Рефераты. Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации






Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 



Кафедра бухгалтерского учёта,

анализа и аудита в торговле




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации







Студент-дипломник                                                                          В.И.Байкова

УЭФ, 4 курс, УТ-С                        



Руководитель                                                                               Н.А.Лесневская

канд. экон. наук,

доцент


МИНСК 2006

СОДЕРЖАНИЕ


Реферат…………………………………………………………………………….3

    Введение…………………………………………………………………………...5

1. Товарооборот – один из важнейших показателей в торговле

    1.1. Значение, состав, закономерности и основные направления развития  товарооборота………………………………………………………………………..8

1.2. Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности реализации…13

2. Учёт реализации товаров торговой организации

    2.1. Краткая характеристика деятельности организации, на материалах которой выполнено исследование………………………………………………...16

    2.2. Документальное оформление реализации товаров в оптовой и розничной торговле……………………………………………………………………………..21

2.3. Методика и организация учёта реализации торговой организации……..27

3. Анализ товарооборота торговой организации  

3.1. Анализ состава, структуры, выполнения плана и динамики товарооборота……………………………………………………………………34

    3.2. Анализ равномерности и ритмичности товарооборота…………………..38   

    3.3. Анализ влияния основных факторов на изменение товарооборота……..41   

    3.4. Оптимизация цен в оптовой торговле и прогнозный анализ оптового товарооборота………………………………………………………………………56   

     3.5. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов………………………………………………..63

     3.6. Особенности учёта и признания выручки от реализации в отечественной и международной практике учёта реализации товаров………………………….66

Заключение……………………………………………………………….…………71

Список использованной литературы……………………………………………...77

Приложения…………………………………………………………………………80


ВВЕДЕНИЕ


Торговля  - это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.

Торговля – одна из главных отраслей национальной экономики любого государства, в частности, и Республики Беларусь. Показатель товарооборота, характеризующий объём продаж (в том числе в оптовой и розничной торговле), является важнейшим показателем хозяйственной деятельности торговых организаций. Оптовый товарооборот характеризует объём товарной массы, реализованной одними организациями другим с целью последующей продажи или переработки. Розничный товарооборот выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путём их обмена на денежные доходы. В любом случае это показатель, характеризующий масштабы деятельности любой организации, занимающейся торговлей товарами и услугами.

Товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъюнктуру. Он является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчинённое положение по отношению к прибыли.

Максимизация прибыли – основная цель деятельности любой торговой организации. Её достижение невозможно без определения оптимального объёма товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. Для торговых организаций необходимо достичь такого объёма реализации, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.

От объёма реализации товаров (работ, услуг) (товарооборота) зависят многие показатели эффективности работы организаций торговли (чем выше товарооборот, тем, как правило, ниже издержки обращения, выше рентабельность, устойчивее финансовое положение организации), поэтому учёт и анализ процесса реализации занимают важное место в системе управления субъектом хозяйствования. Правильно организованный учёт реализации имеет огромное значение как для самой торговой организации в части определения результатов от её хозяйственной деятельности, так и для государства в целом, получающего налоги от реализации товаров, которые уплачивают субъекты хозяйствования. Налаженная же система анализа товарооборота позволяет выявлять резервы увеличения его объёма и принимать обоснованные управленческие решения по повышению эффективности работы организаций.

Таким образом, товарооборот признаётся одним из основных показателей социально-экономического развития страны и рассматривается на макроуровне в числе важнейших целевых ориентиров, поступательная динамика которых характеризует стабилизацию экономической ситуации на рынке, способность экономики к устойчивому развитию, поэтому учёт процесса реализации и анализ товарооборота должны являться неотъемлемой и обязательной частью деятельности всех торговых организаций.

Целью данной дипломной работы является комплексное изучение методик бухгалтерского учета реализации товаров, оценка и комплексный анализ товарооборота торговой организации на примере частного унитарного предприятия Белкоопсоюза «Белкоопоптторг», а также разработка рекомендаций, направленных на увеличение и оптимизацию структуры объёмов продаж.

 Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы, значение, состав и основные направления развития товарооборота на современном этапе;

-    изучить нормативно-правовые акты, регулирующие учёт реализации;

- изучить и охарактеризовать основные направления и результаты деятельности рассматриваемой организации;

- изучить и проанализировать состояние учёта и документального оформления реализации товаров;

- проанализировать состав, структуру, динамику, равномерность и ритмичность развития товарооборота;

-   проанализировать влияние факторов на изменение товарооборота;

- провести управленческий анализ в части оптимизационного ценообразования и прогнозный анализ оптового товарооборота;

-  выработать рекомендации по совершенствованию учёта реализации товаров и повышению эффективности деятельности организации.

Для достижения поставленных задач автором были использованы различные литературные источники как белорусских,  так и российских авторов. В книгах Кожарского В.В., Пономаренко П.Г., Завилейского Г.Г. и др. подробно рассмотрены понятие товарооборота, учёт оптовой и розничной реализации, детально описано документальное оформление реализации товаров. Такие авторы, как Баканов М.И., Кравченко Л.И., Чернов В.А. и др. проводят глубокий анализ товарооборота в общем и по его составу и структуре, анализ равномерности развития товарооборота; факторный анализ реализации.

