Рефераты. Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего)






По иронии судьбы выборы Джона Куин­си Адамса, сына второго президента США Джона Адамса, тоже сопровождались скан­далом. В 1824 году палата представителей в результате закулисной сделки избрала его под крики возмущенных избирателей: "Нас ограбили!" Тогда Адаме по итогам выборов уступил будущему выдающемуся президен­ту страны генералу Эндрю Джексону по го­лосам и выборщиков, и избирателей.[4]

Семья Бушей очень не любит, когда ее называют династией. Но никуда не де­нешься: по линии матери 43-го прези­дента, бывшей первой леди Барбары Буш, генеалогия восходит к 14-му прези­денту CШA Франклину Пирсу, а дед из­бранного президента по отцу Прескотт Буш Оул сенатором и другом президента Дуайта Эйзенхауэра. Такого, чтобы один сын президента сам стал главой Белого дома, а другой - губернатором крупного штата, еще не было в истории Америки.

Нам придется отказаться от дурной привычки называть старшего отпрыска сорок первого президента США Бушем-младшим, поскольку так принято говорить лишь при полном совпадении имени фа­милии. Отца же величают Джорджем Гер­бертом Уокером Бушем (George Herbert Walker Bush), а сына - Джорджем Уокером Бушем, или в обиходе просто У. Кстати, со­перник У на выборах в конгресс презри­тельно обзывал его Бушем-младшим.

Джорджа У. Буша правильнее было бы называть Джорджем Вторым, или по вос­ходящей чуть ли не к допетровским вре­менам традиции произносить на немец­кий лад имена зарубежных царствующих особ - Георгом Вторым.

Будущий президент родился 6 июля 1946 года в семье героя  Второй мировой войны, воевавшего на Тихом океане в мор­ской авиации. Его отец тогда был студен­том элитного Йельского университета, а, получив диплом, в 1948 году переехал в Техас в поисках счастья в нефтяном биз­несе. Детство 43-го президента прошло в пыльном местечке Мидленд на бывшем Диком Западе - на самом краю Техаса у границы с Нью-Мексико и Колорадо. Туда же он вернулся в 1975 году искать золотую нефтеносную жилу. Но, как и Советский Союз, Буш стал жертвой катастрофиче­ского падения цен на нефть, и лишь бла­годаря связям ему удалось в 1986 году продать убыточную фирму. В Мидленде он обрел супругу - школьного библиотекаря Лору - и большинство закадычных друзей. Если не считать нью-йоркского энтузиаста Теодора Рузвельта, проведшего несколь­ко лет на Дальнем Западе, и техасца Лин-дона Джонсона, в истории США не было президента, столь тесно связанного с этим романтическим краем[5].

Несмотря на учебу в Йельском уни­верситете и знаменитой Гарвардской школе бизнеса, Джордж остался верен техасским корням, отличаясь простотой, общительностью и отзывчивостью. В нау­ках он не блистал, но прославился как предводитель спортивных состязаний, попоек и вызывающих выходок.

В студенческие годы У не питал ника­кого интереса к политике и оставался в стороне от бунтарей 60-х годов. Он твер­до держал сторону поддерживавшего вьетнамскую войну отца, хотя в конечном счете тоже разочаровался в ней. ; Тем не менее Буш работал в выборных командах нескольких кандидатов в кон­гресс. В 1988-м выполнял заметную роль судебного пристава, обеспечивавшего лояльность сотрудников успешной прези­дентской кампании отца. Тогда У впервые стал серьезно подумывать о политиче­ской карьере, но друзья уговорили его сначала обеспечить свое финансовое бу­дущее и завоевать популярность в роли хозяина бейсбольной команды Далласа.

В 1994 и 1998 годах Буш был избран на пост губернатора Техаса, который по своему экономическому потенциалу за­нимает 11-е место в мире среди госу­дарств. В первой ожесточенной выбор­ной схватке вопреки вспыльчивому хара­ктеру он проявил необычайную дисциплинированность и хладнокровие.

