Рефераты. Условия труда исследователей и разработчиков, их совершенствование в инновационном процессе






Условия труда исследователей и разработчиков, их совершенствование в инновационном процессе

Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Кубанский государственный технологический университет

 (КубГТУ)

 

Факультет Экономики, управления и бизнеса

Кафедра производственного и регионального менеджмента

 

 

К У Р С О В А Я  Р А Б О Т А

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

на тему «Условия труда исследователей и разработчиков, их совершенствование в инновационном процессе»

 


Выполнила студентка 4 курса, группы 04-ЭМО-2

Танцура Татьяна Вячеславовна

   

Руководитель _____________    Ф.В.Шутилов, доцент

Нормоконтролер _______________________________


Защита                                             Оценка                             

Члены комиссии___________________________________

 

Краснодар

2007 г.

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Кубанский государственный технологический университет

(КубГТУ)

Кафедра производственного и регионального менеджмента


УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой П и РМ

______________ доцент Ф.В.Шутилов


 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

 

Студентке 4 курса Танцура Т.В.

факультета экономики, управления и бизнеса

специальности «Менеджмент организации»


Тема курсовой работы «Условия труда исследователей и разработчиков, их совершенствование в инновационном процессе»

 

Содержание задания:

Объем работы   69 с.

Срок выполнения работы с «___» _________ по «___»_________2007 г.

Срок защиты                                                 «___»_________2007 г.

Дата выдачи задачи                                       «___»_________2007 г.

Дата сдачи                                                      «___»_________2007 г.


Реферат


Работа 69 с.,  8 рис., 3 табл., 10 источников, 3 приложения.

 

ИССЛЕДОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ, НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ, РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, РАБОЧЕЕ МЕСТО, РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ, РЕЖИМЫ ТРУДА, МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭРГОНОМИКА.


Объектом исследования являются исследователи и разработчики.

Цель работы – на основе проведенного анализа разработать предложения по совершенствованию условий труда научных работников

Рассмотрены теоретические вопросы в сфере деятельности исследователей и разработчиков.

Рассмотрены условия труда программистов на конкретном предприятии – фирме «Шатл-С» Выявлены недостатки в существующих условиях труда и предложены меры по их совершенствованию.

Содержание


1.                 Характер, содержание и особенности труда исследователей и разработчиков

2.                  Условия труда в научной организации

2.1.          Разделение и кооперация труда

2.2.          Использование рабочего времени и режимы труда

2.3.          Организация и обслуживание рабочего места

3.                 Принципы управления научным коллективом

4.                 Мотивация и стимулирование деятельности исследователей и разработчиков

5.                 Совершенствование условий труда исследователей и разработчиков

5.1.           Психофизиологические факторы

5.2.          Санитарно-гигиенические факторы

5.3.          Эстетические факторы

6.                 Изучение и улучшение условий труда программистов на примере

Фирмы  «Шатл-С»

Заключение

Список используемой литературы

Приложения



Введение

Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в условия производственной деятельности работников умственного труда. Их труд стал более интенсивным, напряженным, требующим значительных затрат умственной, эмоциональной и физической энергии. Это потребовало комплексного решения проблем эргономики, гигиены и организации труда, регламентации режимов труда и отдыха.

Работа исследователей и разработчиков характеризуется значительным умственным напряжением и нервно-эмоциональной нагрузкой, высокой напряженностью зрительной работы. Большое значение имеет рациональная конструкция и расположение элементов рабочего места, что важно для поддержания оптимальной рабочей позы человека.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что разработка успешных  мероприятий по  улучшению условий труда научных работников является   одним   из наиболее важных условий  повышения  производства и  повышения прибыли на предприятии в целом.

Целью курсовой работы является выявление характера, содержания и особенностей труда научных работников, рассмотрение методов совершенствования условий труда, повышение трудоспособности и предотвращение переутомления работников научных организаций.

В первой части курсовой работы рассмотрены основные положения деятельности научных работников.

Вторая часть включает в себя описание организации рабочего места,

которая является важным условием для более эффективной деятельности.

В третьей - описываются основные аспекты управлении научными кадрами.

Четвертая часть курсовой работы раскрывает такие понятия как мотивация и стимулирование работников научного труда.

Совершенствование условий труда посредством улучшения психофизиологических, эстетических и санитарно-гигиенических факторов рассматривается в пятой части.

В заключительном шестом разделе на примере фирмы «Шатл-С» рассмотрены условия труда программистов, выявлены недостатки и предложены меры по их устранению.

1 Характер, содержание и особенности труда исследователей и

разработчиков


Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и  разработки; научно-техническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги.

Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.

Разработки – это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта (это находит отражение в технической документации по применению  нововведений) [3, с. 268-270].

Таким образом, научные исследования и разработки включают:

¨  конструкторские работы;

¨  проектные работы;

¨  технологические работы;

¨  создание опытных образцов;

¨  проведение испытаний.

Персонал занятый научными исследованиями и разработками (научные работники) – совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок. В его составе выделяют четыре категории: исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал.

Научные работники – лица систематически занятые научной или научно-педагогической деятельностью в научных учреждениях, высших учебных заведениях, на предприятиях и в организациях. К ним относятся все лица, имеющие ученую степень или ученое звание, независимо от места и характера их работы; лица, ведущие научно-исследовательскую работу в научных учреждениях и научно-педагогическую работу в высших учебных заведениях, независимо от наличия ученой степени или звания, а также специалисты промышленных предприятий, проектных, проектно-конструкторских и проектно-технологических организаций, не имеющие ученой степени или звания, но ведущие научную работу [1, с. 123-125].

