Предусмотренные Хартией намерения развивать взаимодействие во всех областях, включая политику, торговлю и экономику, оборону и безопасность, науку, экологию, здравоохранение и культуру комплексно реализуются.
Весной 1994 г. начался процесс привлечения американских частных компаний в проекты, осуществляемые в рамках широкомасштабной приватизации. Так, состоялось подписание договора о приватизации Шымкентской кондитерской фабрики, новым хозяином которой стала компания "Рейнольде Набиско", крупнейший американский производитель продуктов питания и сигарет. Шымкентская кондитерская фабрика стала вторым в нашей стране крупным объектом приватизации по индивидуальному проекту с привлечением иностранных инвесторов.
Важнейшим аспектом казахстанско-американских отношений является сотрудничество по вопросам международной безопасности. Казахстан вместе с США участвует в работе Специальной комиссии в связи с Договором о стратегических наступательных вооружениях и Договором о ракетах средней и меньшей дальности. В соответствии с Рамочным соглашением о демонтаже шахтно-пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет предусматривается оказание содействия Казахстану в демонтаже СНВ на территории Казахстана на общую сумму в 84,5 млн. долларов. Присоединение Казахстана к ДНЯО предусматривает выполнение процедур контрол за ядерной безопасностью со стороны МАГАТЭ, а также установление системы экспортного контроля над материалами двойного назначения.
На нынешнем этапе двусторонних отношений особо важное значение уделялось устойчивости их качественного развития, расширению правовой базы сотрудничества и активизации взаимодействия практически по всему спектру отношений. Сейчас действует свыше пятидесяти двусторонних документов в политической, торгово-экономическои, социальной, научной и культурной областях.
Отличительными чертами развития казахстанско-американских отношений в последнее время являлись их поступательность, возросшая качественная содержательность, конкретность и практическая направленность взаимодействия по всему спектру обоюдных интересов.
Новый импульс казахстанско-американским отношениям придал ноябрьский (1997г.) визит Главы нашего государства в Соединенные Штаты Америки. Визит был вызван объективной необходимостью приведения масштабов и качества казахстанско-американского сотрудничества в соответствие с их реальным потенциалом и новыми задачами. Основным итогом проведенных переговоров и встреч стало выведение наших отношений на уровень стратегического партнерства, который, по признанию обеих сторон, является ключом к дальнейшему укреплению безопасности, независимости, суверенитета, территориальной целостности и демократического развития Казахстана, а также стабильности и экономического процветания региона в целом.
По результатам переговоров с Администрацией США подписано 18 двусторонних документов, среди которых необходимо отметить Программу действий по экономическому партнерству. Она не имеет аналогов в практике межгосударственных отношений и является весомым дополнением к принятой в 1994г. Хартии о демократическом партнерстве. В число подписанных документов также входят соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии и соглашение о взаимодействии и взаимной помощи между таможенными службами двух стран. Подписаны также два крупнейших коммерческих контракта по освоению Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения и по разделу продукции Каспийского шельфа.
Заинтересованность американского бизнеса перекликается с нашим стремлением к обеспечению пропорционального развития всех отраслей экономики, особенно тех, которые станут в перспективе ключевыми элементами безопасности нашего молодого государства. Приоритетным является сотрудничество в сфере коммуникаций, транспорта, горнодобывающей, перерабатывающей, химической, легкой промышленности, машиностроения, производства высокотехнологичной продукции, продуктов питания, сельского хозяйства, туризма. Практически во всех этих секторах лидирующие позиции американских компаний неоспоримы. Они обладают необходимыми технологиями, средствами, опытом и новейшими методиками управления.
Внешнеторговый оборот между Казахстаном и США в 1998г. составил 280 млн. долларов, при этом экспорт - 170 млн. долларов, импорт - 110 млн. долларов. Для сравнения в 1996 г. экспорт составил 59,4 млн. долларов, а импорт - 66,3 млн. долларов. Основную номенклатуру экспорта занимают сырьевые ресурсы, нефть, черные и цветные металлы, продукты неорганической химии. Причем экспорт стальной продукции по сравнению с 1997г. увеличился в 10 раз. В структуре импорта доминируют оборудование, потребительские товары.
Объем американских инвестиций на начало 1999 года превышает 1,5 млрд. долларов и является крупнейшим в Центрально-азиатском регионе.
В настоящее время в Казахстане зарегистрировано 325 казахстанско-американских совместных предприятий и 96 компаний. В соответствии с Межправительственным соглашением по неправительственным организациям (НПО), осуществляющим программы помощи США для Казахстана, в республике функционируют свыше 50 американских НПО.
