Рефераты. Финансовая устойчивость предприятия ОАО "Агрокомплекс"






2004г: 114739 – 88437 = 26302 тысячи рублей;

2005г: 121702 – 101912 = 19790 тысяч  рублей;

2006г: 130957 – 118985 = 11972 тысячи рублей.

Валовая прибыль характеризует эффективность производственных подразделений.

Прибыль от продаж и прочей опера­ционной деятельности характеризует финансовый результат совер­шения целенаправленных хозяйственных операций предприятия.

Прибыль до налогообложения характеризует общий финансовый результат от обычных видов деятельности. Рассчитывается:

Прибыль от продаж + прочие операционные доходы – прочие операционные  расходы:

2004г: 24782 + 8791 – 16748 + 6106 – 3595 = 19336 тысяч рублей.

2005г: 18950 + 8156 – 7936 + 53979 – 43411 – 5768 = 23970 тысяч рублей.

2006г: 11972 + 30399 – 25781 = 16590 тысяч рублей.

С учетом налогообло­жения прибыли и других обязательных платежей получают харак­теристику чистой прибыли от обычной деятельности:

2004г: 19336 – 116 (текущий налог на прибыль) = 19220 тысяч рублей

2005г: 23970 – 247 – 123 = 23600 тысяч рублей

2006г: 16590 – 64 – 1546 = 14980 тысяч рублей.

Чистая прибыль отчетно­го года  фиксируется в бухгалтерском балансе отчетного года как нераспределенная прибыль, а результаты распределения этой прибыли акционерами отражаются в бухгалтерском балансе следующего года за отчетным. Оставшаяся нераспределенной прибыль отчетного года характеризует как  фонд накопления, поскольку в основном идет на развитие предприятия, увеличивая его собственный  капитал.

Нераспределенная прибыль используется в соответствии с Уставом предприятия. За счет нее выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала и на другие цели.

На анализируемом предприятии на выплату дивидендов  использовано 20% прибыли, в фонд накопления 42%, в фонд потребления – 28 и в резервный фонд – 10%. Анализ формирования фондов должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась их величина. Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменены суммы нераспределенной, чистой прибыли (ЧП) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды.

          Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

- показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

- показатели, характеризующие рентабельность продаж;

- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность продаж (оборота)  рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли на сумму полученной выручки от реализации продукции:


R об. = ПР р.п. / В,  R об./ = или ЧП / В.)

 характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Чистая прибыль ОАО «Агрокомплекс»

на 1 января 2005 года : 19220 / 114739  = 0,16 %

На 1 января 2006 года: 23600 / 121702 = 0,19 %

На 1 января 2007 года: 14980 / 130957 = 0,11 %

(выражается в процентах). Рентабельность по отношению к выручке является  эффективным показателем, (чем выше рентабельность, тем она эффективнее).

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или  собственного, заемного основного оборотного капитала:


R кап. = БП/KL,  или R кап. = ЧП/KL,

На 1 января 2007 года: 14980 / 241495 = 0,06 %. Рентабельность  всего капитала за 2006 год низкая. Заемный капитал занимает большую часть собственных средств, предприятия: кредиторская задолженность банку,  другим предприятиям, задолженность трудовому персоналу  по заработной плате и т.д.

На величину прибыли, и уровень рентабельности продаж оказывают влияние многие факторы:

-  количество и качество продукции, ее себестоимость, цены на продукцию и элементы себестоимос­ти, а также структурные сдвиги в составе продукции.

Но выручка от продаж зависит не только от количества и ка­чества продукции, но и от структуры и цен на отдельные виды продукции. В свою очередь,  себестоимость продукции определяется структурой изделий и ценами на отдельные элементы затрат.

Подразделяют внешние и внутренние факторы, влияющие на прибыль и рентабельность продаж:

К  внешним  относятся:

- чрезвычайные события, природные (климатические) условия,

транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль — у других;

- изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

- нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и дру­гими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, за­трагивающим интересы предприятия.

К внутренним относятся:

Факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисцип­лины:

- нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также торговых накидок;

- экономия, полученная в результате невыполнения предусмотренных в трудовом договоре мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, недоиспользования средств по подготовке и повышению квалификации кадров, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных средств, не проведения мероприятий по испыта­ниям и освоению новой техники и т.д.;

- экономия, полученная от выпуска продукции с отступлениями от условий стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии производства.


