Рефераты. Влияние международной миграции на рынки труда






В мировой практике считается, что если доля городского населения в стране достигла 50% и выше, то такая страна относится к высокоурбанизированной. В России доля городского населения составляет 74%, причем в некоторых областях этот показатель выше: в Свердловской – 87%, Челябинской – 83%, Пермской – 79%, Тюменской и Архангельской – по 90% в каждой и т.д.

Для развития народного хозяйства также важно учитывать особенности расселения населения. Размещение населения на территории страны зависит:

-   от особенностей природных условий;

-   от культурных, национальных традиций;

-   от размещения хозяйства;

-   от исторических факторов.

Одним из главных показателей расселения является показатель плотности населения (отношение численности населения территории на площадь данной территории). Средняя плотность населения в мире  32-33 человека на кв. км.  В России средняя плотность – 8-9 чел на кв. км., в Челябинской области – 40-45 человек на кв. км. Самая плотнозаселенная территория в России – Центральный район, особенно Московская область – 100-120 человек на кв. км. В Москве плотность населения достигает 9 000 человек на кв. км., Токио – 12 000 человек на кв. км., Париже – 15 000 человек на кв. км. Население на территории России размещено крайне неравномерно.

ГЛАВА II

Анализ влияния международной трудовой миграции на российский рынок труда.


2.1. Динамика и особенности численности мигрантов в России.

Миграции в России почти весь ХХ век имели центробежный характер: районами выхода мигрантов были области Центральной России, особенно Черноземье, а основным направлением было заселение Сибири и Дальнего Востока. Изменилась география трудовых миграций. С середины 1990-х гг. притяжение Москвы с ее огромным рынком труда стало более ощутимым для жителей многих соседних областей, зона трудовых миграций в столицу охватила весь Центральный район. Кроме того, растет трудовая миграция мужчин молодых и средних возрастов из республик Северного Кавказа в регионы и крупные города Центральной России, нефтегазодобывающие округа тюменского Севера. Но оценить ее объемы сложно, так как подавляющее большинство мигрантов трудоустраивается в неформальном секторе экономики и далеко не полностью учитывается при регистрации проживания.

 С 1920-х годов идет процесс постепенного старения населения, он сопровождается ростом среднего возраста населения и изменениями возрастной структуры населения - снижением доли детей и ростом доли старших возрастов. Особенно заметные сдвиги произошло в последние десятилетия: доля лиц пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) выросла с 11,7 % в 1959 г. до 20,3% в 2005 г., а доля детей до 16 лет уменьшилась с 30,0% до 17,3%. Данные приведены ниже на рис. 1


Рис. 1. Возрастная структура населения в регионах с разной демографической ситуацией в 2005 г.

Социальные последствия региональных и поселенческих различий в возрастной структуре и их динамике весьма ощутимы. В слаборазвитых республиках, не завершивших демографический переход, на региональный рынок труда выходят все более многочисленные когорты молодого трудоспособного населения, предложение рабочей силы резко превышает небольшой спрос. Напряженность на рынке труда очень велика и молодежь выталкивается за пределы своего региона. Наоборот, в сильно депопулирующих регионах приток молодежи невелик и ее трудоустройство происходит быстрее. В этих регионах уже сейчас спрос на рабочую силу в промышленности превышает предложение. Демографическая динамика показывает, что при сохранении высоких темпов экономического роста большинство регионов страны в ближайшие годы столкнется с растущим дефицитом рабочих рук, и только отдельные, наиболее привлекательные субъекты РФ смогут решить эту проблему с помощью мигрантов. Остановимся поэтому подробнее на динамике мобильности различных половозрастных групп населения (см. таблицу 1).

Таблица 1. Динамика укрупненных возрастных групп внутрироссийских мигрантов, зарегистрированных как "прибывшие", в 2001 и 2005 годах


Мужчины, тысяч человек

Женщины, тысяч человек

Внутри региона

Из других регионов

Внутри региона

Из других регионов

2001

2005

В %

2001

2005

В %

2001

2005

В %

2001

2005

В %

Всего

649,5

510,9

78,7

580

432,4

77,6

767,4

620,5

80,8

585,2

453,5

77,5

в том числе в возрасте: моложе трудоспособного

123,5

81,4

65,9

108,3

63,6

58,7

120,4

79

65,6

102,2

61,3

60

трудоспособном

483

388,5

80,4

435,4

335,8

77,1

537

449

83,6

378,6

307,9

81,3

старше трудоспособного

43

41

95,3

36,3

33

90,9

109,9

92,6

84,2

104,4

84,3

80,7

Источник: Численность и миграция населения в Российской Федерации в 2001 году. Стат. бюллетень. М., 2002. С. 60; Численность и миграция населения в Российской Федерации в 2003 году. Стат. бюллетень. М, 2005. С. 52.

