Рефераты. Теория личности






Эриксон разделил жизнь человека на восемь стадий психосексуального развития Эго – на «восемь возрастов человека»). Эпигенетическая концепция базируется на  представлении о том, что:

1.     Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»);

2.     Полноценная личность формируется только путем последовательного прохождения всех стадий;

3.     Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, когда возникает конфликт между достигнутым уровнем психического развития и новыми требованиями, которые предъявляет общество. Иначе, каждая стадия содержит в себе специфичную эволюционную задачу – проблему, которая предъявляется индивидууму обществом. Разрешение этой задачи является предпосылкой дальнейшего развития личности, т.е. перехода на следующую стадию. Решение задачи, согласно Эриксону,  зависит от  уже достигнутого уровня  психомоторного развития индивида и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону,  сводится  к установлению определенного  динамического  соотношения  между  двумя  крайними  полюсами. Развитие личности – результат борьбы этих крайних возможностей, которая  не затухает при переходе  на следующую  стадию развития.  Эта  борьба  на новой стадии  развития  подавляется  решением новой, более  актуальной  задачи, но незавершенность дает о себе знать в периоды жизненных неудач.

Задача младенческого возраста – формирование базового доверия к  миру, преодоление  чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего  возраста – борьба  против чувства  стыда  и  сильного  сомнения  в  своих  действиях за собственную  независимость и самостоятельность.  Задача игрового возраста – развитие  активной инициативы  и в  то  же время переживание чувства вины  и моральной ответственности за свои желания. В период обучения  в школе встает новая  задача – формирование трудолюбия  и умения обращаться  с  орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности.  В  подростковом  и  раннем  юношеском  возрасте появляется  задача первого цельного  осознания себя и  своего  места в мире; отрицательный  полюс  в  решении  этой задачи – неуверенность  в понимании собственного «Я»  («диффузия идентичности»).  Задача конца юности  и  начала зрелости – поиск спутника жизни и  установление  близких  дружеских связей, преодолевающих   чувство  одиночества.  Задача  зрелого  периода – борьба творческих  сил  человека  против   косности  и   застоя.   Период старости характеризуется становлением окончательного, цельного  представления о  себе, своем  жизненном  пути  в  противовес  возможному разочарованию  в  жизни  и нарастающему отчаянию.

Характерные модели поведения людей обусловлены тем, каким образом разрешается каждая из этих задач, т.е. как преодолевается (или не преодолевается) кризис. Каждый кризис содержит в себе и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешается удовлетворительно, то Эго обогащается новыми положительными качествами (например, базальное доверие, автономия, инициативность), и это гарантирует здоровое развитие личности. Напротив, если конфликт остается неразрешенным, или разрешается не должным образом, Эго наносится вред, в него встраивается негативный компонент (базальное недоверие, стыд и сомнение), что мешает полноценному развитию.

По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие  данному обществу  ожидания, которые индивид может оправдать  или  не  оправдать, и  тогда  он либо включается  в общество, либо отвергается им.  Эти соображения  Э. Эриксона легли  в основу двух наиболее  важных  понятий его  концепции – «групповой  идентичности» и «эгоидентичности».

Групповая идентичность формируется  благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную  группу,  на  выработку  присущего  данной  группе  мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с  групповой идентичностью и создает у субъекта  чувство устойчивости и непрерывности своего  «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эгоидентичности  или, иначе говоря,  целостности  личности продолжается на  протяжении  всей  жизни человека  и  проходит  ряд  стадий, причем, стадии 3. Фрейда не отвергаются Э. Эриксоном, а  усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени.


СТАДИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

Стадия


Психосоциальный кризис

 

Приобретаемые качества

Возраст

1.     Младенчество (орально-сенсорная)

Базальное (базисное) доверие или базальное недоверие

Надежда

0 – 1 год

2.     Раннее детство (мышечно-анальная)

Автономия или стыд и сомнение

Сила воли

1 – 3 гола

3.     Возраст игры (локомоторно-генитальная)

Инициативность или чувство вины

Цель

3 – 6 лет

4.     Школьный возраст (латентная)

Трудолюбие или неполноценность

Компетентность

6 – 12 лет

5.     Юность  (подростковый возраст)

Эго-идентичность или ролевое смешение

Верность

12 – 19 лет

6.     Ранняя зрелость

Интимность или изоляция

Любовь

Период ухаживания и ранние годы семейной жизни

7.     Средняя зрелость

Творчество, продуктивность или застой

Забота

Зрелый

8.     Поздняя зрелость

Эго-интеграция или отчаяние, разочарование в жизни

Мудрость

Пенсионный


I стадия. Младенчество (Орально-сенсорная)

Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период основным является формирование общего чувства доверия (другие ученые называют это качество «уверенности»). Младенец, имеющий базальное чувство «внутренней определенности», воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных.  Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит, по Эриксону, от качества получаемой им материнской заботы. В первые дни жизни ребенок  «живет и любит через рот», а мать «живет  и  любит  через свою грудь». В акте  кормления  ребенок получает первый опыт взаимности: его способность «получать через рот» встречает ответ со стороны матери. Вскоре способность «получать» и «доверять» отрывается  от  зоны  своего  происхождения (материнской груди) и распространяется  на  другие  сенсорные  ощущения  (тактильные,  зрительные, слуховые и  др.).  Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями.

Нормальное развитие происходит, когда потребности младенца быстро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность.

К концу первого года жизни происходит первый психосоциальный кризис «базисное доверие – базисное недоверие». Его показателями являются: общее  напряжение  из-за прорезывания  зубов,  возросшее осознание  себя  как отдельного  индивида,  ослабление  диады  «мать – ребенок»  в  результате возвращения  матери к  профессиональным  занятиям и  личным интересам.  Этот кризис преодолевается легче,  если  к  концу  первого года жизни соотношение между базовым доверием  ребенка к миру  и базовым недоверием  складывается в пользу первого. Признаки социального доверия у младенца проявляются в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника.  К  первым  социальным достижениям,  согласно  Э.  Эриксону,  относится  также  готовность  ребенка позволить матери исчезнуть из виду без чрезмерной тревожности или гнева, так как  ее существование стало внутренней  уверенностью, а  ее новое  появление предсказуемым.  Именно  это  постоянство,  непрерывность  и  тождественность жизненного   опыта   формирует  у  маленького  ребенка   зачаточное  чувство собственной идентичности.

Динамика  соотношения между доверием и  недоверием к миру, или,  говоря словами Э.  Эриксона,  «количество веры  и надежды,  вынесенной  из  первого жизненного  опыта»,  определяется  не  особенностями кормления, а  качеством ухода  за ребенком, наличием  материнской любви и нежности,  проявляющейся в заботе о  малыше.  Важным  условием при  этом является уверенность матери  в своих  действиях.  «Мать  создает  у  своего  ребенка чувство веры тем типом обращения  с ним, который совмещает в себе  чувствительную  заботу  о нуждах ребенка с твердым  чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного  стиля,  который  существует  в  ее  культуре»,- подчеркивал  Э. Эриксон.

Э.  Эриксон  обнаружил  в  разных  культурах  разные «схемы  доверия» и  традиции ухода за  ребенком. В одних культурах мать проявляет нежность очень эмоционально,  кормит младенца всегда,  когда он плачет или капризничает, не пеленает  его. В других же культурах, напротив,  принято туго пеленать, дать ребенку покричать  и поплакать, «чтобы  его  легкие были сильнее». Последний способ ухода, по мнению Э. Эриксона,  характерен  для русской  культуры.  Им объясняется,  как считает Э.  Эриксон,  особая выразительность  глаз русских людей. Туго запеленутый ребенок, как это было принято в крестьянских семьях, имеет основной  способ связи с  миром – через  взгляд. В  этих традициях Э. Эриксон  обнаруживает глубокую  связь  с  тем,  каким общество  хочет видеть своего  члена.  Так,  в одном индейском племени,  замечает Э. Эриксон,  мать всякий раз, когда ребенок кусает ее грудь, больно бьет его по голове, доводя до   яростного  плача.  Индейцы   считают,  что  такие  приемы  способствуют воспитанию  хорошего  охотника.

Во  многих культурах ребенка принято отнимать  от груди  в определенное время.   В   классическом    психоанализе,   как   известно,   это   событие рассматривается  как одна  из  самых  глубоких  детских  травм,  последствия которой  остаются на  всю  жизнь.  Э.Эриксон, однако,  не  столь  драматично оценивает это событие. По его мнению, поддержание базового  доверия возможно и  при  другой  форме  кормления. Если  ребенка  берут  на руки,  укачивают, улыбаются ему, разговаривают  с ним, то  у него  формируются  все социальные достижения этой  стадии. При этом  родители  не  должны руководить  ребенком только лишь путем принуждения и запретов, они должны  уметь передать ребенку «глубокое и почти органическое убеждение, что есть некое значение в том, что они  сейчас  с  ним  делают».  Однако  даже  в самых  благоприятных  случаях неизбежны  запреты и  ограничения,  вызывающие  фрустрации.  Они оставляют у ребенка  чувство отверженности  и создают основу  для  базового  недоверия к миру.

Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для развития личности ребенка в дальнейшем.  Укрепление доверия к себе и матери дает возможность ребенку переносить состояния фрустрации, которые неизбежно будут возникать на протяжении всей жизни. Эриксон отмечает, что здоровое развитие младенца не является результатом исключительно чувства доверия, но скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо.

Кризис «доверие – недоверие» (как и любой другой последующий кризис) не всегда разрешается в течение первого или второго года жизни и может проявляться снова и снова на последующих стадиях развития.

Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие – недоверие», Эриксон обозначает термином «энергия» и «надежда». Надежда поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства. В результате удачного прохождения этой стадии вырастают люди, которые черпают жизненную веру не только в религии, но и в общественной деятельности, искусстве и научных занятиях. Люди, не прошедшие удачно эту стадию, даже если исповедуют веру, фактически, каждым вздохом выражают недоверие к людям.


II стадия. Раннее детство (Мышечно-анальная)

Вторая стадия развития личности состоит в формировании и  отстаивании ребенком  своей автономии, независимости и самоконтроля. Она  начинается  с того  момента, как ребенок  начинает ходить и продолжается в течение второго и третьего годов жизни. Этот период соответствует анальной стадии по Фрейду. На этой стадии  зона получения удовольствия связана с анусом.  Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой – как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Ребенок научается различать предоставление свободы типа «пусть попробует» и попустительство как форму избавления родителей от «лишних» хлопот. Эта стадия становится решающей для формирования таких качеств как добровольность или упрямство.

Находясь на первой стадии развития, ребенок почти полностью зависит от заботящихся о нем людей. С наступлением второй стадии быстро начинают развиваться нервно-мышечная система, речь, социальные навыки. На первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения, начинает исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним более независимо. В особенности дети гордятся своими локомоторными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться, есть). Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность.

Удовлетворительное разрешение кризиса на этой стадии, по Эриксону, зависит прежде всего от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время, Эриксон подчеркивает, что родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Внешний контроль на этой стадии должен твердо убеждать ребенка в его силах и возможностях, а также защищать от анархии.

Эриксон рассматривает чувство стыда у ребенка как нечто родственное гневу на самого себя, когда не разрешается или не одобряется быть самостоятельным. Если родители проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно бранят ребенка за мокрую постель, запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и т.п. – у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением. Также стыд появляется тогда, когда родители ожидают от ребенка того, чего он еще сделать не в состоянии.

Эриксон связывает возникновение чувства стыда с возникновением самосознания, ибо стыд  предполагает,  что  субъект полностью выставлен на  общее  обозрение, и  он  понимает  свое  положение. Наказания и пристыживания ребенка за плохие поступки приводят к ощущению того, что «глаза мира смотрят на  него». «Ребенок хотел бы принудить весь мир не смотреть на него», но это невозможно. Поэтому социальное неодобрение его поступков формирует у ребенка «внутренние  глаза мира» - стыд за  свои  ошибки.

По  словам Э. Эриксона, «сомнение  есть  брат  стыда».  Когда родители не обращают внимания на потребности своего ребенка, формируется чувство сомнения в способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Такие дети думают, что другие их пристально рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением,  начинают чувствовать себя совершенно несчастными. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие. Приобретенное же ребенком чувство автономии укрепляет у него чувство доверия к миру и окружающим людям.

Борьба  чувства  независимости (автономии)  против  стыда  и  сомнения  приводит  к установлению соотношения между способностью сотрудничать с  другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии  складывается подвижное равновесие между  этими  противоположностями. Из  чувства самоконтроля при сохранении  положительной самооценки  происходит устойчивое чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями. Из чувства утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужеродного внешнего контроля рождается устойчивая  склонность к сомнению  и стыду.


III стадия. Возраст игры (Локомоторно-генитальная)

Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный конфликт в дошкольном возрасте, Эриксон назвал «возраст игры». Соответствует фаллической стадии по Фрейду, длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. По мнению Эриксона, интерес  ребенка  к  своим гениталиям, осознание  своей половой принадлежности и  стремление занять место отца (матери) в отношениях с родителями противоположного пола – лишь частный момент развития ребенка в этот  период.

Основной вид деятельности ребенка в этот период – игра. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков; он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Через игру ребенок  жадно  и активно  познает  окружающий  мир, совместно  со сверстниками  осваивает систему отношений между людьми. У ребенка формируется  желание   включиться   в   реальную  совместную  со   взрослыми деятельность, выйти  из роли маленького. Кроме того, у детей появляется ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.