Рефераты. Уголовное наказание в виде штрафа






Шестнадцать лет спустя среднемесячная заработная плата рабочих и служащих возросла более чем вдвое и в 1976 г. составила 146 рублей[81]. Средний максимальный размер штрафа по всем санкциям УК по состоянию на 1 января 1976 г. составлял уже 752 рубля. Однако если исключить из расчета санкции ст. 167.1, ч.1 ст. 223.1, со штрафами до 10 тысяч рублей и ч.2 ст. 223.1 (до 20 тысяч рублей)[82], то средняя максимальная сумма штрафа в 1976 г. падает до 141 рубля, а доля санкций со штрафом не свыше 100 рублей составляла 72%. Как видно, это было вполне сопоставимо со средней заработной платой рабочих и служащих в тот период. В данном случае вывод И.В. Смольковой о качественно меньшей репрессивности штрафа по сравнению с конфискацией имущества был вполне обоснован.

Обратимся теперь к современности. Как отмечалось ранее, среднемесячная номинальная заработная плата в России в феврале 2006 года составила 9106 рублей. Средний максимальный размер штрафа, исчисляемого в абсолютных величинах составляет 250 тысяч рублей, что почти в 30 раз превышает размер среднемесячной заработной платы в целом по России[83]. Едва ли он (пусть и не в максимальном размере) может быть уплачен из “текущего дохода осужденного”, как об этом в 1979 году писала И.В. Смолькова. С повышением суммы штрафа в 2003 г. между штрафом и конфискацией имущества уже нет столь резких отличий, как в конце прошлого века. Отмена конфискации имущества как уголовного наказания и замена ее особо крупным (до 1 миллиона рублей) штрафом приводит к выводу о появлении в российском уголовном законодательстве двух качественно различных видов штрафов. Это обычные (“ординарные”) штрафы и штрафы конфискационного характера, применяемые в качестве дополнительного наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные по корыстным мотивам.

В этой связи едва ли следует усматривать сущностное различие между штрафом и конфискацией имущества в том, что штраф может быть как основным, так и дополнительным наказанием, а конфискация – только дополнительным наказанием[84]. Известно, что в процессе кодификации уголовного законодательства выдвигались, но не нашли поддержки предложения по введению конфискации имущества в качестве альтернативы лишению свободы за ряд экономических преступлений[85]. Но это было сделано, исходя из политических соображений, а не из сущности конфискации как меры наказания. В свою очередь, напротив, ничто с этой точки зрения не мешает законодательно исключить штраф из числа дополнительных наказаний.

Если же говорить о сущностных свойствах штрафа, отличающих его от конфискации имущества, то это, прежде всего то, что штраф – это четко определенное заранее денежное взыскание. Именно его четко выраженная форма предопределяет способы конструирования штрафа в санкциях уголовного закона и особенности в порядке его назначения и исполнения.

Такого соответствия нет у конфискации[86]. Фактический размер последней (то есть реальная строгость данного наказания) мог быть весьма различен и зависеть, прежде всего, не от тяжести совершенного деяния, а от наличия и количества соответствующего имущества в собственности осужденного.

Четко установленная денежная форма выражения позволяет распространить штраф не только на наличное имущество осужденного, но и на его будущие доходы, что (особенно в условиях значительного повышения абсолютной суммы штрафов) делает штраф даже более репрессивным, нежели конфискация. При ее исполнении учитывалось только реально существующее имущество осужденного.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что, будучи, как и конфискация, исключительно имущественным уголовным наказанием, штраф отличается от нее формой выражения, способами закрепления в законе и отражения в судебном приговоре, а также порядком исполнения.

Весьма неоднозначно и соотношение штрафа с исправительными работами. Ранее он, безусловно, признавался более мягким наказанием и по УК РСФСР 1960 г. (ч.3 ст. 30) в случае злостного уклонения лица от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, суд мог заменить неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде исправительных работ из расчета за десять рублей штрафа – один месяц исправительных работ, но не свыше одного года исправительных работ.

Ныне такое положение существенно изменилось с точки зрения, как абсолютных сумм штрафа, так и способа его исчисления.

Содержанием наказания в виде исправительных работ является, прежде всего, его имущественная составляющая: из заработка осужденных к исправительным работам производятся удержания в доход государства в пределах от 5 до 20%. Другой карательный элемент данного наказания – сокращение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 18 дней (ч. 6 ст.40 УИК РФ) не столь значима. Прочие элементы принуждения в исправительных работах (например, запрет увольняться с работы по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции) принято относить не к содержанию, а к организационно-правовой форме реализации исправительных работ[87].

