Рефераты. Учет в банках






Учет в банках

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ






Глебова Н. В.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по курсу “УЧЕТ В БАНКАХ”

для студентов заочной формы обучения

 


 

 

 

Составитель: Н.В. Глебова



Ответственный за выпуск П.С. Тютюнник


 

 

 

 

 

Харьков, ХНЭУ, 2007

Введение


В современных условиях универсализации деятельности финансовых учреждений расширение спектра финансовых услуг стало важным условием для стабильного экономического роста в стране. Развитие экономики страны в значительной степени определяется степенью развития банковской системы.

 Бухгалтерский учет в банках является информационной системой, которая содержит в себе исчерпывающие финансовые ведомости о банке – субъекте хозяйственной деятельности. Система бухгалтерского учета должна быть актуальной, надежной, эффективной.

Источником информации о деятельности банковского учреждения является его учетная система. В Украине общие принципы построения учетных систем общие для всех субъектов хозяйствования. Их определено Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 р. № 996-ХIV и Национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета. Но бухгалтерский (финансовый) учет в банках имеет свои особенности, что обусловлено экономическим содержанием объектов учета и характером банковских операций.

Предметом бухгалтерского учета в банках в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления деятельностью банка.

К объектам бухгалтерского учета в банках можно отнести: банковские доходы, расходы, прибыль (убыток), активы, обязательства, капитал.

Бухгалтерский учет базируется на определенных правилах определения, регистрации, классификации и интерпретации операций или событий, связанных с деятельностью банка. Все это и составляет метод бухгалтерского учета, который состоит из таких элементов: документация и инвентаризация; оценка и калькуляция; счета и двойная запись;  бухгалтерский баланс и отчетность.

Бухгалтерский учет является важным элементом контроля. На управленческие решения существенно влияет бухгалтерская информация о состоянии расчетов, наличных средств, ценных бумаг, которыми владеет банк, депозитных операций, валютных средств, кредитных ресурсов и его кредитного портфеля.

Конспект лекций «Учет в банках» дает возможность познакомиться студентам с отражением в учете базовых операций современного коммерческого банка.

Тема 1. Коммерческие банки как самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Основы их деятельности


1.1.   Коммерческие банки в кредитной системе


Различают два понятия кредитной системы:

1) функциональная форма (совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования);

2) институциональная форма (совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду).

В первом аспекте кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования, а реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения второй группы. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки.

В Положении НБУ "О кредитовании" № 246 от 28.09.1995 года отмечается: "Кредит – это ссудный капитал банка в денежной форме, который передается во временное пользование на условиях возврата, обеспечения, страхования, платности и целевого характера использования".

Кредитная система в странах с рыночной экономикой представлена:

центральными банками страны;

банковским сектором (инвестиционные, ипотечные, сберегательные банки и т.д.);

небанковские финансово-кредитные институты (страховые, финансово- инвестиционные компании, пенсионные фонды, кредитные союзы).

Согласно ст. 2 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 20.03.91 г. (с изменениями и дополнениями) банки – это учреждения, функцией которых является кредитование субъектов хозяйственной деятельности и граждан за счет привлечения средств предприятий, учреждений, организаций, населения и других кредитных ресурсов, кассовое и расчетное обслуживание народного хозяйства, выполнение валютных и иных банковских

операций, предусмотренных этим законом.


1.2. Банковская система Украины на современном этапе


Основным проводником кредитных отношений выступает банковская система, то есть совокупность банков и банковских учреждений всех видов в стране.

Банковская система – основное звено кредитно-финансовой системы, неотъемная часть структуры рыночной экономики. 

Банковские системы разных стран отличаются, но можно выделить два типа их построения: одноуровневую и двухуровневую.

Одноуровневая система предусматривает горизонтальные связи между банками, осуществление унифицированных операций (отношения равноправного партнерства между низовыми звеньями – коммерческими банками разных типов и видов независимо от формы собственности – все банки находятся на одной иерархичной линии, характерно для тоталитарных стран, существовала до 1987 года в бывшем СССР).

Двухуровневая система характерна для стран рыночной экономики, состоит из двух уровней: верхний уровень – центральный банк; нижний уровень – другие банки.

Современная банковская система Украины базируется на двухуровневой системе: на первом уровне – центральный банк (НБУ), на втором – коммерческие банки разных форм собственности, специализации и сферы деятельности.

 Законодательное обеспечения функционирования банковской системы Украины было осуществлено с принятием в 1991 г. Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Но фактически деятельность коммерческих банковских учреждений на территории Украины началась раньше. Условно можно выделить несколько временных этапов образования и развития национальной банковской системы:

1988-1990гг. – образование прототипа системы украинских коммерческих банков в составе банковской системы СССР;

1991г. – I полугодие 1992г. – перерегистрация украинских коммерческих банков и начало формирования банковской системы Украины как независимого государства;

II полугодие 1992 г. – 1993 г. – развитие банковской системы Украины на этапе становления экономического и политического суверенитета;

1994 – 1996 гг. – развитие банковской системы на первом этапе реализации курса экономических реформ монетарными методами (НБУ установил и ввел в практику единые правила деятельности украинских банков);

1997 – 1998 гг. – развитие банковской системы в условиях углубления финансово-экономического кризиса, постепенного перехода к соединению монетарных методов управления экономикой с применением мер относительно ее структурного реформирования;

1999 г. – до сегодняшнего момента – развитие банковской системы в условиях реструктуризации экономики, укрупнение и консолидация банковского капитала.


