Рефераты. Учет расчетов с персоналом по оплате труда и анализ эффективности использования средств на оплату тр...






Все вопросы оплаты труда теперь решаются на уровне предприятий. Государство устанавливает лишь минимальный уровень оплаты труда. С переходом к товарной форме рабочей силы восстанавливаются и значительно расширяются все функции оплаты труда. Социальная функция рабочей силы начинает играть вполне равноправную роль наряду со стимулирующей. Бюджет работника должен обеспечивать ему расходы не только на одежду и пищу, но и на покупку дома, квартиры, оплаты бытовых услуг и так далее. Существует при этом два уровня обеспечения социальной ориентации заработной платы. Первый регулируется государством. Прямое его влияние на уровень заработной платы выражается в виде установления минимального гарантированного уровня оплаты труда.

 Косвенное влияние связано с индексацией стоимостных характеристик уровня жизни в зависимости от инфляции, роста цен. Тем самым государство защищает трудовой доход работника от свойственной в отдельных случаях рыночной экономике тенденции экономии на затратах на рабочую силу. Второй основной уровень реализации социальной функции заработной платы осуществляется непосредственно на предприятиях.

 Таким образом, заработная плата возрождает свою утерянную социальную функцию. Вместе с тем, она становится лишь одним из элементов возмещения стоимости товара «рабочая сила». Важную роль в общей сумме доходов в новых экономических условиях играют и резко возросшие многочисленные выплаты, доплаты предпринимателей работникам на социальные цели. Фонды социального развития играют все большую роль в улучшении материальных условий жизни работников в связи с необходимостью постоянного, все более расширенного воспроизводства рабочей силы как фактора повышения производительности труда.

 Главной является стимулирующая, а более точно, мотивационная функция трудовых доходов работников. Именно эта часть механизма заработной платы и социальных стимулов играет главную роль в интенсивном использовании живого труда, направляет его на реализацию целей управления.

Традиционно в сознании работника заработная плата психологически ассоциируется с признанием его авторитета на предприятии, косвенно выражает его социальный статус. Через заработную плату работник косвенно оценивает себя, свои успехи в работе сравнительно с другими. Заработная плата может быть и невысокой (какой она была все застойные годы прямого государственного управления экономикой), но если она оказалась выше, чем у коллег по работе, то и мотивационная действенность будет выше.

 В зависимости от системы оплаты труда, организации заработной платы на предприятии мотивационным стимулом может выступать как размер заработной платы, так и непосредственно оценка заслуг работника (хотя последнее в конечном счете также выразится размером заработка). Однако, оценка работника (заслуг работника) с последующим установлением размера заработка оказывается для рабочих более предпочтительной по сравнению с оценкой косвенной (в последовательности: заработная плата - заслуги работника). Поэтому организация заработной платы с оценкой заслуг играет большую мотивационную роль, нежели оплата без оценок.

Если нет признания, то не будет и лояльного мотивированного отношения к предприятию со стороны работника, нет ориентации на высокую производительность, отдачу. Таким образом,  заработная плата- есть решающее условие достижения цели управления трудом, нацеленности работника на производительный труд.

Рассмотрим следующие статистические данные по трудовым ресурсам, численности занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусь, уровню жизни населения, реальным денежным доходам населения, оплате труда.

Численность трудовых ресурсов Республики Беларусь в 2004 году составила 6183 тысяч человек, или 62% общей численности населения. По сравнению с 1995 годом она увеличилась на 334 тысячи человек, или на 5%, в том числе численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте возросла на 412 тысяч человек (на 7%), лиц старше и младше трудоспособного возраста, занятых в экономике – 4,3%, [4, c.46].

 Численность трудовых ресурсов в 1995году, 2001-2004гг. приведем в таблице 1.1.

