Рефераты. Уголовное наказание в виде штрафа






Возьмем теперь, к примеру, штраф за кражу (ч.1 ст. 158 УК РФ). Его максимум при абсолютной денежной сумме составляет 80 тысяч рублей, а при исчислении от заработка – 54600 рублей (средняя заработная плата по России в феврале – 9100 рублей, соответственно 9100 X 6) – что опять же в полтора раза меньше.

На наш взгляд, наличие подобных “ножниц” в рамках одной и той же санкции за одно и то же преступление в зависимости от принятого судом способа исчисления штрафа не отвечает принципу равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ) и чрезмерно расширяет “поле” судейского усмотрения.

Другой предусмотренный законом способ исчисления штрафа – учет заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период (от двух недель до пяти лет). Из буквального толкования ч.2 ст. 46 УК РФ следует, что при таком способе определения штрафа суд не вправе определять штраф в совокупном размере заработной платы и иного дохода осужденного за определенный период[62].

В литературе высказывалось и противоположное суждение. По мнению А.С. Михлина, “из текста закона нельзя усмотреть волю законодателя противопоставить заработную плату и иной доход осужденного”, следовательно, “суд при исчислении суммы штрафа не должен ограничиваться только заработной платой по основному месту работы”[63]. С такой позицией можно согласиться лишь отчасти. Разумеется, говоря о заработной плате осужденного, статья 46 УК РФ имеет в виду не только его заработную плату по месту основной работы. Другое дело, что суду, как правило, бывает достаточно справки бухгалтерии по основному месту работы. Но это уже недостаток применения закона.

Что же касается мнения А.С. Михлина о возможности исчисления суммы штрафа в совокупном доходе осужденного (заработной платы и иных видов дохода), то оно не отвечает смыслу закона. Разделительный союз “или” (а не соединительный союз “и”) не оставляет сомнений в том, что суд не вправе объединять все возможные виды дохода виновного при исчислении конкретной суммы штрафа. Аналогичную позицию обоснованно занимает и Верховный Суд Российской Федерации. В постановлении от 11.01.2007 № 2 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания” Пленум Верховного Суда Российской Федерации, в частности, указал, что “размер штрафа определяется судом с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода”[64].

При использовании подобного способа исчисления штрафа немаловажным является вопрос о видах дохода, подлежащих, помимо заработной платы, учету при исчислении штрафа, и о моменте, на который учитывается этот доход.

Часть 3 статьи 46 УК РФ определяет, что, в частности, “с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода… суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет”. Можно предположить, что законодатель косвенно все же допускает учет судом не только настоящих, но и будущих доходов. Пленум Верховного Суда указывает также на возможность применения рассрочки и отсрочки выплаты штрафа в соответствии с ч.2 ст. 31 УИК РФ и на основании ч.2 ст. 397 УПК РФ на стадии исполнения приговора[65]. Но не это главное. Главное, что при определении суммы штрафа в приговоре в абсолютных денежных единицах (рублях) на момент постановления приговора и при предоставлении рассрочки выплаты штрафа до трех лет суд фактически дает осужденному беспроцентный кредит. С учетом степени инфляции и связанного с ней обесценивания денег – кредит весьма выгодный. Когда ранее рассрочка и отсрочка могли быть предоставлены не более чем на год, острота этой проблемы была не столь велика. И если законодатель счел возможным учитывать при исчислении штрафа не только настоящий, но и будущий доход, то он должен учесть и это обстоятельство, предусматривая при рассрочке уплаты штрафа его индексацию с учетом ставки рефинансирования Центрального Банка России.

Таким образом, с учетом последних изменений уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также положений гражданского законодательства штраф уместнее именовать не “денежным взысканием”, а “имущественным взысканием в денежной форме”. Такая трактовка в совокупности с изменившимся порядком взыскания штрафа создает возможность отнесения к его предмету не только имеющихся у виновного денежных средств, но и имущественных прав осужденного (включая его право на получение заработной платы, стипендии, пенсии и т.п.).

С принятием Федерального закона РФ от 21.11.2003 № 162-ФЗ произошло (практически никем не замеченное) трех – пятикратное повышение наказуемости деяний штрафом (по максимуму даже тех санкций, в которых он был ранее предусмотрен). Сократился разрыв между максимумом штрафа, исчисляемого в абсолютных денежных единицах и заработке (доходе) осужденного за определенный период. Ныне он (за счет увеличения средней заработной платы в России в 2006 году по сравнению с 2003 годом) соотносится как 1,5:1. Это нарушает принцип равенства граждан перед законом и чрезмерно расширяет рамки судебного усмотрения.

