Рефераты. Теория личности






Рассмотрим кратко некоторые последствия такого подхода к инстинктам. Прежде всего, предлагаемая Фрейдом модель - это модель «напряжения-редукции». Поведение человека активируется внутренними побудителями, и активность убывает по мере того, как соответствующие действия отменяют или снижают возбуждение. Это означает, что цель инстинкта по характеру своему регрессивна, так как возвращает человека к предшествующему состоянию, состоянию до проявления инстинкта. Состояние, в которое возвращается человек, относительно статично. Инстинкт следует также считать консервативным, так как его цель - сохранить равновесие организма посредством снятия возбуждения. Таким образом, мы можем обрисовать инстинкт как процесс, повторяющийся с той же частотой, что и круг явлений, начиная с возникновения возбуждения и завершая отдыхом. Этот аспект инстинкта Фрейд назвал навязчивое повторение.

Личность вынуждена вновь и вновь повторять неизбежный цикл возбуждения и покоя. (Термин «навязчивое повторение» используется также при описании персеверативного поведения, когда средства удовлетворения потребности не вполне адекватны. Ребенок персеверирует, сося палец в состоянии голода.)

В соответствии с фрейдовой теорией инстинктов источник и цель инстинкта остаются постоянными на протяжении жизни, хотя физическое созревание меняет или устраняет источник. С развитием новых телесных потребностей могут появляться новые инстинкты. По контрасту с постоянством источника и цели, объект или средства удовлетворения потребности могут в течение жизни существенно варьировать - что и происходит. Эти вариации в выборе объекта возможны, так как психическая энергия способна смещаться; она может разряжаться различными путями. Следовательно, если тот или иной объект недоступен - либо потому, что отсутствует, либо в силу наличия внутриличностных барьеров, - энергия может вкладываться в другой объект. Если он также окажется недоступным, возникнет новое перемещение, и так далее, пока не будет найден подходящий объект. Иными словами, объекты могут заменяться, чего определенно не может быть с источником и целью инстинкта.

Когда энергия инстинкта более или менее постоянно вкладывается в замещающий объект, соответствующее поведение называется производным от инстинкта. Так, если первым избранным ребенком сексуальным объектом является манипулирование собственными половыми органами, и он вынужден отказаться от этого удовольствия в пользу более безобидных форм телесной стимуляции - например, сосания пальца или игры с игрушками, - замещающие активности производны от инстинкта. Цель сексуального инстинкта нисколько не меняется: идет поиск сексуального удовлетворения.

Перемещение энергии из одного объекта в другой - наиболее важная характеристика динамики личности. Она объясняет очевидную пластичность человеческой натуры и замечательное разнообразие человеческого поведения. Практически все интересы, предпочтения, вкусы, привычки взрослого человека представляют перемещение энергии от оригинальных инстинктивных объект-выборов. Почти все они производны от инстинкта. Теория мотивации Фрейда основана на допущении, что инстинкты - это единственные источники человеческого поведения.

Не претендуя на знание общего числа инстинктов, Фрейд, тем не менее, предположил, что все они могут быть объединены в две большие группы, названные «инстинкты жизни» и «инстинкты смерти».

Инстинкты жизни служат целям выживания индивида и размножения. Под эту категорию подпадают голод, жажда, секс. Форма энергии, посредством которой воплощаются инстинкты жизни, называется либидо.

Инстинкт жизни, которому Фрейд уделяет наибольшее внимание, - сексуальный инстинкт, и на заре психоанализа почти все, что совершает человек, приписывалось действию этого вездесущего инстинкта. На самом деле сексуальный инстинкт не един. Иначе говоря, существует ряд отдельных телесных потребностей, побуждающих эротические желания. Каждое из этих желаний имеет источник в особом телесном регионе; последние называются эрогенными зонами. Эрогенная зона - это участок кожи или слизистой, высоко чувствительный к раздражению; если им определенным образом манипулировать, это снимает напряжение и вызывает удовольствие. Одну из таких зон образуют губы и ротовая полость, другую - анальная область, третью - половые органы. Сосание вызывает оральное удовольствие, испражнения - анальное удовольствие, массирование или трение в области половых органов - генитальное удовольствие. В детстве сексуальные инстинкты относительно независимы друг от друга, но при достижении пубертата имеют тенденцию к смешению и совместному служению репродуктивной цели.