 Таблица 1.1. Трудовые ресурсы (тысяч человек)

Показатели

1995

2001

2002

2003

2004

Трудовые ресурсы,

Всего


5848,7


6075,8


6109,6


6141,6


6182,7

В том числе:

трудоспособное население

в трудоспособном возрасте


5503,3


5786,6


5836,8


5877,8


5914,9

Лица старше и младше

трудоспособного возраста,

 занятые в экономике


345,4


289,2


272,8


263,8


267,6

Примечание. Источник: [4, с.46]

Наибольшая численность трудовых ресурсов сосредоточена в городе Минске – 1242 тысяч человек (20,2% общей численности трудовых ресурсов), Гомельской области – 915 тысяч человек (14,9%), Минской области – 896 тысяч человек (14,6%), Гродненской области-687,1 тысяч человек[4, c. 46].

Численность занятого населения, в 2004 году в экономике республики составила  4,3 миллиона человек, или 72% населения в трудоспособном возрасте. В городах и поселках городского типа работало 78% занятого населения, в сельской местности- 22%.

  В промышленности республики работает 27% общего числа занятых в экономике, торговле и общественном питании – 13%, сельском хозяйстве и образовании – по 11%, строительстве – 7%, на транспорте и в здравоохранении  - по 6%. [4, с. 42]. Распределение численности занятого населения в 1995г., 2000г., 2004 году приведем в таблице 1.2.


    Таблица 1.2.Распределение численности занятого населения по отраслям

                      экономики (тысяч человек)


Показатели

1995

2000

2004

Всего занято в экономике

4409,6

4441,0

4316,3

Из них:

-промышленность;

-сельское хозяйство;

-строительство;

-транспорт;

- торговля и общественное питание, материально

техническое снабжение и сбыт;

- жилищное коммунальное хозяйство  и

непроизводственные  виды бытового обслуживания

 населения;

-здравоохранение, физическая культура и

социальное обеспечение;

-образование;

-наука и научное обслуживание;

-финансы, кредит и страхование.

 

1216,2

843,5

302,4

250,0

 

472,1

 

175,6

 

287,1

 

417,5

45,7

46,4

 

1226,7

625,1

312,3

255,8

 

532,3

 

208,1

 

326,1

 

463,7

42,2

58,4

 

1157,7

463,4

330,4

262,6

 

574,0

 

234,0

 

327,6

 

460,7

38,7

58,3

  Примечание. Источник: [4, с.42]

Уровень жизни населения, обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни белорусских граждан – основная задача социальной политики государства.

Для характеристики уровня жизни населения применяется ряд социально экономических индикаторов. Основными из них являются: денежные доходы населения, размер заработной платы, средний размер назначенной пенсии и другие. В мировой практике для оценки уровня жизни применяется также показатель индекса человеческого развития.

В первой половине 90-х годов в Беларуси, как и в других странах СНГ, имели место тенденции сниже­ния уровня жизни населения, что было связано с объективными труд­ностями переходного периода.

Экономический кризис 1991-1995 годов, гиперинфляция, до­стигшая максимума в 1994 году, значительно отразились на мате­риальном благосостоянии людей, на уровне их денежных доходов и, прежде всего, на заработной плате.

В 1995 году реальные денеж­ные доходы населения (доходы с учетом индекса потребительских цен) составили лишь 62,2% к уров­ню 1990 года, реальная заработная плата - 55,7%, реальный размер на­значенной месячной пенсии - 60,3%.

Начиная с 1996 года, в резуль­тате наметившегося экономиче­ского подъема и социальной поли­тики государства, направленной, прежде всего, на повышение разме­ра заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения, отмечается ус­тойчивая тенденция роста реальных денежных доходов населения [4, с. 48].

Реальные денежные дохо­ды населения в 2004 году возрос­ли по сравнению с 1995 годом в 2,5 раза, по сравнению с предыдущим годом - на 14,2%.

В январе-июне 2005 года реаль­ные денежные доходы увеличились по сравнению с соответствующим периодом   предыдущего   года   на 12,5%.

