Рефераты. Учет в банках






отчет о движении денежных средств.


2.3. Особенности учета хозяйственных операций

по принципу начисления


Принцип начисления является основополагающим принципом построения международных стандартов бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности всеми хозяйствующими субъектами. Он базируется на трех общих правилах:

1) доходы признаются в том периоде, когда они заработаны;

2) расходы признаются в том периоде, когда они были понесены;

3) период времени, когда фактически были получены деньги (доход) или уплачены денежные средства (расходы), во внимание не принимается.

Принцип начисления существенно влияет на финансовую отчетность:

операции и события признаются по мере того, как они проводятся или совершаются;

право на получение денежных средств или других финансовых ресурсов признается как актив в балансовом отчете;

обязательства по оплате денежных средств или предоставления услуг признаются как обязательства в балансовом отчете;

доходы и расходы в отчете о финансовых результатах определяются за соответствующий период.

Принцип начисления основывается на двух концепциях:

1)    Концепция признания дохода.

2)    Концепция соответствия.

В соответствии с концепцией соответствия определяются расходы, которые следует считать расходами отчетного периода:

денежные средства, уплаченные в течение отчетного периода, являются расходами будущих периодов и учитываются как актив в балансовом отчете;

расходы, которые фактически понесены в текущем периоде, но будут уплачиваться в течение будущих периодов, учитываются в балансовом отчете как обязательства и одновременно признаются в отчете о финансовых результатах.


Контрольные вопросы к теме 2

1.      Предмет и метод бухгалтерского учета.

2.             Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.

3.      Налоговый учет в системе коммерческих банков.

4.      Бухгалтерские документы и регистры бухгалтерского учета, их документооборот.

5.      Функции ответственных исполнителей банка.

6.      Функциональные обязанности главного бухгалтера банка.

7.      Концепция признания дохода и концепция соответствия.


Тема 3. Характеристика Плана счетов бухгалтерского учета коммерческих банков


3.1. Особенности построения Плана счетов

 

План счетов КБ – систематизированный перечень счетов, который используется для регистрации операций банка, он служит для отображения бухгалтерской информации и является составной частью национальной системы бухгалтерского учета (введен в действие с 1 января 1998 года).


















Рис. 1. Структура плана счетов бухгалтерского учета КБ

Цель и задачи плана счетов: предоставляет возможность осуществить детальный и полный учет всех банковских операций, своевременно предоставить достоверную информацию руководству банка, акционерам, деловым партнерам, налоговым органам.

План счетов (ПС) является мультивалютным и предусматривает наличие управленческого учета. Логически план счетов можно разделить на три части: балансовые счета, счета доходов и расходов, забалансовые счета (рис. 1).

Балансовая часть содержит первые 5 классов ПС. На основании этих классов строится балансовый отчет банка. Часть доходов и расходов объединяет классы доходов и расходов. На их основании составляется отчет о прибылях и убытках. Забалансовая часть включает класс забалансовых счетов. В этом классе ведется учет условных требований и обязательств банка, учет ценностей, документов и приватизационных бумаг.

Счета всех 3 частей предназначены для ведения финансового учета. Восьмой класс предназначен для ведения управленческого учета. Система счетов управленческого учета формируется банком самостоятельно, и используются для определения себистоимости банковских продуктов, также эффективности работы отдельных подразделений, центров ответственности и т.д.

Характерными особенностями Плана счетов являются:

1) Мультивалютность. Операции в иностранной валюте отражаются по тем же счетам, что и операции в гривне. Связь между операциями в иностранной и национальной валютах обеспечивают технические счета:

счет валютных позиций;

счет гривневого эквивалента валютных позиций;

В случае изменения валютного курса активы и обязательства в иностранной валюте переоцениваются.

2) Двойная запись операций на забалансовых счетах.

3) Направленность на управленческий учет.

4) Новые требования к аналитическим счетам.

3.2. Структура классов Плана счетов


Каждый класс счетов подразделяется на следующие группы:

счета первого порядка – однозначные, название которых дублирует название класса;

счета второго порядка, имеющие двухцифровую нумерацию и обозначающие раздел;

счета третьего порядка, имеющие трехцифровую нумерацию и обозначающие группу (детализирует информацию в средине раздела);

счета четвертого порядка, имеющие четырехцифровую нумерацию и обозначающие номер балансового счета (детализирует информацию по конкретным признакам).

Все балансовые счета детализируются по таким признакам:

по видам контрагентов;

по характеру операций;

по степени снижения ликвидности.


Контрольные вопросы к теме 3

 

1.            Особенности построения Плана счетов бухгалтерского учета коммерческих банков Украины.

2.            Принципы построения Плана счетов.

3.            Классификация счетов в Плане счетов.

4.            Ведение синтетического учета по балансовым счетам.

5.            Отображение результатов операций по остаткам на синтетических балансовых счетах в финансовой отчетности.

6.            Структура классов Плана счетов: счета II-IV порядка.

7.            Взаимосвязь между счетами групп отдельных разделов.

8.            Понятие контрсчетов и их характеристика.

9.            Характеристика забалансовых счетов класса 9.

