Рефераты. Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации







ценах


ценах





18060903

21311866

21311866

Ср/год. ст-ть ОС, тыс.руб.


В сопостовимой

В сопостовимой

В фактической




оценке


оценке


оценке





6347000

6347000

7689000

Фондоотдача, руб.



В сопостовимой

Пересчитанная

Фактически за




оценке




отчетный год




2,8456

3,3578

2,7717

Влияние на фондоотдачу инфляционных факторов:



повышения цен на товары:






3,3578 – 2,8456 = 0,5122 руб.;

переоценки (индексации) производственных основных средств:

2,7717 – 3,3578 = -0,5861 руб.

Фондоотдача основных средств ЧУП «Белкоопоптторг» возросла в отчётном году по сравнению с прошлым на 0,5122 рублей (т.е. на 29,15%) за счёт роста цен на товары, однако переоценка основных средств вызвала её снижение на 0,5861 рублей (на 33,35%) [1, с.26-29].

Корреляционно-регрессионный анализ.

Как уже отмечалось выше, для проведения факторного анализа могут использоваться методы экономико-математического моделирования, в частности корреляционно-регрессионный анализ, для выполнения которого порекомендуем специальную программу MATRIXER. Она позволяет как дать описание всех участвующих показателей (например, колеблемость факторов, коэффициенты асимметрии, величина эксцесса, значение F-критерия Фишера), так и  провести линейную пошаговую регрессию, построить корреляционную матрицу, график функции, функцию распределения и  т.д.

Введём необходимые обозначения: Y - оптовый товарооборот, X1 - среднегодовая стоимость основных средств, X2 - среднесписочная численность, X3 - издержки обращения, X4 - средние товарные запасы.

Проведя с помощью данной программы факторный корреляционно-регрессионный анализ (приложение 31), мы сделали следующие выводы:

1) Колеблемость факторов X1,  X3,  X4 не велика, а фактору X2 и  функции Y присуща значительная вариация.

2) Коэффициенты асимметрии говорят о правосторонней асимметрии распределения рядов Х1, Х2 и  Х4 и  о левостороннем - рядов Y и  Х3.

3) Величина эксцесса для всех показателей меньше трёх, что подтверждает низковершинное распределение вариационных рядов.

4) Значение F-критерия Фишера при постепенном добавлении факторов в корреляционную модель увеличивается и  при полном наличии всех факторов, участвующих в регрессионном уравнении, достигает 125,97. это свидетельствует о значимости данного уравнения регрессии.

5) Проведя методом наименьших квадратов пошаговый регрессионный анализ, построим уравнение регрессии, которое имеет вид:

         Y = А0 + А1Х1 + А2Х2 + А3Х3 + А4Х4,

где А0 - свободный член уравнения; Х1…Хn - факторы, определяющие результативный показатель; А1…Аn - коэффициенты регрессии при факторных показателях, характеризующие уровень влияния каждого фактора на результативный показатель в его единицах измерения.

Y = 367,939 + 0,06X1 - 3,054X2 + 6,982X3 - 0,055X4

Знак "-" перед Х2 означает, что при увеличении численности работников качество работы оптовой фирмы снижается, следовательно, уменьшается и  выручка, то есть организации не следует расширять свои штаты. "-" перед Х4 свидетельствует о том, что рост товарных запасов ведёт к затовариванию и  образованию залежалых и  неходовых товаров, что сказывается на объёме товарооборота, следовательно, ЧУП "Белкоопоптторг" нельзя допускать увеличения объёма товарных запасов и  образования их сверхнормативной величины.

Коэффициент регрессии данного уравнения составляет 96%, то есть связь между факторами и  результативным признаком весьма тесная.

Коэффициент множественной детерминации соответственно равен 93%, что свидетельствует о том, что изменение товарооборота на 93% зависит от изменения учтённых факторов.

Таким образом, факторный анализ товарооборота ЧУП «Бекоопоптторг» за 2004 год по сравнению с 2003 годом показал, что оптовый товарооборот вырос за счёт увеличения товарных запасов на начало года, поступления товаров и снижения запасов на конец года. Розничный товарооборот вырос только за счёт увеличения поступления товаров. Ускорение товарооборачиваемости в оптовой торговле высвободило средства, вложенные в товарные запасы, в розничной потребовалось дополнительное привлечение оборотных средств. Товарооборот увеличился за счёт роста выработки, снижение численности работников же несколько уменьшило реализацию. Рост фондоотдачи основных средств обеспечил увеличение товарооборота, а снижение их среднегодовой стоимости вызвало уменьшение товарооборота.