В 2005 году по сравнению с 2001 годом более чем на 20% (в межрегиональных потоках больше по сравнению с внутрирегиональными) сократилось общее число мигрантов-мужчин и женщин, в том числе почти на 1/3 в возрасте моложе трудоспособного и не более чем на 20% - в возрасте старше трудоспособного. Миграционные потоки женщин (внутри региона и между регионами) уменьшились более значительно по сравнению с миграционными потоками мужчин. И все же в 2005 году женщины доминировали во внутрироссийских перемещениях: их было на 109,6 тысячи человек больше во внутрирегиональных и на 21,1 тысячи человек в межрегиональных потоках.

   Несмотря на большую роль международной миграции, внутренние перемещения в России в 1995-2005 годах доминировали. В последние годы они составляют около 90% в потоках прибывших и выбывших. Динамику внутренней миграции в России можно оценить на основе данных о прибывших, поскольку теоретически величина прибывших и выбывших во внутрирегиональных и межрегиональных перемещениях в целом по стране должна совпадать. К тому же состояние учета прибывших (в большей степени внутрирегиональных) более надежно по сравнению с выбывшими. Это же замечание относится и к данным о внутрирегиональных мигрантах. В соответствии с принятой классификацией внутрирегиональная миграция означает перемещения в пределах субъекта РФ, то есть в пределах области, края, республики, национального округа. Соответственно межрегиональная миграция - между субъектами Российской Федерации (см. таблицу 2).

Таблица 2. Динамика прибывших в пределах России в 1995-2005 годах

Год

Число прибывших в пределах России, тысяч человек

в том числе

Удельный вес внутрирегиональной миграции, в %

внутри региона

между регионами

1995

3266,8

1760,6

1506,2

53,9

1996

2902,8

1511,3

1391,5

52,1

1997

3017,7

1544,9

1472,1

51,2

1998

3130,3

1653,3

1393,3

52,8

1999

2886,7

1577

1309,7

54,6

2000

2724,9

1484,1

1240,9

54,5

2001

2582

1416,8

1165,2

54,9

2002

2477

1366,1

1110,9

55,2

2003

2303

1284,6

1018,4

55.8

2004

2140,6

1204,8

935,8

56,3

2005

2017,3

1131,4

885,9

56,1

Источник: см. таблицу 1.

Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают косвенное влияние внешней миграции на внутренние перемещения.

   Прибытие в Россию из стран СНГ сократилось в 2 раза и очень быстро, отреагировав таким образом на первую чеченскую войну. Затем оно только-только стало восстанавливаться, как началась вторая чеченская кампания. Кроме этого, надо учесть и дефолт 1998 г. Потребовалось полтора года, чтобы движение восстановилось до масштабов 1997 г. Но тут был принят закон, который ввел чрезвычайно сложный порядок оформления вида на жительство. В результате поток в Россию сейчас в 6 раз меньше, чем в 1994 г. и в 2 раза меньше, чем в 2000 г.

Из стран СНГ к нам прибывает где-то около 200 тыс. человек в год; уезжает обратно около 100 тыс. Прирост (более 100 тыс. человек в год за счет стран СНГ) держится уже примерно три года. Если же учесть, что теперь около 50-60 тыс. человек официально отъезжает на Запад, то получается, что Россия фактически скатилась к нулевому миграционному приросту.

Москвичи и жители больших городов видят множество приезжих. Но надо понимать, что это в большинстве временные, так называемые трудовые мигранты. Они приезжают в Россию на работу. В такую временную миграцию частично трансформируется миграция тех, кто хотел бы стать постоянным жителем - гражданином России. Последние часто являются ими, но не могут оформить гражданство из-за многоступенчатости, предусмотренной нашим законодательством: регистрация - вид на жительство - гражданство. Чтобы пройти каждую из этих ступенек, нужно огромное количество справок и немало денег.

Потребовалось семь лет, для того чтобы на уровне правительства началось осознание очевидного - России не обойтись без мигрантов.

До середины XXI в. Евросоюз и США планируют привлекать по 1 млн. иммигрантов в год. Рынок иммигрантского труда - высококонкурентный. И Россия - здесь аутсайдер, потому что не может соперничать с развитыми странами по степени привлекательности для работников.