На посту губернатора У заработал ре­путацию честного и прямого лидера, проявившего здравый смысл, желание и умение работать на двухпартийной осно­ве. Его стремительная политическая карьера, которая началась всего шесть лет тому назад, продемонстрировала хо­рошую политическую интуицию, способ­ность принимать стратегические реше­ния и методично, упорно, даже прямоли­нейно, без присущих Клинтону тактических кружев и обольщений, доби­ваться намеченной цели.


1.2. Предвыборная компания Дж. Буша. Приход к власти.


7 ноября 1999 г. в США[6] состоялись очередные президент­ские выборы. Одновременно прошли выборы в Конгресс США, легислатуры законодательные собрания штатов, были избраны губернаторы в 36 штатах, а также мэры многих крупных городов США и другие выборные лица на местах. Число членов палаты представителей, зафиксированное законом в 1912 г., с тех пор не изменилось. В настоящее время каждый из них представляет около 520 тыс. избирателей. Согласно Конституции США, штат должен быть представлен в палате по меньшей мере одним человеком. Кроме того, в ее состав входят пять представителей, не имеющих права голоса: от Пу­эрто-Рико, Федерального округа Колумбия, острова Гуам, Виргинских ост­ровов и американского Самоа. Для избрания в палату представителей Кон­ституцией США установлен возрастной ценз в 25 лет и 7-летний срок гражданства. Члены палаты представителей избираются на два года и мо­гут переизбираться неограниченное число раз.

Для сенаторов, которые избираются на шесть лет, возрастной ценз -30 лет и 9-летний срок американского гражданства. Каждые два года пере­избирается только одна треть сената.

Кампания по выборам президента начинается в США задолго до самих выборов. Летом 1999 г. о своих планах занять место в Белом доме заявил Джордж У. Буш.

Впервые с далекого 1888 года пре­зидент гипердержавы определил­ся лишь через пять недель после выборов. В водоворот многочис­ленных судебных исков и пересчетов го­лосов попали местные судьи и избира­тельные комитеты графств, Верховный суд и законодательное собрание Флори­ды и, наконец, Верховный суд США, при­нявший решение об отмене дальнейшего ручного пересчета голосов.

Вечером 13 декабря кандидат демо­кратов вице-президент США Альберт Гор в теле обращении к нации признал Джор­джа У. Буша избранным президен­том США.

Американская политическая и госу­дарственная система выдержала серьез­ное испытание на прочность. Но победа досталась дорогой ценой.

Политический скандал, балансиро­вавший на грани конституционного кризиса, вызвал небывалый накал страстей, поставил под сомнение легитимность но­вого главы Белого дома и притушил оре­ол американской демократии. Создавше­еся в результате последних выборов рав­новесие сил в конгрессе усугубило реальную угрозу политического клинча на весь четырехлетний срок Буша.

«В 60 - 70-х годах я своими глазами ви­дел, что такое настоящий раскол Амери­ки. Видел, как люто ненавидели друг дру­га противники и сторонники войны во Вьетнаме, молодые бунтари и стопро­центные американцы, как разъедали страну бунты в негритянских гетто и уо­тергейтское дело, завершившееся един­ственным в истории страны позорным от­речением США президента Ричарда Ник­сона, какую растерянность и стыд вызвало бегство американских диплома­тов и военных из Сайгона в 1975 году. То была настоящая "холодная" гражданская война, самый крупный после Граждан­ской войны раскол общества. Ничего подобного сейчас в Амери­ке нет"»[7].

Наоборот, в условиях небывалого эко­номического бума девять из десяти амери­канцев чувствуют себя лучше, чем когда-либо за последние 40 лет. Еще до выборов треть избирателей говорила, что не видит большой разницы между кандидатами, ко­торые придерживаются центристских по­зиций - умеренно-консервативной респуб­ликанской и умеренно-либеральной демо­кратической. А после выборов большинство избирателей, особенно го­лосовавших за Гора, готово было принять любого кандидата лишь бы покончить с неопределенностью и опостылевшими су­дебными тяжбами.