В науке больше, чем в любой другой сфере деятельности, успех зависит от индивидуальных, творческих, способностей научных работников и степени их подготовки.

Творческая деятельность - как правило, многообразная деятельность. Она порождает нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.

Поиск новых знаний и их материализация, т.е. создание новых объектов техники, значительно усложнились в условиях возросших темпов обновления технических средств и быстрого роста научно-технической информации.

Технический прогресс является результатом деятельности прежде всего личностей. У истоков почти каждого открытия стояли личности и индивидуальная, а не групповая деятельность. Это обусловливает необходимость системы обеспечения индивидуального труда, при котором специалист становится участником постановки задач, составления плана работ, их оценки. С другой стороны специфической особенностью научной деятельности в настоящее время является ее коллективный характер.  Это предопределяет необходимость сочетания в научных коллективах работников разных специальностей. Одновременно необходимо обращать внимание на проблемы психологической совместимости специалистов, работающих в коллективе; на проблемах выбора лидера, стилей руководства и т.д. Одновременно следует отметить, что по мере развития опытно-экспериментальной базы должна возрастать численность среднего технического, научно-вспомогательного персонала и служащих, приходящихся на одного научного работника. Методы управления этой категорией работников должны отличаться от методов управления  собственно научными работниками.

В данном случае методы управления этими работниками практически не обладают какой-либо спецификой по сравнению с управлением персоналом на промышленных предприятиях, фирмах и т.д.

Вообще по мере развития научно-технического прогресса и усложнения труда, что приводит к повышению квалификации работников, возникают проблемы, связанные с управлением персоналом. Возрастает роль мотивации персонала, который в процессе творческой деятельности становится саморегулируемой системой, на него можно влиять только лишь косвенно, предпочитая вместо администрирования реализацию стилей руководства, предполагающих соучастие, признание личных заслуг конкретных специалистов, гласность результатов деятельности, предоставление информации для самооценки.

Растут затраты, связанные с обучением и переобучением персонала, удлиняются сроки обучения персонала, усложняется функция контроля, появляется возможность внедрения нетрадиционных типов расписания работы и т. д. Кроме того, даже в условиях очень высокой безработицы практически невозможно найти нужного квалифицированного работника, а тем более ученого.

Особые требования предъявляются и к работникам кадровых служб  научных учреждений. По своим функциям кадровые службы давно переросли отделы по хранению кадровой документации, с которой их деятельность начиналась. Основным содержанием их работы становится: планирование потребностей в персонале, активные методы набора и найма, управление потерями, анализ текучести, развитие кадров (подготовка и повышение квалификации, планирование карьеры). Учет и делопроизводство не  должны занимать более 10 % фонда рабочего времени кадровых служб. Соответственно меняется и состав кадровых служб. Если раньше преобладал конторский персонал в задачу которого входило получение, обработка и хранение информации о персонале, то в настоящее время в кадровых службах возрастает численность психологов, специалистов в области методов оценки и обучения, консультантов по планированию карьеры и т.д. 

Эффективный производственный менеджмент невозможен без научной организации труда. Организация труда должна базироваться на достижениях науки и передовом опыте, обеспечивать повышение производительности труда и сохранение здоровья человека.

Научная организация труда направлена на решение следующих взаимосвязанных задач;

·                   Экономическая задача связана с наиболее полным использованием оборудования, материалов, сырья, обеспечением повышения производительности труда.

·                   Решение психофизиологической задачи предполагает создание благоприятных производственных условий, что важно для сохранения здоровья работников, их работоспособности.

·                   Решение социальной задачи направлено на повышение удовлетворенности условиями и результатами труда.

Большое значение имеет научная организация управленческого труда. От того, какова структура аппарата управления, какая выбрана система управления, зависят содержание и организация труда специалистов и служащих.

2. Условия труда в научной организации

По мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям.

Изучение и проектирование таких систем создали необходимые предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новых исследовательских задач.

Эргономика - научно-практическая дисциплина, изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ, окружающую среду в процессе их взаимодействия с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности жизнедеятельности человека.        

Как комплексная наука эргономика возникла в 20-х годах прошлого столетия. С развитием технического прогресса возникла проблема, как согласовать использование все усложняющейся техники с физическими и психологическими возможностями людей.

Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства.

Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования - системы «человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда». Эргономика тесно связана с физиологией труда, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне. Эргономика использует данные гигиены труда, которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда. Эргономика по природе своей занимается профилактикой охраны труда, под которой подразумевается комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работающих. Эргономика в обеспечении играет роль деятельности, направленной на организацию безопасных и рациональных условий труда, и является методом ограничения человека (коллектива) от опасностей в системе «человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда» [6, с. 56-60].

Рассмотрим основные факторы, формирующие условия и оказывающие влияние на деятельность научных работников.

2.1 Разделение и кооперация труда


Важнейшими составляющими научной организации труда являются разделение и кооперация труда.

Разделение труда – разграничение деятельности людей в процессе совместного труда. Разделение труда на предприятии означает обособление отдельных частичных трудовых процессов с целью сокращения производственного цикла за счет одновременного выполнения различных работ и повышения производительности труда. Последнее достигается за счет приобретения производственных навыков рабочими благодаря специализации работ.

Следует отметить, что организаторы производства на предприятиях стран с развитой рыночной экономикой уделяют большое внимание сокращению времени производственного цикла. Это обусловлено тем, что

сокращение длительности производственного цикла является центральной задачей организации и управления производством, одним из показателей эффективности управленческого труда. Высокий уровень специализации свидетельствует о культуре производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.