Кроме того, были использованы труды российских экономистов (Вахрушина М.А., Бороненкова С.А. и др.) по управленческому анализу, раскрывающие методы оптимального формирования цен и обоснование необходимого объёма продаж при помощи маржинального анализа.

Была использована периодическая литература, в которой были изложены некоторые актуальные аспекты учёта реализации и анализа товарооборота, а также нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу.

1. ОПТОВЫЙ ТОВАРООБОРОТ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1. Значение, состав, закономерности и основные направления развития товарооборота

Придавая большое значение реализации как одной из стадий круговорота хозяйственных средств, торговлю справедливо считают связующим звеном между производителем и потребителем, поэтому показатель товарооборота является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность любой организации. Так как в современных условиях торговые организации, как правило, занимаются и оптовой, и розничной торговлей, то изучать необходимо не только валовой товарооборот, показывающий общие масштабы деятельности, но также и объёмы реализации в разрезе отдельных направлений деятельности субъекта хозяйствования. 

Оптовая торговля – самостоятельное звено в полном цикле товарного обращения, которое обеспечивает коммерческое посредничество в установлении экономических связей между субъектами рынка и участвует в преобразовании производственного ассортимента товаров в торговый, а также обеспечивает создание сезонных, текущих, страховых и иных запасов для комплексного обеспечения розничной торговой сети и покупателей товаров с оказанием услуг производственного, производственно-коммерческого и методологического характера.

Оптовая торговля сложилась в условиях господства централизованного управления. Переход к рыночным отношениям и создавшаяся хозяйственно-экономическая ситуация в республике резко изменили условия работы оптовой торговли, её функции и задачи. Ослабление роли госорганов в регулировании работы опта и внедрение коллективных и других форм собственности способствуют созданию коммерчески активного оптового торгового звена, становлению единого рынка республики и формированию взаимовыгодных хозяйственных связей между предприятиями, регионами, странами. [25, с.5-7].

Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями организациям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям – для производственных целей и внерыночного потребления. В зависимости от использования товарных ресурсов различают три вида оптового товарооборота по реализации: продажу товаров розничным и промышленным организациям, а также на экспорт; межгосударственный отпуск (продажу товаров за пределы республики другим государствам на основе заключённых межправительственных соглашений); внутрисистемный отпуск (продажу внутри республики одним оптовым продавцом другому).

Оптовый товарооборот подразделяют также по направлениям реализации товаров. Поставка товаров по рыночному фонду включает их отпуск организациям розничной торговли и массового питания для продажи населению. К внерыночному фонду относится поставка товаров организациям промышленности для производственных нужд, отпуск спецодежды, фонд госбюджетных организаций и т.д. [10, с.9-10].

Оптовая продажа товаров может осуществляться в двух формах – транзитом и со складов оптового предприятия. При транзитной форме оптовое предприятие продаёт товары без завоза на свои склады, поставляя их покупателям непосредственно от поставщиков-изготовителей. Оптовый складской оборот предусматривает поставки товаров организациям розничной торговли со складов оптовых организаций. [25, с.74-75].

Розничная  же торговля обеспечивает товарами население страны (в настоящее время оно расходует на покупки товаров примерно 80% своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90% фонда личного потребления), а также организации для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. Розничный товарооборот – это реализация товаров населению за наличный и безналичный расчёт организациями розничной торговли и общественного питания, индивидуальными предпринимателями, а также организациями других отраслей экономики, имеющими на своём балансе сеть розничной торговли или предприятия общественного питания. Розничный товарооборот делится на розничный товарооборот в торговле и розничный товарооборот общественного питания.

Информационным обеспечением для получения данных об объёмах реализации (товарообороте) выступают формы бухгалтерской и статистической отчётности. Причём они содержат информацию о различающихся показателях: выручке от реализации (бухгалтерская отчётность) и товарообороте (статистическая отчётность).

Для целей учёта используется показатель выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, отражаемый организацией в форме бухгалтерской отчётности ф.-№ 2 "Отчёт о прибылях и убытках", который формируется по данным учётных регистров (счёт 90 "Реализация"). Показатель товарооборота же (в разрезе направлений деятельности) показывается в формах статистической отчётности ф.-№ 1-опт "Отчёт о деятельности организации оптовой торговли" (полугодовая), 1-торг "Отчёт о товарообороте и запасах товаров" (месячная), 3-торг "Отчёт о розничной торговле" (квартальная) и используется для оценки и анализа его объёмов.

Объём товарооборота субъекта хозяйствования определяется путём корректировки показателя выручки от реализации (в разрезе сфер деятельности и в целом по организации), полученного по данным учёта и отражённого в бухгалтерской отчётности, согласно указаниям по заполнению соответствующей формы государственной статистической отчётности и другим нормативным-правовым актам, содержащим порядок расчёта показателя товарооборота.

