Рефераты. Видеодисплейные терминалы. Влияние на организм оператора







Почему работа за компьютером наносит вред здоровью человека?

То, что работа за компьютером вовсе не безопасна, раньше других почувствовали в самой компьютеризированной стране мира - Соединенных Штатах Америки. Эпидемия "белых воротничков" охватила США, нанося вред здоровью многих людей. По данным Министерства труда, одни только так называемые "повторяющиеся травмирующие воздействия при работе с компьютером" (ПТВРК) обходятся корпоративной Америке в 100 млрд. долларов ежегодно. Компенсации, выплаченные служащим, достигают астрономических размеров, а некоторым пострадавшим от работы за компьютером приходится расплачиваться жестокими болями в течение всей жизни. Но какие причины, ведут к столь серьезным проблемам, связанным с постоянным использованием компьютера ?

  


Если вред “компьютерного” электромагнитного излучения ещё никем не доказан, то “гиподинамическое действие” компьютера известно всем. Неподвижно сидящие пользователи становятся жертвами различных патологий опорно-двигательного аппарата, самой частой из которых является остеохондроз.

Уже давно доказано, что “замершая поза” неблагоприятно сказывается на позвоночнике. Статистика доказывает, что у 85 % пользователей после двух лет активного общения с компьютером появляются всевозможные “остеохондрозные” симптомы.


            ПРОФИЛАКТИКА.

Что нужно знать, чтобы выжить за компьютером?

Эргономичная организация рабочего места.

Даже самое эргономичное оборудование в мире не поможет вам избежать заболеваний, если использовать его неправильно. Следуя простым советам по эргономичной организации рабочего места, можно предотвратить дальнейшее развитие заболеваний.

 

Рабочее пространство.

Научная организация рабочего пространства базируется на данных о средней зоне охвата рук человека - 35-40 см. Ближней зоне соответствует область, охватываемая рукой с прижатым к туловищу локтем, дальней зоне - область вытянутой руки.


            Монитор.

Опасность компьютера заключается в мониторе. Он источник, как и Ваш телевизор, электромагнитных излучений, постоянных магнитных полей, статического электричества, УФЛ, света, и незаметного для нас мерцания. Передняя часть абсолютно в настоящее время оборудована защитой, меньше боковые и задняя. Сейчас появились в продаже компьютерные столы - монитор находится под столом, в столе при этом имеется стеклянное окно. Ни в коем случае не покупайте это сооружение. Если монитор поставить под стол, равно как между ног, то сами решайте… Кстати, расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 50 см (оптимально - 60-70 см). Верхняя кромка экрана (не монитора) должна находиться на уровне глаз, не имеет значения расположение монитора – справа или слева. Если работа с документами, то обязательно – подставка для документов (крепится на монитор). Дополнительный свет на рабочем месте – рассеянный, лучше от потолка (развернуть лампу в потолок). Если на экране блики купите защитный экран для монитора. Кстати, защитные экраны защищают только от бликов.

Условия работы за монитором противоположны тем, которые привычны для наших глаз. В обычной жизни мы воспринимаем в основном отраженный свет (если только не смотрим на солнце, звезды или искусственные источники освещения), а объекты наблюдения непрерывно находятся в поле нашего зрения в течение хотя бы нескольких секунд. А при работе за монитором мы имеем дело с излучающими объектами и мерцающим изображением, что увеличивает нагрузку на глаза. Это может привести к некоторым неприятным последствиям - зрительному дискомфорту, рези в глазах, ухудшению зрения. Что делать? Если работа только с текстом в MS Word на экране, то в меню СЕРВИС/ПАРАМЕТРЫ/ОБЩИЕ выберите "белый текст на синем фоне". Но если Вы работаете с текстом и на бумаге и на экране, то светлый фон и темные буквы! Это особенно важно, глазам не приходится все время перестраиваться. Размер знаков на экране также имеет значение: человеческий глаз не может долго работать с мелкими деталями. А потому, согласно санитарным требованиям, размер знака должен составлять от 0,46 до 1,75 см. Отмечается и то, что непривычные, вычурные очертания букв затрудняют чтение и приводят к быстрому утомлению. Выбирайте для чтения с монитора оптимальный масштаб документа и шрифт. Мне нравится шрифт Arial.

Расположение монитора.

 Монитор, как правило, располагается чрезмерно близко. Существует несколько научных теорий, по разному определяющих значимые факторы и оптимальные расстояния от глаза до монитора. Например, рекомендуется держать монитор на расстоянии вытянутой руки Но при этом что человек должен иметь возможность сам решать, насколько далеко будет стоять монитор.

 Именно поэтому конструкция современных столов позволяет менять глубину положения монитора в широком диапазоне. Верхняя граница на уровне глаз или не ниже 15 см ниже уровня глаз.