10.        Особенности учета операций по системе двойной записи по счетам класса 9.

Тема 4. Организация аналитического учета в коммерческих банках


4.1.              Характеристика параметров аналитического учета


ПАРАМЕТРЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА

 
Каждый объект аналитического учета, в соответствии с планом счетов, характеризуется набором параметров, необходимых для построения отчетности. Параметры аналитического учета и прочие параметры, которые детализируют информацию об операциях контрагентов (клиентов) банка необходимо знать для того, чтобы аккумулировать базу данных для формирования финансовой и статистической отчётности. В зависимости от сферы применения рассматривают следующие параметры: контрагентов (клиентов); документов; договоров; непосредственно аналитических счетов.


















Рис. 2. Классификация параметров аналитического учета

Все номера счетов аналитического учета оформляются по следующей схеме: каждому аналитическому счету присваивается соответствующий номер, который формируется размером от 5 до 14 цифр. Первые 5 жестко регламентированы. Другие (от 0 до 9 цифр) банк формирует самостоятельно в соответствии со своими возможностями, потребностями и определенных параметров аналитического учета.

А  К  Е

Первые 4 цифры (А) – балансовый счет для ведения синтетического учета;

К – ключевой разряд;

Е – информация об аналитическом учете – код валюты, порядковый номер, код филиала, код клиента, номер соглашения.


4.2.              Параметры контрагентов (клиентов) банка


Параметры контрагентов (клиентов) банка – это обязательные параметры, которые детализируют информацию о контрагентах. Они заполняются во время следующих операций:

открытие аналитического счета для учета операций с клиентами;

открытие счёта новому клиенту в данном банке.

Параметры контрагента включают: код контрагента, идентификационный

код, резидентность, код государства, признак инсайдера, институционный сектор экономики, форму собственности, отрасль экономики, вид экономической деятельности.

Приведенные девять обязательных параметров дают основания сформировать аналитическую карточку клиентов.


4.3. Параметры документов


Параметры документов, которые являются стандартизированными реквизитами, коммерческие банки применяют, проводя расчётные или кассовые операции. НБУ установлено 4 параметра документов.

1. Символ кассовых оборотов. Определяет содержание кассовой операции (в отчёте о кассовых оборотах банка определяется 22 символа кассовых операций по доходным статьям и 30 – по статьям расходов).

2. Код контрагента. Соответствует номеру контрагента во внутреннем списке контрагентов (см. первый параметр контрагентов). Заполняется для всех расчётных документов, которые поступают в банк или отсылаются из него с участием счетов:

1200 «Корреспондентский счет в НБУ»;

1207 «Накопительный счет в НБУ»;

1300 «Корреспондентский счет НБУ в коммерческом банке»;

1500 «Корреспондентские счета, открытые в других банках»;

1600 «Корреспондентские счета других банков».

3. Код операции. Параметр, который определяет содержание расчётной операции по стандартной классификации платёжного баланса для банков. Он также заполняется для всех расчётных документов, которые поступают в банк или отсылаются из него с участием счетов №1200, 1207, 1300, 1500, 1600.

4. Код страны плательщика. Приобретает значение, которое описано выше, когда речь шла о параметрах контрагентов. Заполняется для всех расчётных документов, которые поступают в банк или отсылаются из него с участим счетов №1200, 1207, 1300, 1500, 1600, но только при условии, если плательщик или получатель платежа (либо оба) являются нерезидентами в соответствии с действующим законодательством Украины.

Определив параметры контрагентов и открыв по их кодам карточку контрагента, банк начинает открывать непосредственно аналитические счета.

4.4. Параметры договоров и аналитических счетов


Параметры договоров и аналитических счетов детализируют информацию относительно операций, которые совершает банк. В зависимости от организации работы и собственных возможностей банк самостоятельно решает, какие параметры следует относить к параметрам счетов, а какие – к параметрам договоров. Номер состоит из 14 цифр, причём, только первые 5 чётко регламентированы: это номер балансового (забалансового) счёта и ключевой раздел. Другие знаки от 0 до 9 цифр банк формирует самостоятельно исходя из собственных возможностей и потребностей.

Порядок открытия номера аналитического счёта контрагента аналогичен, однако в сегменте, содержащий в себе информацию об аналитическом счёте, кроме номера контрагента во внутреннем списке контрагентов (код контрагента) банки могут включать такие параметры, как резидентность, код МФО банка-контрагента, код вида экономической деятельности или некоторые другие параметры на собственное усмотрение. Автоматический поиск контрагента на основании его аналитического счета и карточки контрагента осуществляется по номеру во внутреннем списке контрагентов.

 

Контрольные вопросы к теме 4

 

1.                 Характеристика аналитического учета как подсистемы бухгалтерского учета.

2.                 Значение параметров аналитического учета для формирования отчетности.

3.                 Обязательные и необязательные параметры.

4.                 Виды параметров аналитического учета в зависимости от сферы применения.

5.                 Разделение обязательных параметров на общие и специальные.

6.                 Формирование номера аналитического счета.

7.                 Нумерация счетов доходов бюджета.

