Рефераты. Учет обязательств сельскохозяйственного предприятия по единому социальному налогу (на примере ООО &q...






Отдельно требует начисления взнос в фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в ООО "СХП Мечетинское", исходя из степени риска для здоровья работников применяемых здесь технологий в 2005 г. действовала ставка, равная 0,7 % налоговой базы). Правда, данный вид обязательных платежей не входит в состав ЕСН, но он имеет ту же налоговую базу и перечисляется в ФСС. Поэтому его целесообразно рассматривать вместе с ЕСН.

Далее идут операции по налоговым вычетам из сумм, начисленных в федеральный бюджет. Вычеты производятся для перечисления в Пенсионный фонд России. Они требуют специального рассмотрения, что и будет сделано с помощью второй таблицы. Здесь же достаточно упомянуть, что ООО "СХП Мечетинское" пока не имеет права на применение регрессивных (уменьшенных) ставок ЕСН, так как данное право возникает лишь в тех предприятиях, где среднегодовой заработок работников не ниже 100 тыс.руб. В ООО "СХП Мечетинское" средняя зарплата выше, чем в подавляющем большинстве других сельскохозяйственных предприятий Зерноградского района, но она ниже установленного ограничения в 100 тыс.руб. В 2005 г. средняя годовая оплата труда в хозяйстве была равна 45973 руб. (3831 руб. в месяц). В 2004 г. зарплата была выше - 66419 руб. за год, или по 5535 руб. в месяц. Но тогда и выручка была в 1,5 раза выше.

Последней операцией, связанной с расчетами по ЕСН, является перечисление всех начисленных сумм отдельными платежными поручениями в адрес каждого поручителя своей части данного налога.

Особого внимания со стороны бухгалтерии требуют операции по налоговым вычетам из ЕСН, предназначенного для уплаты в федеральный бюджет. Их порядок показан в таблице 21.

Таблица 21 - Ставки для правильного начисления взносов в ПФР за счет налоговых вычетов из ЕСН в федеральный бюджет в зависимости от пола и возраста работников, применявшиеся до 01.01.2005 г.

Пол и возраст работников

Ставка страховой части трудовой пенсии (%)

Ставка накопительной части трудовой пенсии (%)

Мужчины 1952 г. рождения и старше

10,3

0

Женщины 1956 г. рождения и старше

10,3

0

Мужчины 1953-1966 гг. рождения

8,3

2

Женщины 1957-1966 гг. рождения

8,3

2

Лица 1957 г. рождения и моложе

4,3

6,0

Примечание:  с 01.01.2005 г. ставки страховой части трудовой пенсии для сельхозпроизводителей соответственно составляли: 7,9; 7,9; 6,4; 6,4 и 3,3 %, а накопительной - 0; 0; 1,5; 1,5; 4,6 %


Из таблицы 21 видно, что процедура налоговых вычетов из сумм, начисленных в федеральный бюджет, состоит в уменьшении перечислений в него в два раза в сравнении с ранее начисленной величиной. При этом налоговый вычет для перечисления взносов в ПФР разделяется на две части: 1) для финансирования страховой части трудовой пенсии; 2) для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Такой порядок установлен федеральный законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно указанному закону распределение налоговых вычетов из федерального бюджета в пользу ПФР различается в зависимости от пола и возраста работников, на доходы которых был начислен ЕСН.

Так, с доходов мужчин 1952 года рождения и старше для финансирования страховой части трудовой пенсии предназначается вся сумма налогового вычета из суммы ЕСН в федеральный бюджет, т.е. 10,3 % налоговой базы по ЕСН, действовавшей до 01.01.2005 г. То же относится к женщинам 1956 г. рождения и старше. С 01.01.2005 г. ставки изменились.

С доходов мужчин 1953-1966 гг. рождения для финансирования страховой части трудовой пенсии до 01.01.2005 г. должны были перечисляться в ПФР 8,3 % налоговой базы по ЕСН, а 2,0 % - для финансирования накопительной части трудовой пенсии. То же относилось к женщинам 1957-1966 гг. рождения.

С доходов лиц 1967 г. рождения и моложе для финансирования страховой части должно было перечисляться 4,3 % налоговой базы, а для финансирования накопительной части трудовой пенсии - 6,0 %.