В качестве вывода также необходимо отметить, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 11.01.2007 № 2 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания”, в отличие от ранее действовавшего постановления, определил, что к иным доходам следует относить доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством. Однако наряду с этим постановлением, судам следует применять Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 “О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи”.

Обратим внимание еще раз на тот факт, что введенная Федеральным законом от 21.11.2003 № 162-ФЗ новая редакция ч.2 ст. 88 УК РФ о возможности взыскания штрафа с родителей несовершеннолетнего преступника с их согласия идет вразрез с такими основополагающими принципами уголовного права, как равенство перед законом, принцип вины, принцип личной ответственности за совершение преступления, а также с сущностью наказания как меры государственного принуждения. Кроме того, это делает практически бесперспективными какие-либо правовые последствия неуплаты штрафа.

 

§ 2 Штраф как основное и дополнительное наказание


Доля санкций, где штраф является основным наказанием, в новом Уголовном кодексе Российской Федерации возросла примерно на треть (со 163 до 212 санкций). Более чем в пять раз (а по сравнению с 1960 годом – в 10 раз) возросло в УК РФ 1996 г. число санкций со штрафом как дополнительным наказанием.

В 36 статьях УК РФ (в 39 санкциях) штраф оказался в альтернативе к лишению свободы наряду с “отсроченными” наказаниями, то есть фактически являлся единственной альтернативой лишению свободы.

По состоянию на 1 мая 2004 г. 260 из 587 санкций Особенной части УК РФ содержат штраф в качестве основного наказания. И если общее число санкций в УК РФ спустя семь лет после его принятия возросло на 6,5% (с 551 до 587), то санкций со штрафом в качестве основного наказания – на 11% (с 234 до 260).

Анализ Особенной части УК РФ с учетом последних изменений свидетельствует о том, что удельный вес “штрафных” санкций (там, где он является основной мерой наказания) весьма различен по главам. Кроме того, при среднем максимальном размере штрафа, исчисляемого в абсолютных денежных единицах, в 250 тысяч рублей средний максимальный размер штрафа по отдельным главам Особенной части также довольно “разбросан”. К примеру, в главе 16 УК РФ “Преступления против жизни и здоровья” средний максимальный размер штрафа составляет 107 тысяч рублей, в главе 18 УК РФ “Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности” его размер составляет 210 тысяч рублей, а в главе 34 УК РФ “Преступления против мира и безопасности человечества” – составляет уже 400 тысяч рублей[66].

Максимальный размер штрафа в среднем составляет от 400 тысяч рублей (в главе 34 УК РФ) до 53 тысяч рублей (в главе 20 УК РФ “Преступления против семьи и несовершеннолетних”). Сравнительно более высокие размеры штрафа – в главе 23 УК РФ (“Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях”) – 350 тысяч рублей; в главе 29 УК РФ (“Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства”) – 272 тысячи рублей; и в главе 30 УК РФ (“Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления”) – 269 тысяч рублей. Относительно меньшие средние максимальные суммы в главах о преступлениях против жизни и здоровья (глава 16 УК РФ) – 107 тысяч рублей, против военной службы (глава 33 УК РФ) – 120 тысяч рублей, против свободы, чести и достоинства личности (глава 17 УК РФ) – 124 тысячи рублей.

Наиболее распространен штраф в санкциях за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (97% санкций гл.19); против интересов службы в коммерческих или иных организациях (80% санкций гл. 23); за экологические преступления (69% санкций гл. 26) и за преступления в сфере экономической деятельности (67% санкций гл.22).

На последнем месте по распространенности штрафа – глава 33 (“Преступления против военной службы”) – 7% санкций, глава 34 (“Преступления против мира и безопасности человечества”) – 14% санкций, глава 16 (“Преступления против жизни и здоровья”) – 20% санкций и глава 27 (“Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта”) – 20% санкций.

Удельный вес штрафных санкций в зависимости от их размера весьма различен[67].

Треть санкций (32%) предусматривает штраф до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного до одного года. Максимуму санкции в 300 тысяч рублей соответствует предел заработка или дохода за два года, – доля которых среди всех санкций УК РФ составляет 27%, а в 500 тысяч рублей – обычно три года (14% к общему числу санкций УК РФ). Непонятно, правда, почему в ч.2 ст. 199.1 УК РФ (“Неисполнение обязанностей налогового агента”) наряду с максимальным размером штрафа в абсолютном исчислении в 500 тысяч рублей закреплен штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного на срок от двух до пяти лет. Последний вариант более свойствен штрафу в его абсолютном исчислении в размере до миллиона рублей.