Тема 5. Корреспондентские отношения между банковскими учреждениями

 

5.1 Порядок открытия корреспондентских счетов коммерческими банками в региональных управлениях НБУ


Банк является субъектом хозяйственной деятельности (СХД) и не может функционировать без корреспондентских отношений с РУ НБУ и непосредственно с другими КБ. Коротношения с РУ НБУ устанавливаются на основании заключенного соглашения об открытии корсчета для проведения межбанковских расчетов КБ с другими банками. Для его открытия необходимо подать РУ НБУ следующие документы:

копию банковской лицензии;

заявление на открытие счета;

копию зарегистрированного устава, заверенную регистрирующим органом или нотариально;

карточку с образцами подписей и оттиском печати установленного образца, заверенную нотариально.

В случае открытия корсчета РУ НБУ обязательно в 3-хдневный срок сообщает об этом в налоговую инспекцию, на территории которой расположен КБ.

В процессе закрытия банка открывается счет на имя ликвидационной комиссии. В этом случае в РУ НБУ подается решение о ликвидации комиссии и нотариально заверенная карточка с образцами подписей уполномоченных членов ликвидационной комиссии и оттиском печати банка, который ликвидируется.

Корсчет КБ закрывается по решению следующих инстанций:

НБУ о ликвидации КБ;

арбитражного суда о ликвидации банка или признания его банкротом;

общих сборов акционеров (учредителей) КБ о реорганизации и ликвидации.

Выполненные в течение операционного дня операции по межбанковским расчетам должны быть отображены КБ в тот же самый день

на его корсчете, как в балансе КБ, так и в балансе соответствующего РУ НБУ.

5.2. Организация межбанковских расчетов

НБУ начинает обслуживать корсчет только после подписания специального акта о готовности банка к работе через корсчет. Все межбанковские расчеты осуществляются через систему электронных платежей (СЭП) на основании электронных расчетных документов путем списания и зачисления средств через консолидированный корсчет.

НБУ имеет право:

получать от КБ все отчетность и требовать необходимую информацию от банка в целом и от его отдельных учреждений;

устанавливать регламент обслуживания корсчета;

требовать соответствия технологии обработки платежей в программной системе банка потребностям СЭП;

осуществлять бесспорное списание (взыскание) средств с консолидиро-

ванного корсчета КБ в случаях, предусмотренных действующим законодательством Украины.

Одновременно НБУ должен выполнять все условия соглашения, обеспечивая:

своевременное и качественное обслуживание межбанковских расчетов;

кассовое обслуживание по поручению КБ, включая подкрепление операционных касс наличностью;

сохранность доверенных ему денежных средств КБ.)

Функционирование СЭП обеспечивается взаимодействием между участниками межбанковских расчетов, региональными расчетными палатами (РРП) и Центральной расчетной палатой (ЦРП).

После открытия КБ корсчета РУ НБУ отсылает в НБУ полную информацию о КБ, все реквизиты заносятся в базу данных «Справочник КБ Украины».

В начале дня РРП получают от соответствующих РУ НБУ информацию о состоянии корсчетов и предоставляют ее собственникам счетов (КБ). Отправленные и полученные расчетные документы в электронной форме отображаются на технических корсчетах банков в РРП. Информация о состоянии этих счетов предоставляется участникам расчетов в течение дня. В конце дня результаты расчетов за текущий рабочий день отображаются на корсчетах КБ в РУ НБУ. Центральные и региональные РРП функционируют на базе системы бухгалтерского учета и отчетности НБУ.

5.3. Механизм прямых корр. отношений между КБ


Помимо расчетов через корсчет в РУ НБУ КБ могут устанавливать прямые коротношения между собой, целью которых является осуществление платежей и расчетов по поручению одного другому. Прямые коротношения являются договорными и могут быть как односторонними, так и взаимными.

КБ, установившие между собой коротношения, называются банками-корреспондентами. Если КБ открывает счет банку-корреспонденту, то такой счет называют «Лоро». Счет данного КБ в банке-кореспонденте представляет собой счет «Ностро».

Разрешение на установление прямых коротношений во всех случаях предоставляет РУ НБУ.

Для открытия счета банк-корреспондент подает следующие документы:

разрешение РУ НБУ на установление прямых коротношений;

заявление на открытие счета;

нотариально заверенные копии устава и банковской лицензии;

карточку с образцами подписей и оттиском печати.

Для проведения прямых корр. отношений банк-корреспондент открывает у себя КБ счет «Лоро» на балансовом счете 1600 П «Корр. счета других банков (для КБ этот счет явл. ностро. Для отображения операций переданных по счету «Ностро», в балансе КБ открывается балансовый счет 1500 А «Корр. счета, открытые в других банках».

РУ НБУ отзывает разрешение на установление прямых коротношений в случае ухудшения финансового состояния КБ (образование картотеки). В этих условиях, согласно уведомления РУ НБУ об отзыве разрешения, банки-корреспонденты должны закрыть счет 1600 и остаток по нему перечислить (не позднее следующего операционного дня после получения уведомления на отзыв) на корсчет КБ в РУ НБУ.


Контрольные вопросы к теме 5

 

1.            Характеристика межбанковских расчетов в Украине.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.