|
|||||||
а) в дейст.ценах |
1962864 |
2975000 |
3265505 |
109,8 |
290505 |
1302641 |
166,4 |
б) в сопост.ценах |
1962864 |
х |
3121898 |
|
|
1159034 |
159,0 |
3. Товарооборот по общепиту: |
|
|
|
|
|
|
|
а) в дейст.ценах |
272599 |
310000 |
417912 |
134,8 |
107912 |
145313 |
153,3 |
б) в сопост.ценах |
272599 |
х |
399533 |
|
|
126934 |
146,6 |
3. Валовой товарооборот: |
|
|
|
|
|
|
|
а) в дейст.ценах |
20218950 |
29385000 |
26153081 |
89,0 |
-3231919 |
5934131 |
129,3 |
б) в сопост.ценах |
20218950 |
х |
25002946 |
|
|
4783996 |
123,7 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
План товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» перевыполнен по розничной торговле и общественному питанию, но вследствие значительно большего удельного веса оптовой реализации (86%), по которой план не выполнен, план валового товарооборота недовыполнен на 11%. В ЧУП «Белкоопоптторг» обеспечены значительные темпы роста товарооборота в динамике. Индекс продажных цен для расчёта товарооборота в сопоставимых ценах за 9 месяцев 2005 года составляет 1,046. Таким образом, повышение цен на товары привело к росту валового товарооборота на 1150135 тыс.руб. (26153081 – 25002946), что составляет 5,7% к фактическому его объёму за три квартала прошлого года.
В валовом товарообороте ЧУП «Белкоопоптторг» оптовая реализация имеет основной удельный вес [32, с.207-208]. По составу оптовый товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитом с участием и без участия в расчётах. Однако ЧУП «Белкоопоптторг» транзитной реализацией не занимается, и поэтому провести такой анализ не представляется возможным.
Далее проанализируем ассортимент и структуру оптового товарооборота (приложения 6, 7), данные о которых указаны в таблице 8.1 (приложение 8).
По большинству товарных групп ЧУП «Белкоопоптторг» обеспечены довольно высокие темпы роста оптовой реализации, однако по некоторым группам товаров наблюдается резкое сокращение объёмов реализации (консервы мясные, мука, водка, пиво, хлеб, кассовые аппараты и др.). Неравномерность развития оптового товарооборота по отдельным товарным группам привела к изменению его структуры. Потери составили 1016 млн.руб.
Анализ товарооборота также проведём в динамике за ряд лет (приложения 9-13). Для этого построим таблицу 4:
Таблица 4. Динамика оптового (очищенного) и розничного товарооборота
ЧУП «Белкоопоптторг» за 2002 – 2004 гг., тыс.руб.
Показатели
Фактически за
Отклон-ие 2004г. от
2004 г. в % к
2003 г. в % к 2002г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2002 г.
2003 г.
2002
2003
Оптовый товарооборот:
а) в действующих ценах
5025747
12080220
19735600
14709853
7655380
392,69
163,37
240,37
б) в сопоставимых ценах
5025747
9633349
13757096
8731349
4123747
273,73
142,81
191,68
Розничный товарооборот:
а) в действующих ценах
606008
815021
1244886
638878
429865
205,4
152,7
134,5
б) в сопоставимых ценах
606008
649937
841298
235290
191361
138,8
129,4
107,2
Примечание. Источник: собственная разработка.
ЧУП «Белкоопоптторг» добилось высоких темпов роста оптового и розничного товарооборота в динамике за три года как в действующих, так и в сопоставимых ценах.
Имея динамический ряд по оптовому товарообороту ЧУП «Белкоопоптторг», можем выявить основную тенденцию развития товарооборота за достаточно длительный период времени и определить, как может в дальнейшем развиваться оптовая реализация товаров, которая занимает наибольший удельный вес. Прежде чем производить расчёты по экстраполяции, необходимо наиболее точно определить общую тенденцию развития оптового товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» математически через уравнение кривой типа параболы второго порядка (так как товарооборот растёт неравномерно).
Уравнение параболы второго порядка выражается формулой (1):
yt = a0 + a1t + a2t2, (1)
где a0,1,2 – параметры уравнения (a1 – постоянный рост товарооборота, а2 – ускорение товарооборота); t – порядковый номер года (2000-2004 гг.); yt - выровненный объём товарооборота за период t.
Параметры a0, а1, а2 определяются путём решения системы уравнений (2):
a0n + a2 ∑t2 = ∑y,
a1∑t2 = ∑yt, (2)
a0∑t2 + a2 ∑t4 = ∑yt2,
где n – число лет; y – фактический оптовый товарооборот (очищенный) в сопоставимых ценах.