Развитию двусторонней торговли способствовало подписание Президентом Б.Клинтоном определения о полном соответствии Республики Казахстан статьям поправки Джексона-Вэника к Торговому Акту 1974 года, разрешающим распространение режима наибольшего благоприятствования без ежегодного продления.
США продолжали оказывать техническую помощь в вопросах вступления РК в ВТО. Вместе с тем, американская сторона обусловила свою поддержку решением Казахстаном следующих вопросов: принятие более жестких обязательств по соблюдению положений Бернской конвенции по защите прав интеллектуальной собственности; подготовка законов по антидемпингу, в области стандартов и сертификации.
Большие перспективы в двусторонних отношениях связаны с сотрудничеством в нефтяной сфере. Сейчас США рассматривают Казахстан как государство, способное в среднесрочной перспективе стать одним из крупных мировых экспортеров нефти. Доля казахстанской нефти на мировом рынке будет немалой за счет выхода на запланированный объем добычи на месторождении Тенгиз и введения в эксплуатацию месторождений на Каспийском шельфе.
Большую роль в налаживании и развитии делового сотрудничества играет компания "Шеврон", одной из первых начавшая бизнес в нашей стране и на своем примере продемонстрировавшая его потенциал. В США позитивно восприняли результаты деятельности компании в Казахстане. В результате деятельности СП "Тенгизшевройл" общий доход от добычи сырой нефти на Тенгизском и Королевском месторождениях в течение сорока лет должен составить 50 млрд. долларов. Начав освоение Тенгизского месторождения в 1993 г., "Шеврон" уже к концу 1997 г. обеспечил прибыль в более чем 80 млн. долларов. Получение прибыли за столь короткие сроки—это успех, какого компания не имела ни в одной другой стране, где ею ведутся разработки углеводородного сырья.
Контракт положил начало процессу широкомасштабного вовлечения американского капитала в казахстанскую экономику. Национальная нефтяная компания "Казахстанкаспийшельф" совместно с шестью крупными западными нефтяными корпорациями, в числе которых американские компании "Мобил Ойл Ком-пани", "Шелл", "Тексако", "Амоко", "Экссон" учредили международный консорциум по разработке шельфа Каспийского моря.
В настоящее время в наши крупные проекты вовлечены практически все ведущие нефтяные компании США. Серьезность планов подтверждается тем, что их деятельность не ограничивается нефтедобычей, а включает в себя проекты комплексной переработки сырья, создания локальной инфраструктуры, решения экологических, социальных вопросов на местах.
В Казахстане уже работают такие американские компании, как "Эм-Си-Ай", "Спринт", "Ай-Би-Эм", "Эппл", "Моторолла", "Эй-Ти-энд-Ти", которые занимаются внедрением системы оптиково-волоконной связи, позволяющей не только улучшить качество передачи обычных видов телефонно-факсимильной связи, но и обеспечивать передачу компьютерной информации, графических изображений и видеосигналов. Потенциал для привлечения американских компаний, работающих в этой области, еще далеко не исчерпан. Нужно наращивать усилия по привлечению других компаний в эту сферу казахстанской экономики. Но уже сейчас обоюдная деловая заинтересованность, открытость казахстанского внутреннего рынка для иностранного участия, а также обеспечение правительством конкурентной рыночной среды, где инвесторы пользуются равными с национальными компаниями правами, позволяют оптимистично оценивать перспективу включения Казахстана в мировую информационную систему.
В области транспорта привлечение возможностей американских компаний, занятых в сферах проектирования, строительства и управления транспортными магистралями и инфраструктурой, транспортного машиностроения, также весьма перспективно.
Не менее важное значение для экономики нашей страны будет иметь сотрудничество с компаниями США по развитию горнодобывающего и перерабатывающего комплекса. Наличие в Казахстане различных видов минерального сырья, спрос на которое на мировом рынке будет возрастать, является хорошей предпосылкой для двустороннего сотрудничества.
Большой агропромышленный потенциал Казахстана заинтересовал американские компании "Артур Дэниеле Мидлэнд", "Джон Дирр", "Катерпиллар", "Ай-Си" в ведении бизнеса в области сельскохозяйственного производства, сельхозмашиностроения и производства продуктов питания.
Немаловажной для экономики Казахстана является и проблема подготовки и переподготовки кадров. По программе "Болашак", учрежденной Президентом РК, различным грантам и программам студенческих обменов в американских высших учебных заведениях обучается несколько сотен казахстанских студентов.