3.4. Оптимизация цен в оптовой торговле

Рассматривая влияние факторов на развитие товарооборота, нельзя забывать о важности ценового фактора. Цена является одним из важнейших экономических параметров, которые оказывают существенное влияние на величину основных показателей, характеризующих деятельность субъектов хозяйствования. Ведь правильно сформированная и экономически обоснованная цена во многом определяет выручку, получаемую от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а, в конечном счёте, прибыль и, соответственно, рентабельность организации, а, следовательно, и её жизнеспособность. Цены являются элементом, определяющим финансовую стабильность компании, и сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами.

Цена служит средством установления определённых отношений между компанией и покупателями и помогает созданию о ней соответствующих представлений, что может оказать влияние на последующее развитие компании. То есть ценообразование – это средство достижения целей фирмы и получения вознаграждения за результаты её деятельности.

В настоящее время вопрос цены, её калькулирования весьма актуален. Без правильных оценок коммерческих затрат, относящихся к тому или иному товару, невозможно адекватно оценить достигнутые финансовые результаты.

Принимая управленческие решения по сбыту товаров, следует провести предварительный управленческий анализ в области ценообразования. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого субъекта хозяйствования в жёстких условиях рыночной экономики. Необходимо чётко представлять, какой метод установления цены предпочтителен в данной ситуации, к каким финансовым последствиям приведёт его применение.

Существует несколько методов ценообразования, предполагающих включение в цену товара определённого процента наценки [31, с.332-334].

Метод ценообразования на основе переменных затрат. Сущность данного метода заключается в расчёте некоторой процентной наценки к переменным затратам для каждого вида продукции. Цена должна покрыть всю сумму затрат и обеспечить получение желаемой прибыли.

Рассмотрим информацию о реализации холодильных витрин ЧУП «Белкоопоптторг» (приложения 32, 33). Данные приведены в таблице 15 (затраты определены на основании специального расчёта):

Таблица 15. Данные о реализации холодильных витрин

ЧУП «Белкоопоптторг» в 2004 году

Желаемая величина прибыли, руб.

Суммарные постоянные расходы, руб.

Переменные расходы на единицу, руб.

Кол-во реализованных единиц, шт.

Суммарные переменные издержки, руб.

Закупочная цена еди-ницы, руб.

66191190

94586878

176166

1300

229015343

2545815

Примечание. Источник: собственная разработка.

Рассчитаем цену витрины на основе данного метода:

% наценки = [(Желаемая величина прибыли + Суммарные постоянные затраты) / Суммарные переменные затраты] * 100% = [(66191190 + 94586878) :   : 229015343] * 100 = 70,2%

Цена на основе переменных затрат = [Закупочная цена + Переменные затраты на единицу * (100 + % наценки)] : 100 = 2545815 + 176166 * 1,702 =      = 2845650 (руб.)

Итак, при продажной цене 2845650 рублей ЧУП «Белкоопоптторг» удастся покрыть все затраты и получить желаемую прибыль.

Метод валовой прибыли. В качестве расчётной базы используется валовая прибыль, которая определяется как разница между выручкой от реализации товара и себестоимостью продаж. Цена, устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не были учтены при расчёте валовой прибыли.

% наценки = [(Желаемая величина прибыли + Суммарные расходы) :        : Стоимость закупки всего объёма товара] *100 = [(66191190 + 323602221) :        : 3309559500] *100 = 11,78%

Цена на основе валовой прибыли = [Закупочная цена * (100 + % наценки)] : 100 = 2545815 * 1,1178 = 2845712 (руб.).

Метод рентабельности продаж. При использовании данного метода процентная надбавка включает в себя только желаемую величину прибыли. Чтобы этот метод был эффективным, все затраты должны быть распределены  по единицам товара.

% наценки = [Желаемая величина прибыли / (Суммарные затраты + Закупочная стоимость всего объёма товара)] * 100= [66191190 / (323602221 + 3309559500)] *100 = 1,82%

Цена на основе рентабельности продаж = (Закупочная цена + Суммарные затраты на единицу) * (100 + % наценки) /100 = (2545815 + 248925) * 1,0182 = 2845604 (руб.).