1.3. Цели и функции НБУ

Конечная цель центрального банка (НБУ) как органа координирования и регулирования:

обеспечение товарно-денежного сбалансирования в экономике страны;

стимулирование экономического роста;

достижение стабильности национальной валюты;

урегулирование государственного долга.

НБУ имеет также тактические и оперативные задания, они не такие емкие и соответствуют денежно-кредитной политике банка на определенном этапе развития государственной экономики. Он является юридическим лицом, находится в собственности государства и подотчетен парламенту страны.

В соответствии с целями НБУ осуществляет ряд функций (Закон «О НБУ» определяет 19 функций) их основной смысл:

1) совместно с правительством страны разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию национальной валюты и организует ее обращение;

3) устанавливает правила осуществления расчетов, формы и порядок их проведения;

4) ведет реестр банков и их филиалов, осуществляет лицензирование банковской деятельности и проводимых ими операций;

5) осуществляет накопление и сбережение золотовалютных запасов государства;

6) представляет интересы Украины

 

1.4. Виды коммерческих банков


В банковской системе Украины функционируют коммерческие банки, разные по форме собственности, организационной форме деятельности, величине капитала, специализации:

1) В зависимости от формы собственности КБ бывают:

государственные;

акционерные;

коллективные;

совместные (иностранный капитал).

2) В зависимости от формы создания и способа формирования уставного капитала: унитарные и коллективные, а именно:

паевые – созданные в виде товариществ с ограниченной ответственностью;

акционерные банки – общества открытого или закрытого типов;

унитарные банки – владельцем которых является государство или частное лицо.

3) В зависимости от величины уставного фонда, а также величины собственного капитала и активов КБ делятся на:

мелкие;

средние;

крупные.

4) По территориальному характеру действия:

региональные;

республиканские;

международные, которые образовываются при участии иностранного капитала и могут иметь свои филиалы за рубежом.

5) По объему и разнообразию операций:

универсальные;

специализированные.

6) В зависимости от наличия филиалов:

безфилиальные;

малофилиальные;

многофилиальные.


1.5. Операции, осуществляемые коммерческими банками

Для обеспечения выполнения своих функций и достижения стратегических и тактических целей КБ осуществляют соответствующие операции, стремясь к постоянному увеличению их количества и качества.

Все банковские операции могут быть объединены по функциональным признакам в соответствующие группы операций, основные из них:

кредитные;

учредительские;

расчетно-кассовые;

инвестиционные;

депозитные;

межбанковские;

эмиссионные (деятельность банка по формированию собственного капитала и недепозитного привлечения финансовых ресурсов, которое осуществляется в виде выпуска банковских акций, облигаций, векселей и других долговых обязательств);

комиссионные;

посреднические.

Все перечисленные операции банки могут проводить как в национальной, так и в иностранной валюте. Законодательно запрещено КБ осуществлять деятельность в сфере материального производства, торговли, страхования (кроме страхования валютных и кредитных рисков).


1.6. Формы организации и структура КБ

Существуют различные формы организации КБ, которые зависят от ряда факторов:

1)          Размер и мощность банка.

2)          Виды операций и их масштабность.

3)          Форма собственности.

4)          Деятельность за рубежом.

Однако существуют типичные формы организационной структуры КБ, которые могут корректироваться в зависимости от изменения деятельности банка.

1) Пирамидальная структура применяется в банке тогда, когда банк работает на начальном кредитном рынке, где действует ограниченный контингент клиентов, слабо выражена конкуренция, не развита или отсутствует филиальная сеть. Для этой организационной структуры банка характерны вертикальные связи, когда отделы банка непосредственно подчинены высшему руководству (банк имеет 6 – 8 отделов, где сосредоточена вся его деятельность).

2) С усилением специализации, расширением банковских операций, финансового обслуживания клиентов, расширением районов банковской деятельности организационная структура подвергается изменениям. Большая часть полномочий переходит от высшего звена управления к руководителям более низшего звена, в результате чего возникают промежуточные звенья между высшим руководством банка и низовыми структурами. Такое рассредоточение полномочий позволяет создать структуру по географическому признаку.

3) При усложнении и расширении банковских функций может быть т.ж. использована функциональная форма организации, которая основана на конкретном разделении функций аккумуляции денежных ресурсов и способов их использования.

В организационной структуре банка выделяют два основных момента:

1)     Структура управления банка

2)     Структура его функциональных подразделений и служб.