Отчетливо прослеживается настрой правительства США на содействие экономическому развитию в Казахстане, осуществлению реформы, реализации проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, финансов и услуг. Активна также роль американской стороны в мобилизации собственных кредитов и средств международных финансовых институтов на конкретные проекты в Казахстане. Так, согласованы кредиты Всемирного банка на реформу финансового сектора в Казахстане, мелиорацию, восстановление Узеньского нефтегазового месторождения.
Важной сферой двусторонних отношений является сотрудничество в оборонной сфере. Большая помощь оказана в оснащении военно-морского флота Казахстана 6 патрульными катерами. Казахстан включен в список стран, выразивших заинтересованность в получении военных изделий, снимаемых с вооружения ВМС США.
Налаживается сотрудничество между министерствами обороны РК и США. Развитие такого сотрудничества позволит привлечь средства американского частного сектора в оборонную сферу Казахстана.
Развитие казахстанско-американских отношений характеризуется устойчивостью и обусловлено рядом факторов геополитического и экономико-стратегического характера. К настоящему времени в США понимают значение Казахстана как государства, в среднесрочной перспективе способного стать одним из ключевых экспортеров нефти на мировой рынок. Здесь отмечается стремление Казахстана к реализации общепризнанных принципов международного сообщества в области политики, экономики и права. Отмечается возросший объем информации о Казахстане, распространяемой в Соединенных Штатах.
Необходимость налаживания тесного взаимодействия с Казахстаном диктуется долгосрочными интересами США: обеспечение стабильного политического и экономического присутствия в нашей стране; получение гарантированного доступа к богатым энергетическим и минеральным ресурсам и закрепление своих позиций на обширном рынке Центральной Азии; использование Казахстана как отправной точки своей политики в регионе Центральной Азии.
Важным событием для казахстанско-американских отношений стало участие Президента РК Н.Назарбаева в юбилейном саммите НАТО в Вашингтоне с 23 по 25 апреля 1999 г. В ходе саммита Глава нашего государства встретился с лидерами политического и делового мира Соединенных Штатов Америки. Президент Б.Клинтон отметил большую роль Казахстана в сохранении мира в регионе, в частности, инициативу по поддержанию мер доверия и стабильности в Азии. Президент США согласился с позицией Н.Назарбаева, что НАТО и ООН должны теснее работать с Россией в решении проблем Европы и мира.
На встрече в Конгрессе выступили с речами такие влиятельные политики, как бывший госсекретарь США Дж.Бейкер, советник Президента США по национальной безопасности С.Бергер, бывший советник по национальной безопасности З.Бжезинс-кий. Президент Н.Назарбаев, выступая на встрече, поддержал данную идею и призвал Конгресс США принять законопроект. Глава' нашего государства рассказал о том, что Казахстан уже многое сделал для воссоздания Великого Шелкового пути, в частности, связал железнодорожной веткой Китай со странами Европы, обновляет старые города на юге и западе страны.
Одним из основных событий последнего времени в казахстан-ско-американских отношениях стал визит Президента РК Н.Назарбаева в США в декабре 1999 года. Переговоры с первыми лицами США однозначно подтвердили, что Вашингтон признал Казахстан в качестве своего долгосрочного партнера в регионе. Обострение внутриполитической борьбы в России, ситуация в Чечне, динамичное развитие Китая и возрастание его внимания к нашему региону, возникновение новых угроз стабильности централь-ноазиатских государств, в первую очередь, в форме радикального эктремизма, рост присутствия американского капитала в экономике региона, особенно в энергетическом секторе - все это стало объективной основой для заявления Президента США Б.Клинтона о том, что "Казахстан является якорем стабильности и независимости региона — главной стратегической цели США Центральной Азии".
Тогда же было проведено 6-е заседание Казахстанско-Американской совместной комиссии, в ходе которого был подписан пакет документов, среди которых: План военного сотрудничества между министерствами обороны РК и США на 2000 год; Протокол к "Программе действий по экономическому партнерству между РК и США по сотрудничеству в развитии агробизнеса и финансировании сельского хозяйства"; Совместное заявление по сотрудничеству в области малого бизнеса; Заключительный доклад Казахстанско-Американской совместной комиссии.
Практическое осуществление запланированных на 2000 год визитов в Казахстан Госсекретаря М.Олбрайт, министров энергетики и торговли США, нескольких групп конгрессменов США, безусловно, будут способствовать расширению и углублению казахстанско-американского партнерства, учитывающего приоритеты стратегического развития РК и геополитические интересы США в регионе.
