Рефераты. Электроснабжение 8-го микрорайона города Оренбурга







Частыми ошибками являются: отключение трансформатора под нагрузкой, ошибочное включение заземляющих ножей, отключение разъединителя под нагрузкой. Поэтому необходимо заниматься подготовкой и переподготовкой персонала, повышать квалификацию.


Аварии и отказы в энергосистемах – частые, единичные случаи. Рост мощностей, существенное усложнение оборудования все более остро ставят вопрос об эффективном управлении энергообъектами, увеличивают нагрузку на оперативный персонал.


16.6. Методы подготовки оперативного персонала

По сегодняшний день на многих станциях и подстанциях практикуются такие старые способы подготовки персонала, как:

 1.   Разработка и изготовление обучающих стендов, тренажеров;

 2.   Разработка типовых инструкций, методических указаний;

 3. Исполнение обязанностей под руководством опытного работника

(дублирование) на рабочем месте;

 4. Периодическая проверка знаний действующих правил технической

эксплуатации, правил техники безопасности, правил пожарной

безопасности.


Следует отметить, что рассматриваются переключения при нормальной работе станции, а бланки переключений при аварийных ситуациях отсутствуют.

 Кроме того, приходится констатировать тот факт, что на некоторых электростанциях зачастую инструкции создаются не для персонала, а для проверяющих инстанций настолько они разнятся от реальных технологических схем.

В связи с вышеизложенным  был предложен и разработан новый, более эффективный метод обучения оперативного персонала – программа на ПЭВМ, тренажер с определенной последовательностью действий.

16.3. Тренажер. Что это?


Слово "тренажер" - это явный неологизм, продукт 20-го века, хотя само понятие, которое в нем заключено - некое устройство для обучения человека и создания у него определенных навыков, применялось, наверняка, еще на заре цивилизации. При этом в доиндустриальном обществе тренировка осуществлялась, в основном, по принципу - "делай как я".

Тренажеры в современном понимании могли появиться и появились только в индустриальном обществе, когда возникла необходимость массовой подготовки специалистов для работы либо на однотипном оборудовании, либо со схожими рабочими действиями. Но только в последней четверти уходящего века с потрясающе быстрой компьютеризацией мирового сообщества, с созданием сложнейшей техники, эксплуатация которой связана с риском для жизни не только одного человека, возникла целая индустрия - тренажерные технологии.

Тренажерные технологии сегодня - это не только спортивные тренажеры, с которыми в основном связано это понятие в общепринятом восприятии, это сложные комплексы, системы моделирования и симуляции, компьютерные программы и физические модели, специальные методики, создаваемые для того, чтобы подготовить личность к принятию качественных и быстрых решений, что станет весьма серьезной задачей и даже проблемой в 21 веке.

В современных тренажерах и в программах подготовки и обучения, на них основанных, закладываются принципы развития практических навыков с одновременной теоретической подготовкой, т.е. тренажер способен развиваться вместе с обучаемым. Реализация такого подхода стала возможна в связи с бурным развитием и удешевлением электронно-вычислительной техники и прогрессом в области создания машинного зрения, виртуальной реальности и т.п. На базе этих технологий разработаны противоаварийные программы - тренажеры, позволяющие имитировать действия оперативного персонала детально в реальном времени.

Какие бы задачи не стояли перед конкретной тренажерной системой ее разработчики вынуждены иметь дело с общими свойствами человеческого мышления и восприятия, поэтому интересные методы и новые конструктивные решения, выработанные в одной области деятельности, могут с успехом применяться и в других, порой совершенно, казалось бы, далеких по задачам и целям.


16.7. Машинный (компьютерный) эксперимент.

В сегодняшних экономических условиях, когда даже мелкий ремонт грозит превратиться в неразрешимую проблему, цена ошибок оперативного персонала производств со сложным технологическим оборудованием многократно возрастает. Особую важность приобретает качественное обучение и постоянное поддержание квалификации и готовности персонала, его противоаварийные тренировки.