Данная информация, представленная в наглядной форме, облегчит бухгалтерам индивидуальную работу по начислению взносов в ПФР по каждому работнику.

 

4.2. Бухгалтерские записи, отражающие расчеты по ЕСН

 

Представленные в предыдущем параграфе таблицы, отражающие процедуру расчетов по ЕСН, носили общий характер. Необходимую конкретность они могут приобрести, если весь процесс исчисления ЕСН будет представлен в виде бухгалтерских проводок.

Для составления соответствующих бухгалтерских записей взяты данные о заработной плате одного, из работников ООО "СХП Мечетинское" - тракториста-машиниста В.П. Василевского 1967 года рождения. Зарплата взята за январь 2005 г. (на его основе выше приводился пример индивидуальной налоговой карточки).

Опираясь на суммы начисленной указанному работнику оплаты труда и учитывая его возраст (что необходимо при расчете взносов в ПФР), составили таблицу проводок (табл.22). Они могут служить в качестве наглядного образца для работника бухгалтерии, который отвечает за рассматриваемый участок. Понятно, что если бы речь шла не о работнике растениеводства, а, например, о работнике реммастерской, то вместо субсчета 20-1 "Затраты растениеводства" пришлось бы взять другой субсчет - 23-4. Аналогичные счета и субсчета могли быть применены в других случаях (20-3; 23; 25; 26; 29).

Таблица 22 - Бухгалтерские записи по расчетам и уплате ЕСН, рекомендуемые бухгалтерии ООО "СХП Мечетинское" в качестве методического материала при ведении карточки индивидуального учета по ЕСН (на примере тракториста-машиниста В.П. Василевского, 1967 г. рождения)

за апрель 2005 г.

№ п/п

Операции

Корреспондирующие счета

Сумма,
руб.

дебет

кредит

1.

Начисленная за апрель оплата труда В.П. Василевского отнесена на затраты по растениеводству

20-1

70

5166

2.

Начислен ЕСН на зарплату В.П. Василевского за апрель в части, предназначенной в федеральный бюджет (ставка 15,8 %). Начисленный ЕСН отнесен на затраты растениеводства

20-1

69

816,23

3.

На затраты растениеводства отнесена сумма ЕСН для уплаты в ФСС (ставка 2,2 %)

20-1

69-1

113,65

4.

На затраты растениеводства отнесена сумма ЕСН для уплаты в ФФОМС (ставка
0,8 %)

20-1

69-3-1

41,33

5.

На затраты растениеводства отнесена сумме ЕСН для уплаты в ТФОМС (ставка
1,2 %)

20-1

69-3-2

62,0

6.

Налоговый вычет из ЕСН в части ФБ для финансирования взносов в страховую часть трудовой пенсии (ставка 8,3 %)

69

69-2-1

428,78

7.

Налоговый вычет из ЕСН в части ФБ для финансирования взносов в накопительную часть трудовой пенсии (ставка 2 %)

69

69-2-2

103,32

8.

На затраты растениеводства отнесены начисления платежей в фонд страхования от несчастных случаев на производстве (ставка 0,7 %)

20-1

69-4

36,1

9.

Перечисления ЕСН его получателям (общая сумма)

69, 69-1,
69-2,
69-3,
69-4

51

1239,77


Из проводок, представленных в таблице 22, видно, что процесс учета и исчисления ЕСН по каждому конкретному получателю доходов за выполненные работы состоит из следующих операций (в таблице они пронумерованы).

Первая операция отражает начисление заработной платы за соответствующий месяц и отнесение ее суммы на затраты соответствующей отрасли (в данном случае - растениеводства). Для этого применяется бухгалтерская запись:

Дебет счета 20 "Основное производство" субсчет "Растениеводство" Кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" на соответствующую сумму, начисленную работнику (5166 руб.).

Далее начинаются операции по исчислению ЕСН в разрезе каждого его элемента:

Дебет счета 20 "Основное производство" субсчет "Растениеводство" Кредит счета 69 "Расчеты по ЕСН с федеральным бюджетом" (ставка - 15,8 % от налоговой базы) на сумму 816,23 руб. (операция 2).

Дебет счета 20 "Основное производство" субсчет "Растениеводство" Кредит счета 69 субсчет "Расчеты по ЕСН в части ФСС" (ставка 2,2 % налоговой базы) на сумму 113,65 руб. (операция 3).