США взяли на себя очень большую ответственность. Американцы считают, что мир устроен неправильно. И надо сделать все, чтобы воспользоваться накопленной мощью, чтобы попытаться выстроить его лучшим образом. И американцев безмерно раздражают те европейцы, которые не понимают мессианской роли США по спасению западной цивилизации. Наверное, самая ключевая фраза, которая была сказана президентом Бушем за все время нынешнего конфликта, была сказана месяц назад. Тогда Буш заявил, что это неправильно, что пятая часть всего человечества, те, кто исповедуют ислам, лишена истинных ценностей западной демократии. Первым, по его словам, будет Ирак, где данные универсальные ценности будут реализованы в полной мере. Затем американские официальные лица стали много говорить о народе Ирака, вспоминать механизм насаждения новых ценностей в оккупированных после Второй мировой войны Германии и Японии.
К большому сожалению, для всего мира, если этот план начнет реализовываться, то состояние хаоса всем нам наверняка обеспечено. Это действительно мессианская задача - переустроить мусульманский мир по западным лекалам.
Многие из тех, кто опасается кризиса западной цивилизации, очень жестко высказываются в адрес миллионов европейцев и американцев, которые выходят на демонстрации протеста. И действительно, мир ислама последние несколько десятилетий явно на подъеме, пусть даже с демографической точки зрения. И казалось, почему бы не предоставить США возможность решить Большую исламскую проблему, пусть даже подвергнув сомнению либеральные ценности. Но европейцы понимают, что цена вопроса слишком высока, и они явно не готовы идти на фронт борьбы за переустройство мусульманского мира. Тем более они не готовы пожертвовать либеральными ценностями и, самое главное, чувством здравого смысла.
Полтора года «дипломатической войны» вокруг Ирака завершились. Утром 20 марта мир вступил в войну реальную, причем с непредсказуемыми последствиями. Агрессия США против Ирака подвела черту под существующей системой международной безопасности. На смену праву закона и логики пришло право эмоций и силы. В истории человечества началась новая эпоха, которая может закончиться ее концом.
После встречи лидеров США, Великобритании и Испании на Азорских островах стало понятно, что решить «иракскую проблему» мирными средствами не удастся. Лидеры «тройки» в ультимативной форме потребовали от СБ ООН определиться со своей позицией. Совету Безопасности на это отвели всего 24 часа, которые Дж. Буш-младший окрестил «моментом истины». И в этом он, безусловно, прав. Если бы противники силового решения «иракского вопроса» пошли на уступки, то у человечества никакой надежды не осталось бы.
17 марта стало ясно, что новая резолюция не пройдет. Поняв, что до 11 из 15 членов СБ ООН могут проголосовать против, а трое его постоянных членов готовы использовать свое право вето, США и Великобритания отозвали проект своей резолюции. И хотя Россия, Франция и Германия предложили созвать 18 марта экстренное заседание Совета Безопасности на уровне глав МИД, а руководители ооновских инспекций Ханс Блике и Мохаммед аль-Барадеи заявили, что представят СБ ООН новый доклад о сотрудничестве Багдада, США на все эти жесты уже не реагировали.
Развитие событий в ООН было равнозначно поражению, особенно для Дж. Буша, который не далее как 6 марта публично выражал уверенность, что резолюция будет поддержана большинством членов СБ, и тогда Америка сможет заявить о своей «моральной победе». Отзыв резолюции продемонстрировал, что «игры с ООН» закончились, Совет Безопасности из предполагаемого союзника превратился в противника, а потому может быть списан со счетов за «никчемностью». Сутки мир провел в напряженном ожидании. 18 марта слово берет президент США Дж. Буш, обращаясь к нации.
Как и в прежних выступлениях, абсолютно никакой аргументации, никаких доказательств, сплошные эмоции и апелляция к исключительности Америки. Дж. Буш подчеркивает, что «Совет Безопасности ООН не сумел справиться со своими обязанностями, а потому мы намерены выполнить свои». Суть ультиматума - «Саддам Хусейн и его сыновья должны покинуть Ирак в течение 48 часов. Отказ сделать это приведет к военному конфликту, который начнется тогда, когда этого захотим мы». Отсчет времени пошел, для мира начались другие 48 часов.
Багдад покинули инспектора ООН, для всех стало окончательно ясно: война неизбежна. Правда, оставалась, хотя и смутная, но надежда, что Саддам Хусейн покинет Ирак. Такие планы активно обсуждались в течение конца февраля - начала марта, и некоторые государства, причем не только из числа стран исламского мира, готовы были предоставить ему политическое убежище. Сомнения развеял пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер: «Даже если иракский лидер Саддам Хусейн покинет страну, американские войска все равно войдут в Ирак, только на этот раз мирно, потому что у иракских войск не будет приказа нападать и открывать огонь». Следовательно, при всей эмоциональной риторике администрации Белого дома и личной неприязни семьи Бушей к Саддаму Хусейну основная причина войны все-таки в другом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11