|
Определяя влияние факторов на прирост объема продаж в отчетном году, воспользуемся мультипликативной моделью:
V = МЗ * Мо (1)
Применим метод абсолютных разниц.
1.Изменение стоимости материалов в себестоимости продаж определим по формуле:
ΔV(МЗ) = ΔМЗ * Мо
ΔV(МЗ) = 181730 * 4,8 = 872304 тыс. рублей
2.Изменение материалоотдачи реализованной продукции рассчитаем по формуле:
ΔV(Мо) = МЗ1 * ΔМо
ΔV(Мо) = 1221080 * (-0,3) = -366324 тыс.рублей
3.Общее влияние факторов равно: 872304 – 366324 = 505980 тыс.рублей
Таким образом, в отчетном году на предприятии ООО «Агат» произошел рост объема продаж на 505980 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом.
Отрицательное влияние на объем продаж оказало уменьшение в отчетном году материалоотдачи, что уменьшило объем продаж на 366324 тыс. рублей.
Соответственно, положительное влияние на объем продаж в отчетном году оказало увеличение стоимости материалов в себестоимости продаж. Его увеличение повысило объем продаж на 872304 тыс. руб.
Величина отрицательно повлиявшего фактора и есть неиспользованный резерв роста объема продаж. Он составляет 366324 тыс. рублей.
Задание №3
Далее определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж, а также резерв роста объема продаж за счет ликвидации отрицательно повлиявших факторов.
Для начала рассчитаем среднюю первоначальную стоимость ОПФ отчетного года по формуле:
ОСпр 1 = (ОСнач.года + ОСкон.года) / 2 (2)
ОСпр 1 = (1904870 + 208250) / 2 = 1993460 тыс.рублей
Теперь определим влияние факторов на прирост объема продаж в отчетном году, воспользуясь мультипликативной моделью
V = ОСпр * Чд * Ксм * Чч * Вч (3)
V0 = 4988880 тыс. руб.
V1 = ОСпр 1 * Чд 0 * Ксм 0 * Чч 0 * Вч 0 = 1993460 * 240 * 1,3 * 8,2 * 0,00133 = 6783090,52 (тыс. руб.)
V2 = ОСпр 1 * Чд 1 * Ксм 0 * Чч 0 * Вч 0 = 1993460 * 245 * 1,3 * 8,2 * 0,00133 = 6924404,91 (тыс. руб.)
V3 = ОСпр 1 * Чд 1 * Ксм 1 * Чч 0 * Вч 0 = 1993460 * 245 * 1,5 * 8,2 * 0,00133 = 7989697,97 (тыс. руб.)
V4 = ОСпр 1 * Чд 1 * Ксм 1 * Чч 1 * Вч 0 = 1993460 * 245 * 1,5 * 8 * 0,00133 = 7794827,29 (тыс. руб.)
V1 = 5494860 тыс. руб.
а) изменение объема продаж за счет изменения первоначальной стоимости ОПФ: ΔV(ОСпр) = V1 – Vо = 6783090,52 – 4988880 = 1794210,52 тыс. руб.
б) изменение объема продаж за счет изменения количества рабочих дней в году: ΔV(Чд) = V2 – V1 = 6924404,91 - 6783090,52 = 141314,39 тыс. руб.
в) изменение объема продаж за счет изменения коэффициента сменности: ΔV(Ксм) = V3 – V2 = 7989697,97 - 6924404,91 = 1065293,06 тыс. руб.
г) изменение объема продаж за счет изменения средней продолжительности смены: ΔV(Чч) = V4 – V3 = 7794827,29 - 7989697,97 =
-194870,68
д) изменение объема продаж за счет изменения выпуска продукции в 1 час на одну тысячу рублей ОС: ΔV(Вч) = V1 – V4 = 5494860 - 7794827,29 =
-2299967,29
Полученные данные представим в таблице 3.
Таблица 3
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств
№ п/п
Показатель
Условное обозначение
Прошлый год
Отчетный год
Отклонение (+,-)
1
Объем продаж (без НДС), тыс. руб
V
4988880
5494860
+505980
2
Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств, тыс. руб.
ОСпр
1904870
1993460
+88590
3
Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии
Чд
240
245
+5
4
Коэффициент сменности работы оборудования
Ксм
1,3
1,5
+0,2
5
Средняя продолжительность смены, час
Чч
8,2
8
-0,2
6
Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. руб.
Вч
0,00133
0,0014
+0,00007
7
Степень влияния следующих факторов:
Х
Х
Х
8
а) изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, тыс. руб.
∆ОСпр
Х
Х
+1794210,52
9
б) изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии, тыс. руб.
∆Чд
Х
Х
+141314,39
10
в) изменения Ксм
∆Ксм
Х
Х
+1065293,06
11
г) изменения средней продолжительности смены, тыс. руб.
∆Чч
Х
Х
-194870,68
12
д) изменения продукции, приходящийся на 1 т. р. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, тыс. руб.
∆Вч
Х
Х
-2299967,29
Общее влияние факторов равно 505980 тыс.руб.
Таким образом, в отчетном году на предприятии ООО «Агат» по сравнению с предыдущим годом произошел рост объема продаж на 505980 тыс. рублей, на что оказали влияние следующие факторы: увеличение средней первоначальной стоимости основных производственных фондов в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 88590 тыс. рублей позволило увеличить объем продаж на 1794210,52 тыс. рублей; увеличение количества рабочих дней в отчетном году привело к увеличению объема продаж на 141314,39 тыс. рублей. По сравнению с прошлым годом увеличить объем продаж в отчетном году на 1065293,06 тыс. рублей позволило увеличение коэффициента сменности.
Изменение средней продолжительности рабочей смены привело к снижению объема продаж на 194870,68 тыс. рублей, а изменение объема продаж за счет изменения выпуска продукции в 1 час на одну тысячу рублей ОС – 2299967,29 тыс. рублей, что оказало отрицательное влияние на объем продаж в отчетном периоде.
Сумма отрицательно повлиявших факторов – есть неиспользованный резерв роста объема продаж. Он составляет 2494837,97 тыс. рублей.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.