Раскол, а точнее воцарение духа большевистской нетерпимости, про­изошел в политическом истеблишменте. В добрые старые времена соблюдались неписаные джентльменские правила и в конгрессе, и в его отношениях с Белым домом, в солидной печати. Но те времена давно канули в Лету.

Настоящая "холодная война" на Капи­толийском холме и между конгрессом и Белым домом разразилась после неожи­данной победы на президентских выборах арканзасского выскочки Билла Клинтона (проигравший ему Буш-отец как-то в сердцах назвал Клинтона и Гора двумя не­отесанными чурбанами). Уже в первые месяцы его президентства началось рас­следование уайтуотерского и других дел. В 1994 году демократы потерпели сокру­шительное поражение на выборах в кон­гресс, впервые с 1953 года уступив рес­публиканцам обе палаты конгресса.

 К нему относятся назначенные впервые в исто­рии госсекретарем и помощником прези­дента по национальной безопасности чернокожие - бывший глава Объединенно­го комитета начальников штабов Колин

В годы "холодной войны" в психологии американцев закрепился устойчивый стереотип о повышенной уязвимости и опасности двоецарствия - переходного периода между выборами президента в начале ноября и инаугурацией 20 января следующего года. В это время действу­ющий президент становится хромой ут­кой, то есть полуимпотентом, а избран­ный глава Белого дома не допускается до руля управления на пушечный выст­рел. Некоторых наиболее нервных аме­риканских стратегов даже посещала бе­зумная мысль в духе доктора Стрейн-джлава о внезапном ракетно-ядерном нападении СССР на США или масси­рованном прорыве совет­ских танков в ФРГ.

Неопределенность пя­тинедельного троецарствия внесла дополнитель­ную нервозность, а уко­роченный       наполовину переходный срок услож­нил возможности для ад­министрации Буша хоро­шо подготовиться и сразу более или менее уверенно взять    в    руки    штурвал внешней политики. Не ис­ключено,  что Буш, дабы убедить себя, Америку и мир, что гипердержава не ослабла, может слегка по­играть мускулами, нанести болезненные уколы по самолюбию некоторых стран. Это касается прежде всего Ирака, но так­же и Китая по вопросу о Тайване, союзни­ков по НАТО в связи с планами вывода американских войск из Косово и Боснии. Предстоит выяснение отношений от­носительно Договора о противоракетной обороне  и с Москвой. Но амбициозные планы "звездных войн" столкнутся в кон­грессе с глухой стеной демократов, кото­рые нехотя, из партийной солидарности с Клинтоном, поддерживали эту идею в усеченном виде.

Но в целом новая команда придержи­вается реалистического подхода, четкого определения приоритетов и более узко­го, чем у администрации Клинтона, тол­кования интересов национальной безо­пасности, у нее меньше чешутся руки применять военную силу. Буш обещал, что США будут вести себя в мировых де­лах поскромнее и поосторожнее.

Республиканцы-интернационалисты (в смысле отказа от изоляционизма) в от­личие от демократов стремятся во внут­ренних делах свести роль государства к необходимому минимуму, но в междуна­родных отношениях действуют в духе равновесия сил и высших интересов го­сударства, сформулированных кардина­лом Ришелье еще в XVII веке.

Видимо, Владимиру Путину будет легко говорить с Джорджем Бушем как государственнику с государственником и понимать логику его дипломатии.

В своей первой речи по случаю назна­чения на пост госсекретаря США Пауэлл заявил о готовности работать вместе с Россией и Китаем. Однако впервые после развала СССР он обозначил их как иду­щие своим путем страны, которые уже не считаются потенциальными противника­ми, но и не доросли до уровня стратеги­ческих партнеров.