Инстинкты смерти, или, как иногда называл их Фрейд, деструктивные инстинкты, проявляются не столь заметно, как инстинкты жизни, по этой причине известно о них немного, но они неизбежно выполняют свою миссию. Каждый человек, в конце концов, умирает - факт, давший начало знаменитому афоризму Фрейда: «Цель жизни - смерть». Фрейд, в частности, полагал, что у человека есть желание - разумеется, обычно бессознательное, - умереть. Он не пытался определить соматические источники инстинктов смерти, хотя кто-то, быть может, захочет связать их с катаболическими или разрушительными процессами в организме. Не дал он и название энергии, посредством которой осуществляют свою работу эти инстинкты (в последствии неофрейдисты назвали эту энергию мортидо, по аналогии с либидо).

Представление Фрейда относительно существования инстинкта смерти основано на принципе постоянства, сформулированном Фехнером. Согласно этому принципу, все жизненные процессы стремятся к возвращению к стабильности неорганического мира. Жизнь, говорит Фрейд, это окольный путь к смерти. Потревоженная в своем стабильном существовании, органическая материя стремится вернуться к статичному состоянию. Стремление к смерти у человека - психологическая репрезентация принципа постоянства.

Важным дериватом инстинктов смерти является агрессивное побуждение. Агрессивность - это саморазрушение, обращенное вовне и направленное против замещающих объектов. Человек сражается с другими и является деструктивным потому, что желание смерти блокируется силами жизненных инстинктов и другими обстоятельствами внутри личности, противостоящими инстинктам смерти. Война 1914 - 1918 гг. убедила Фрейда, что агрессия - такой же важный мотив, как и сексуальный. Инстинкты жизни и смерти и их дериваты могут смешиваться, нейтрализовывать, замещать друг друга.

В конечном итоге динамика личности состоит во взаимодействии сил побуждения, катексиса, и сил сдерживания, антикатексиса. Все внутриличностные конфликты могут быть сведены к оппозиции этих двух силовых систем. Продолжительное напряжение связано с противодействием сил сдерживания силам побуждения. Будет ли это антикатексис Эго, противостоящий катексису Ид, или антикатексис Суперэго, противостоящий катексису Эго, результат в смысле напряжения будет тот же. Как любил говорить Фройд, психоанализ - это такое понимание динамики, «которое сводит ментальную жизнь к взаимодействию сил, друг другу помогающих и друг друга сдерживающих».

Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения группы примитивных инстинктов, самый мощный из которых - сексуальный (либидо). Фрейд рассматривал Ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме, черпающего энергию из телесных процессов и питающего этой энергией психику.

Ко второй группе инстинктов принадлежит танатос (мортидо) – инстинкт смерти, лежащий в основе всех проявлений жестокости и агрессии. Согласно Фрейду, все устройство современной цивилизации является продуктом сублимации сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности снимать напряжение, вызываемое инстинктами напрямую, люди научились смещать (сублимировать) свою инстинктивную энергию на других людей, другие предметы, другую деятельность.

 
ТРЕВОГА

Одним из важнейших понятий в психоанализе является тревога. Тревога является функцией Эго, и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать ее о надвигающейся угрозе.