Учёт товаров и их реализации в торговых организациях предполагает соблюдение следующих принципов:

1) Принцип материальной ответственности работников за товарно-материальные ценности при их приёмке, хранении и отпуске. Применение полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности определяет ведение учёта товаров и тары по местам хранения и материально ответственным лицам.

2) Принцип документального оформления хозяйственных операций. Этот принцип торговые организации реализуют путём применения типовых и специализированных форм товарных документов для учёта поступления и реализации товаров и тары, которые являются бланками строгой отчётности.

3) Принцип периодической отчётности материально ответственных лиц обусловлен периодичностью бухгалтерской отчётности и необходимостью своевременной обработки и обобщения текущих данных по движению товаров и тары с целью получения информации о товарных запасах, об их реализации, выявления валового дохода от реализации товаров и т.п.

4) Принцип использования в учёте денежного и натурального измерителей определяет ведение натурально-стоимостного и стоимостного учёта в натуральных единицах и национальной денежной единице независимо от валюты контрактов.

5) Выбор учётной цены должен обеспечить удобную схему учёта реализации товаров. В организациях оптовой торговли товары, как правило, учитываются по отпускным ценам организаций-изготовителей и импортёров Республики Беларусь, а товары, ввезённые из-за пределов республики, - по контрактным ценам зарубежного поставщика без налога на добавленную стоимость, пересчитанным в белорусские рубли.

6) Принцип соответствия в учёте товарных операций требует:

- отражения в учёте поступления, выбытия, внутреннего перемещения товаров и тары, результатов их инвентаризации в том отчётном периоде, в котором совершены хозяйственные операции, проведена инвентаризация;

-  единства оценки поступивших и выбывших товаров, что обусловливает списание с материально ответственных лиц выбывших товаров и тары по тем же ценам, по которым они были оприходованы под отчёт;

-  соответствия учётных и отчётных данных фактическому наличию товаров и тары, что обеспечивается их инвентаризацией и отражением в учёте выявленных отклонений;

- тождества данных натурально-стоимостного и стоимостного учёта, синтетического и аналитического учёта товаров, что обусловлено отражением одной и той же информации на счетах бухгалтерского учёта и обеспечено сверкой соответствующих учётных данных в регистрах бухгалтерского учёта.

7) Оценка реализованных товаров и отражение товаров в отчётности по себестоимости. Себестоимость реализованных товаров (товаров в остатке) в торговле – их покупная без налогов с реализации. В оптовых торговых организациях учёт товаров осуществляют по отпускным ценам (без налога на добавленную стоимость) или фиксированным розничным ценам. Полную себестоимость продаж (остатка) товаров в оптовой торговле определяют суммированием себестоимости реализованных товаров (остатка товаров) по покупным ценам  и расходов на их реализацию (на остаток товаров).

8) Определение момента реализации (признания выручки) и оценки доходов от видов деятельности позволяет обеспечить единые методические основы учёта выручки, валового дохода и прибыли, контролировать уплату налоговых платежей в бюджет. В бухгалтерском учёте реализацию товаров отражают: по оплате расчётных документов покупателями (по дате перевода долга, уступки требования); по моменту отпуска товаров и перехода права собственности на них покупателю [5, с.33-38].

Таким образом, полный и достоверный учёт и глубокий анализ движения товаров даёт возможность торговой организации влиять на скорость оборота торгового капитала, не допускать затоваривания, осуществлять контроль сохранности товаров, предупреждать образование недостач и, в конечном счёте, получить максимальную прибыль. [10, с.9-10]

1.2. Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности реализации товаров (работ, услуг)

Хозяйственные операции по реализации товаров, работ и услуг регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» 18.10.1994 № 3321-XII (с изменениями и дополнениями). Определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта; основные требования к ведению бухгалтерского учёта; первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта; состав и порядок представления бухгалтерской отчётности. Данный законодательный акт является фундаментальным для организации учёта в любой организации, в том числе занимающейся оптово-розничной торговлей.

Закон Республики Беларусь 28.07.2003 № 231-З «О торговле» (с изменениями и дополнениями). Рассматривает основные понятия, касающиеся сферы торговых отношений; виды торговли с выделением оптовой, розничной торговли и общественного питания, особенности их организации; формы осуществления торговли и их особенности; правила торговли и т.д.

Указ Президента Республики Беларусь 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» (с изменениями и дополнениями). Определяет содержание основных понятий, касающихся посреднической деятельности, состав посредников, их права, порядок и условия осуществления посреднической деятельности на территории Республики Беларусь. Так как исследуемая организация широко практикует посредническую деятельность, то нормы данного законодательного акта имеют к ней прямое отношение.

Постановление Совета министров Республики Беларусь 07.04.1994 № 384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания». Рассматривает правила розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь 22.04.1999 № 43 «Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов» (с изменениями и дополнениями). Определяет порядок формирования отпускных цен на продукцию производственно-технического назначения, товаров народного потребления и тарифов на услуги; порядок формирования розничных цен; порядок оформления документов и информации по ценам, изменения цен и тарифов. Рассматриваемый субъект хозяйствования формирует цены на реализуемые товары и в этом руководствуется данным нормативным документом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.