Городские сети являются человеко-машинной системой, где 80% переключений оборудования управляется человеком. В настоящее время проводится телемеханизация распределительных сетей 10 кВ, что позволяет частично автоматизировать переключения и сбор показаний. Распространенное мнение о том, что кардинальное решение проблемы аварий по вине персонала – полная автоматизация, не обоснованная ни с технической, ни с экономической точек зрения. Человек оператор принципиально необходим для управления энергообъектами.

Машинный (компьютерный) эксперимент позволяет не только сформировать моторно-рефлекторные навыки действий в сложных ситуациях, но и наглядно показать физическую сущность протекающих в оборудовании процессов, их взаимную зависимость, а также ряд существенных тонкостей, которым, к сожалению, не всегда придается значение на практике. Компьютерные модели могут также оказать неоценимую помощь при анализе аварий, как с точки зрения накопления статистики, так и путем проведения машинного эксперимента по воспроизведению аварийной ситуации.

Как показывает практика, компьютерная подготовка персонала оказывается наиболее эффективным способом обучения. Ее актуальность признана и в РАО ЕЭС России. Издан приказ № 307 от 2001 года об обязательной разработке противоаварийных программ-тренажеров. Возможности компьютера позволяют рассматривать различные схемы электрических сетей, можно создавать любую аварийную ситуацию на ЛЭП, на подстанциях, в распределительном пункте 10 кВ. Данные программы позволяют существенно уменьшить число аварий по вине персонала.



16.8 Обучение и тренировка оперативного персонала


Целью подготовки оперативного персонала – дать по возможности больше практических знаний и навыков выполнения различных операций на объекте управления посредством так называемых поведенческих тренажеров.

Суть поведенческого тренажера – полностью повторить требуемое поведение персонала в процессе управления.

Главная цель тренажеров – дать оперативному персоналу как можно больше опыта работы с ОУ (объектом управления) в различных ситуациях – фактически сводится к усвоению набора алгоритмов, для которых обычно существуют инструкции. Поэтому для закрепления этих алгоритмов требуется лишь их многократное практическое исполнение.

Алгоритм подготовки оперативного персонала кратко можно представить в следующем виде:


Оперативные

знания

 

Оперативные решения

 

Оперативные

навыки

 

 


Подробный анализ аварий в энергосистемах показывает, что для оперативного персонала характерны два вида отказов:

- неверные «механические» действия (путает ключи управления, забывает один из шагов алгоритма и при этом включает или отключает оборудование);

- неверное понимание ситуации.


16.9 Классификация тренировок


Противоаварийные тренировки должны проводится в оперативных диспетчерских управлениях (ОДУ), в диспетчерских управлениях (ДУ) энергосистем, на электростанциях, в электрических и тепловых сетях.

Диспетчерской в ОДУ считается тренировка, в которой предусматривается участие в ликвидации аварийной ситуации только диспетчеров ОДУ.

В ОДУ проводятся межсистемные и диспетчерские тренировки. Межсистемной считается тренировка, в которой аварийные ситуации являются общими для оборудования нескольких энергосистем и в которой вместе с диспетчером ОДУ участвует непосредственно подчиненный ему персонал не менее трех объектов.

В ДУ проводятся общесистемные и диспетчерские тренировки.

Общесистемной считается тренировка, в которой аварийная ситуация охватывает оборудование определенного участка энергосистемы с расположенными в ней электростанциями, сетевыми предприятиями (районами), подстанциями и другими объектами и в которой вместе с диспетчером энергосистемы участвует непосредственно подчиненный ему оперативный персонал не менее четырех районов.

Диспетчерской в ДУ энергосистемы считается тренировка, которая предусматривает участие в ликвидации аварийной ситуации только диспетчеров энергосистемы.

На электростанциях проводятся общестанционные, блочные и цеховые тренировки.

Общестанционной считается тренировка, в которой аварийная ситуация охватывает оборудование не менее половины имеющихся цехов, связанных единым технологическим процессом производства тепловой и электрической энергии в которой вместе с дежурным инженером электростанции участвует оперативный персонал этих цехов.