Дебет счета 20 "Основное производство" субсчет "Растениеводство" Кредит счета 69 субсчет "Расчеты по ЕСН в части федерального фонда обязательного медицинского страхования" в сумме 41,93 руб. (при ставке 0,8 % - операция 4).

Дебет счета 20 "Основное производство" субсчет "Растениеводство" Кредит счета 69 субсчет "Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования" в сумме 62 руб. (при ставке 1,2 % - операция 5).

Затем отражают операции, связанные с налоговыми вычетами из ЕСН, начисленного в результате операции 2 в федеральный бюджет. Вычитая определенную сумму из данной части ЕСН, бухгалтер должен ее направить в Пенсионный фонд России финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии. При этом должны выполняться записи:

Дебет счета 69 "Расчеты по ЕСН с федеральный бюджетом" Кредит счета 69 субсчет "Расчеты с ПФР в части финансирования страховой части трудовой пенсии" на сумму 428,78 руб. (в данном случае применяется ставка 8,3 % - операция 6).

Дебет счета 69 "Расчеты по ЕСН с федеральным бюджетом" Кредит счета 69 субсчет "Расчеты с ПФР в части финансирования накопительной части трудовой пенсии" на сумму 103,72 руб. (в данном, случае применяется ставка 2 % - операция 7).

С помощью восьмой операции отражается начисление взноса в фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (36,1 руб.).

При помощи операций, помеченных номером 9, фактически будет осуществлено погашение налоговых операций не по одному, а по пяти получателям доходов, формируемых на базе ЕСН. Общая сумма платежей составляет 1239,77 руб.

Соответствующая информация (но без двойной записи счетов) должна найти отражение в индивидуальной налоговой карточке по каждому работнику предприятия. Суммирование соответствующих показателей по всем налоговым карточкам позволит бухгалтеру рассчитать показатели, отражаемые в регистрах синтетического бухгалтерского учета - журнале-ордере № 10 и Главной книге.

 

4.3. Предполагаемые положительные результаты
от применения предложенных мер

 

Предложенные меры, как можно предполагать, должны помочь бухгалтерии ООО "СХП Мечетинское" избавиться от недочетов в исчислении налоговой базы по ЕСН, в расчетах с бюджетом и фондами социального назначения по рассматриваемому налогу и даже уменьшить сумму налоговых обязательств по ЕСН при переходе на единый сельхозналог.

Правда, часть недочетов связана с большой трудоемкостью индивидуального налогового учета по ЕСН, с необходимостью вести раздельный учет расчетов не по одному налогу (хотя он и именуется "единый"), а по пяти его элементам: с бюджетом, с ФСС, с ФФОМС, с ТФОМС, с ПФР по страховой и накопительной частям пенсии и, кроме того, с фондом страхования от несчастных случаев на производстве. Здесь было бы крайне полезным введение автоматизированных (компьютерных) технологий учета. Руководство предприятия считает эту задачу одной из приоритетных. Поэтому можно ожидать улучшения учетного процесса на рассматриваемом участке.

Как было видно из главы 3, недочеты при расчетах по ЕСН носили разный характер. Поэтому в разные формы бухгалтерских отчетных документов попадали существенно отличающиеся друг от друга суммы одних и тех же показателей: кредитового сальдо по счету 69 (задолженность предприятия по ЕСН на конец года); оборотов по кредиту счета 69 (начисление ЕСН за налоговый период). Кроме того, выездные налоговые проверки, проведенные сотрудниками Зерноградской ИМНС, выявили занижение налоговой базы по ЕСН вследствие применения явно заниженных, в сравнении с рыночными» цен на предоставляемые работникам товары и услуги. Предприятие имело право отпускать товары по любым ценам и даже бесплатно, но при исчислении налоговой базы натуроплату требовалось оценить по рыночным ценам на момент совершения соответствующих операций. При этом в данные цены требовалось включить НДС. В отдельных случаях, наоборот, имело место завышение налоговой базы. В частности, так происходило при включении в нее арендной платы за использование личного автотранспорта в служебных целях. Но особенно большие возможности для сокращения налоговых обязательств по ЕСН связаны с переходом от общей системы налогообложения к уплате единого сельхозналога. В этом случае сумма обязательств по ЕСН остается на уровне 10,3 % от налоговой базы против нынешних 20 %. Самая большая сумма ЕСН хозяйством была начислена за 2004 г. Она составила тогда 5560 тыс.руб. Если бы хозяйство перешло на ЕСХН, эта сумма уменьшилась бы на 2697 тыс.руб. Кроме того, допускались бы ошибки и в исчислении налога.