Из 11 млн. украинских русских жителями России стали около 700 тыс. человек, остальные не хотят уезжать из республики. Более того, есть вероятность, что в скором времени Украина начнет переманивать кадры из России, потому что демографическая ситуация там не лучше, чем у нас, а экономика поднимается. Кстати, Казахстан уже начал это делать в отношении российских специалистов. И русские туда едут, потому что там не требуют от них никаких формальностей: ни гражданства, ни регистрации - лишь бы работали, поскольку местных кадров не хватает.

Привлекательность для иммигрантов мы потеряли давно и по своей воле. Ведь в первые годы из стран СНГ к нам ехали квалифицированные люди, из которых две трети были русскими. Даже из числа титульных народов бывших республик к нам до недавнего времени ехали высокообразованные люди. И как их принимала Россия? С самого начала создавали на их пути барьеры. Почти все мигранты, которые поселились в больших городах, сами решали свои проблемы, а те, кого отправили в село или в малые города, в своей массе до сих пор не устроены.

Единовременное присутствие китайцев в России максимально оценивается в 500 тыс. человек (больше всего их на Дальнем Востоке, в Москве и Московской области). На приграничной полосе от Иркутска до Находки их присутствие оценивается в 200-250 тыс. человек.

Очевидно, что Россия в перспективе не обойдется мигрантами только из стран СНГ. Даже если быстро изменить нашу миграционную политику на более доброжелательную, то закрыть потребность за счет этих иммигрантов возможно только к 2015 г. Конечно, среди них будут не только русские, но и таджики, узбеки, киргизы.

Особого внимания заслуживают процессы миграции с Запада - эти люди у нас не учитываются как мигранты, но их число довольно значительно. По некоторым данным, несколько сот тысяч человек приезжают с Запада на год и больше. Среди них - представители совместного бизнеса, в том числе банковского. Приезжают люди заинтересованные. Это тоже важно для нас, потому что, теряя своих, мы хотя бы на время получаем специалистов, у которых можем поучиться.

Существует искаженное мнение, что самый большой дефицит людей у нас в Сибири и на Дальнем Востоке. Отнюдь нет. Самый большой дефицит, настоящая демографическая яма или миграционный насос - это центральные регионы России. Для покрытия только естественной убыли и возмещения трудовых ресурсов здесь потребуется 5-6 млн. человек до 2025 г. Даже Приволжский округ не имеет миграционного прироста. Внутренняя миграция на 70% всасывается Московским регионом. Миграционная ситуация ухудшается и в Краснодарском крае. Сфера образования не учитывает наличия иммигрантов: у нас нет специальных программ по закреплению кадров, хотя за пять лет учебы люди привыкают к нашей стране.

   Хотела бы уделить особое внимание нелегальной миграции, так как это очень актуально в настоящее время.

Согласно российской правоприменительной практике, незаконными (нелегальными) мигрантами считаются лица, нарушившие правила въезда на территорию страны либо правила пребывания на ее территории. К этой категории причисляют также тех, кто занимается в России незаконной (нелегальной) трудовой деятельностью.

К сожалению, при таком подходе в одну группу оказываются включенными как сознательные нарушители закона, так и люди, оказавшиеся на нелегальном положении из-за чрезмерно усложненной процедуры регистрации, получения разрешения на работу (для легального трудоустройства необходимо представить в миграционную службу свыше полутора десятков различного вида документов), вида на жительства.

Точно оценить масштабы незаконной миграции невозможно по многим причинам. Одна из главных — прозрачность значительных участков сухопутных границ с Украиной и Белоруссией (более 2,5 тысячи километров), с Закавказьем (свыше тысячи километров). Граница с Казахстаном (около 7 тысяч километров), по сути дела, вообще открыта. Через нее в Россию попадает до 90 процентов мигрантов-нелегалов.[3] Причем это не только граждане Казахстана. У этого государства заключены соглашения о безвизовом въезде почти с двумя десятками стран, с которыми Россия аналогичных соглашений не имеет.

Существующие экспертные расчеты и приблизительные оценки объемов незаконной миграции иногда настолько различаются, что выглядят несопоставимыми. Согласно данным за 2000–2001 годы бывшего Минфедерации, число незаконно находившихся в России лиц не превышало 1,3–1,5 миллиона. Федеральная пограничная служба называла в качестве предельно возможной цифру 3 миллиона. Министр МВД Б. В. Грызлов в декабре 2002 года, проясняя позицию своего ведомства относительно разрабатываемой миграционной политики, говорил о 1,5 миллиона человек. Почти одновременно А. Г. Черненко, глава Федеральной миграционной службы в составе того же министерства, заявил на парламентских слушаниях о пребывании в стране более 6 миллионов незаконных мигрантов.[4]

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.