Блочной считается тренировка, в которой аварийная ситуация охватывает оборудование одного блока и в которой предусматривается  участие всего оперативного персонала блока.

Цеховой считается тренировка, которая проводится с персоналом одного цеха. Цеховые тренировки могут проводится одновременно с персоналом всей смены или поочередно с персоналом отдельных рабочих мест.

К цеховым тренировкам может привлекаться оперативный персонал другого цеха, оборудование которого связано с оборудованием данного цеха.

В электрических сетях проводятся общесетевые, диспетчерские, районные, участковые, подстанционные тренировки. В тепловых сетях проводятся общественные, диспетчерские, районные тренировки.

Общественной считается тренировка, в которой аварийная ситуация охватывает оборудование определенного участка сети с  расположенными в нем районами (или их частью), подстанциями и другими объектами и в которой вместе с диспетчером сети участвует оперативный персонал не менее четырех объектов или участков.

Диспетчерской в сетях считается тренировка, которая предусматривает участие в ликвидации аварийной ситуации смены диспетчеров электрических сетей (района).

Районной считается тренировка, в которой аварийная ситуация охватывает оборудование одного района и в которой участвует оперативный персонал этого района.

Участковой считается тренировка, в котонной аварийная ситуация охватывает оборудование участка и в которой участвует оперативный персонал, обслуживающий данный участок сети.

Подстанционные тренировки проводятся на подстанциях с постоянным дежурством оперативного персонала.

Рассмотренные виды противоаварийных тренировок разделяются на плановые и внеочередные.

Плановой считается тренировка, которая проводится в соответствии с годовым планом работы с персоналом, утвержденным руководством предприятия.





Для персонала ОДС ОГЭС ОАО «Оренбургэнерго» за 2003 год были разработаны следующие тренировки, представленные в таблице 36.


Таблица 36

Темы тренировок

1

На ТП-174 из-за плохого контакта в наконечнике произошло перекрытие концевой заделки на кабеле отходящей линии.

  (22  действия)


2

На РП-2 вследствие ошибочного действия персонала КЭЧ и отказа устройств РЗА на МВ ф.2-1 произошло отключение МВ ф.Ю-1.

     (50 действий)


3

Аварийное отключение силового трансформатора №1 10 кВ на РП-13 с выбросом масла.

     (35 действий)


4

Из-за обрыва двух фаз ВЛ-10 кВ фид. 48-10 на РП-48 произошло отключение МВ фид.48-10.

     (73 действий)

5

На РП-58 произошел взрыв бака МВ ф.58-1 и возгорание масла при прохождении через него тока КЗ (3).

     (120 действий)


6

На ТП-42 в щите 0,4 кВ произошло перегорание двух фаз предохранителей, вследствие падения ветки дерева и схлеста проводов.

     (26 действий)




Внеочередной считается тренировка, которая проводится сверх плана по специальному распоряжению руководства предприятия в следующих случаях:

- если произошла аварий или отказ в работе по вине персонала;

- при получении неудовлетворительных оценок по итогам плановых тренировок;

- при разборе отдельных аварий по рекомендации противоаварийных циркуляров;

- после отпуска или длительной болезни оперативных работников.

В зависимости от количества участников тренировки делятся на групповые и индивидуальные.

Групповой считается противоаварийная тренировка, проводимая несколькими участниками.

Индивидуальной считается тренировка, которая проводится отдельным оперативным работником.

Индивидуальные тренировки проводятся в следующих случаях:

- с персоналом, впервые допускаемым к самостоятельной оперативной работе после прохождения дублирования на рабочем месте;

- при ошибках, допущенных оперативным персоналом в ходе производства работ, связанных с отключением и включением агрегата механизмов, коммутационной аппаратуры;

- после аварий, происходящих в процессе пуска, остановки или отказа работы оборудования в нормальных режимах;

- при неудовлетворительных оценках, полученных в результате индивидуального контроля и в групповых тренировках, после болезни.

По методу проведения тренировки делятся на:

- тренировки по схемам;

- тренировки с условными действиями персонала;

- тренировки с воздействием на арматуру и выключатели на неработающем оборудовании (находящемся в ремонте или в резерве);

- тренировки с использованием  технических средств обучения персонала;

- комбинированные тренировки.