Это большие резервы сокращения затрат. Их, несомненно, следует использовать для увеличения финансовых возможностей экономического роста предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная дипломная работа посвящена изучению порядка начисления единого социального налога в одном из ведущих сельскохозяйственных предприятий Зерноградского района - ООО "СХП Мечетинское".

Хозяйство обрабатывает около 11 тыс.га пашни. Это видно из табл.1. Остаточная стоимость его основных средств в 2005 г. превышала 81,5 млн. руб. При этом процент их пригодности превышал 80 % (табл.2). Как видно из табл.3, хозяйство сравнительно неплохо обеспечено тракторами (36 единиц новых энергонасыщенных тракторов), зерновыми и другими комбайнами (около 30 единиц), автомобилями (32 единицы). Это позволяет предприятию производить и продавать значительные объемы продукции - зерна и маслосемян подсолнечника. Правда, цены на товарную продукцию хозяйства неустойчивые и часто падают. В табл.6 раздаточных материалов представлены результаты анализа динамики цен на основные виды товарной продукции ООО "СХП Мечетинское" за 2003-2005 гг. Таблица составлена на основе информации, содержащейся в формах № 7-АПК "Отчет о реализации сельскохозяйственной продукции" и № 9-АПК "Отчет о производстве и себестоимости продукции растениеводства".

Рост товарного производства позволяет предприятию оставаться прибыльным и даже увеличивать прибыль несмотря на более быстрый рост затрат. Это видно из табл.7. В свою очередь, прибыльность хозяйствования позволяет сохранять относительно высокие показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности. Это видно из табл.8 раздаточных материалов, а также из табл.9, в которой представлены результаты горизонтального анализа динамики затрат предприятия.

Тем не менее, как видно из таблицы 9, каждый год показатели затрат ухудшаются. Поэтому предприятию требуется использовать все возможности для их сокращения. В частности, необходимо предотвращать случаи налоговых нарушений. Ведь они влекут за собой штрафные санкции. После одной из выездных налоговых проверок ООО "СХП Мечетинское" вынуждено было заплатить штраф за ошибки в начислении ЕСН. Сумма штрафа и пени превысила 66 тыс.руб. Однако аудиторская проверка предприятия, проведенная по инициативе учредителей, выявила существенные расхождения в оборотах по начислению ЕСН. Ошибки превысили 1,5 млн.руб. Были и другие ошибки, которые могли бы нанести большой вред хозяйству, если бы их выявили контролирующие органы.

Правда, основы учета расчетов по ЕСН бухгалтерской службой хозяйства освоены. Здесь применяют корреспонденцию счетов и другие регистры учета, соответствующие требованиям. Об этом можно судить по таблицам 12 и 13. Тем не менее неясностей у бухгалтеров немало.

В целях подготовки обоснованных предложений по улучшению начисления ЕСН в хозяйстве бухгалтерам было задано 10 вопросов, применяемых в ходе аудиторских проверок. Они приведены в табл.19 раздаточных материалов. Как оказалось, работники бухгалтерии имели нечеткие знания о том, как нужно начислять ЕСН в тех или иных случаях, не могли быстро найти нужный пункт в Налоговом кодексе.

В связи с этим для бухгалтерии была подготовлены вспомогательные таблицы (табл.20 и 21 раздаточных материалов), которые могут помочь бухгалтерам хозяйства лучше освоить правила начисления ЕСН. Этому же должна способствовать таблица 22 раздаточных материалов. В ней на примере одного из работников хозяйства - тракториста-машиниста Василия Павловича Василевского, 1967 года рождения, показаны бухгалтерские записи, которые необходимо выполнять для правильного исчисления ЕСН.

