Рефераты. Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего)






Предусмотренные Хартией намерения развивать взаимодействие во всех областях, включая политику, торговлю и экономику, обо­рону и безопасность, науку, экологию, здравоохранение и куль­туру комплексно реализуются.

Весной 1994 г. начался процесс привлечения американских частных компаний в проекты, осуществляемые в рамках широко­масштабной приватизации. Так, состоялось подписание договора о приватизации Шымкентской кондитерской фабрики, новым хозяином которой стала компания "Рейнольде Набиско", круп­нейший американский производитель продуктов питания и сига­рет. Шымкентская кондитерская фабрика стала вторым в нашей стране крупным объектом приватизации по индивидуальному проекту с привлечением иностранных инвесторов.

Важнейшим аспектом казахстанско-американских отношений является сотрудничество по вопросам международной безопасно­сти. Казахстан вместе с США участвует в работе Специальной комиссии в связи с Договором о стратегических наступательных вооружениях и Договором о ракетах средней и меньшей дально­сти. В соответствии с Рамочным соглашением о демонтаже шахтно-пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет предусматривается оказание содействия Казахстану в де­монтаже СНВ на территории Казахстана на общую сумму в 84,5 млн. долларов. Присоединение Казахстана к ДНЯО предусматри­вает выполнение процедур контрол за ядерной безопасностью со стороны МАГАТЭ, а также установление системы экспортного контроля над материалами двойного назначения.

На нынешнем этапе двусторонних отношений особо важное значение уделялось устойчивости их качественного развития, рас­ширению правовой базы сотрудничества и активизации взаимо­действия практически по всему спектру отношений. Сейчас дей­ствует свыше пятидесяти двусторонних документов в политичес­кой, торгово-экономическои, социальной, научной и культурной областях.

Отличительными чертами развития казахстанско-американских отношений в последнее время являлись их поступательность, возросшая качественная содержательность, конкретность и прак­тическая направленность взаимодействия по всему спектру обо­юдных интересов.

Новый импульс казахстанско-американским отношениям при­дал ноябрьский (1997г.) визит Главы нашего государства в Соеди­ненные Штаты Америки. Визит был вызван объективной необхо­димостью приведения масштабов и качества казахстанско-американского сотрудничества в соответствие с их реальным потенциа­лом и новыми задачами. Основным итогом проведенных перего­воров и встреч стало выведение наших отношений на уровень стра­тегического партнерства, который, по признанию обеих сторон, является ключом к дальнейшему укреплению безопасности, не­зависимости, суверенитета, территориальной целостности и де­мократического развития Казахстана, а также стабильности и эко­номического процветания региона в целом.

По результатам переговоров с Администрацией США подпи­сано 18 двусторонних документов, среди которых необходимо от­метить Программу действий по экономическому партнерству. Она не имеет аналогов в практике межгосударственных отношений и является весомым дополнением к принятой в 1994г. Хартии о де­мократическом партнерстве. В число подписанных документов также входят соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии и соглашение о взаимодействии и взаимной помощи между таможенными службами двух стран. Подписаны также два крупнейших коммерческих контракта по освоению Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторож­дения и по разделу продукции Каспийского шельфа.

Заинтересованность американского бизнеса перекликается с нашим стремлением к обеспечению пропорционального развития всех отраслей экономики, особенно тех, которые станут в перспективе ключевыми элементами безопасности нашего молодого государства. Приоритетным является сотрудничество в сфере ком­муникаций, транспорта, горнодобывающей, перерабатывающей, химической, легкой промышленности, машиностроения, произ­водства высокотехнологичной продукции, продуктов питания, сельского хозяйства, туризма. Практически во всех этих секторах лидирующие позиции американских компаний неоспоримы. Они обладают необходимыми технологиями, средствами, опытом и новейшими методиками управления.

