственности является дисциплинарный проступок (нару­шение служебной дисциплины), т. е. виновное неисполне­ние или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей.

Правовую основу дисциплинарной ответственности го­сударственных таможенных служащих составляют, прежде всего, Таможенный кодекс РФ, а также федеральные за­коны «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах Россий­ской Федерации». А вот порядок ее реализации закреп­лен в утвержденном Указом Президента РФ Дисципли­нарном уставе таможенной службы Российской Федера­ции. Ведомственными нормативно-правовыми актами ГТК России определены права начальников таможенных орга­нов по применению мер дисциплинарного воздействия, порядок организации и проведения служебных проверок и ряд других вопросов, касающихся практической реали­зации дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на таможенных служащих за нарушение служебной дис­циплины могут быть наложены следующие виды взыска­ний, именуемых дисциплинарными: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии (по результатам аттестации), увольнение из таможенных органов.

Правом наложения дисциплинарного взыскания на го­сударственного таможенного служащего обладает началь­ник таможенного органа или организации таможенной службы, в котором этот таможенный служащий проходит службу. Исключение составляют случаи увольнения из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания, правом наложения которого обладают лишь началь­ники таможенных органов, имеющие право назначения на эту должность. Так, например, уволить из таможен­ных органов начальника таможенного поста за наруше­ние им служебной дисциплины может только начальник регионального таможенного управления, поскольку именно его приказами назначаются на должность начальники таможенных постов. Начальник таможни, в структуру которого входит возглавляемый провинившимся началь­ником таможенный пост, таким правом не обладает.

Увольнение из таможенных органов как мера дисцип­линарного взыскания нуждается еще в некоторых ком­ментариях. Так, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 ст. 48 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник может быть уволен с государственной таможенной службы за одно­кратное грубое нарушение служебной дисциплины или за ее систематические нарушения.

К грубым нарушениям служебной дисциплины согласно Дисциплинарному уставу таможенной службы относятся:

1. Невыполнение сотрудником обязанностей, установлен­ных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 ст. 17 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», т. е. обязанностей обеспечивать соблюдение Конституции РФ и федеральных законов, выполнять отдан­ные в пределах их должностных полномочий приказа и рас­поряжения начальников таможенных органов и хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.

2. Утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия.

3. Прогул (в том числе отсутствие сотрудника на служ­бе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин.

4. Появление сотрудника на службе в нетрезвом состо­янии, в состоянии наркотического или токсического опья­нения.

5. Несоблюдение ограничений, установленных для госу­дарственных таможенных служащих статьей 7 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Рос­сийской Федерации» (перечень этих ограничений доволь­но велик, рассматривался нами выше и нет необходимос­ти его здесь повторять).

Систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение дисциплинарного проступ­ка в течение года государственным таможенным служа­щим, имеющим дисциплинарное взыскание.

При наложении того или иного дисциплинарного взыс­кания должны учитываться тяжесть совершенного дис­циплинарного проступка, обстоятельства, при которых совершен этот проступок, а также предшествующие служба и поведение привлекаемого к дисциплинарной ответствен­ности таможенного служащего. В этой связи привлечение таможенного служащего к дисциплинарной ответственно­сти производится, как правило, по результатам служеб­ной проверки, проводимой в целях установления обстоя­тельств, причин и условий нарушения служебной дисцип­лины либо чрезвычайного происшествия в таможенном органе или организации таможенной службы и подтвер­ждающей виновность тех или иных должностных лиц в совершении ими дисциплинарных проступков.

Если же в результате служебной проверки будет обна­ружено, что сотрудник, в отношении которого она прово­дится, совершил деяние, указывающее на признаки пре­ступления, руководитель таможенного органа (организа­ции таможенной службы) обязан незамедлительно пере­дать полученные материалы в органы дознания и предва­рительного следствия.

Для исправления возможных ошибок, допущенных при наложении дисциплинарных взысканий, и устранения у таможенных служащих сомнений в правомерности привле­чения их к дисциплинарной ответственности. Дисципли­нарным уставом таможенной службы предусмотрена воз­можность обжалования решений о привлечении к дисцип­линарной ответственности в вышестоящий таможенный орган или в суд. Судебное обжалование обоснованности привлечения таможенных служащих к дисциплинарной ответственности касается, как правило, случаев их уволь­нения из таможенных органов за нарушение служебной дисциплины и осуществляется по правила рассмотрения трудовых споров. В остальных случаях жалобы обычно по­даются начальнику вышестоящего таможенного органа.