Соотнесем минимальные и максимальные границы штрафа и исправительных работ, имея в виду их имущественную составляющую. Минимум штрафа – заработок или иной доход осужденного за две недели (то есть половина месячного заработка). Минимум исправительных работ – два месяца с 5% удержанием из заработка, иначе говоря, одна десятая месячного заработка. Как видно, минимум штрафа в пять раз выше минимума исправительных работ.

Максимум (даже “ординарного”) штрафа – заработок или иной доход осужденного за три года. Максимум вычетов при исправительных работах – 20% за два года, то есть заработок примерно за пять месяцев. Здесь максимум штрафа в семь с лишним раз выше имущественного карательного содержания максимума исправительных работ.

Конкретизируем эти рассуждения на примере норм Особенной части УК РФ. По ч.1 ст. 158 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тысяч рублей или (наряду с другими наказаниями) исправительные работы до одного года. Если виновному назначен максимум исправительных работ в один год и 20% удержаний, то фактически сумма удержаний (с учетом отмеченной выше по России средней заработной платы в 9106 рублей) составляет: 9100X12X20%, то есть 22000 рублей, что более чем в 3,5 раза меньше максимальной суммы штрафа, указанной в ч.1 ст. 158 УК РФ.

Таким образом, следует прийти к выводу, что штраф, во всяком случае, в имущественном отношении, фактически является более строгим наказанием, нежели исправительные работы.

Можно также возразить, что строгость исправительных работ вытекает и из “срочного” характера, что в принципе не свойственно штрафу. Между тем последние изменения в порядке уплаты штрафа (в том числе возможность предоставления рассрочки на срок, превышающий срок исправительных работ) уже не делает этот аргумент значимым.

Обязательные работы также находятся после штрафа на “лестнице” наказаний. Соотнесем их со штрафом, используя опять же имущественный критерий.

До декабря 2003 года в Уголовно-исполнительном кодексе существовала норма, согласно которой стоимость выполненных осужденным работ определялась “по действующим в организации расценкам”, а администрация, где отбывались обязательные работы, должна была ежемесячно перечислять в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы. Данное положение в литературе подвергалось резкой критике как препятствующее организации обязательных работ на практике[88], и было отменено.

Тем не менее, в научном плане оно может быть сохранено для определения “общего знаменателя” между штрафом и обязательными работами.

Выразим минимум и максимум обязательных работ в рублях, исходя из установленной законом минимальной заработной платы (1100 рублей) и 40-часовой продолжительности рабочей недели. В месяц это примерно 160 рабочих часов. При оплате по самому минимуму один час работы стоит 7 рублей. С этих позиций минимум обязательных работ (для взрослых), исчисленный в теоретически возможной оплате труда составляет 7X60=420 рублей. Минимум штрафа – 2500 рублей, то есть выше в шесть раз.

Максимум обязательных работ (опять же в денежном исчислении) составляет 7 X 240 = 1680 рублей. Максимум (хотя бы “ординарного”) штрафа, исчисляемого в денежной сумме (500 тысяч рублей) – почти в 300 раз выше максимума обязательных работ.

В свете сказанного представляются весьма призрачными надежды законодателя на то, что обязательные работы и исправительные работы в качестве средства замены штрафа способны играть сколько-нибудь серьезную стимулирующую роль.

Что же касается наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.47 УК РФ), то соотнести его со штрафом довольно сложно, да и применяется оно чрезвычайно редко. Если усматривать в карательном содержании этого наказания (во всяком случае, одного из его видов) лишение возможности заработка, то косвенно, через сумму такого среднего заработка можно сопоставить максимум штрафа и максимум лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Максимум “ординарного” штрафа – заработок или иной доход за три года. Максимум лишения прав как основного наказания – пять лет, то есть выше, чем штрафа. Однако если же соотнести максимум “ординарного” штрафа в 500 тысяч рублей и средний максимально неполученный заработок (с учетом среднемесячного по России в 9100 рублей) за пять лет (60 месяцев), то штраф окажется в данном случае незначительно мягче лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (штраф – 500 тысяч рублей, а обязательные работы – 9100 X 60 = 546 тысяч рублей).

Теперь рассмотрим штраф как дополнительное наказание.

Согласно ч.2 ст. 45 УК РФ штраф может применяться в качестве, как основного, так и дополнительного наказания.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. установил, что штраф в качестве дополнительного наказания может назначаться только “в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса” (ч.4 ст. 46 УК РФ). Кроме того, в ч.4 ст. 73 говорилось, что дополнительные виды наказаний, кроме конфискации имущества, могут назначаться и при условном осуждении.