Внешнеторговый оборот между Казахстаном и США в 1998г. составил 280 млн. долларов, при этом экспорт - 170 млн. долла­ров, импорт - 110 млн. долларов. Для сравнения в 1996 г. экс­порт составил 59,4 млн. долларов, а импорт - 66,3 млн. долларов. Основную номенклатуру экспорта занимают сырьевые ресур­сы, нефть, черные и цветные металлы, продукты неорганичес­кой химии. Причем экспорт стальной продукции по сравнению с 1997г. увеличился в 10 раз. В структуре импорта доминируют оборудование, потребительские товары.

Объем американских инвестиций на начало 1999 года превы­шает 1,5 млрд. долларов и является крупнейшим в Центрально-азиатском регионе.

В настоящее время в Казахстане зарегистрировано 325 казахстанско-американских совместных предприятий и 96 компаний. В соответствии с Межправительственным соглашением по не­правительственным организациям (НПО), осуществляющим про­граммы помощи США для Казахстана, в республике функци­онируют свыше 50 американских НПО.

Развитию двусторонней торговли способствовало подписание Президентом Б.Клинтоном определения о полном соответствии Республики Казахстан статьям поправки Джексона-Вэника к Тор­говому Акту 1974 года, разрешающим распространение режима наибольшего благоприятствования без ежегодного продления.

США продолжали оказывать техническую помощь в вопросах вступления РК в ВТО. Вместе с тем, американская сторона обус­ловила свою поддержку решением Казахстаном следующих воп­росов: принятие более жестких обязательств по соблюдению по­ложений Бернской конвенции по защите прав интеллектуальной собственности; подготовка законов по антидемпингу, в области стандартов и сертификации.

Большие перспективы в двусторонних отношениях связаны с сотрудничеством в нефтяной сфере. Сейчас США рассматривают Казахстан как государство, способное в среднесрочной перспек­тиве стать одним из крупных мировых экспортеров нефти. Доля казахстанской нефти на мировом рынке будет немалой за счет выхода на запланированный объем добычи на месторождении Тенгиз и введения в эксплуатацию месторождений на Каспийском шельфе.

Большую роль в налаживании и развитии делового сотрудни­чества играет компания "Шеврон", одной из первых начавшая бизнес в нашей стране и на своем примере продемонстрировав­шая его потенциал. В США позитивно восприняли результаты деятельности компании в Казахстане. В результате деятельности СП "Тенгизшевройл" общий доход от добычи сырой нефти на Тенгизском и Королевском месторождениях в течение сорока лет должен составить 50 млрд. долларов. Начав освоение Тенгизского месторождения в 1993 г., "Шеврон" уже к концу 1997 г. обеспе­чил прибыль в более чем 80 млн. долларов. Получение прибыли за столь короткие сроки—это успех, какого компания не имела ни в одной другой стране, где ею ведутся разработки углеводород­ного сырья.

Контракт положил начало процессу широкомасштабного вов­лечения американского капитала в казахстанскую экономику. Национальная нефтяная компания "Казахстанкаспийшельф" со­вместно с шестью крупными западными нефтяными корпорация­ми, в числе которых американские компании "Мобил Ойл Ком-пани", "Шелл", "Тексако", "Амоко", "Экссон" учредили между­народный консорциум по разработке шельфа Каспийского моря.

В настоящее время в наши крупные проекты вовлечены практи­чески все ведущие нефтяные компании США. Серьезность пла­нов подтверждается тем, что их деятельность не ограничивается нефтедобычей, а включает в себя проекты комплексной перера­ботки сырья, создания локальной инфраструктуры, решения эко­логических, социальных вопросов на местах.