Хорошее освоение бухгалтерами предприятия всех требований к начислению и уплате ЕСН позволит им предотвратить вероятные ошибки в будущем. В свою очередь, это будет способствовать повышению устойчивости финансового состояния предприятия. Но еще больше хозяйство могло бы выиграть, если бы с общего режима налогообложения оно перешло на уплату единого сельхозналога. Он позволяет уменьшить суммы начисления ЕСН с 20 % дот фонда оплаты труда до 10,3 %, так как плательщики ЕСХН освобождаются от уплаты четырех налогов, в т.ч. ЕСН, кроме взносов в ПФ. Наибольшая сумма ЕСН хозяйством была начислена в 2004 г., когда благодаря высокой выручке удалось довести фонд оплаты труда почти до 21,4 млн.руб. На эту сумму ЕСН составил 5,6 млн.руб. А если бы хозяйство перешло на ЕСХН, то данная сумма была бы уменьшена почти на 2,4 млн.руб., т.е. она была бы сведена лишь к сумме взносов в ПФР

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                 Гражданский кодекс РФ. - М.: Проспект, 2004. - 424 с.

2.                 Налоговый кодекс РФ. Части I и II. - М.: Элит, 2004. - 384 с.

3.                 Федеральный закон РФ "О бухгалтерском учете и отчетности" от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ // Нормативные акты для бухгалтера. - 1996. - № 2. - С.4.

4.                 Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй. - М.: Главбух, 2004. - 410 с.

5.                 Положение о бухгалтерском учете и отчетности. ПБУ 1/98 "Учетная политика организаций" / ПБУ: основные документы бухгалтерского учета. - М.: ПРИОР, 2002. - 112 с.

6.                 Положение о бухгалтерском учете и отчетности. ПБУ 9/99 "Доходы организации" / ПБУ: основные документы бухгалтерского учета. - М.: ПРИОР, 2002. - 112 с.

7.                 Положение о бухгалтерском учете и отчетности. ПБУ 10/99 "Расходы организации" / ПБУ: основные документы бухгалтерского учета. - М.: ПРИОР, 2002. - 112 с.

8.                 Положение о бухгалтерском учете и отчетности. ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль". - Макарьева В.И. Практические советы по применению ПБУ1-ПБУ18. - М.: Налоговый вестник, 2003. - 368 с.

9.                 План счетов бухгалтерского учета хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. - М.: Статус-Кво, 2000. - 160 с.

10.            Методические рекомендации по бухгалтерскому обеспечению исчисления единого сельскохозяйственного налога. - М.: МСХ РФ, 2004. - 140 с.

11.            Учетная политика по ЕСХН на 2005 год // Учет в сельском хозяйстве. - 2004. -№ 4. - С.12-15.

12.            Рекомендации по учету ЕСХН // Учет в сельском хозяйстве. - 2005. - № 1. - С.31-33.

13.            Абрамова Н.В. и др. Налоговый учет. - М.: ЗАО "Издательский Дом "Главбух", 2005. - 308 с.

14.            Аккерман Е. Налоговая оптимизация // Экономика и жизнь. - 2004. - № 4. - С.5.

15.            Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита: Учебное пособие. - М.: Филинъ, 2001. - 410 с.

16.            Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 215 с.

17.                           Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит. - М.: ПРИОР, 2001. - 400 с.

18.            Карпова И. Если налог не снижают, значит это кому-нибудь нужно // Экономика и жизнь. - 2002. - № 35.- С.29.

19.            Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 512 с.

20.            Колчин С.П. Налоговый пресс // Финансы. - 1999. - № 7. - С.31-33.

21.            Коровкин В.В. Налоговая проверка предприятия. - М.: ПРИОР, 2000. - 208 с.

22.            Куликова Л.И. Налоговый учет. - М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2003. - 336 с.

23.            Лисович Г.М. Сельскохозяйственный учет (финансовый и управленческий). - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 720 с.

24.            Методические рекомендации по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности агропромышленных организаций. - М.: МСХ РФ, 2001. - 329 с.

25.            Ордынская И. Справедливая налоговая система на подходе // Экономика и жизнь. - 2002. - № 41. - С.1.

26.            Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.1. - М.: Финансы и статистика. - 400 с.

27.            Расходы на оплату труда. Налоговый и бухгалтерский учет // Налоги и финансовое право. - 2003. - № 8. - С.158.

28.            Степашин С. Структура налоговых доходов и их распределение по уровням бюджетов в 2003 г. // Экономика и жизнь. - 2002. - № 41. - С.1.

29.            Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2004. - 576 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.