2. Финансовая устойчивость предприятия

2.1. Экономическая сущность, содержание и классификация

финансовой устойчивости организации как объекта

финансового анализа


С начала 90-х годов XX в. российские предприятия были по­ставлены в принципиально иные условия функционирования: появилось конкурентное окружение, ушел в прошлое государст­венный заказ на производство продукции многих отраслей эконо­мики, ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности целиком легла на менеджмент, стал появляться класс собственников, значительно вырос риск неплатежей. В этой си­туации устойчивое развитие хозяйствующего субъекта стало зави­сеть от множества внутренних и внешних факторов. Многие эко­номические субъекты, успешно осуществлявшие свою деятель­ность до 90-х годов, не смогли приспособиться к новым условиям хозяйствования. Неспособность самостоятельно, без поддержки государства, осуществлять свою деятельность привела к падению эффективности используемого капитала, сокращению объемов производства неконкурентоспособной продукции, закрытию от­дельных производств, и в конечном итоге, банкротству. К сожале­нию, лишь немногие организации сразу смогли адаптироваться к рынку. В этой связи, стремление хозяйствующих субъектов сохра­нить достигнутый уровень деятельности, получить различные кон­курентные преимущества перед прочими фирмами, укрепить свой экономический потенциал, приумножить благосостояние собст­венников компании прямо стало зависеть от способности органи­зации противостоять негативному воздействию внешней среды бизнеса и эффективно использовать все ее ограниченные ресурсы.

Устойчивость организации, функционирующей в рыночной экономике, является одним из важнейших факторов оценки ее конкурентоспособности.

Существует множество взглядов относительно содержания поня­тия устойчивости организации. Можно сказать, что в настоящее вре­мя не определено место финансовой устойчивости в системе различ­ных показателей устойчивости организации (финансовая устойчивость, маркетинговая, производственная, социальная и т.д.). Поэто­му, прежде чем дать четкое определение финансовой устойчивости, необходимо найти ее место среди других показателей устойчивости организации. Рассмотрим классификацию устойчивости:


Классификация устойчивости

Таблица 2.1.


Виды устойчивости

Факторы воздействующие на устойчивость

Краткая характеристика

1

2

3

1. Финансовая устойчивость

Инфляция

Рост инфляции в стране отрицательно сказывается на финансовой устойчивости организации


Требования кредиторов

При одновременном требовании кредиторами возмещения долгов организация, даже самая устойчивая в финансовом отношении, может иметь для себя самые неожиданные последствия, вплоть до банкротства


Банкротство должников

В этом случае  организация не сможет получить свои долги


Изменения налоговой системы

Если в стране наблюдается повышение налоговых платежей, а предприятия не в силах платить, то это в конечном итоге может понизить финансовую устойчивость предприятия


Экономическая политика государства

В зависимости от того, какую экономическую политику ведет государство: уменьшает ли оно налоги, поощряет ли отечественных производителей, какие принимает меры по повышению качества выпускаемой продукции, зависит финансовая устойчивость


Качество выпускаемой продукции

Если продукция производится высокого качества, следовательно, ее покупательная способность будет расти, что положительно скажется на финансовом состоянии организации


Колебание валютных курсов

Касается, в основном предприятий, у которых есть в наличии иностранная валюта, совершаются валютные операции и т.д.


Сезонность поступления денежных потоков

На некоторых предприятиях основные денежные потоки приходятся на какое - либо время года, например в АПК основная масса денежных потоков поступает после реализации урожая

2. Маркетинговая устойчивость

Реклама

Чем больше рекламируется та или иная продукция, тем выше на нее спрос, и тем это лучше для предприятия


Уровень доходов потребителей

Данный фактор оказывает влияние на устойчивость, если уровень доходов велик, а значит уровень жизни высок, что является положительным фактором и позитивно сказывается на социальной устойчивости


Наличие спроса и предложения

Спрос – это показатель качества продукции, чем он выше, тем это лучше для предприятия, а спрос товара на рынке диктует его предложение

3. Производственная устойчивость

Запасы сырья

Если у предприятия имеются большие запасы сырья и материалов, то оно устойчиво в производственном плане


Объем производства и выпуска продукции

В том случае, если у данного предприятия большой объем выпуска продукции, которая пользуется спросом на рынке и приносит предприятию прибыль, то это предприятие может считаться производственно – устойчивым


Использование новых технологий

Если предприятие при производстве продукции использует новые технологии, значит продукция – высокого качества и предприятие устойчиво


Реализация продукции

Готовая продукция должна как можно быстрее найти своего покупателя, иначе предприятие тратит свои средства на ее хранение, модернизацию и т.д.