Заключение


Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

- таможенные органы РФ являются неотъемлемой частью экономической политики государства. Особенно важна их роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной. Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, происходивших в стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ. Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующее постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта. Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.

- Таможенная политика зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Её сущность проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.   

- реализация таможенной политики осуществ­ляется в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Необходимость четкой правовой регламентации таможенной политики обусловлена, прежде всего, тем, что инструменты ее осуществления прямо или косвенно вторгаются в сферу ча­стного бизнеса, императивно регулируя те или иные направления предпринимательской деятельности.

- Таможенно-правовые нормы устанавливаются государством, которые определяют правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно-правовых норм составляет комплексную отрасль российского законодательства.

- источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила в таможенном деле. Таким обра­зом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. К основным элементам системы источников таможенного права России от­носятся:

а) внутреннее таможенное законодательство;

б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, ка­сающиеся таможенных вопросов»

Комплексный характер таможенного законодательства предполагает использование отдельных норм, содержащихся в источниках других отраслей права - Уголовном кодексе (уголовно наказуемая контрабанда, валютные преступления), Гражданском кодексе (права и обязанности сторон по договору хра­нения и перевозки при регулировании правоотношений, возникающих в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможен­ном складе и складе временного хранения и т.д.), Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и т.д.

- Основными видами подзаконных актов, регулирующих таможенные отно­шения, являются:

1. Указы Президента РФ. Активизация нормотворческой деятельности главы государства пришлась на период, предшествовавший принятию ТК. В то время президентские указы выполняли, по существу, роль основных правовых регуляторов таможенных отношений.

2. Постановления Правительства РФ. Ими обычно регулируются наиболее важные вопросы таможенной политики и таможенного права (постановление Правительства РФ от 2 ноября 1993 года "О либерализации внешнеэкономиче­ской деятельности", постановление Правительства РФ от 14 апреля 1994 года "Вопросы таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономических связей", постановление от 23 декабря 1993 года "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предна­значенных для производственной или иной коммерческой деятельности", поста­новление от 10 марта 1994 года "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" и др.). Предписания нормативных актов Правительства РФ по тамо­женным вопросам лежат в основе издания других нормативных актов в тамо­женной сфере (приказов ГТК, МЮС и др.). Постановлением Правительства РФ могут утверждаться различные акты (постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 года "Об утверждении Порядка определения таможенной стоимо­сти товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации").

Издаваемые Президентом РФ и Правительством РФ распоряжения по та­моженным вопросам, как правило, не содержат норм права и исчерпываются од­нократным применением.

3. Подзаконные акты, принимаемые совместно несколькими государствен­ными органами. Примером может служить Инструкция Банка России и ГТК от 12 октября 1993 года "О порядке осуществления валютного контроля за поступ­лением в РФ валютной выручки от экспорта товаров". Другой нормативный акт - "Порядок представления документов для освобождения от уплаты экспортных таможенных пошлин изделий и материалов, поставляемых для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов за рубежом, осуществляемых при тех­ническом содействии Российской Федерации" - утвердили Министерство эконо­мики, Министерство финансов, МВЭС и ГТК.

4. Нормативные акты ГТК. Согласно ст. 11 ТК в пределах своей компетен­ции ГТК издает нормативные акты по таможенному делу, обязательные для ис­полнения всеми таможенными органами и иными государственными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собст­венности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

В ТК закреплен порядок вступления в силу нормативных актов, издаваемых ГТК (ч. 2 ст. 11). Нормативные акты общего характера вступают в силу по исте­чении 30 дней после их опубликования, за исключением случаев, когда эти акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют, или если акты российского законодательства обязывают ГТК ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки.

- В пределах своей компетенции правовые акты могут издавать таможенные органы на местах. Эти акты обычно носят индивидуальный характер. Однако в отдельных случаях в них могут быть включены локальные правовые нормы (правила пользования таможенным складом, внутренний распорядок таможни и т.д.).

- Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в тамо­женной сфере развивается по трем основным направлениям:

1) взаимодействие со странами СНГ;

2) сотрудничество со странами "дальнего зарубежья";

3) сотрудничество в рамках международных организаций.

- Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формули­ровка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства. TK (ст. 3) при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории: "Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними". В соответствии с TK российская таможенная территория включает в себя находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключитель­ной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.