В мировой политике и отношениях между Вашингтоном и Москвой начина­ется новый этап, который принесет нема­ло интересного и в целом имеет шансы принести больше плюсов, чем минусов. Главное - не торопиться с выводами. Задача дипломного проекта  рассмотреть все внешние и внутренние политику  США  при правлении президента Дж. Буша.

Губернатор Техаса Джордж У. Буш, сын экс-президента Джорджа Буша, новая политическая звезда Республиканской партии. На протяжении полугода он лидировал в списке претендентов на пост президента в 2000 г.

Интерес к личности Дж.Буша-младшего, которого в последние месяцы со­провождают репортеры, фиксирующие не только каждое его интервью, но и самые банальные его высказывания, вполне объясним. После ухода с полити­ческой сцены Р.Рейгана в рядах "Великой старой партии" (Great Old Party) наблюдается явный дефицит популярных харизматических лидеров. На выборах 1992 г. республиканцы потеряли Белый дом, политическая инициатива пе­решла в руки демократов "новой волны" - представителей послевоенного по­коления[8].

Появление кандидата-республиканца, который по рейтингам популярности опережает не только своих коллег по партии, но и вице-президента А.Гора — главного претендента демократов в 2000 г., вызвало неоднозначную реакцию в мире американской большой политики. Сторонники республиканцев видят в нем спасителя партии, который положит конец внутрипартийным распрям и вернет им Белый дом, партийные функционеры демократов отслеживают каж­дый шаг губернатора, ищут уязвимые для критики пункты платформы, а по­литологи подробно анализируют политический феномен Дж.У.Буша.

Подготовка к предвыборной кампании 2000 г. началась необычно рано, и сразу же определился круг потенциальных претендентов на пост президента. У демократов этот вопрос уже фактически решен, поскольку вице-президент А. Гор официально объявил о намерении участвовать в президентской гонке. Его единственным соперником является бывший сенатор от штата Нью-Джер­си  Б.Брэдли, у которого нет реальных шансов добиться выдвижения на Нацио­нальном съезде Демократической партии летом следующего года.

Иная ситуация сложилась в Республиканской партии. В ее обойме десять претендентов. Это - Дж.У.Буш, Э.Доул[9] , жена бывшего сенатора Р.Доула и в недавнем прошлом президент американского Красного Креста, сенаторы Дж.Маккейн- (Аризона), Дж.Кейсик (Огайо), О.Хэтч (Юта), бывший вице-пре­зидент Д.Куэйл, бывший губернатор штата Теннесси Л.Александер, консерва­тивный телекомментатор П.Бьюкенен, газетный магнат С.Форбс, консерватив­ный деятель Г.Бауэр.

Многие претенденты, в том числе Д.Куэйл, Л.Александер, С. Форбс, П.Бью­кенен, уже не впервые принимают участие в президентском марафоне. И для них речь идет не столько о достижении реального результата, сколько о стремлении поддержать свой имидж и сохранить место в республиканском по­литическом истеблишменте. Ну, а бесспорный фаворит - Дж.У.Буш.

Многие надежды связываются и со стилем работы президента АФТ-КПП Дрсона Суини, возглавившего профсоюзное движение США в 1995 г. Он не раз заявлял, что главная цель его деятельности - увеличение охвата профсо­юзным движением американских трудящихся. Как отмечается на страницах профсоюзной прессы, благодаря Суини среди лидеров "юнионизированных" предприятий впервые за долгие годы появилась уверенность в том, что судь­ба профсоюзного движения зависит от них самих, а не от тех, кто "контролирует Белый дом или Конгресс"[10].

Пока рано делать выводы, в какие конкретно формы выльются взаимоот­ношения между новой президентской администрацией и лидерами профсоюз­ного движения: на сегодняшний день в области трудовых отношений про­изошло еще не так много изменений. Однако уже первые шаги администра­ции наводят на мысль, что в ближайшем будущем эта сфера претерпит весь­ма серьезную трансформацию. Непростая ситуация, сложившаяся в профсо­юзном движении, которое выходит на качественно новый этап своего разви­тия, свидетельствует о значительных структурных переменах, которые долж­ны очень скоро затронуть многие стороны американской общественно-политической и экономической жизни, в том числе и трудовые отношения.