В общей сумме денежных дохо­дов в 2004 году оплата труда со­ставила 46,9%, социальные транс­ферты (пенсии, пособия, стипен­дии)- 17,7%.

В структуре денежных расходов и сбережений населения в 2004 году  покупку товаров и оплату услуг приходилось 71,9%, накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах, покупку валюты и другие - 17,5%, оплату обязательных платежей и добровольных взносов -10,6%.

Рост денежных доходов сопровож­дался повышением их покупательной спо­собности.

Так, если в 1995 году на величину среднедушевого располагаемого денеж­ного дохода в республике можно было приобрести 30  килограммов говядины, то в 2004 году – 46,1 килограммов, свинины -соответственно 22 и 44,5 килограмма,  мо­лока - 270 литров и 317 литра, масла животного -18 и 32,4 килограммов [4, с. 49-50]. Покупательную способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения приведем в таблице 1.3.


   Таблица 1.3.Покупательная  способность среднедушевых располагаемых

                         денежных доходов населения (килограмм в месяц)

Показатели

1995

2000

2002

2003

2004

1

2

3

4

5

6

Хлеб пшеничный

147

139

215

239

270

Картофель

350

350

304

332

670

Сахар-песок

69

107

158

134

165

Масло растительное

31

45

58

56

70

Говядина

30

36

40

46

46

Свинина

22

26

37

45

44

Рыба свежая

26

26

38

43

51

Молоко, литры

270

294

283

306

317

Масло животное

18

25

30

31

32

Яйца, штук

718

874

1072

1177

1293

Примечание. Источник [4, с.50]

Оплата труда является опре­деляющим фактором уровня денеж­ных доходов большинства населе­ния.

Начиная с 1996 года, ситуация с оплатой труда характеризуется ста­бильным ростом ее реальной вели­чины.

В 2004 году реальная начис­ленная среднемесячная заработная плата работников в республике уве­личилась по сравнению с 1995 годом в 2,5 раза, с 2000 годом - на 44%.

Опережающими темпами росла реальная заработная плата в организациях здравоохранения, образования, социального обеспечения, нау­ки, культуры и искусства, физкуль­туры и спорта (по сравнению с 1995 годом - в 2,6 - 3,4 раза, по сравнению с 2000 годом - в 1,5 -1,9 раза). Начисленная среднемесячная заработная плата по республики приведена в таблице 1.4.



     Таблица 1.4.Начисленная среднемесячная заработная плата

Показатели

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Номинальная начисленная 

среднемесячная заработная

плата, доллар США


65,5


73,6


86,6


104,9


120,8

 

160,6

Реальная начисленная

заработная плата, в процентах

 к предыдущему году


95,0


112,0



129,6


107,9


103,2

117,4

Соотношение номинальной

начисленной заработной

 платы и минимального

 потребительского бюджета,

 в процентах



106,8



126,0



148,4



146,4



149,0

 

172,5

Примечание. Источник [4, с.51, таблица 2]

В 2004 году номинальная начис­ленная среднемесячная заработная плата работников составила примерно 320 тысяч рублей и превысила величину среднедушевого минимального пот­ребительского бюджета семьи из четырех человек на 50% (в 1995 го­ду - на 7%).

Таким образом, заработная плата как экономическая категория выполняет одну из  основных функций воспроизводства рабочей силы .

 Чтобы заработная плата выполняла свою стимулирующую функцию, должна существовать прямая связь между ее уровнем и квалификацией работника, сложностью выполняемой работы, степенью ответственности.

 Производство может успешно развиваться, если затраты живого и овеществленного труда соответствуют нормативам, обеспечивающим выполнение плановых заданий и качественное обслуживание населения. Внедрение новой техники и передовой технологии повышает производительность труда работников только тогда, когда применяются прогрессивные нормы и нормативы, передовые формы и системы оплаты труда. Все это стимулирует увеличение объема товарооборота с меньшей численностью работников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.