4. Социальная   устойчивость

Уровень образования

При высоком уровне образованности коллектива можно быстро и с наименьшими затратами добиться поставленной цели


Рынок рабочей силы

Чем больше предложения рабочей силы, тем рабочие лучше работают


Оплата и условия труда

От того, в каких условиях работают люди и как им оплачивают их труд, зависит  благосостояние этих людей и соответственно социальная устойчивость


Демографические проблемы

Чем выше рождаемость в стране и ниже смертность, тем лучше демографическая ситуация в стране

5. Экологическая устойчивость

Природоохранная деятельность

Осуществляя деятельность по охране природы, отдельные предприятия будут способствовать улучшению экологической ситуации в целом


Техногенные катастрофы

Наносят непоправимый вред не только окружающей среде, но и  требуют очень больших средств на ликвидацию их последствий


Помимо определения финансовой устойчивости в рамках сис­темы ее частных и обобщающих показателей необходимо разо­браться в самом понятии «финансовая устойчивость». Прежде чем дать определение финансовой устойчивости, необходимо обратить­ся к терминологической стороне этого вопроса.

Рассмотрим мнения различных авторов о сущности и содержа­нии финансовой устойчивости.

В.В. Ковалев и О.Н. Волкова  утверждают, что одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия — стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степе­нью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Следовательно, финансовая устойчивость характеризуется соотношением собствен­ных и заемных средств. Хотя, рассматривая анализ имущественного положения, В.В. Ковалев  считает, что устойчивость фи­нансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресур­сов в активы. С точки зрения М.В. Мельник  — финансовое состояние считается устойчивым, если организация располагает достаточным объемом капитала для того, чтобы обес­печивать непрерывность своей деятельности, связанную с произ­водством и реализацией продукции в заданном объеме, а также полностью и своевременно погашать свои обязательства перед персоналом по выплате заработной платы, бюджетом по уплате нало­гов и поставщиками за полученные от них поставки и услуги, фор­мировать средства для обновления и роста внеоборотных средств.

Л.И. Кравченко также не дает прямого определения финансо­вой устойчивости предприятия, а указывает на то, что устойчивое финансовое положение предприятия характеризуется прежде всего постоянным наличием в необходимых размерах денежных средств на счетах в банках, отсутствием просроченной задолженности, оп­тимальным объемом и структурой оборотных активов, их оборачи­ваемостью, ритмичным развитием выпуска продукции, товарообо­рота, ростом прибыли и т.д.

А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин  представляют фи­нансовую устойчивость предприятия как определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспо­собность. С ними соглашаются М.С. Абрютина и А.В. Грачев  — финансовая устойчивость предприятия есть не что иное, как надежно гарантированная платежеспособность, незави­симость от случайностей рыночной конъюнктуры и поведения партнеров. Они же выделяют и главный признак устойчивости — это наличие чистых ликвидных активов, определяемых как раз­ность между всеми ликвидными активами и всеми краткосроч­ными обязательствами на тот или иной момент времени.

В.М. Родионова и М.А. Федотова считают, что финансовая ус­тойчивость — это состояние ее финансовых ресурсов, их распределе­ние и использование, позволяющее обеспечивать развитие организа­ции на основе роста прибыли и капитала при сохранении платеже­способности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.  

Многие зарубежные авторы подчеркивают, что финансовая ус­тойчивость организации определяется правилами, направленными одновременно на поддержание равновесия финансовых структур и на избежание рисков для инвесторов и кредиторов. По их мнению, финансовую устойчивость целесообразно измерять показателями, характеризующими различные виды соотношения между собствен­ными и заемными источниками средств, используемыми для фор­мирования имущества, отраженного в активе баланса.

Наиболее подробно, на наш взгляд, раскрывает проблему фи­нансовой устойчивости предприятия Г.В. Савицкая: «Финансовая устойчивость предприятия — это способность субъекта хозяйство­вания функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестици­онную привлекательность в границах допустимого уровня риска».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.