Фрейд различал три вида тревоги: реальную тревогу, невротическую тревогу и моральную тревогу, или чувство вины. Основной тип - реальная тревога или страх реальных опасностей внешнего мира; от нее производны два других. Невротическая тревога представляет страх того, что инстинкт выйдет из-под контроля и заставит человека сделать нечто, за что последует наказание. Невротическая тревога - не столько страх инстинктов, как таковых, сколько страх наказания, которое последует за его удовлетворением. Невротическая тревога имеет основу в реальности, поскольку в лице родителей или других авторитарных фигур мир наказывает ребенка за импульсивные действия. Моральная тревога – это страх совести. Люди с хорошо развитым Суперэго  чувствуют вину, совершая нечто противное моральному кодексу или даже думая об этом. О них говорят, что они терзаются муками совести. Моральная тревога также в основе реалистична: в прошлом человека наказывали за нарушения морального плана, могут наказать и опять.

Функции тревоги - предостеречь человека о надвигающейся опасности; это сигнал для Эго о том, что, хотя приняты соответствующие меры, опасность может возрастать, и Эго может потерпеть поражение.

Тревога представляет собой состояние напряжения; это - побуждение, подобное голоду или сексуальному побуждению, но возникает не во внутренних тканях, а изначально связано с внешними причинами. Возросшая тревога мотивирует человека к действиям. Он может уйти из опасного места, сдержать импульс, подчиниться голосу совести.

Тревога, с которой невозможно эффективно справиться, называется травматической. Она возвращает человека к состоянию инфантильной беспомощности. Фактически прототипом более поздней тревоги является травма рождения. Мир обрушивает на новорожденного стимулы, к которым тот не готов и не может адаптироваться. Ребенку необходимо убежище, чтобы эго имело шанс развиться настолько, чтобы справиться с сильными внешними стимулами. Если эго не в состоянии справиться с тревогой рационалистически, оно вынуждено вернуться к нереалистическим методам. Это и есть защитные механизмы. 

 
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Основная психодинамическая функция тревоги - помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами и в подходящее время. Защитные механизмы Эго помогают в исполнении этих функций, а также охранять человека от захлестывающей его тревоги. По сути дела это стратегия, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Ид и встречного давления Суперэго. Все защитные механизмы ведут либо к блокировке импульса Ид, либо к его искажению, уменьшающему его энергию. Защитные механизмы действуют на неосознанном уровне и искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности.

1.         Вытеснение. Наиболее распространенный механизм. Удаление из осознания мыслей, вызывающих страдание. В результате действия этого механизма, индивидуумы не осознают своих вызывающих тревогу конфликтов. Однако вытесненные конфликты не теряют энергию и для предотвращения их «прорыва» в сознание, человеку приходится затрачивать массу своих ресурсов, которые могли бы быть потрачены на конструктивное, творческое поведение.

2.         Проекция. Приписывание собственных неприемлемых мыслей и чувств, другим людям. Проекция позволяет приписать свои промахи и неудачи своему окружению. Классический пример – студент, не подготовившийся как следует к зачету, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию.

3.         Замещение. Переадресация инстинктивного импульса от более угрожающего объекта менее угрожающему. Наглядный пример - ребенок, которого отругали родители, толкает свою младшую сестру или ломает ее игрушки.

4.         Рационализация. Путем ложной аргументации иррациональное поведение представляется вполне разумным и оправданным в глазах окружающих. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно не привлекательна.

5.         Реактивное образование.  Иногда Эго может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Он проявляется двухступенчато: сначала запретный импульс подавляется, затем проявляется противоположный. Например, многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

6.         Регрессия. Возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Примером может служить сосущий палец десятилетний мальчик (см. выше).

7.         Отрицание. Этот механизм действует, когда человек отказывается признавать, очевидный случившийся факт. Отрицание особенно характерно для маленьких детей и индивидуумов со сниженным интеллектом.

8.         Сублимация. Согласно Фрейду, это единственный конструктивный защитный механизм, повышающий социальную адаптацию человека. Он заключается в изменении своего инстинктивного импульса социально приемлемым способом, без сдерживания его проявления. Сублимация сексуальных импульсов послужила главным толчком для великих достижений в современной культуре.

