Рефераты. Теория личности






По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что, скорее всего, сопутствует определенной позиции. То  от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как влияет порядок его рождения на стиль жизни. Более того, поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться, любые стили жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье.

Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он – единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка, и поэтому всецело отдают себя  ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней нейтральной позиции в семейной  системе с самого начала обречено на неудачу – прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

 
Фикционный финализм

Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из того, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего.

С точки зрения Адлера, это утверждение – просто фикция, потому что те, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие «Честность – лучшая политика», «Все люди созданы быть равными», «Мужчины стоят выше женщин».

Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, являясь субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его «история жизни» приобретает дополнительное объяснение.

Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем,  а в нашем актуальном восприятии будущем. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они тем не менее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и целостности.

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

Гиперкомпенсация. Форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпенсация ведет к превосходству или выдающемуся достижению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими, что указывает на наличие комплекса превосходства.

Индивидуальная психология. Теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки и стремятся к достижению жизненных целей.

Компенсация. Попытки человека замещать чувство неадекватности чувством адекватности посредством развития физических или интеллектуальных умений и навыков.

Комплекс неполноценности. Глубокое всепроникающее чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми. Часто сопровождается дефектными, ошибочными установками и поведением.

Комплекс превосходства. В теории Адлера — тенденция преувеличивать собственную значимость, чтобы преодолевать постоянное ощущение неполноценности.

Неполноценность органа. Врожденная слабость или недостаточность органа (например, дефект зрения), являющаяся причиной появления чувства неполноценности у индивидуума. Согласно Адлеру, неполноценность органа часто приводит индивидуума к значительным победам в жизни.

Порядок рождения. Порядковая позиция индивидуума в семье (например, первый ребенок), играющая важную роль в формировании его стиля жизни.

Социальный интерес. Чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным психологическим критерием психического здоровья.

Стиль жизни. Уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов совладания с реальностью, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство этого поведения.

Стремление к превосходству. Стремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала. Адлер рассматривал его как мощную движущую силу, лежащую в основе поведения человека.

Творческое «Я». Концепция, использованная Адлером для выражения его убежденности в том, что у каждого человека есть возможность активно формировать свою личность.

Фикционный финализм. Термин, предложенный Адлером и обозначающий, что поведение человека направляется воображаемыми, или фиктивными целями, которые невозможно ни проверить, ни подтвердить практикой.

Чувство неполноценности. Ощущение собственной неполноценности, неуместности и неспособности, которое возникает в детстве и в дальнейшем служит основой для борьбы за превосходство.

 

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ


БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Карл Густав Юнг известен как выдающийся психолог и психиатр, почетный профессор Гарвардского и Оксфордского университетов, создавший огромное количество  научных работ. Его наследие, опубликованное в 20-томном издании, переведено на многие языки мира.

Он родился в Швейцарии в 1875 году в семье пастора. В детстве отличался тихим, спокойным характером. Много времени в школьные годы посвящал мечтаниям, видениям, фантазиям. В юношеском возрасте отдавал предпочтение философской и религиозной литературе.

Изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую степень по специальности «психиатрия» в 1900 году. Работал в цюрихском госпитале для душевнобольных под руководством профессора Эжена Блейера.

Поиск ответов на вопросы, связанные с психическим состоянием своих пациентов заставил обратиться его к работам З. Фрейда. В 1906 году между ними началась регулярная переписка, в 1907 году состоялась первая встреча, после которой Фрейд воспринял Юнга как  своего преемника, которому предстоит наследовать  и развивать психоаналитическое направление. В 1910 году была основана Международная психоаналитическая ассоциация, и Юнг стал ее первым президентом, занимая этот пост до 1914 года. Несовпадение взглядов Фрейда и Юнга по многим вопросам привело к тому, что Юнг оставил сначала пост президента, а затем вышел из ассоциации. Юнг отвергал «пансексуализм» Фрейда и стал создавать собственную психоаналитическую теорию, разрабатывая свой метод психотерапии, получивший затем название – аналитической психологии.

В течение нескольких лет после разрыва с Фрейдом переживал тяжелый духовный кризис, погружаясь в мир собственных фантазий и сновидений. Лишь к концу второй мировой войны он смог прервать путешествие по лабиринтам  внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности человека.

Юнг уделял большое внимание изучению бессознательного и его динамике, но его представления радикально отличались от фрейдовских. Психика, по Юнгу – это комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергии между ними. Для него бессознательное не было «психобиологической свалкой» отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательно ассимилированных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим индивида со всем человечеством, природой и Космосом. Опираясь на анализ сновидений, исследования мифов разных народов, трудов восточных, позднеантичных и средневековых философов, Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психике человека коллективного бессознательного. Содержания коллективного бессознательного не приобретаются в прижизненном опыте человека, они существуют в душе уже при рождении в виде архетипов, которые унаследованы от предков.


СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

 Юнг разработал сложную и не общепринятую структуру личности Личность в понимании Юнга, или душа, состоит из нескольких взаимосвязанных систем: Эго, личное бессознательное и его комплексы; коллективное бессознательное и его архетипы, Персона, Анимус, Анима, Тень, Самость.

Эго – центр сферы сознания. Он включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения,  объединяет все в единое целое. Эго служит основой для самосознания человека. Это комплекс, конструированный  общей осведомленностью относительно своего существования теперь  и данными памяти. У человека есть идея о его прошлом, определенные наборы памяти.   Эти две составляющие и есть главные конституэнты Эго.

Этот комплекс обладает огромной энергией притяжения, как магнит. Он притягивает содержание из бессознательного, из темной Неве домой области. Эго притягивает впечатления извне, и когда они входят в связь с Эго, то осознаются. Эго – центр сознания, заботливо взращиваемый. Если Эго раскалывается, как это случается , при шизофрении, то исчезает возможность сознательного управления действиями, рушатся моральные критерии. 

Личное бессознательное. Бессознательное у Фрейда сводится в основном к инфантильным тенденциям, которые вытесняются вследствие несовместимости друг и другом. Это психотравмирующие для личности события, которые кажутся забытыми , подавленными. В него входят те чувственные впечатления, которые  вследствие недостаточной силы не могут быть осознаны. В отличие от Фрейда, бессознательное для Юнга – это комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его личного опыта или из опыта его рода, т.е. наследственного опыта. Эти комплексы имеют очень сильное влияние на поведение человека. Однажды сформировавшись,  комплекс может влиять на всю жизнь человека. Например, человек с комплексом власти будет строить свою жизнедеятельность таким образом, чтобы добиваться власти.

У бессознательного, по Юнгу, есть еще одна сторона: в его объем входит не только вытесненное содержание, но и весь тот психический материал, который не достигает пороговой отметки сознания.

Важнейшим достижением  для психотерапии является то, что материал личного бессознательного доступен для осознания, и  человек, осознавая деструктивную часть комплекса, может отказаться от него.

Коллективное бессознательное – это более глубокий слой в структуре личности, в котором скрыта вся память человечества.  «В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции,  которое возродилось в структуре мозга каждого индивида», писал – К.Г.Юнг. Существует расовое коллективное бессознательное, являющееся проявлением созидательной космической силы. Мифы и религия – уникальные источники информации о коллективных аспектах бессознательного. Если Фрейд считал, что мифы можно интерпретировать с точки зрения характерных конфликтов детского возраста, то Юнг видел в мифах, сформировавшихся в незапамятные времена,  образ мира. В этом образе постепенно с течением времени  выкристаллизовывались  определенные черты, так называемые архетипы или доминанты. Это господствующие силы, боги, образы доминирующих законов человеческого бытия.

Архетипы – это врожденные идеи или воспоминания, предрасполагают воспринимать события и людей, участвующих в них, определенным образом. Под влиянием этих идей люди предъявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какое-либо событие.

Анимус и анима –  воплощение женского начала в мужском бессознательном и мужского начала в женском бессознательном. Это психологическая бисексуальность есть отражение того биологического факта, что преобладающее количество мужских или женских генов является решающим фактором в определении пола. Меньшая часть генов не несет в себе сексуального качества. Она  образует в человеке соответствующие проявления психики, в обычных условиях остающихся бессознательными.  Юнг писал, что каждый мужчина носит в себе вечный образ женщины. Этот определенный женский образ бессознателен. Это наследственный фактор, запечатленный в живущей органической системе человека, отпечаток или архетип всего наследственного опыта, хранилище всех отпечатков когда-либо запечатленных женщин. Так как этот образ бессознателен, то он проектируется на предмет любви и является одной из главных причин для страстного увлечения или отвращения.   Символы Анимы  - Дева Мария, мать, женщина.

В своей исходной бессознательной форме Анимус является соединением спонтанных  непреднамеренных взглядов, которые оказывают мощное влияние на эмоциональную жизнь женщины. Символы Анимуса – Иисус Христос, Бог, мужчина, отец.

Естественная функция  Анимуса и Анимы  - пребывать между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Они функционируют, как мост или дверь, ведущие в коллективное бессознательное, в то время, как Персона является дверью в мир. 