Дисплей. Не более 4 часов непрерывной работы. Но даже работая по 2 часа 12 часов кряду, Вы все же рискуете подорвать свое здоровье. Для работы за компьютером, а значит для наилучшего достижения результата, Вам необходим


Внутренний объем.

Значимым фактором является под пространство столешницей. Высота наших столов соответствует общепринятым стандартам, и составляет 74 см. Также необходимо учесть, что пространства под креслом и столом должно быть достаточно, чтобы было удобно сгибать и разгибать колени.



Заключение.

Компьютерная техника развивается сегодня особенно стремительно, с необычайной быстротой появляются, и также быстро устаревают и отмирают различные технические решения и стандарты. По прогнозам различных экономико-социологических организаций компьютерная техника и телекоммуникации будут оставаться одной из наиболее развивающихся отраслей мировой индустрии еще по крайней мере в течение 10 - 15 лет. Так что уменьшения числа людей, работающих за компьютерами ждать не приходиться. Наоборот, повальная компьютеризация, уже давно охватившая бизнес-сектор, сегодня все больше захватывает массового потребителя. В подобной гонке, где нет ничего постоянного, сложно давать рекомендации, принимать какие-либо долговечные решения, а тем паче устанавливать стандарты. А потому, пока компьютерный бум не пойдет на убыль, перед эргономикой и эргономистами будут вставать все новые задачи, касающиеся организации безопасных и комфортных условий для людей работающих с компьютерами .


Если общение с компьютером вызывает у Вас не только ощущение полного морального и профессионального удовлетворения, но и упрямо напоминающую о себе головную боль, значит в Ваших с ним отношениях не все в порядке. В этом случае рекомендуется:



В здоровом теле - здоровый дух Большой плоский монитор, удобно расположенный системный блок (включить - только руку протянуть), клавиатура и мышка - всему есть место на просторном столе. Подставка для телефона (не нужен - можно убрать в сторону), стройные лотки для бумаги и, конечно, традиционный кактус, хотя больше пользы не Вам, а вреда для него. Мышка шустро бегает по коврику, свет ровно падает слева, монитор не мерцает - приятно работать, когда все расположено удобно.


РЕЖИМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЭВМ.

Рациональный режим занятий учащихся предусматривает соблюдение регламентированной длительности непрерывной работы с видеомониторами и перерывов, а также соблюдение профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья учащихся.

 Длительность работы на ПЭВМ во время учебных занятий определяется характеристиками мониторов, возрастом учащихся, временем начала работы, длительностью перемен, предшествующих работе за мониторами при соблюдении гигиенических требований к условиям, организации рабочего места и соблюдении правильной посадки.

 Длительность работы за мониторами (размер светящейся точки в центре экрана не более 0,4 мм) не должна превышать для учащихся

 V классов 15 минут

 VI - VII классов 20 минут

 VIII - IX классов 25 минут

 X - XI классов (2 урока подряд) 30 минут - на первом уроке 20 минут -на втором уроке.

 Длительность работы за мониторами (размер светящейся точки в центре экрана не более 0,5 мм) уменьшается до 30 % и не должна превышать для учащихся

 V классов 10 минут

 VI - VII классов 15 минут

 VIII - IX классов 18 минут

 X - XI классов (2 урока подряд) 20 минут - на первом уроке 15 минут -на втором уроке.

 Число занятий с использованием ПЭВМ должно быть не более двух в день для учащихся X - XI классов и не более одного - для учащихся V - IX классов.

 Перемена между уроками, на которых используется ПЭВМ, должна быть не менее 10 минут (до 20 минут).

 Во время производственной практики ежедневная длительность работы за мониторами (размер светящейся точки в центре экрана не более 0,4 мм) - 3 часа, за мониторами (размер светящейся точки в центре экрана не более 0,5 мм) - 2 часа с соблюдением профилактических мероприятий.

 Факультативная и кружковая работа с использованием ПЭВМ для учащихся старших классов должна быть не более двух академических часов в неделю.

 Для предупреждения развития переутомления зрительного анализатора необходимо проводить комплекс упражнений для глаз через каждые 20 - 25 минут в зависимости от типа монитора.

 Для снятия общего утомления учащихся X - XI классов между уроками информатики и вычислительной техники необходимо проводить физкультпаузу, включающую упражнения общего воздействия, улучшающую функциональное состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также - мозгового кровообращения и ликвидирующую застойные явления в нижней половине тела и ног, снимающую утомление с мышц плечевого пояса, рук, туловища и ног. Комплексы упражнений для глаз и физкультпаузы рекомендуется менять не реже одного раза в месяц.

 При проведении предупредительного и текущего санитарного надзора за организацией, условиями и режимом обучения учащихся всех типов средних учебных заведений при работе на ПЭВМ следует руководствоваться перечнем официальных документов.