В УК РФ 1996 г. штраф как дополнительное наказание был предусмотрен всего в 29 санкциях, что составило 5,4% всех санкций УК РФ. В основном – за преступления против собственности, в сфере экономической деятельности и некоторые другие.

В 29 из 32 санкций, где, по состоянию на конец 2003 г., штраф был дополнительным наказанием, он предусматривался наряду с наказанием в виде лишения свободы. Только три санкции (ч.1 ст. 169; ч.2 ст. 169 и ст.289 – “Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности” и “Незаконное участие в предпринимательской деятельности”) сочетали штраф с наказанием в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью[89].

Три четверти санкций, где штраф существовал в качестве дополнительного наказания, устанавливали его в размере не свыше ста минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. Две трети санкций со штрафом в качестве дополнительного наказания предусматривали его как факультативное.

Вопросы применения штрафа как дополнительного наказания были предметом рассмотрения Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В постановлении от 11.01.2007 № 2 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания” он разъясняет, что “штраф может назначаться в качестве основного наказания, а также в качестве дополнительного наказания, если это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК РФ, причем если за совершенное преступление штраф назначен в качестве основного наказания, то его нельзя назначить в качестве дополнительного наказания за это же преступление”[90].

Несмотря на существенное расширение законодательных возможностей применения штрафа как дополнительного наказания, на практике он назначался довольно редко[91].

В целом по России число осужденных к штрафу в качестве дополнительного наказания было относительно невелико и, как правило, не превышало пяти тысяч человек.

Сходные тенденции отмечаются и по регионам. По данным Т.В. Непомнящей, суды Омска и Омской области назначали штраф в качестве дополнительного наказания в 1997 г. – 412 чел.; в 1998 г. – 258; в 1999 г. – 106; в 2000 г. – 33; в 2001 г. – 52; в 2002 г. – 21 осужденному[92]. В Томской области в 2001 году штраф как дополнительное наказание был назначен 47 осужденным (в том числе двум несовершеннолетним); в 2002 году – 25 (в том числе одному несовершеннолетнему); в 2003 году – 25 (и ни одному несовершеннолетнему).

В то же время по России в целом с момента вступления в силу нового УК РФ на практике существенно возросло применение в качестве дополнительного наказания конфискации имущества. По официальным данным (опубликованным в упомянутых выше сборниках), в 1997 г. с конфискацией имущества было осуждено 10044 человек; в 1998 г. – 14653; в 1999 г. – 18901; в 2000 г. – 20463; в 2001 г. – 26176 человек. Как видно, количество осужденных с применением конфискации имущества возросло более чем в два раза.

На фоне сложного социально-экономического положения большей части населения, видимо, нелегко рассчитывать на широкую реализацию в законе призывов к расширению использования штрафа как дополнительного наказания[93].

До вступления в силу Федерального закона от 21.11.2003 № 162-ФЗ конфискация была предусмотрена в 46 санкциях 26 статей Особенной части УК РФ, причем в 13 санкциях – как обязательное дополнительное наказание, в остальных – как факультативное. Упомянутый Закон внес изменения во все 46 санкций, заменив конфискацию штрафом, но, по общему правилу, в качестве факультативного дополнительного наказания. Однако необходимо отметить, что до внесения изменений Федеральным законом от 21.07.2004 № 73-ФЗ в УК РФ санкция ч.2 ст. 162 УК РФ (“Разбой”) являлась единственным исключением, которая предусматривала штраф как обязательное дополнительное наказание, соединяемое с лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, хотя в ч.1, ч.3 и ч. 4 данной статьи штраф был предусмотрен как дополнительное факультативное наказание.

Кроме того, в результате дополнения законодательства или модификации некоторых статей Особенной части появилось пять новых санкций, предусматривающих весьма крупный факультативный штраф как дополнительное к лишению свободы наказание. Это санкции ч. 4 ст.160; ч.4ст.162; ч.4 ст. 174; ч.2 ст. 228.1; ч.3 ст. 228.1. По ч.2 ст. 159 и ч. 2ст. 160 УК РФ штраф в качестве дополнительного наказания был отменен. В итоге в нашем Уголовном кодексе появилась 51 санкция со штрафом взамен конфискации имущества. Таким образом, в действующем УК РФ штраф как дополнительное наказание в общей сложности предусмотрен уже в 83 санкциях Особенной части УК РФ. Однако, как уже отмечалось выше, законодательные новеллы 2003 года привели, на наш взгляд, к появлению среди дополнительных наказаний двух групп штрафов: “ординарных” (обычных) и “конфискационных”. Подтвердим эти суждения некоторыми данными.