В литературе уже обращалось внимание на отдельные погрешности технико-юридического конструирования “штрафных” санкций применительно к отдельным видам преступлений[68]. Например, почему в статье 319 УК РФ (“Оскорбление представителя власти”) штраф до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев – такой же, как и за простое оскорбление (ч.1 ст. 130 УК РФ), причем в ст. 319 такое оскорбление – публичное, а за оскорбление обычного гражданина в публичном выступлении штраф – в два раза выше? Почему сокрытие или искажение информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, независимо от последствий наказываются штрафом до 300 тысяч рублей (ч. 1 ст. 237 УК РФ), а нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, штрафом всего в 80 тысяч рублей (ч. 1 ст. 236 УК РФ).

Подобные примеры можно продолжить, однако мы остановимся на тех санкциях УК РФ, где штраф предусмотрен в качестве альтернативы лишению свободы. Это 166 из 260 санкций Особенной части, содержащих штраф в качестве основного наказания.

“Разброс” санкций в виде лишения свободы, содержащих штраф в качестве альтернативы, довольно велик (от одного года до восьми лет лишения свободы).

В 11 статьях Уголовного кодекса Российской Федерации (11 санкциях) штраф является не только альтернативой лишению свободы, но и альтернативой лишению свободы со штрафом. Средняя максимальная сумма штрафа (в рублях) в целом растет пропорционально сроку корреспондирующей ей санкции в виде лишения свободы. Однако это соблюдается не всегда.

Рост средней максимальной суммы штрафа происходит при повышении срока лишения свободы до шести лет (до 4 лет – 266 тысяч рублей; до 5 лет – 297 тысяч рублей; до 6 лет – 420 тысяч рублей). После, сумма среднего максимального штрафа снижается (до 7 лет – 244 тысячи рублей; до 8 лет – 310 тысяч рублей)[69].

При санкции до одного года лишения свободы “разброс” санкций в виде штрафа – от 100 до 300 тысяч рублей (по ч.1 ст. 198 УК РФ). Лишение свободы от двух до трех лет предусматривает альтернативный штраф во всем спектре его сумм: от 40 до 500 тысяч рублей. Наиболее часто здесь встречаются санкции в 200 и 300 тысяч рублей. Есть и неоправданные крайности. Так, например, ч.1 ст. 175 и ч.1 ст. 225 УК РФ наряду с лишением свободы до двух лет допускает штраф до 40 тысяч рублей, а ч.2 ст.141.1 УК РФ при таком же сроке лишения свободы – штраф до 500 тысяч рублей.

С другой стороны, при лишении свободы до пяти лет наиболее распространенной альтернативой выступает штраф в 300 тысяч рублей (13 из 29 таких альтернативных санкций). Но едва ли можно рационально объяснить, почему наряду с лишением свободы до пяти лет в ч.2 ст. 234 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тысяч рублей, а в шести санкциях – до 500 тысяч рублей.

“Разброс” штрафных санкций неоправданно широк также при 4-летнем сроке лишения свободы (от 80 до 500 тысяч рублей) и при лишении свободы до 8 лет (120 тысяч рублей по ч.3 ст. 234 и 500 тысяч рублей по ч.2 ст. 291 УК РФ).

Наиболее часто предусмотрен в качестве альтернативы лишению свободы штраф до 300 тысяч рублей. Он встречается практически во всех санкциях, где есть лишение свободы (причем, дважды при санкциях до года и трижды – до семи лет лишения свободы). С другой стороны, альтернативный штраф до 120 тысяч рублей встречается в санкциях с лишением свободы и до 1 года, и до 8 лет. Наконец, альтернативный штраф в полмиллиона рублей можно обнаружить и в санкциях с максимальным двухлетним сроком лишения свободы (ч.2 ст. 141.1 УК РФ), и при лишении свободы до восьми лет.

В ч.2 ст. 198 УК РФ штрафу от 200 до 500 тысяч рублей корреспондирует лишение свободы от двух месяцев до трех лет, а в ч.2 ст. 199 УК РФ такому же штрафу соответствует санкция до шести лет лишения свободы.