1.3. Политические концепции Дж. Буша.


Пожалуй, ни в чем так не проявился консерватизм, и даже жесткость аме­риканского президента, как во внешнеполитической сфере. Редко выезжавший ранее за рубеж и не обладающий знанием внешнего мира, проявлявший в пе­риод избирательной кампании скептицизм относительно вовлеченности США в международные конфликты и участия их в международных организациях, Буш принял на себя миссию быть руководителем супердержавы, претендую­щей на роль единственного мирового лидера.

Внешнеполитические проблемы уже давно (а точнее - с 1968 г.)[11] не являют­ся центральными в президентских избирательных кампаниях. После 1992 г. они перестали существенно влиять и на исход выборов. Причина этого в зна­чительной степени связана с распадом СССР и окончанием холодной войны, формирующийся новый мировой порядок, одна из главных характеристик ко­торого - процессы глобализации, несет с собой не меньше проблем; параметры их в значительной степени уже заданы.

Как администрация президента, не приемлющего внешнюю политику сво­его предшественника, на практике будет осуществлять американскую роль в мире, каким образом она намерена отстаивать интересы своей страны? Вос­пользуется ли она, хотя бы отчасти, теми рамками интервенционистских под­ходов, в которых действовали (не всегда, правда, успешно) демократы, или предпочтет создавать свои?

Взятая на вооружение нынешней американской администрацией доктрина превосходства собственных национальных интересов предусматривает более реалистичный, рациональный и прагматичный взгляд на мировые процессы, который неизбежно при реализации его на практике предполагает тактику односторонних действий. Она в свою очередь порождает недовольство других заинтересованных сторон, способное вылиться в конфликты различного рода.

Примером такого рода и является намерение республиканской админист­рации реанимировать идею Рейгана и создать национальную противоракетную оборону (НПРО) для защиты США от так называемых государств-"изгоев", в числе которых оказались Ирак, Иран и Северная Корея, представляющие, по мнению Белого дома реальную угрозу американским интересам и безопасно­сти. Многие в США считают, что исходящая от этих стран опасность настолько значительна, что ради противодействия ей страна может потратить десятки миллиардов долларов (по самым общим оценкам - 60 млрд. долл.) и рисковать отношениями с Россией, Китаем и даже со своими европейскими союзниками. Реализация этих планов неизбежно приведет к выходу из заключенного в 1972 г. советско-американского Договора по ПРО, который, по утверждению Буша, не учитывает сегодняшних мировых реалий и не позволяет Америке разрабатывать многообещающую технологию.

Как и ожидалось, реакция в мире на этот шаг оказалась неоднозначной. Из европейских стран только Англия поддержала идею НПРО; ФРГ и Франция заняли достаточно сдержанную позицию. Особенно осложнились в связи с этим отношения Соединенных Штатов с Россией, Китаем, которые считают Договор по ПРО неотъемлемой составной частью системы международной безопасности и важным элементом длительного процесса разоружения. И хотя Буш, высту­пая 1 мая 2001 г. в Вашингтонском университете национальной обороны, зая­вил о том, что в решении этого вопроса США не намерены идти на односто­ронние шаги и будут вести консультации со всеми заинтересованными сторо­нами, возникшая проблема порождает общую напряженность.

Несмотря на то, что внешняя политика новой администрации находится пока еще в стадии формирования, уже сейчас вполне очевидна ее неоизоля­ционистская направленность. Об этом свидетельствует курс на уменьшение масштабов внешнего военного присутствия, стремление к сокращению воинского контингента и военных баз США за рубежом, в частности намерение вы­вести американские войска с Синая, следуя линии на ограничение своей роли в процессе ближневосточного урегулирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.