 Персона. В переводе с латыни означает «маска» - это наше публичное лицо, то есть то, какими мы предстаем перед другими людьми. Персона обозначает то огромное количество социальных ролей, которые мы проигрываем в течение жизни. Персона как архетип необходим для того, чтобы устанавливать отношения с другими людьми в процессе жизнедеятельности. Она помогает  человеку скрыть истинные чувства, намерения, производить хорошее впечатление. При  чрезмерной активизации Персоны, человек оказывается поверхностным, неглубоким.

Тень. Вытесненная, подавленная животная сторона личности. Тень содержит наши темные фантазии, агрессивные и сексуальные импульсы, социально не приемлемые. Положительная функция тени в том, что при направлении энергии в конструктивном  русле, обуздании разрушительной энергии, можно добиться успехов в творчестве, и жить в гармонии с собой и другими людьми.  

Самость. Один из важнейших архетипов в концепции Юнга. Это самая сердцевина личности, вокруг которой объединены все остальные элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек испытывает внутреннюю гармонию, единство.  Развитие самости  - главное предназначение человека, основная цель человеческой жизни. Символ завершенности поисков и обретение самости является фигуры мандалы, круга, нимба святого. Достижение гармонии внутреннего мира обычно происходит в зрелом возрасте, когда наступает интеграция и гармония всех сознательных и бессознательных аспектов души.


ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Юнг внес большой вклад в исследование психологических типов личности. Его книга  «Психологические типы» - плод его двадцатилетней работы. Юнг выделил восемь типологических групп. В  основе классификации – две личностные установки: экстраверсия - интроверсия  и вторая ось - четыре психических функции: мышление, ощущение, чувство, интуиция, каждая из которых может действовать экстравертным либо интровертным образом.

Экстраверсия-интроверсия.

Согласно теории Юнга, две установки экстраверсия и интроверсия  существуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной, а другая вспомогательной. Термином «экстраверсия» Юнг обозначает определенную, признаваемую Фрейдом, тенденцию либидо, которая характеризуется открытостью, или даже уязвимостью субъекта по отношению к объекту. Это склонность в своих мыслях, чувствованиях и действиях подчиняться требованиям объекта, ориентироваться на него. Это склонность иметь друзей и знакомых, не очень тщательно выбирая их, и в конечном итоге сильной привязанностью к выделенной для себя фигуре, и, следовательно, мощной тенденцией демонстрировать себя самого. Психическая жизнь экстраверта разыгрывается снаружи, как реакция на окружающую среду.

Экстравертная установка в чистом виде проявляется у детей. Экстраверт характеризуется большой социальной активностью, выступая навстречу ситуации, в которой он находится. Он открыт внешнему миру, доверчив, без внутреннего напряжения обращается к незнакомым людям. Он активен в любой ситуации, не боится попасть впросак, у него нет проблем в общении.

В противоположность этому, интроверсия – это тенденция, которая характеризуется концентрацией интересов в самом субъекте: склонность мыслить чувствовать и действовать  главным образом исходя из собственных интересов, намерений, целей, соображений. Интроверт всегда делает шаг назад перед ситуацией, тщательно продумывает прежде, чем что-то сделать, так как испытывает чувство стеснения, неуверенности. У него есть чувство недоверия, настороженности. Прежде, чем задать вопрос, он подумает, как его задать, какую он может вызвать реакцию  окружающих.  Он не будет стягивать на себя внимание, как это делает экстраверт, который находится в более выгодном положении, чем интроверт. Интроверты учатся быть экстравертами, так как большая часть профессий требует умения устанавливать психологические контакты с другими людьми, адаптироваться в социальной среде. В связи с этим интровертам приходится постоянно находиться в напряжении, и компенсация  индивидуальных свойств идет за счет энергетических потерь. Затрачивая постоянно энергию на ситуации, которые для них являются сложными, они находятся в хроническом стрессе, поэтому количество психосоматических заболеваний у интровертов больше. 

Психологические функции.

Юнг утверждал, что только с помощью концепции экстра-интроверсии невозможно объяснить все многообразие отношений людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции: мышление, ощущение, чувство и интуицию. Функции обеспечивают сознание возможностью получать ориентиры из области эктопсихики и эндопсихических факторов.

Эктопсихика – это система связей между содержанием сознания и фактами (данными), идущими из  внешней среды. Это система ориентации, которая имеет дело с внешними фактами, получаемыми посредством органов чувств. К эктопсихической сфере относятся ощущения, мышление, чувства, интуиция.

Эндопсихика – это система связей между содержанием сознания и процессами, идущими в бессознательном: память, субъективные компоненты, аффекты, вторжения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.