Для анализа сведём все полученные расчётные данные в таблицу 16:

Таблица 16. Сводные данные расчёта разными методами

Название метода

% наценки

Планируемая цена, руб.

 Метод переменных затрат

70,2

2845650

 Метод валовой прибыли

11,78

2845712

 Метод рентабельности продаж

1,82

2845604

Примечание. Источник: собственная разработка.

В связи с тем, что цена рассчитывалась с использованием одних и тех же данных, все три метода дали одинаковый результат. Средняя арифметическая планируемых цен составляет 2845655 рублей, а разница между средней ценой и ценой, рассчитанной в каждом случае, менее 0,01%.

Отметим, что метод переменных затрат целесообразно использовать при соблюдении двух условий: 1) стоимость активов, вовлечённых в оборот каждого вида товаров, должна быть одинакова; 2) отношение переменных затрат к остальным расходам должно быть одинаково для всех видов товаров.

Рассмотрев все три метода ценообразования, видим, что применение метода валовой прибыли наиболее рационально, поскольку информацию о суммарных затратах легко получить из учётных данных, нет необходимости деления затрат на постоянные и переменные.

При расчёте цены методом рентабельности продаж наибольшую трудность представляет разделение расходов на конкретные виды товаров. Ошибки в распределении могут привести к ошибкам в ценообразовании.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить: для расчёта цен на холодильные витрины возможен любой из рассмотренных способов, но наиболее доступным, простым и эффективным с экономической точки зрения является применение метода валовой прибыли [8, с.323-331].

Для принятия ценовых решений в управленческом анализе применяются два понятия – долгосрочный и краткосрочный нижние пределы цены. Долгосрочный нижний предел цены – это цена, минимально покрывающая полные издержки организации, связанные с закупкой и реализацией товара. Он определяется величиной их полной себестоимости. Краткосрочный нижний предел цены – это цена, покрывающая лишь переменную себестоимость товара. Цена, установленная на уровне краткосрочного нижнего предела, обеспечивает организации нулевой маржинальный доход [40, с.122-123].

Информация для анализа (приложение 34) указана в таблице 17:

Таблица 17. Размеры поставки и закупочные цены на холодильные витрины

Наименование товара

Кол-во, ед.

Закупочная цена, руб.

Сумма, руб.

Витрина ВХС-0,28 Таир 1221 (1,5)

16

2381028

38096448

Витрина ВХН-0,28 Таир 1221 (1,5)

6

2710601

16263606

 Итого

22

 

54360054

Примечание. Источник: собственная разработка.

Согласно расчёту постоянные издержки составляют 94586878 руб., переменные – 229015343 руб. На витрину ВХС-0,28 отнесено постоянных расходов в сумме: 94586878 : 54360054 * 38096448 = 1121798 (руб.).

Остальные расчёты представлены в таблице 18.

Согласно произведенным вычислениям полная себестоимость 1 витрины ВХС-0,28 составит 2627306 руб. Это и есть долгосрочный нижний предел цены. Продажная цена этой витрины 26745598 рублей, то есть рентабельность продаж составит 1,8%.

Таблица 18. Расчёт затрат на реализацию холодильных витрин

Наименование товара

Закупочная стоимость товара

Постоянные за-траты, отнесён-ные на товар

Переменные рас-ходы, отнесённые на товар

Итого затрат

Затраты на 1 витрину

Витрина ВХС-0,28

38096448

1121798

2818650

42036896

2627306

Витрина ВХН-0,28

16263606

478902

1056994

17799502

2966584

Итого

54360054

1600700

3875644

59836398

 

Примечание. Источник: собственная разработка.

Постоянные расходы будут покрыты в результате реализации витрин ВХС-0,28 по цене 26745598 руб. Краткосрочный нижний предел в таком случае будет равен 2381028 + (2818650 : 16) = 2557194 (руб.). Продавая товар по цене 2557194 руб., ЧУП «Белкоопоптторг» лишь окупит издержки, связанные с этой частью поставки. Для поддержания рентабельности на уровне 1,8%: 2557194 * * 1,018 = 2603223 (руб.).

Маржинальный доход в этом случае составит 2603223 – 2557194 = 46029 (руб.) в расчёте на 1 витрину, а норма маржинального дохода будет равна:     46029 : 2603223 * 100 = 1,77%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.