63% всех “конфискационных” штрафов – это штрафы до 1 миллиона рублей; 14% – до 500 тысяч рублей; две санкции содержат штраф до 100 тысяч рублей; две – до 10 тысяч рублей.

Если средняя максимальная сумма штрафа по статьям, где он и ранее существовал в качестве дополнительного наказания, составляет 92 тысячи рублей, то средняя сумма максимального штрафа, установленного взамен конфискации, около 800 тысяч рублей. Как видно, это именно тот случай, когда в соответствии с законами диалектики количество превращается в качество.

Заменяя конфискацию штрафом, законодатель в целом следовал пропорции: при большем сроке лишения свободы – больший штраф в качестве дополнительного наказания. При санкциях от 5 до 10 лет лишения свободы в 65% санкций это штраф до 1 миллиона рублей, а при санкциях свыше 10 лет – таких санкций уже 70%.

Самый большой средний максимальный размер штрафа как дополнительного наказания вместо конфискации имущества – при лишении свободы до семи лет (928 тысяч рублей). Даже при лишении свободы до 20 лет он не достигает максимума (875 тысяч рублей)[94]. Если сравнить размеры конфискационного и “ординарного” штрафа, то можно прийти к выводу, что наименьший средний максимальный конфискационный штраф при лишении свободы до 4 лет (100 тысяч рублей) практически совпадает с максимальным “ординарным” штрафом в качестве дополнительного наказания (108 тысяч рублей)[95].

Средний максимальный срок лишения свободы при “ординарном” штрафе в качестве дополнительного наказания – 4,4 года, а при “конфискационном” – 11,7 года.

Было бы правильным, по мнению С.С. Уткиной, при определении пропорций замены точно следовать принципу: санкции до 10 лет лишения свободы включительно снабжать штрафом до 500 тысяч рублей или в размере заработка или иного дохода за период до 3 лет, а свыше 10 лет – до 1 миллиона рублей или в размере заработка или иного дохода за период до 5 лет. Минимальный размер в обоих случаях при совершении тяжкого или особо тяжкого преступлений следует установить в 100 тысяч рублей[96].

Конечно, введение крупных “конфискационных” штрафов в число дополнительных наказаний потребует и совершенствование правового механизма их обеспечения.

Таким образом, подтверждается вывод, что штраф ныне уже фактически не занимает положения самого мягкого уголовного наказания, как это предусмотрено статьей 44 УК РФ. Изменения и дополнения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 21.11.2003 № 162-ФЗ, позволяют сделать вывод о появлении двух качественно различных по репрессивности видов штрафов: обычных, или “ординарных” (в том числе как дополнительных наказаний), и “конфискационных”, пришедших на смену дополнительному наказанию в виде конфискации имущества. “Конфискационные” штрафы в ряде случаев могут быть для виновного и его семьи даже более строгими наказаниями, чем полная конфискация, учитывая их размер, отсутствие у виновных имущества, подлежащего конфискации, а также то, что, в отличие от конфискации, штраф с рассрочкой должен уплачиваться из будущих доходов осужденного.

Стремление законодателя к повышению репрессивности штрафов, нашедшее отражение в УК РФ 1996 года и, в особенности в Федеральном законе от 21.11.2003 № 162-ФЗ, привело к тому, что штраф, потеряв свойства самого мягкого наказания в системе наказаний, фактически превзошел по строгости обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и занял место, которое до этого занимала конфискация имущества. В этой связи напрасные надежды законодателя, что какое-либо наказание, кроме лишения свободы, ныне может выступать реальным и действенным стимулом своевременной уплаты штрафа осужденным.

Отмена в 2003 г. конфискации имущества в качестве дополнительного наказания вкупе с желанием законодателя сохранить имущественную составляющую уголовной ответственности за корыстные преступления привела к почти десятикратному разрыву между “ординарными” и “конфискационными” штрафами. Замена конфискации такими штрафами, небесспорная по существу, прошла бессистемно. При сохранении действующего масштаба “штрафных” санкций (что не бесспорно) более рационально установить максимальный размер штрафа как дополнительного наказания в 500 тысяч рублей при лишении свободы (в санкции) до 10 лет, а 1 миллион – при лишении свободы свыше 10 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.