            Для светящихся изображений прямого и обратного контраста наилучшее цветовое сочетание дают черный и оранжевый цвета, при обратном контрасте на цветных мониторах ПЭВМ хорошее сочетание, вызывающее наименьшее утомление зрения дает темно-зеленый фон и белые знаки.

Красный, фиолетовый и синий (особенно голубой) цвета не рекомендуется для отображения знаков сложной конфигурации. При разработке программного обеспечения можно использовать не более 7 цветов одновременно.


Требования к помещениям кабинетов ВТ, дисплейным классам, размещению рабочих мест и оборудованию.

Кабинеты ВТ и дисплейные классы должны иметь естественное освещение. Ориентация окон должна быть на север, северо-восток.

Кабинеты ВТ и дисплейные классы не должны располагаться в подвалах и цокольных этажах.

Кабинеты ВТ и дисплейные классы должны быть изолированы от помещений, имеющих повышенные уровни шума (машинные залы, гимнастический зал, мастерские и др.)

Площадь кабинета ВТ и дисплейного класса должна приниматься из расчета 6 м на одно рабочее место, высота помещения не менее 4 м.

При кабинетах ВТ и дисплейных классах, в которых наличие ПЭВМ не менее 10, должна быть лаборантская площадью не менее 18 м, при организации лаборантской следует предусмотреть наличие радиомонтажного стола с местным нижним или боковым отсосом воздуха, рабочего стола, шкафов и стеллажей для хранения инструментов, оборудования и комплектующих изделий.

Пол.Поверхность пола должна быть ровная, без выбоин, нескользкая и удобная для очистки, обладающая антистатическими свойствами.

 Запрещается применять для отделки интерьера кабинетов ВТ и дисплейных классов строительные материалы, выделяющие из своего состава вредные химические вещества и соединения в воздух.

Стол. К столам с ПЭВМ проводится электропитание и кабель локальной сети, с обеспечением электробезопасности.

Стол преподавателя с ПЭВМ, с тумбами-приставками для графопроектора и принтера устанавливается на подиуме.

Длина (слева направо) одного рабочего стола для учащегося должна быть не менее 70 см, ширина должна обеспечивать место перед клавиатурой не менее 30 см для расположения тетради и опоры предплечий рук для снятия статического напряжения с мышц плечевого пояса. Поверхность стола для установки монитора должна быть горизонтальной, а поверхность, на которой находится клавиатура, - наклонной (угол наклона 12 - 15°).

Высота края стола, обращенного к работающему за видеомонитором, и стула над полом должна приниматься в соответствии с ростом учащегося.

 Допускается использование двухместных столов.

            Ширина пространства для ног под столом должна быть не менее 500 мм, глубина - не менее 450 мм.

Подставка для ног. При наличии высокого стола, несоответствующего росту учащегося, необходимо пользоваться регулируемой по высоте подставкой для ног.

 Конструкция подставки: ширина - 300 мм, длина - 400 мм, угол наклона опорной поверхности до 20°. Подставка должна иметь регулировку по высоте в пределах до 150 мм. Поверхность подставки должна быть рифленой, по переднему краю - бортик высотой 10 мм.

Стулья. Кабинеты ВТ и дисплейные классы должны быть снабжены стульями с меняющимся по высоте полумягким сиденьем и профилированной спинкой, а также позволяющими осуществлять поворот сиденья и спинки стула в пределах ±180°.

Рабочие места. Расстановка рабочих мест с ПЭВМ может быть трех вариантов: периметральная, рядами (1-3рядная), центральная. Оптимальным вариантом расстановки рабочих мест с ПЭВМ является периметральная.

Столы двухместные с ПЭВМ должны быть расставлены без разрыва. Одноместные столы должны быть расставлены с разрывом, при этом расстояние между столами определяется площадью ПЭВМ и количеством рабочих мест учащихся с видеотерминалами.

При небольшом количестве рабочих мест с ПЭВМ предпочтение следует отдавать расстановке их у стены, противоположной оконным проемам.

При периметральной расстановке рабочих мест с ПЭВМ помещение должно быть дополнительно оборудовано ученическими столами (ГОСТ 11015-86) со стульями (ГОСТ 11016-86) для работы без ПЭВМ из расчета количества занимающихся. В зависимости от количества рабочих мест с ПЭВМ ученические столы могут расставляться в один или 2 ряда. Соединять двухместные ученические столы не разрешается (расстояние между рядами не менее 0,5 м).

 При расположении столов с ПЭВМ рядами каждый стол должен иметь защитный экран со стороны, к которой обращена тыльная часть монитора.

 При одно-, двух- и трехрядной расстановке рабочих мест с ПЭВМ необходимо соблюдать следующие расстояния:

По ширине ПЭВМ: расстояние между стеной с оконными проемами и первым рядом столов с ПЭВМ должно быть от 0,8 м до 1,1 м, расстояние между третьим (от оконных проемов) рядом столов и стеной - 0,8 м - 0,9 м

 При двухрядной расстановке рабочих мест с ПЭВМ проход между рядами соответственно увеличивается.