В Казахстане уже работают такие американские компании, как "Эм-Си-Ай", "Спринт", "Ай-Би-Эм", "Эппл", "Моторолла", "Эй-Ти-энд-Ти", которые занимаются внедрением системы оптиково-волоконной связи, позволяющей не только улучшить качество передачи обычных видов телефонно-факсимильной связи, но и обеспечивать передачу компьютерной информации, графических изображений и видеосигналов. Потенциал для привлечения аме­риканских компаний, работающих в этой области, еще далеко не исчерпан. Нужно наращивать усилия по привлечению других ком­паний в эту сферу казахстанской экономики. Но уже сейчас обо­юдная деловая заинтересованность, открытость казахстанского внутреннего рынка для иностранного участия, а также обеспече­ние правительством конкурентной рыночной среды, где инвесто­ры пользуются равными с национальными компаниями правами, позволяют оптимистично оценивать перспективу включения Ка­захстана в мировую информационную систему.

В области транспорта привлечение возможностей американс­ких компаний, занятых в сферах проектирования, строительства и управления транспортными магистралями и инфраструктурой, транспортного машиностроения, также весьма перспективно.

Не менее важное значение для экономики нашей страны бу­дет иметь сотрудничество с компаниями США по развитию гор­нодобывающего и перерабатывающего комплекса. Наличие в Ка­захстане различных видов минерального сырья, спрос на которое на мировом рынке будет возрастать, является хорошей предпо­сылкой для двустороннего сотрудничества.

Большой агропромышленный потенциал Казахстана заинте­ресовал американские компании "Артур Дэниеле Мидлэнд", "Джон Дирр", "Катерпиллар", "Ай-Си" в ведении бизнеса в об­ласти сельскохозяйственного производства, сельхозмашиностроения и производства продуктов питания.

Немаловажной для экономики Казахстана является и пробле­ма подготовки и переподготовки кадров. По программе "Болашак", учрежденной Президентом РК, различным грантам и про­граммам студенческих обменов в американских высших учебных заведениях обучается несколько сотен казахстанских студентов.

Отчетливо прослеживается настрой правительства США на содействие экономическому развитию в Казахстане, осуществле­нию реформы, реализации проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, финансов и услуг. Актив­на также роль американской стороны в мобилизации собствен­ных кредитов и средств международных финансовых институтов на конкретные проекты в Казахстане. Так, согласованы кредиты Всемирного банка на реформу финансового сектора в Казахстане, мелиорацию, восстановление Узеньского нефтегазового месторож­дения.

Важной сферой двусторонних отношений является сотрудни­чество в оборонной сфере. Большая помощь оказана в оснащении военно-морского флота Казахстана 6 патрульными катерами. Ка­захстан включен в список стран, выразивших заинтересованность в получении военных изделий, снимаемых с вооружения ВМС США.

Налаживается сотрудничество между министерствами оборо­ны РК и США. Развитие такого сотрудничества позволит привлечь средства американского частного сектора в оборонную сфе­ру Казахстана.

Развитие казахстанско-американских отношений характеризу­ется устойчивостью и обусловлено рядом факторов геополити­ческого и экономико-стратегического характера. К настоящему времени в США понимают значение Казахстана как государства, в среднесрочной перспективе способного стать одним из ключе­вых экспортеров нефти на мировой рынок. Здесь отмечается стрем­ление Казахстана к реализации общепризнанных принципов меж­дународного сообщества в области политики, экономики и права. Отмечается возросший объем информации о Казахстане, распро­страняемой в Соединенных Штатах.

Необходимость налаживания тесного взаимодействия с Казах­станом диктуется долгосрочными интересами США: обеспечение стабильного политического и экономического присутствия в на­шей стране; получение гарантированного доступа к богатым энер­гетическим и минеральным ресурсам и закрепление своих пози­ций на обширном рынке Центральной Азии; использование Ка­захстана как отправной точки своей политики в регионе Цент­ральной Азии.

Важным событием для казахстанско-американских отношений стало участие Президента РК Н.Назарбаева в юбилейном самми­те НАТО в Вашингтоне с 23 по 25 апреля 1999 г. В ходе саммита Глава нашего государства встретился с лидерами политического и делового мира Соединенных Штатов Америки. Президент Б.Клинтон отметил большую роль Казахстана в сохранении мира в регионе, в частности, инициативу по поддержанию мер доверия и стабильности в Азии. Президент США согласился с позицией Н.Назарбаева, что НАТО и ООН должны теснее работать с Росси­ей в решении проблем Европы и мира.