Необходимые расчёты проведём в таблице 5.
Система уравнений (2) будет выглядеть следующим образом:
5a0 + 10a2 = 14657,5
10a1 = 18534,9 (3)
10a0 + 34a2 = 33356,7
Имеем: a1 = 1853,5; a2 = 288,7; a0 = 2354,1
Тогда, yt = 2354,1 + 1853,5 t + 288,7 t2 (4)
Таблица 5. Расчёт параметров уравнения параболы для определения тенденции развития товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг»
Годы
Товаро-оборот, млн.руб., y
t
t2
yt
t4
yt2
Выравнен- ный ТО по параболе, млн.руб., yt
Отклон-ие факт. знач-ия от выравнен-ного, млн. руб., (y-yt)
(y - yt)2
t1
98,4
-2
4
-196,7
16
393,4
-198,1
296,5
87888,5
t2
130,5
-1
1
-130,5
1
130,5
789,3
-658,8
434017
t3
2551,9
0
0
0,0
0
0,0
2354,1
197,8
39109
t4
4891,4
1
1
4891,4
1
4891,4
4496,3
395,1
156136
t5
6985,3
2
4
13970,7
16
27941,3
7215,9
-230,6
53162,5
Итого
14657,5
0
10
18534,9
34
33356,7
14657,5
770313
Примечание. Источник: собственная разработка.
Если предположить, что оптовый товарооборот будет расти по данному уравнению, то можно прогнозировать его на ближайшие периоды. Так, в t7 (2006 г.), номер которого должен быть +4, оптовый товарооборот будет равен: yt7 = 2354,1 + 1853,5 * (+4) + 288,7 * 16 = 14387,3 (млн.руб.)
Также рассчитаем среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации, для чего сделаем необходимые расчёты (см. таблицу 5).
Среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации составят:
σ = 770313 : 5 = ±392,5, υ = (392,5 * 100) : 2931,5 = 13,4%
Таким образом, неравномерность развития товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» по годам составляет 13,4% [38, с.291-298].
Кроме того, следует выявить возможности и резервы развития оптовой продажи товаров с предварительной оплатой (что для ЧУП «Белкоопоптторг» является актуальным, так как данный способ оплаты им почти не применяется), минимизации отпуска товаров с рассрочкой платежа и т.п.[12, с.99].
Таким образом, ЧУП «Белкоопоптторг» обеспечены значительные темпы роста товарооборота в динамике. Что же касается плана товарооборота, то он перевыполнен только по розничной торговле и общественному питанию, но вследствие значительно большего удельного веса оптовой реализации, по которой план не выполнен, план валового товарооборота не выполнен, в связи с чем потери в валовом товарообороте составляют 3231919 тыс.руб.
3.2. Анализ ритмичности и равномерности развития товарооборота
Своевременная и равномерная поставка товаров обеспечивает успешное выполнение плана товарооборота, высокие темпы его роста в динамике. Для характеристики поставки по месяцам составим таблицу 14.1 (приложение 14).
ЧУП «Белкоопоптторг» выполнило план товарооборота за девять месяцев 2005 года (приложения 4, 15-23) в марте, апреле, мае, августе и сентябре, однако это оказалось недостаточным, в результате чего план в целом по организации был недовыполнен на 14%. В связи с этим потери оптового товарооборота составляют 4553712 тыс.руб.
Для определения равномерности развития товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» также составим график выполнения плана по месяцам.
Рисунок 1. Выполнение плана товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» по месяцам 2004 года
Кроме того, определим коэффициент ритмичности. Коэффициент ритмичности определяется отношением числа периодов, за которые план оптового товарооборота был выполнен, к общему количеству периодов. Критм = 5 / 9 = 0,556, то есть выполнение плана оптового товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» за 9 месяцев 2005 года было ритмичным на 55,6%.
В случаях, когда неритмичная поставка произошла по вине поставщиков, следует предусмотреть создание на складах резервных товарных запасов и принять соответствующие меры воздействия на поставщиков [21, с.286-290].
Также рассчитывается коэффициент равномерности. Основное его достоинство – это то, что он позволяет оценивать фактические отклонения реализации от среднего за период значения продаж как в меньшую, так и в большую сторону: если отклонения допущены в сторону уменьшения среднего значения, значит, продавали меньше, чем продают обычно (в среднем); если отклонения превышают среднее значение, значит, обычно продавали меньше, чем могут продавать в периоды наилучшей работы. Очевидно, и в том и в другом случаях упущены возможности увеличения продаж, которые следует учесть и использовать в будущем [13, с. 108-111].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.