По длине ПЭВМ расстояние в каждом ряду между рабочими столами должно быть не менее 1,0 м, расстояние между последними рабочими столами и стеной должно быть не менее 0,8 м,

            При расположении двери в кабинеты ВТ у последних столов, расстояние между ними и торцевой стеной должно быть не менее 1,2 м.

 При центральной расстановке рабочих мест с ПЭВМ, когда два ряда столов стоят без разрыва в центре кабинета ВТ, и экраны видеомониторов обращены в противоположные стороны, ПЭВМ могут располагаться в шахматном порядке или напротив друг друга тыльными сторонами мониторов.

 При входе в кабинет ВТ необходимо предусмотреть шкафы для портфелей и сумок учащихся.


Требования к химическому составу воздуха.

Вредные химические вещества не должны превышать предельно допустимых концентраций.

 Примерный перечень вредных веществ

 Допустимый уровень не более:

 аммиак - 0,2 мг/м3

 фенол - 0, 003

 формальдегид - 0,01

 хлористый винил-  0, 005

 

Требования к освещенности.

 Кабинеты ВТ и дисплейные классы должны иметь естественное и искусственное освещение, отвечающее требованиям СНиП и СанПин.

 Ориентация кабинетов ВТ и дисплейных классов - на север или северо-восток. При ориентации этих помещений на другие стороны горизонта должны быть предусмотрены регулярные солнцезащитные устройства типа жалюзи, расположенные снаружи или в межстекольном пространстве. Основной поток естественного света должен быть слева. Не допускается направление основного светового потока естественного света справа, сзади и спереди работающего на ПЭВМ. Солнечные лучи и блики не должны попадать в поле зрения учащихся и на экраны мониторов.

 Коэффициент естественного освещения (КЕО) должен быть не менее 1,5 %.

 Соотношение яркостей поверхностей, находящихся в поле зрения учащихся, должно быть в рабочей зоне в пределах 3:1, между поверхностью экран-стол и дальним окружением, стены, классная доска, пол, потолок - 10:1. Коэффициент отражения рабочих поверхностей и цветной отделки интерьера кабинетов ВТ и дисплейных классов должен быть следующий: потолка - 0,7 - 0,8, стен - 0,5 - 0,6, пола - 0,3 - 0,4, стола - 0,45 - 0,5, клавиатуры - 0,4 - 0,6. Окрашивать стены в кабинетах ВТ и дисплейных классах следует до потолка или на высоту панелей холодными тонами красок: светло-голубым, светло-зеленым, светло-серым цветами. Допускается окраска стен светло-желтым, светло-бежевым цветом или цветом слоновой кости. Нельзя окрашивать стены, расположенные напротив экрана монитора, темными тонами красок (коэффициент отражения 0,3 - 0,4). Поверхность рабочих столов с ПЭВМ должна быть цвета натурального дерева, голубого, светло-зеленого, светло-серого цвета.

Поверхности ограждающих конструкций в кабинетах ВТ и дисплейных классах, классной доски, рабочих столов должны быть матовыми. Оконные переплеты рам, подоконники следует окрашивать белой краской. На окнах монтируются занавеси, по цвету гармонирующие с окраской стен. Занавеси не должны пропускать естественный свет и полностью закрывать оконные проемы. Ширина занавеси должна быть в два раза больше ширины окна. Запрещается применять черные занавеси!

 Кабинеты ВТ и дисплейные классы оснащаются системой общего освещения, выполненной потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, равномерно размещенными по потолку рядами, параллельно светопроемам. Экран монитора должен располагаться в зоне защитного угла светильника, и его проекция должна быть вне зоны экрана монитора. Светильники не должны отражаться на экране ПЭВМ. Выбор светильников осуществляется с учетом ограничения прямой и отраженной блескости. Люминесцентные светильники должны включаться рядами. Светильники должны освобождаться от пыли не менее 2 раз в течение учебного года (перед началом учебного года и во время зимних каникул), а также - по мере загрязнения.

 Люминесцентные светильники следует выбирать с коэффициентом запаса 1,4.

 Допустимая величина дискомфорта для ограничения прямой блескости не должна превышать 15.

 Коэффициент пульсации не должен превышать 10 % (для чего следует применять многоламповые светильники с компенсирующими ПРА, осуществлять расфазировку светильников при монтаже). Для освещения должны применяться светильники серий ЛПО13, ЛПО31, ЛПО33, исполнение 001 и 006, ЛСО02, ЛСО04 с неметаллической экранирующей решеткой и непрозрачными боковинами. Для освещения классной доски - светильники серии ЛПО-125.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.