На встрече в Конгрессе выступили с речами такие влия­тельные политики, как бывший госсекретарь США Дж.Бейкер, советник Президента США по национальной безопасности С.Бер­гер, бывший советник по национальной безопасности З.Бжезинс-кий. Президент Н.Назарбаев, выступая на встрече, поддержал дан­ную идею и призвал Конгресс США принять законопроект. Глава' нашего государства рассказал о том, что Казахстан уже многое сделал для воссоздания Великого Шелкового пути, в частности, связал железнодорожной веткой Китай со странами Европы, об­новляет старые города на юге и западе страны.

Одним из основных событий последнего времени в казахстан-ско-американских отношениях стал визит Президента РК Н.На­зарбаева в США в декабре 1999 года. Переговоры с первыми лица­ми США однозначно подтвердили, что Вашингтон признал Ка­захстан в качестве своего долгосрочного партнера в регионе. Обо­стрение внутриполитической борьбы в России, ситуация в Чечне, динамичное развитие Китая и возрастание его внимания к наше­му региону, возникновение новых угроз стабильности централь-ноазиатских государств, в первую очередь, в форме радикального эктремизма, рост присутствия американского капитала в эконо­мике региона, особенно в энергетическом секторе - все это стало объективной основой для заявления Президента США Б.Клинто­на о том, что "Казахстан является якорем стабильности и незави­симости региона — главной стратегической цели США Централь­ной Азии".

Тогда же было проведено 6-е заседание Казахстанско-Американской совместной комиссии, в ходе которого был подписан пакет документов, среди которых: План военного сотрудничества меж­ду министерствами обороны РК и США на 2000 год; Протокол к "Программе действий по экономическому партнерству между РК и США по сотрудничеству в развитии агробизнеса и финансиро­вании сельского хозяйства"; Совместное заявление по сотрудни­честву в области малого бизнеса; Заключительный доклад Казахстанско-Американской совместной комиссии.

Практическое осуществление запланированных на 2000 год визитов в Казахстан Госсекретаря М.Олбрайт, министров энерге­тики и торговли США, нескольких групп конгрессменов США, безусловно, будут способствовать расширению и углублению казахстанско-американского партнерства, учитывающего приорите­ты стратегического развития РК и геополитические интересы США в регионе.

Заключение


США взяли на себя очень большую ответственность. Американцы счита­ют, что мир устроен неправильно. И надо сделать все, чтобы воспользо­ваться накопленной мощью, чтобы по­пытаться выстроить его лучшим обра­зом. И американцев безмерно раздра­жают те европейцы, которые не пони­мают мессианской роли США по спа­сению западной цивилизации. Навер­ное, самая ключевая фраза, которая была сказана президентом Бушем за все время нынешнего конфликта, была сказана месяц назад. Тогда Буш зая­вил, что это неправильно, что пятая часть всего человечества, те, кто ис­поведуют ислам, лишена истинных ценностей западной демократии. Пер­вым, по его словам, будет Ирак, где данные универсальные ценности будут реализованы в полной мере. Затем американские официальные лица ста­ли много говорить о народе Ирака, вспоминать механизм насаждения но­вых ценностей в оккупированных пос­ле Второй мировой войны Германии и Японии.

К большому сожалению, для всего мира, если этот план начнет реализовываться, то со­стояние хаоса всем нам наверняка обеспечено. Это действительно месси­анская задача - переустроить мусуль­манский мир по западным лекалам.