При разработке этих тренировок использовались тренировки по схемам с использованием технических средств обучения персонала.

Тренировки по схемам проводятся с использованием технологических схем без обозначения действия на рабочих местах и оборудовании, без ограничения времени на выполнение упражнений. В таких тренировках персоналом отрабатываются навыки быстрого принятия правильного решения и отдачи необходимых распоряжений. По такому методу следует проводить тренировки с руководящим дежурным персоналом для усвоения особенностей схемы, ее гибкости и возможностей использования при ликвидации аварий.

Тренировки по схемам позволяют выявить уровень знаний схем, их особенностей и возможностей, а так же определять сработанность персонала смены при получении информации при получении информации и отдачи распоряжений.

Тренировки с использованием технических средств обучения персонала проводятся с применением тренажеров, автоматизированных обучающих систем на базе ПЭВМ, полигонов на базе алгоритмических описаний оперативной деятельности. В таких тренировках персоналом отрабатываются навыки распознавания технологических режимов, поиска причин отказов и нарушений, планирования деятельности по устранению отклонений и нарушений, по обеспечению устойчивой работы оборудования, по формированию профессиональных приемов работы. Преимущества этого метода связаны с возможностью выполнения реальных действий, обрабатывании реакции на изменение режимов работы оборудования в реальном времени, формирования обобщенных оценок качества выполнения тренировок и всех задач, автоматизации протоколирования тренировки.



16.10 Описание алгоритма программы-тренажера

При подготовке к описанию проделывалась работа по сбору информации. То есть подобраны наиболее частые аварийные ситуации.

В данном курсовом проекте  представляю разработанную мной техническую часть 2х программ - тренажеров противоаварийных тренировок, для рассмотрения которых выбраны следующие ситуации:

1.     На РП-58 произошел взрыв бака МВ ф.58-1 и возгорание масла при прохождении через него тока КЗ (3);

2.     На ТП-42 в щите 0,4 кВ произошло перегорание двух фаз предохранителей, вследствие падения ветки дерева и схлеста проводов.



    Описание  пакета программ – тренажеров противоаварийных тренировок:


1.       Назначение – обучение оперативно – диспетчерского персонала навыкам работы при создавшихся аварийных ситуациях, отшлифовки действий до автоматизма и выработка реакции на изменение ситуации в реальном времени.


2.       Категории подготавливаемого персонала – оперативно - диспетчерский персонал, руководящий состав ДСУ.


3.       Этапы подготовки, на которых может быть использована программа - тренажер - на  этапах проведения подготовки: начальная подготовка, подготовка на оперативную должность, спец. подготовка (поддержание квалификации оперативного персонала), переподготовка на новую должность, квалификационные проверки знаний, соревнования и конкурсы профессионального мастерства.


4.       Функциональные нормы годности моделей управления тренажеров.

            Построение модели базируется на основе математического описания физических процессов, происходящих в реальном времени для оперативно – диспетчерского персонала Оренбургских городских электрических сетей.  Определение параметров имитирующих моделей электрических схем производилось на основе реальных экспериментальных данных, опираясь на технологические характеристики оборудования.


             Ошибки в управлении тренажера в ходе тренировочного процесса сопровождаются выдачей соответствующих сообщений обучаемому и инструктору.



            Обеспечивается достаточная точность модели участка сети – отклонение в поведении моделирующих  параметров  от проведения реальных параметров настолько мало, что практически не различаются обучаемыми  и допускаются экспертами при приемке тренажера.



5.   Функциональные возможности, предоставляемые персоналу – выбор:      

- графическое представление изменений параметров в ПСП;

       - режима работы: обучение (самоподготовка), экзамен (контроль), демо-версия;                                                                  

                                                      

6.   Функциональные возможности, предоставляемые инструктору:                           

             Возможность подготовки сценариев тренировок в виде:

-  экзамена;

-  обучения;

      -  задание последовательности отрабатываемых в тренировке возмущений (демоверсия).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.