Как видно, придерживаясь в целом пропорционального подхода при установлении размера штрафа как альтернативы лишению свободы, законодатель зачастую действует бессистемно, без должного учета взаимосвязи санкций[70].

В предусмотренном статьей 44 УК РФ системе (“лестнице”) наказаний штраф находится на первой ее ступени, следовательно, расценивается как наименее строгое наказание[71]. Об этом же говорит установленная в ч.5 ст. 46 УК РФ возможность замены штрафа при злостном уклонении от его уплаты любым иным наказанием “в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса”.

Тем не менее, уже в первые годы после принятия УК РФ 1996 г. обращалось внимание на то, что фактически штраф далеко не всегда выступает наименее строгим наказанием. Ю.М. Ткачевский, например, сравнивал строгость штрафа в размере 100 МРОТ и обязательные работы в 60 часов[72]. О меньшей строгости штрафа по отношению к исправительным работам писала Б. Карганова[73]. На наш взгляд, последние изменения в УК РФ, и, прежде всего, увеличение сумм штрафа, дают еще больше оснований для вывода, что ныне фактически штраф утратил роль наименее строгого наказания и занял в системе наказаний место между ограничением по военной службе и ограничением свободы, то есть место, которое ранее занимала конфискация имущества.

Для подтверждения этого вывода обратимся к соотношению штрафа и конфискации имущества[74].

Остановимся вначале на сходстве штрафа и конфискации имущества. Все авторы, затрагивающие этот вопрос, обоснованно отмечают, что общим для данных наказаний является то, что как конфискация, так и штраф – наказания имущественного характера[75]. Вместе с тем от иных наказаний, сопряженных с имущественными ограничениями, и штраф, и конфискацию отличает то, что они являются исключительно имущественными наказаниями. Этого нет, например, при исправительных работах, где также имеются существенные ограничения имущественного характера, связанные с установленными судом удержаниями из заработной платы осужденного.

Следовательно, общим объектом штрафа и конфискации выступает имущество осужденного. Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав, а соответственно, к объектам возможных правопоражений относит “вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права…”. В ч.2 ст. 130 ГК РФ признаются движимым имуществом, “вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги”.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации также определял круг имущества, подлежащего конфискации, достаточно широко. Это имущество осужденного, включая его долю в общей собственности, уставном капитале коммерческих организаций, деньги, ценные бумаги, иные ценности, в том числе находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в финансово-кредитных организациях и банках, а также имущество, переданное осужденным в доверительное управление (ч.1 ст.63 УИК РФ)[76].

Хотя штраф является денежным взысканием, при его принудительном исполнении как дополнительного наказания допускается обращение взыскания на имущество осужденного, как и ранее при наказании в виде конфискации имущества[77]. Перечень имущества, не подлежащего конфискации, по приговору суда, был дан в Приложении 1 к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (еще ранее это было Приложение к УК РСФСР). При принудительном взыскании штрафа ныне взыскание не может быть обращено на имущество, предусмотренное статьей 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как штраф, так и конфискация имущества не являются компенсационными мерами. Средства, взыскиваемые с виновного, поступают в собственность государства, а не потерпевшего, какого-либо иного физического или юридического лица[78].

Есть мнение, что общим для штрафа и конфискации имущества служит то, что они не связаны с лишением свободы[79]. С этим можно согласиться, хотя данная черта свойственна и другим альтернативным наказаниям.

Частично совпадает порядок исполнения конфискации имущества и штрафа, если последний реализуется путем обращения взыскания на имущество осужденного. В этом случае применяются не только нормы УИК РФ, но и положения Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

Обратимся теперь к отличительным свойствам штрафа и конфискации имущества.

Меньшая степень репрессивности как черта, отличающая штраф от конфискации имущества, указывалась И.В. Смольковой: “…по объему карательных элементов, – писала она, – конфискация имущества является более репрессивным наказанием, чем штраф”[80]. Надо полагать, что под “объемом карательных элементов” следует понимать количество имущества (в денежном либо натуральном выражении, но всегда – в денежном эквиваленте), которое может быть изъято у осужденного при конфискации и штрафе. Учтем, что эти суждения были высказаны в период действия УК РСФСР 1960 г. По УК РСФСР 1960 г. на начало 1960-х гг. средний размер максимального штрафа по всем санкциям составлял 187 рублей, при этом около 70% санкций имели штраф до 100 рублей, а среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в 1960 г. составляла 70,6 рублей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.