Многие из тех, кто опасается кри­зиса западной цивилизации, очень же­стко высказываются в адрес милли­онов европейцев и американцев, кото­рые выходят на демонстрации проте­ста. И действительно, мир ислама пос­ледние несколько десятилетий явно на подъеме, пусть даже с демографичес­кой точки зрения. И казалось, почему бы не предоставить США возмож­ность решить Большую исламскую проблему, пусть даже подвергнув со­мнению либеральные ценности. Но ев­ропейцы понимают, что цена вопроса слишком высока, и они явно не гото­вы идти на фронт борьбы за переуст­ройство мусульманского мира. Тем более они не готовы пожертвовать ли­беральными ценностями и, самое глав­ное, чувством здравого смысла.

Полтора года «дипломатической войны» вокруг Ирака заверши­лись. Утром 20 марта мир вступил в войну реальную, причем с непредсказуемыми последствиями. Агрессия США против Ирака подвела черту под существующей системой международной бе­зопасности. На смену праву закона и логики пришло право эмо­ций и силы. В истории человечества началась новая эпоха, кото­рая может закончиться ее концом.

После встречи лидеров США, Вели­кобритании и Испании на Азорс­ких островах стало понятно, что решить «иракскую проблему» мирны­ми средствами не удаст­ся. Лидеры «тройки» в ультимативной форме потребовали от СБ ООН определиться со своей по­зицией. Совету Безопас­ности на это отвели все­го 24 часа, которые Дж. Буш-младший окрестил «моментом истины». И в этом он, безусловно, прав. Если бы против­ники силового решения «иракского вопроса» по­шли на уступки, то у че­ловечества никакой на­дежды не осталось бы.

17 марта стало ясно, что новая резолюция не пройдет. Поняв, что до 11 из 15 членов СБ ООН могут проголосовать против, а трое его постоянных членов готовы использовать свое право вето, США и Великобритания отозвали проект сво­ей резолюции. И хотя Россия, Франция и Германия предложили созвать 18 марта экстренное заседание Совета Бе­зопасности на уровне глав МИД, а ру­ководители ооновских инспекций Ханс Блике и Мохаммед аль-Барадеи заяви­ли, что представят СБ ООН новый док­лад о сотрудничестве Багдада, США на все эти жесты уже не реагировали.

Развитие событий в ООН было равнозначно поражению, особен­но для Дж. Буша, который не далее как 6 марта публично выражал уверен­ность, что резолюция будет поддержа­на большинством членов СБ, и тогда Америка сможет заявить о своей «мо­ральной победе». Отзыв резолюции продемонстрировал, что «игры с ООН» закончились, Совет Безопасности из предполагаемого союзника превратил­ся в противника, а потому может быть списан со счетов за «никчемностью». Сутки мир провел в напряженном ожидании. 18 марта слово берет президент США Дж. Буш, обращаясь к нации.

Как и в прежних выступлениях, аб­солютно никакой аргументации, ника­ких доказательств, сплошные эмоции и апелляция к исключительности Амери­ки. Дж. Буш подчеркивает, что «Совет Безопасности ООН не сумел справить­ся со своими обязанностями, а потому мы намерены выполнить свои». Суть ультиматума - «Саддам Хусейн и его сыновья должны покинуть Ирак в те­чение 48 часов. Отказ сделать это при­ведет к военному конфликту, который начнется тогда, когда этого захотим мы». Отсчет времени пошел, для мира начались другие 48 часов.

Багдад покинули инспектора ООН, для всех стало окончательно ясно: война неизбежна. Правда, оставалась, хотя и смутная, но надежда, что Саддам Ху­сейн покинет Ирак. Такие планы ак­тивно обсуждались в течение конца февраля - начала марта, и некоторые государства, причем не только из чис­ла стран исламского мира, готовы были предоставить ему политическое убежище. Сомнения развеял пресс-сек­ретарь Белого дома Ари Флейшер: «Даже если иракский лидер Саддам Ху­сейн покинет страну, американские войска все равно войдут в Ирак, толь­ко на этот раз мирно, потому что у иракских войск не будет приказа напа­дать и открывать огонь». Следователь­но, при всей эмоциональной риторике администрации Белого дома и личной неприязни семьи Бушей к Саддаму Хусейну основная причина войны все-таки в другом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.