 
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ

Психоаналитическая теория развития личности основывается на двух предпосылках. Первая предпосылка делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте (до пяти лет). Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии, которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий. В термине психосексуальный подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой (с психологической компонентой) в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение.

Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости. В первом случае психосексуальные потребности, соответствующие определенной стадии развития пресекаются (фрустрируются) родителями и поэтому не находят оптимального удовлетворения, во втором со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможности самому управлять своими внутренними функциями. В обоих случаях происходит своеобразное застревание (фиксация) на определенной стадии психосексуального развития.  Например, у десятилетнего мальчика упорное сосание пальца является явным признаком оральной фиксации. Фрейд отстаивал точку зрения, согласно которой серьезные конфликты во взрослой жизни – следствие нарушения адекватного прохождения фаз психосексуального развития.

 
СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1.  Оральная стадия (0-18 мес.) Зона сосредоточения либидо – рот, так как рот в этот период наиболее тесно связан с удовлетворением биологических потребностей. Однако удовлетворение оральных потребностей – это, прежде всего:

  • удовлетворение либидо (сосание) как получение удовольствия;
  • удовлетворение голода;
  • удовлетворение потребности соотнесения себя с объектом (матерью).

Особенность заключается в том, что эти потребности должны удовлетворяться вместе.

С момента рождения появляется желание подтвердить себя, свои границы:

1) В материнской утробе ребенок воспринимает мир и свои собственные границы слитно, как некое космическое состояние, и переживает «океаническое чувство».

2) После родов эти границы подтверждают пеленки как границы внутри матери.

Появляется ценность удовлетворения.

3) Возникающее у ребенка напряжение снижается через сосание материнской груди, вследствие чего ребенок получает удовольствие как оргазмическое чувство. Однако если мама не подходит сразу (идеальных матерей не бывает) и не обозначает собою ребенка (т. к. мать и ребенок еще неразрывны), он испытывает фрустрацию и подтверждает отсутствие себя, свою «плохость».

            Поскольку Ид и Эго еще нераздельны, в этот момент появляется Эго как реакция на фрустрацию, как:

·          сила, инстанция на границе с миром;

·          возникающая из ощущений с телом;

·          создающая защитные механизмы от фрустрации;

·          возникающая из Ид во внешнем слое, выносящая в мир напряжение.

Таким образом, Эго защищает Ид  через удовлетворение, а не удовольствие, т. к. удовольствие достигается при немедленной разрядке. Повторяющиеся неизбежные фрустрации расширяют границы между внутренним и внешним миром. Выделяется функция Эго как защиты от внешнего мира и от внутреннего, как от слишком сильного напряжения в Ид. Но при слишком сильных фрустрациях зачаточное Эго не может с ними справиться, ребенок фиксируется, «запоминает» неприятные ощущения и защищает себя сам. Например, пососать свой собственный палец.

4) Ребенок начинает экспериментировать с грудью – кусать, то есть:

·           входить в контакт с объектом;

·           наделять мать волей.

В этот период формируется либо базовое доверие миру, либо недоверие.

Таким образом, в каждом инстинктивном удовлетворении потребностей:

·           познание реальности;

·           овладевание реальностью;

·           эмоциональное взаимодействие;

·           тактильный контакт с телом матери.

К 6 - 12 месяцам появляется новая форма орального удовлетворения. Появление зубов обусловливает садистические желания – кусать (в т.ч. мамину грудь). Удовлетворение голода и исследование мира через рот объединены совместным проявлением любви и агрессии. Вырисовывается мир реальных объектов. Теряется чувство продолжения его самого.

К 7 – 12 месяцам появляются признаки гнева четко на мать, как реакция на фрустрацию, однако гнев долго не живет. Это признаки орально-садистической стадии.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Это момент всегда связан с фиксацией. Поскольку в норме любой ребенок всегда желает мамину грудь, не хочет бросать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.