1.7. Функции КБ

Основными функциями КБ традиционно считаются:

аккумулирование временно свободных средств, денежных сбережений и накоплений юридических и физических лиц;

обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;

кредитование юридических и физических лиц;

учет векселей и операции с ними;

хранение финансовых и материальных ценностей;

доверительное управление имуществом клиентов;

проведение международных валютных операций;

оказание брокерских услуг;

предоставление деловой информации о клиентах, экспертные консутьтации.

Основная функция банков – посредничество при перераспределении свободных денежных ресурсов, т.е. привлечение средств тех, кто ими временно не пользуется, и передача их тем, кому они необходимы.


Контрольные вопросы к теме 1

 

1. Роль коммерческих банков в кредитной системе Украины.

2. Тип постоения банковской системы Украины.

3. Разновидности операций осуществляемых коммерческими банками.

4. Структура управления банка и его функциональных подразделений и служб.

5. Тенденции развития современной банковской системы.


Тема 2. Роль учета в системе управления коммерческим банком

 и его организации

 

2.1. Организация учета в коммерческих банках


Банк не может функционировать без системы ежедневного учета операций касаемых изменений в активах, обязательствах и капитале (поскольку только благодаря такому учету руководство банка имеет возможность постоянно следить за его деятельностью).

Бухгалтерский учет должен соответствовать следующим требованиям:

1. Актуальность (все операции совершаемые банком должны ежедневно отображаться в балансе и оборотно-сальдовой ведомости, благодаря чему руководство банка и его клиенты постоянно получают надлежащую информацию).

2. Надежность (ошибочные записи предотвращают автоматический контроль и согласование, благодаря чему сокращаются расходы на исправление ошибок в системе – в системе автоматизации банка, а также не нарушается уверенность клиента в надежности банка).

3. Эффективность (между банковскими операциями, которые приносят доходы, и расходами на их проведение должно сохраняться определенное соотношение, которое будет обеспечивать положительное функционирование банка).

Кроме этих требований система бухгалтерского учета должна удовлетворять требованиям действующего законодательства и нормативным документам НБУ.

Основу учета в банках составляет подсистема синтетического учета, который дает общие представления об осуществлении операций и изменений в балансе банка. Его материалами является ежедневный баланс, сводные оборотно-сальдовые ведомости, кассовые журналы, которые составляются в автоматическом режиме.

Подсистема аналитического учета обеспечивает отражение банковской операции более детализировано: указывается дата проведения операции, вид документа, согласно которому она проведена, номер корреспондирующего счета, сумма, такая же детализация сохраняется и по отношению к лицевым счетам, которые признаются основной формой аналитического учета и ведутся в двух экземплярах. Средствами аналитического учета также являются операционные журналы и картотеки документов. Данные аналитического учета являются основой для проведения экономического анализа (поскольку именно они используются для группировки по балансовым счетам той информации, которая затем отражается в финансовой отчетности).


2.2. Методологические основы бухгалтерского учета в банках

 

Методологически и организационно бухгалтерский учет разделяется на финансовый и управленческий, т.е. система учета включает две составляющие, которые независимы друг от друга, но взаимосогласованы, имеют свое предназначение и играют свою роль в управлении банком.

Управленческий учет – является процессом определения, оценки, накопления, анализа, подготовки и передачи информации, используемой руководством банка в процессе планирования и контроля деятельности банка, для принятия решений по определению направлений использования

банковских ресурсов.

Финансовый учет – обеспечивает своевременную и значимую информацию о финансовом состоянии банка и результатах его деятельности. Его пользователями является руководство банка, служащие, действующие и потенциальные кредиторы и инвесторы, контролирующие органы и т.д.

Объектами финансового учета, которые отображаются на синтетических и аналитических счетах являются:

1. Активы банка (наличные средства, средства на корсчетах, депозиты и кредиты в др. банках, портфель ЦБ, материальные и нематериальные активы, кредиты и финансовый лизинг, предоставляемые клиентам или банкам прочие активы);

2. Обязательства (средства на корсчетах банков, депозиты и кредиты банков, средства до востребования клиентов, срочные депозиты клиентов, ЦБ собственного долга, кредиты, полученные от международных финансовых организаций, прочие обязательства);

3. Капитал (уставный капитал, нераспределенная прибыль, прочие фонды и общие резервы, результаты текущего года, результаты переоценки основных средств).

Банк может предоставлять клиентам информацию о своей надежности и преимуществах только через опубликованную финансовую отчетность, где отображается вся деятельность банка.

Актуальность, надежность и полнота информации, представленная банком в финансовых отчетах, определяют его репутацию. Финансовые отчеты, подготовленные для заинтересованных лиц, являются конечным пунктом системы учета.

В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета (МСБУ), к основным финансовым отчетам относят:

отчет о прибылях и убытках (оценивается деятельность банка, включает доходы и расходы, зарегистрированные в течение определенного периода;

балансовый отчет (элементы, которые непосредственно связаны с оценкой финансового состояния в балансовом отчете, определяют: активы, обязательства, капитал);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.